Главный режиссер Александр Баргман о первом сезоне в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской
Итоги сезона:
Этот прошедший сезон мне кажется взлетным и энергичным. Возникло явное творческое ускорение, которое Театр сам себе задал, и, порой, едва успевал за своим темпом – и слава Богу! Четыре премьеры на Большой сцене и одна на Малой – для Театра и, особенно, для актеров — это повод держать себя в верном рабочем и творческом состоянии. Мне этот сезон нравится по многим причинам. У нас появился некий спектр — «радуга» предложений, в виде спектаклей. Репертуар стал «многофункциональным», что важно и для зрителей, и для Театра — чтобы ориентироваться в интересах публики для составления дальнейших планов. В Театре им. Комиссаржевской на протяжении всей его истории как-то удачно сочетались спектакли с некой гражданской, социальной направленностью – спектакли, исследующие время, историю и, главное, людей в течении времен и событий. Также ставились любимые публикой яркие, зрелищные, в правильном смысле «театральные» представления. Думаю, что эти исторические черты Театра нужно бережно хранить и развивать. Что мы, кстати, в прошедшем сезоне пытались делать. Но это не значит, что стоит себя жестко ограничивать – становиться лишь назидательными или бульварно-яркими, «ничто человеческое не должно быть чуждо»… Надо искать, привлекать зрителя, одновременно изучая его и приучая к Нашему тону театрального разговора. Мы продолжаем «взрыхлять почву»…
О премьерах 73-го театрального сезона:
Спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» мы поностальгировали по советским временам. Я именно этого и хотел – сермяги, почвы, плотности, хотел сочетания трагизма и вампиловского юмора, — и это получилось. Я этот спектакль очень люблю. Спасибо замечательному режиссеру – сибиряку – моему другу Сергею Николаевичу Афанасьеву.
Мы создали серьезный спектакль для детей — юношества и семейного просмотра «Холодное сердце» по сказке В.Гауфа. Когда я приглашал Светлану Иванову-Сергееву, то хотел, чтобы на «Холодное сердце» стали ходить дети от 10 лет – категория зрителей, почти не заглядывающая в театр. Ожидания, к счастью, оправдались, и спектакль, на мой взгляд, получился умным, стильным, по-европейски холодным, но внутри горячим, как сердце.
Затем, в недрах нашего театрального творческого коллектива была взращена сама собой, а затем вспорхнула яркой жар-птицей на небосклон Питерской режиссуры Маргарита Бычкова, совершенно феерической энергии, необузданного творческого горения женщина, которая вместе с артистами и постановочной бригадой создала и выпустила спектакль «Театр» по мотивам романа Моэма с прекрасной Татьяной Кузнецовой в главной роли. Зрители, а особенно, зрительницы, с трепетом и нежностью воспринимают спектакль, «голосуют» билетами, а мы и рады.
Спектакль «Бесконечный апрель». Счастлив, что Иван Латышев стал сотрудничать с нашим театром, а главное, что у нас появился спектакль, который, как я и говорил выше, продолжает некую традицию Театра им.В.Ф.Комиссаржевской хроники семейной жизни на сцене. Эта пьеса, по-моему, замечательная, посвященная Ленинграду, ленинградцам появилась в нашем городе впервые (хотя идет уже по всей России). Ефим Александрович Каменецкий как будто создан для главной роли. Здорово, что они с Иваном Латышевым нашли контакт, точки соприкосновения мировоззренческие и творческие, сочинили спектакль, издающий нежную щемящую ноту про ушедшее невосстановимое время, про наступление нового, порой беспощадно зачеркивающее прежнее.
