26 октября театр им.В.Ф.Комиссаржевской отмечает день памяти Рубена Агамирзяна — замечательного педагога, уникального Мастера, заведующего кафедрой актерского мастерства ЛГИТМиКа, профессора, народного артиста СССР и РСФСР, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, руководителя театра им.В.Ф.Комиссаржевской с 1966 по 1991 гг.

25 лет он руководил Театром им.В.Ф.Комиссаржевской, и вот уже 25 лет, как его не стало, но до сих пор театр хранит память об «эпохе Агамирзяна».
Ученик Леонида Вивьена, он проделал непростой путь к профессии. Агамирзян родился в грузинском Тбилиси, где прошёл и первые театральные «университеты». Воевал. После играл и делал спектакли в молдавской Русской драме в Кишинёве, и приехал в Ленинград учиться в театральном институте лишь в конце 40-х годов. Первые его значительные работы появились под крышей Театра драмы им. А.С. Пушкина (Александрийского), которым руководил в те годы Вивьен. Затем был короткий период БДТ им. М. Горького, а после, 1966 года — уже только Комиссаржевка. Со временем к двум профессиональным ипостасям прибавилась третья — педагог. У блистательного педагога Б. Зона чутко воспринял уроки требовательной доброты. Его первый набор на курс – это такие студенты, как Юрий Родионов, Алиса Фрейндлих. У него учились Елена Сафонова, Ольга Самошина, Александр Галибин, Константин Воробьев, Андрей Ургант. Строгие нравственные принципы пригодились в самостоятельной «педагогической поэме». Как и Зон, он выпустил десять актерских и режиссерских курсов. Р. Агамирзян сумел создать правильный театральный организм студийного типа: «школа-театр-школа». Его студенты выходили на сцену с самых первых курсов. У него была самая молодая труппа – из 50 актеров – 24 – его ученики. До сих пор в театре им.В.Ф.Комиссаржевской работают 9 его учеников с четырех выпусков. Это народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Александр Вонтов, Анатолий Горин, Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Наталья Четверикова, Елена Симонова, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов.
Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединяя в труппе актёров разных поколений. Его союзниками и сотворцами в театре им.В.Ф.Комиссаржевской стали актеры, которым посчастливилось с ним работать: народные артисты России Борис Соколов, Иван Краско, Тамара Абросимова, Галина Короткевич, Ефим Каменецкий, заслуженные артисты России Наталья Орлова, Валентина Панина, Анатолий Худолеев.
На афише были имена Михаила Булгакова, Василя Быкова, Нодара Думбадзе, Иона Друцэ, Михайла Шатрова… На сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской состоялся дебют драматурга Григория Горина «…забыть Герострата!», возникла знаменитая постановка трилогии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис», которая стала таким же символом театра, как «Чайка» МХАТа. Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве.
По воспоминаниям тех, кто работал с Агамирзяном, Рубен Сергеевич был человеком восточным, резким, но с потрясающим чувством юмора, работать с ним было иногда нелегко, но очень интересно. Каждого в своём театре он знал и оберегал от напастей, всегда у него был чёткий творческий план на будущее. «Если ты пришёл в театр, ты должен полностью отдавать себя ему», — говорил он своим ученикам, и сам жил согласно этому завету.
Мастер поставил свыше ста спектаклей в театрах Москвы, Минска, Праги, Будапешта, Хельсинки и др., из них на сцене театра им. Комиссаржевской — 51 спектакль.
Он правил свое ремесло с такими знаковыми, эпохальными личностями, как Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов, Леонид Вивьен.
«Счастлив человек, которого смерть застала за любимым занятием». Король Георг из горинской пьесы «Кин IV» признавался, что больше всего любил театр и готов умереть в ложе. Агамирзян, поставивший за 25 лет работы в своем театре почти все пьесы Григория Горина, умер именно так — сидя в театральной ложе на своем спектакле «Дни Турбиных».
Последующие 25 лет театром руководит Виктор Новиков, бывший при Р.Агамирзяне уникальным заведующим литературной частью. Вместе с труппой, з.д.искусств России Виктор Новиков сохраняет атмосферу, дух и традиции театра Р.Агамирзяна.
В Малом фойе Театра им. В. Ф. Комиссаржевской можно увидеть мемориальную доску, сделанную в знак почтения комиссаржевцев перед своим Мастером.
«18 января 1966 года начальник Управления культуры Ленгорисполкома А. Я. Витоль представил меня коллективу Ленинградского государственного драматического театра им В. Ф. Комиссаржевской. Начался новый отрезок жизни…» — так писал Рубен Сергеевич Агамирзян о своем приходе в театр, который в самое короткое время сделал теплым домом с уникальной атмосферой. Это был ленинградский вариант «Современника». «Отрезок жизни» оказался бесконечным, ибо со смертью легендарного худрука не закончился сам театр, который в лучшие годы гремел по всей стране. Все приходит «на круги своя». Структура театра, действительно, была идеальная. Потому-то и после ухода из жизни Мастера театральный организм, как хорошие часы, продолжает работать, правильно показывая время.

