ИТОГИ УХОДЯЩЕГО СЕЗОНА И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

 Художественный руководитель театра Виктор Новиков:

Начинается следующий сезон приходом главного режиссера Леонида Алимова. Это очень важное событие всегда в жизни театра. Он начал у нас с постановки юбилея театра, которому исполнилось в октябре 2018 года 75 лет. Это была серьезная работа Алимова, благодаря которой он сразу же познакомился с труппой, завоевал творческое уважение и у актеров, и у многих цехов в театре. Мы обсудили с ним ряд названий и остановили свой выбор на «Докторе Живаго» Б.Пастернака. Мы не будем обсуждать этот спектакль, он только начинает свою жизнь. После выпуска спектакля мы пригласили Леонида Алимова на пост главного режиссера Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Мы получили приглашение из Китая показать «Доктора Живаго» на сцене знаменитого Пекинского национального театра.

В 76 сезоне была осуществлена постановка Григория Дитятковского «Мизантроп», которая выдвинута на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в пяти номинациях. И спектакль пользуется большим успехом. Это вторая постановка Григория Дитятковского в нашем театре после прошлогоднего спектакля «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого. Автор приезжал на спектакль и был невероятно рад и горд, что спектакль ему понравился. С этим спектаклем мы гастролировали в Москве на сцене Ленкома, имели огромный успех у зрителя, было много положительных рецензий и была очень хорошая интеллигентная публика. Мы были счастливы, что театр был высоко оценен, и получили приглашение и в следующем году привезти новые спектакли на прославленную сцену Ленкома. Но для этого нужны только деньги. Надеюсь, что мы обнаружим необходимые средства для нашей поездки.

Что касается еще одной премьеры «Гамлет quest» в постановке Романа Смирнова — он должен «устояться» — жанр достаточно сложный, и спектакль длинноват. Мы сговорились с режиссером, что он сделает сокращения, и спектакль найдет своего зрителя. Следующим летом мы планируем поехать с этой постановкой на Шекспировский фестиваль в Охрид (Македонию) к нашим давним друзьям. Это наше место намоленное, и новая встреча для нас и для них очень важна.

В следующем сезоне зритель увидит новые постановки режиссеров А.Баргмана, Г.Дитятковского, Л.Алимова. Эти три режиссера, как мне кажется, будут определять сегодняшнюю жизнь театра.

В этом сезоне мы предполагаем к постановке спектакли по произведениям А. Солженицына, С.Альтова. В конце прошлого сезона свою первую пьесу предложил нам Семен Альтов. Сегодня мы размышляем, кто будет осуществлять эту остроумную комедию.

В этом году в приоритете у нас были поездки по России: мы съездили на фестиваль «Михайловское-2018» в Пушкинские горы со спектаклем «В одном департаменте…» (это было приглашение учредителя этого фестиваля Владимира Рецептора), где получили хорошие отзывы; на XI Международный фестиваль современной драматургии им.А.Вампилова в Иркутск со спектаклем «Прошлым летом в Чулимске».

Мы отметили 75-летие театра, творческие и жизненные юбилеи заслуженных артистов России Татьяны Кузнецовой и Валентины Паниной, народного артиста России Ефима Каменецкого, в день 95-летия Рубена Агамирзяна почтили его память; отметили юбилеи спектаклей «Ночь Гельвера», «Доходное место», «Прикинь, что ты – Бог»; поздравили народного артиста России Ивана Краско, ставшего лауреатом национальной театральной премии России «Золотая Маска»  и получившего специальную премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

В 76 сезоне были награждены участники концертной бригады 1988 года в Афганистане.

Также в этом сезоне в нашем театре начали работать временные выставки, посвященные событиям и жизни нашего театра. Это были: выставка театрального художника Владимира Фирера и других знаменитых театральных художников, работавших в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, выставка «Актрисы» фотохудожника Сергея Сирина; I ежегодная весенняя выставка детского рисунка, посвященная впечатлениям детей от театра и спектаклям «Холодное сердце», «Двенадцать месяцев», выставка фотографий с репетиции Олега Стефанцова к премьере «Гамлет QUEST». Также нас порадовала Театральная библиотека и сделала нам выставку к юбилею театра.