Вы спрашиваете, будет ли на этот спектакль ходить молодежь? Думаю, что нет. А если будет, то особенная какая-то молодежь – та, которая знает, имена Андрея Битова, Якова Гордина, Александра Гениса, Петра Вайля…. В тот единственный день, когда работал музей Бродского, я увидел километровую очередь во двор дома Мурузи – это, в основном, были молодые люди, с мыслящими и светлыми глазами, — и был счастлив. Вот таким молодым людям спектакль может быть интересен…
С режиссером нашей финальной премьеры «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эникё Эсени меня познакомил наш директор, Вадим Игоревич Зайцев, который давно ее знает, смотрел ее спектакли и давно хотел пригласить в наш театр. Приехав в Венгрию на переговоры, я посмотрел ее спектакль «Оклахома» по пьесе «Август. Графство Осейдж». Это один из лучших спектаклей, которые я вообще видел… Будапештский театр Комедии, которым руководит Эникё, работает на двух площадках без выходных, и каждый день у них аншлаги. И это не случайно, потому что Эникё Эсени, будучи фантастической актрисой – звездой венгерской сцены — невероятно талантливый режиссер, работающий документально, клеточно с артистами. И ее присутствие, ее опыт был нам нужен и с точки зрения требовательности к службам, к театру. Были нужны ее креативность, подача материала, новый способ работы с артистами, новый взгляд на восприятие режиссера – человека, который отвечает за спектакль! Это был непростой для театра выпуск, но полезный. С точки зрения жесткого и требовательного подхода Эникё не только к репетициям, но и ко всей структуре театра – театра, который должен поддерживать живой художественный поиск всей команды, создающей спектакль. Невозможно всё придумать «на берегу», и я сам, как режиссер, это понимаю: нужно обязательно оставлять воздушный коридор для сочинения, что не всегда получается. Эникё многому научила… Счастье, что с Эникё работал наш замечательный Главный художник театра Анвар Гумаров, который всерьез владеет, помимо художественной составляющей, технологией создания декораций – инженерно и фактурно. Их тандем оказался очень правильным, потому что и в той, и в другом есть художественная позиция, жесткость. При этом они друг другу и себе давали право на поиск.
Несмотря на общий поэтический тон, ее спектакли очень «киношные». Там нет псевдо-театрального существования. Она всё это убирает, уничтожает — эти «усики», проросшие в артистах из уже пройденного: из того спектакля, из другого… Она – против удобной подачи, удобного существования. На сцене не может быть удобно! И наш спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» получился резким, необычным, не очень удобным — настоящим.
Таким образом, в прошедшем сезоне я получил, что хотел, и счастлив, что все мои репертуарные предложения поддержаны.
Планы 74-го театрального сезона
Про гастроли:
У нас много планов. Уже осенью театр побывает в Бухаресте с «Ночью Гельвера», на Кубе с «Ваалом», с тем же «Ваалом» в Белграде. Летом театр по традиции ездил в Македонию (Охрид) со спектаклем «Опасные связи». Тем не менее, у меня внутри какая-то ужасная тоска и грусть в связи с тем, что мы почти никуда не ездим внутри страны. Конечно, всё упирается в финансы, и сегодня поездка в любой российский город на длительные гастроли за счет самого театра практически невозможна. И это – тупик. В свое время с Александринским театром я объездил всю Сибирь, у нас были гастроли дней на сорок в Новосибирск, Барнаул, Челябинск. Ведь там, за уральским хребтом и сегодня эти обменные гастроли театров не прекращаются. Такие гастроли важны, помимо всего прочего, и для артистов. «Вот наш спектакль, а вот он – сиюсекундный отклик»! И возвращается уважение к спектаклю, начинаешь заново его ценить, понимаешь, что в нем нет ничего случайного, что всё создано из мелочей, что нельзя делить на главные и проходные роли, на любимые и нелюбимые спектакли. У меня в мечтах – расширение географии гастролей в российскую сторону, у нас есть для этого репертуар, то, что будет интересно провинциальному российскому зрителю: «Графоман», «Прошлым летом в Чулимске», «Шизгара», «Ночь Гельвера», не говоря о «Дон Жуане», «Буре», «Сне в летнюю ночь», «Театре» и др.