26 октября у Театра им. Комиссаржевской — день памяти Мастера. По традиции коллектив посещает могилу Агамирзяна на Литераторских мостках…

О Рубене Агамирзяне:

Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:
В нашем театре память о Рубене Агамирзяне свято хранится и передается всем, кто приходит сюда работать. Еще есть люди, которые работали с ним, помнят его. Когда-то, в свои 60 с лишним лет, он нам казался пожилым человеком, а сегодня у нас много людей этого возраста, и он уже не кажется «пожилым»… Мы в нашем театре ценим и уважаем Рубена Сергеевича, так как в жизни каждого из нас он сыграл определенную роль. Его нет уже 25 лет, но мы по-прежнему помним, сверяем свои поступки с тем, как он поступил бы в той или иной ситуации. В театре висит его портрет и фотографии спектаклей, которые он поставил. Рубен Сергеевич присутствует в наших разговорах и остается очень важным персонажем в жизни нашего театра.

Народный артист России, режиссер АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН:
«Рубен Сергеевич умел создать такую атмосферу – рабочую и доверительную между студентами и между Мастером и учениками, что ты трудился по-настоящему. Выкладывался на сто процентов. Атмосфера на нашем курсе была чистой и по отношению друг к другу и по отношению с Мастером. Это не значит, что мы позволяли себе какие-то фамильярности. Была четкая дистанция между мастером и учениками. По крайней мере, я всегда чувствовал мощную опеку. Уходят старики, и мы теряем связующую нить. Рубен Сергеевич относился к тому поколению мастеров, у которых была система. Дай Бог здоровья Петрову, он до сих пор выпускает толковых учеников. Старые мастера, которые умели это делать, передавали это из рук в руки, как это называл Рубен Сергеевич, ремесло. В этом слове нет ничего пугающего. Ремесло актера дается человеку для того, чтобы дальше самостоятельно развивать в себе такое, что позволило бы сделать следующий жизненный шаг в театре, кино, на эстраде в творчестве. Отдавая себя творчеству, ты отдаешь себя миру.» (А. Галибин об Р.С. Агамирзяне

Заслуженная артистка России НАТАЛЬЯ ОРЛОВА:
Агамирзян был уникальным человеком, очень образованным, культурным, хорошо разбирался в литературе. Мы не должны были предавать ни театр, ни друг друга. Он умел скрепить, соединить нас и не позволял разрастаться конфликтам. И у него было такое кредо: он считал, что все артисты должны быть заняты, что подтверждают массовые сцены в его спектаклях. Мы всегда чувствовали его отношение: во-первых, заинтересованность, во-вторых, что-то отеческое. Если что-то происходило в семье или за кулисами, он об этом знал и вызывал тебя на разговор, не то, чтобы вмешиваясь, а принимая участие, и был жутко горд, когда у него это получалось. Он нас оберегал, а мы были его птенцами. Если он обижал, то всегда это видел и мог извиниться. Он был человеком восточным, резким, но с потрясающим чувством юмора, поэтому в творческом плане с ним было легко и очень интересно работать. Я жалею об одном: что не сказала при его жизни того, что я к нему чувствую, и была скупа на добрые слова, на слова благодарности.