В конце сезона мы приняли в труппу несколько новых молодых артистов, которые учились в Театральной Академии в Мастерской з.а.России Сергея Бызгу. Это очень полезно и важно, что в театре появляются молодые. Для меня крайне важно, чтобы зритель приходил в театр, и я очень серьезно отношусь к спектаклям и на малой, и на большой сцене.

Я понимаю, что сегодня очень трудно живется актерам, которые получают мизерные зарплаты. Да, они выбирают эту профессию и выбрали ее, сами несут этот крест. Поэтому они получают удовольствие от работы, но хотелось бы, чтобы они получали и удовлетворение финансовое.

И для нас очень важно, несмотря на катастрофическую нехватку денег, чтобы в театре сохранялась творческая атмосфера, которая для всех нас очень важна. А по большому счету, хотелось бы, чтобы мы имели возможность выпускать новые спектакли и чтобы все были здоровы.

 

Главный режиссер театра Леонид Алимов:

Когда мне сделали предложение занять пост главного режиссера, я, конечно, растерялся, но если бы у меня за плечами был только спектакль «Доктор Живаго», я бы растерялся сильнее. А то, что я вместе с коллективом готовил большой творческий вечер, где мы могли репетировать, беседовать, учить вместе песни, танцы, стихи, где совершался, на самом деле, процесс познавания друг друга, — это придало мне уверенность. Мне открылась с самой хорошей стороны труппа и весь театр, во всем объеме.

И несмотря на разницу возрастов, темпераментов, опыта  пока нет ни одной точки, где бы мы столкнулись в противостоянии с директором и художественным руководителем. Здесь, в этом театре есть всё – талантливые люди, творческие ресурсы, энергия и желание. И, как мне кажется, я чувствую от многих поддержку.

Самое главное то, что я познакомился со всем театром – со службами, с людьми театра – с теми, кто непосредственно театр этот делает. Это же не только артисты – честь им и хвала! — которые выходят на сцену. Но театр — это невероятно сложный организм. И мне кажется, мы какую-то общую волну сейчас одолеваем. Все хотят перемен, полных залов, все хотят, чтобы зритель вернулся, чтобы о театре заговорили. И это все можно сделать, это реально.

За эти три месяца я, во-первых, посмотрел весь репертуар (у меня осталось только два спектакля неувиденных) и общую картину представляю. От чего-то придется отказываться, что-то будем менять. Главное сейчас – это сделать новый корпус спектаклей,  — это самое сложное, — чтобы это было наше единое художественно-эстетическое пространство. Необходимо наладить внутренние связи.

Репертуар достаточно разношерстный. Есть корпус ведущих спектаклей – работы   Александра Морфова, даже самые старые в отличной форме ; спектакли Александра Баргмана, спектакли Григория Исааковича Дитятковского и несколько примкнувших к ним очень профессиональных спектаклей, есть замечательные спектакли на малой сцене театра, — они  и составляют костяк репертуара. А дальше начинаются проблемы: видно, что какой-то спектакль поставлен совсем случайным человеком, какой-то спектакль уже совсем старенький и его невозможно играть, но его любят зрители… И тут возникает вечная дилемма – с художественной точки зрения его уже играть нельзя – просто в силу устаревания материала драматургического, сценографического, — а  зрители любят, идут, и это вечная проблема выбора: сложно отказаться от зрителя и не хочется планку опускать. Тем не менее, выбор делать надо, но постепенно.

Стратегически я уверен – как любой большой артист и просто артист растет на больших ролях – без этого невозможна эволюция артиста – так невозможна эволюция труппы без большой литературы. Я глубоко в этом убежден. И пример моих учителей, старших товарищей и лучших театров страны убеждают меня в этом. Есть большая литература – будут на основании этой литературы большие – если и неудачи, то серьезные, , но если уж победы будут, то тоже-  большие. Труппа должна расти на большой литературе. И тогда ставятся совершенно другие задачи. Поэтому, несмотря на разные отзывы в прессе, я внутренне  точно знаю, что спектакль «Доктор Живаго» —  большая победа для коллектива, для той группы людей, с которыми мы делали спектакль.

