Дорогие друзья!
16 апреля состоится 100-ый (!) спектакль «Ночь Гельвера» И.Вилквиста в постановке А.Баргмана. Спектакль получил огромный резонанс у петербуржцев и гостей города. Играется он в малом пространстве (всего на 40 зрителей), билеты выкупают заранее.
Спектакль Александра Баргмана, безусловно, не развлекательное зрелище для тех, кто приходит в театр «отдохнуть и посмеяться». Это больной спектакль, к сожалению, и «про сегодня»…
Хотя «Ночь Гельвера» и отсылает нас к 1930-м годам, тем не менее, всплеск национализма, нетерпимость к любой «инакости» делают эту пьесу актуальной. Что может быть опаснее и страшнее управляемой агрессивной толпы? Сегодня легально действуют фашистские молодёжные формирования, работают лагеря для подготовки боевиков-скинхедов, проходят несанкционированные митинги экстремистски настроенных националистических партий… Люди забывают, что они – люди…
Ночь Гельвера» — исследование драмы двух людей: еще молодой женщины и отстающего в развитии 30-летнего парня, которого она взяла на воспитание. Он видит мир глазами маленького ребенка, любит играть в солдатики и с непосредственностью пересказывает страшные события, которые происходят на улице. А она, потеряв всё и увидев Гельвера на больничной скамейке, прочла в его глазах надежду на то, что всё изменится…
Озверевшая толпа молодчиков так и останется за сценой. Но именно эта бушующая стихия будет незримо управлять мыслями, словами и поступками героини. Чтобы спасти Гельвера от «ликвидаторов», ратующих за чистоту расы, убивающих инвалидов и «нечистых», Карла примет страшное решение…
Александр Баргман (накануне премьеры)
Пьеса бескомпромиссная, и спектакль – не надо строить иллюзий – будет трудным, тяжелым для восприятия. И я не собираюсь его делать «удобным» – было бы глупо и странно. Хотелось бы сделать его достоверным. И этой достоверностью, думаю, будет зрителю нанесен некий удар. Но я хочу, чтобы со временем спектакль нашел своего зрителя. Он будет его долго искать. И я все равно уверен, что пьеса про «свет»: должна возникнуть тоска по любимым глазам, по рукам, по теплу, по тишине, по отсутствию какого-то яркого света, любимой музыке, молчанию. По тому, что «между» ярких событий, действий, по тому, чем хочется дорожить. Истина не нова, но это так….