Заслуженная артистка России ТАТЬЯНА САМАРИНА:
Слово «учитель», в разговоре о Рубене Сергеевиче, наверное, включает все: заботу о нас, о нашей творческой и человеческой жизни. Ему было важно, какими людьми мы вырастаем. Он заботился о том, чтобы мы играли разные роли, и был очень неравнодушен к нашей личной судьбе, чтил преданность театру и старался воспитать это в нас. Это была спина, которая нас поддерживала и защищала, мы привыкли к этому и даже были слегка избалованы. Когда его не стало, казалось, что мы никому не нужны, никто нами не занимается и не заботится о нас. И мы заново учились жить без поддержки. В театре для него были важны драматургия, ансамблевое существование, партнерские взаимоотношения и, конечно же, зритель.

Заслуженный артист России АЛЕКСАНДР ВОНТОВ:
Театр, который мы имеем на сегодняшний день – это театр Рубена Сергеевича Агамирзяна. Он создал его и это его детище. Он учил нас, артистов, оставлять свои проблемы за дверью, потому что зрителя не интересует, что происходит в нашей жизни, его интересует то, что мы ему показываем. Агамирзян учил, что, если ты в театре, то он для тебя главное. Как только ты в него вошел, для тебя не должно больше существовать ничего кроме сцены и публики, для которой ты работаешь. Все должно делаться для зрителя. Для Рубена Сергеевича это было основным принципом в отношении к театру.

Заслуженная артистка России НАТАЛЬЯ ЧЕТВЕРИКОВА:
Для меня Рубен Сергеевич определил жизнь как верность самой себе. Когда в моей жизни возникает какая-нибудь проблема, то я мысленно обращаюсь к Рубену Сергеевичу, к тому, чему он учил. Вспоминая его мысли, учение, требования, находишь ответы даже на самые сложные вопросы. Он призывал нас к тому что, если театр, в котором ты работаешь, близок и дорог тебе, то его нельзя менять. Он по-доброму относился к актерам и, что очень важно, следил за развитием актерского диапазона, не держал актера в одном амплуа, учил серьезно и ответственно относиться к работе. Играли ведь не только большие роли, но и эпизоды, которые в процессе работы становились праздником. Агамирзян научил нас не бояться трудностей. Для меня институт, каждая встреча с Мастером, каждый его урок были как великая благость и подарок судьбы.

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской КОНСТАНТИН ДЕМИДОВ:
В театре им. Комиссаржевской совершенно уникальная труппа: в ней 4 поколения артистов, воспитанных Агамирзяном. Мастера нет уже 25 лет, а его театр жив той эстетикой, той семейностью и «шкалой» ценностей, которым он нас учил. Он относился к театру как к месту, где можно приподняться над бытовой, рутинной жизнью и получить духовную пищу для размышлений о своей жизни. Рубен Сергеевич говорил, что актерская профессия подразумевает ответственность перед зрителем: он приходит в зал, мы забираем у него три часа жизни и несем ответственность за то, чтобы он не просто «пробалбесничал» эти три часа, а задумался о каких-то важных для себя моментах. Для Рубена Сергеевича драматический театр был местом, которое давало возможность человеку оставаться человеком. Он был не только колоссальным профессионалом в режиссуре и в педагогике и художником. Поставив трилогию о царях, он затронул несколько объемных тем: отношения человека и власти, отношения поколений, вопрос веры. Тогда театр мог в образной форме сказать то, что нельзя было сказать в жизни, а театр всегда был для Рубена Сергеевича кафедрой.