Сейчас мне надо максимально занять весь актерский состав — в одной, в другой, в третьей работе…  У меня, конечно, есть уже какие-то свои симпатии: кого-то из актеров «Доктора Живаго» я бы хотел пригласить, к примеру, в работу «Матренин  двор » по Солженицыну. Но не буду этого делать принципиально. А в последующей моей работе «Обломов» будет следующая, третья группа актеров занята.  Я хочу со всеми попробовать поработать,  присмотреться. Итак, я уже рассказал вам про свои планы. Кроме этого, над новым спектаклем будет у нас работать  Григорий Дитятковский, который абсолютно в русле наших идей и пожеланий находится. С названием он пока не определился, но посмотрел наших новых молодых артистов( вот , кстати, что мы еще сделали за эти три месяца, взяли в театр совсем молодых актеров) – выпускников курса Сергея Бызгу, — и очень обрадовался, сказал, что прекрасно обученные ребята, можно с ними работать и смело брать в новую постановку.

На малой сцене у нас предполагается спектакль Олега Куликова по пьесе известного французского драматурга Э.-Э.Шмитта. В главных ролях Тамара Абросимова и Евгений Иванов. С одной стороны, Шмитт- наш современник, но, в то же время, его уже  считают, и небезосновательно, классиком.

Я очень хочу, чтобы в театре шли современные пьесы. Сейчас в репертуаре есть спектакли по произведениям Я.Пулинович, К.Бизё, М.Жванецкого, Р.Харвуда, Э.Кинтеро, И.Вилквиста, М.Вишнека, В.Красногорова,  недавно ушедшей из жизни Ю.Вознесенской.

Еще один спектакль мы хотим сделать по пьесе Семена Альтова. Ищем режиссера. А к Новому году( тьфу-тьфу)  в наших планах большой музыкально-поэтический спектакль, спектакль-ревю. И есть огромное желание  – сделать театрализованную экскурсию по театру для взрослой публики и для детей.

Еще я надеюсь, что у нас вскоре появится спектакль по еще одной  пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» — специально для великолепных актеров Валентины Паниной и Георгия Корольчука, там есть замечательные роли еще для двух пожилых актрис, есть роли внуков, детей… Это настоящая русская пьеса с моей любимой не прекращающей волновать меня темой – темой русской женщины. Русская женщина – как спасительница, как надежда, как основа основ этой страны. Русская женщина – мать, подруга – это можно перечислять бесконечно.

Очень хочу, чтобы спектакли финансировались, чтобы они выходили вовремя, чтобы качество этих спектаклей благодаря нашим общим стараниям соответствовало бы уровню театра. Знаю, что театр  наш замечательный, с прекрасным прошлым, непростым настоящим, но уверен – блестящим будущим. Я понимаю, что по мановению волшебной палочки и за одну секунду ничего не случается,  строительство любого театра – долгий путь, а тут, слава богу, никакие не разруха, не руины, а вполне себе действующий академический театр в центре Петербурга. Да, понятно, есть проблемы, как в любом театре: надо выровнять репертуар, надо привести его к общему знаменателю, надо почистить спектакли, надо взбодрить труппу и так далее, и так далее. Мне хочется, чтобы у всех хватило сил, и чтобы главное художественный уровень отвечал нашим высоким требованиям и внутренним устремлениям. Работать, работать и работать.

Очень хочу, чтобы спектакли финансировались, чтобы они выходили вовремя, чтобы качество этих спектаклей благодаря нашим общим стараниям соответствовало бы уровню театра. Я уверен, что театр замечательный, с прекрасным прошлым, непростым настоящим, но надеюсь – блестящим будущим. Я понимаю, что по моей палочке волшебной не получается, строительство любого театра – долгий путь, а тут, слава богу, никакие не разруха, не руины, а вполне себе действующий академический театр в центре Петербурга. Да, понятно, есть проблемы, как в любом театре: надо выровнять репертуар, надо привести его к общему знаменателю, надо почистить спектакли, надо взбодрить труппу и так далее, и так далее. Мне хочется, чтобы у всех хватило сил, и чтобы главное художественный уровень отвечал нашим высоким требованиям и внутренним устремлениям. Работать, работать и работать.