Заслуженная артистка России ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА:
Для меня Рубен Сергеевич Агамирзян – человек, фамилия которого есть мир и этот мир с годами все больше и больше. Часто вспоминается его юмор. Именно через настрой, юмор, доброту он все и передавал. Он любил говорить: «Играйте быстро и весело» или «всегда через улыбку». В театре, полном учениками Агамирзяна, каждый имел свою нишу. Мастер знал способности актеров и всегда давал возможность их проявлять, каждому давал шанс и смотрел, кто и как с ним справляется… Товстоногов говорил: «Актер играет роль в спектакле, хороший актер играет сверхзадачу, а гениальный актер играет тему». Мне кажется, в театре у Агамирзяна была своя тема: тема жизни.

Народный артист России БОРИС СОКОЛОВ:
Рубен Сергеевич Агамирзян принадлежал и принадлежит к тому счастливому и, к сожалению, уже ушедшему времени, когда театр определяли такие люди как Эфрос, Товстоногов, Ефремов в «Современнике». Я считаю это время расцветом театра. Не БДТ или театра им. Комиссаржевской в частности, а всего театра. Он был человеком своего времени. В театре всегда шло большое количество спектаклей о войне. Агамирзяну было, что сказать по этой теме и он говорил.. Рубен Сергеевич интересовался именно театром им. Комиссаржевской и делал все, как ему казалось, для того, чтобы этот театр был впереди. Он был режиссером и личностью, каких сейчас нет. Пусть земля ему будет пухом.

Лев ГИТЕЛЬМАН, академик, педагог, доктор искусствоведения:
«Потрясающее впечатление оставил в моей душе спектакль Рубена Сергеевича по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Святая святых». В нем так страстно противопоставлялись жестокости и равнодушию окружающего любовь и сострадание ко всему живому, незащищенная бескорыстная доброта, воплощением которых был образ главного героя — Кэлина Абабия, созданный Борисом Соколовым.
Не могу не вспомнить замечательную постановку «Колымы» Игнатия Дворецкого — об узниках ГУЛАГа. Рубен Сергеевич показал ее в пору, когда подобные сюжеты на театральных подмостках если не запрещались впрямую, то были весьма нежелательны. А «Дни Турбиных» Михаила Булгакова! Интерес к глобальным проблемам бытия побудил Рубена Сергеевича обратиться не к традиционному мхатовскому тексту, а к авторской рукописи, отвергнутой в свое время Художественным театром, в котором срез действительности был более широким. Спектакль комиссаржевцев сначала шел два вечера подряд (для тех лет в новинку!), а потом в течение одного вечера, но почти пять часов! Человек, как и во многих других спектаклях Агамирзяна, представал здесь в трагических обстоятельствах истории. Тщательно исследовалась психология прекрасных русских людей, оказавшихся в эпицентре событий Гражданской войны и не утративших в самые мучительные, переломные дни своей жизни верность естественным и святым чувствам — любви, дружбе, чести, преданности Родине. В спектакле Рубена Сергеевича была столь трудно достижимая булгаковская атмосфера, прекрасный актерский ансамбль. Среди его участников невозможно не назвать Татьяну Самарину, Станислава Ландграфа, Георгия Корольчука, Владимира Дегтяря, Бориса Соколова, Михаила Матвеева, Ефима Каменецкого.
И последний спектакль Рубена Сергеевича Агамирзяна связан с именем Булгакова, его комической мольерианой «Полоумный Журден». Веселая, озорная игра (комедийный ансамбль был тут безупречен!) обрамлялась здесь грустным раздумьем о нелегких судьбах актеров и всех, кто отдал себя служению театру. Было нечто знаменательное в таком звучании спектакля — последнего, увидевшего свет рампы при жизни его создателя («Дневник Анны Франк», с талантливейшей Татьяной Кузнецовой в главной роли, который Рубен Сергеевич начал репетировать, вышел на сцену после его кончины). И как символично, что смерть настигла Рубена Сергеевича в ложе его театра, когда он с женой и маленьким внуком смотрел представление «Дней Турбиных» (опять Булгаков!).
Театр — жестокое искусство. Уходят из жизни творцы, и часто вместе с ними уходят в небытие и их творения. Но память о них жива. Ибо целые поколения воспитывались на их созданиях. Сценические произведения Рубена Сергеевича Агамирзяна оказали несомненное влияние на многих из нас. Низкий ему поклон!