Новые постановки:
11 сентября мы откроем 74 театральный сезон двумя премьерными спектаклями: «Кто боится Вирджинии Вулф» и «Бесконечный апрель» (на двух сценах). В конце ноября я надеюсь выпустить спектакль по пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт», а в декабре начну новую работу.
В новом сезоне Алексей Утеганов на Малой сцене поставит спектакль «Привидения» Г. Ибсена с актрисой нашего театра, Анастасией Мельниковой в главной роли. На Большой сцене Андрей Максимков будет ставить пьесу Рона Хатчинсона «Унесенные Голливудом». Это умная комедия, про сумасшедшую компашку, состоящую из продюсера, режиссера и сценариста, которым в кратчайшие сроки необходимо переписать весь сценарий фильма «Унесенные ветром», причем сценарист романа не читал. Название еще и образовательное. Думаю, надо придумать пиар-компанию с какими-то фразами-афоризмами, цитатами из оригинала, чтобы возникла необходимость перед походом на спектакль или книгу прочитать, или фильм посмотреть. В одной из главных ролей выступит Владимир Богданов. Выпуск спектакля намечен на январь 2016 года.
Я очень надеюсь на сотрудничество с молодым и талантливым режиссером Семеном Серзиным, который планирует выпустить в нашем театре спектакль «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина. Надеюсь, он приступит к работе в январе. Выношу за скобки различные самостоятельные работы, которые, надеюсь, будут.
Надеюсь, что мы не сбавим обороты в работе, репетиционном процессе – я имею ввиду не только актерские силы, но и силы всех служб, администрации. Зимой у нас был особенно горячий период, когда артисты, реквизиторы, костюмеры, звуковики, помощники режиссеров перебегали с репетиции на репетицию, и у некоторых случались три репетиции в день, чего не было в театре очень давно. Дело даже не только в желаемом конечном качестве спектаклей, а в самой «заточенности» на театр. Потому что если уж служить, то не просто приходить – играть-уходить, а саморазвиваться. Более важного развития у актера, кроме как репетировать и играть, — нет. Это нужно понимать, потому что театр для артиста должен быть приоритетным, потому что это и есть станок, на котором артист себя выковывает. Я говорю сейчас и в ремесленном смысле, и в человеческом. Чудо этой профессии в том, что мы сами являемся и мастерами, и инструментами. Себя. Мы сами являемся и тем, и другим. И это счастье, потому что через роли, драматургию, прозу мы имеем счастливую возможность познавать себя. Усомниться, остановиться, потому что (и эта мысль не нова) часто на сцене мы реальнее, чем в жизни. Потому что мы знаем, что порой в жизни больше театра, чем на сцене. Вот какой парадокс. Еще я мечтаю о том, чтобы наши спектакли игрались и в различных пространствах театра: у нас есть прекрасный чердак, подвалы, склад, уютное актерское малое фойе. И я уверен, что со временем, особенно когда в театр ворвутся талантливые студенты Сергея Бызгу, здесь все должно задрожать, затрепетать искусством, творчеством, живой кровью.
Я хочу, чтобы диалог со зрителем был умным и чувственным, бескомпромиссным, художественно выверенным. Чтобы не опускалась планка нашего диалога. Я хочу вести разговор о человеке, сотворенном для прекрасной жизни. Человеке – творце себя и гармоничной среды вокруг. Мало кому удается. В пьесе «Дом, который построил Свифт» есть такая фраза: есть большая разница между понятием «человек разумный» и «человек, имеющий разум».
Все равно для чего-то этот маленький промежуток жизни нам дан, а театр может помочь хотя бы сориентироваться в ней – пусть ненадолго, пусть на день, на вечер. Пусть эти художественные образы, сцены, персонажи попадут в сердце. Пусть зритель плачет, смеется, молчит, пусть уходит, потому что не принимает, но, тем не менее, этот разговор со зрителем должен быть максимально честным и умным, а не удобным и просто развлекательным. Мне кажется, что театр – это поэзия, недоговоренность, туман, рассвет, что-то такое, чего нельзя высказать, а можно только почувствовать и ощутить. Я за многоточия и недосказанность.

Художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:
73 сезон в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской оказался очень плодотворным. Сегодня для любого театра выпуск пяти премьер в один сезон может быть приравнен к героическому подвигу. Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Не нам давать оценку этим спектаклям, но все они оказались интересными и для публики, и для театральной общественности. О них уже рассказал главный режиссер нашего театра Александр Баргман. Но я позволю себе кое-что добавить.
В уходящем сезоне был возобновлен такой жанр театра, как спектакли-концерты. 8 ноября зрители смогли увидеть в фойе спектакль — посвящение великой актрисе, имя которой носит наш театр: «К 150-летию со дня рождения Веры Федоровны Комиссаржевской» в рамках социального проекта при минимальной стоимости билетов. Перед началом спектакля состоялась презентация книги по письмам Веры Комиссаржевской. В малом фойе театра находится постоянная фотовыставка, посвященная актрисе.
А 9 мая 2015 года, в день 70-летия празднования великой Победы, Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представил спектакль – концерт «О тех, кого помним и любим…» — посвящение артистам и служащим театра, работавшим в суровое время блокады Ленинграда, погибшим в годы войны. Режиссер спектаклей-посвящений – актриса нашего театра, народная артистка России Тамара Абросимова.
Гастроли, фестивали:
Наш театр является создателем и активным участником Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA), активно сотрудничает с театральными коллективами Балканских стран. География гастролей театра весьма обширна. За последние годы театр побывал в Македонии, Албании, Хорватии, Черногории, Германии, Болгарии, Белоруссии, Украине, Израиле, Венгрии, Италии, Латвии, Японии, Чехии, Эстонии, Польше, Словении, Словакии, США, Грузии и др. Театр — многократный лауреат самых престижных театральных премий («Золотой Софит», Золотая Маска»), участник выдающихся мировых фестивалей.
В уходящем сезоне спектакли театра побывали в Черногории («Опасные связи», фестиваль альтернативного интернационального театра (FIAT), Венгрии (на сцене Будапештского театра Комедии — спектакль «Ночь Гельвера»), Грузии (Тбилиси, спектакль «Ночь Гельвера», VIII Международный фестиваль «Петербургский театральный сезон»).
В декабре 2014 спектакль «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира (реж. А.Морфов) участвовал в XV Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств», а в феврале — спектакль «Графоман» был показан на Одиннадцатом российском фестивале «Пять вечеров» имени Александра Володина.
В мае 2015 с ответными гастролями в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской приехал Будапештский театр Комедии со спектаклем «Миква», а спустя несколько дней руководитель Будапештского театра приступила к репетициям спектакля «Кто боится Вирджинии Вулф?» с нашими артистами. Сразу после завершения сезона театр отправился на Международный фестиваль «Охридское лето» в Македонию со спектаклем «Опасные связи», который был принят с большим успехом.
В начале сентября спектакль «Ночь Гельвера» будет представлен в Бухаресте, а в конце октября 2015 Театр им.В.Ф.Комиссаржевской со спектаклем «Ваал» по мотивам одноименной пьесы Б.Брехта приглашен на XVI Международный театральный фестиваль в Гаване (Куба). И мне радостно, что наш театр, рожденный в блокадное время (в 1942 году), обращает на себя пристальное внимание не только своей уникальной историей, но и выдающимися спектаклями, репертуаром. В начале ноября этот же спектакль «Ваал» отправится на гастроли в Белград (Сербия).
Традиции, юбилеи, награды
В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской есть много замечательных традиций. Ежегодно театр отмечает день снятия блокады Ленинграда и день Победы, день рождения театра, день рождения Веры Комиссаржевской, Рубена Агамирзяна и дни их памяти.
В уходящем сезоне театр поздравил с юбилейными датами народных артистов России — Тамару Абросимову, Георгия Корольчука, Ефима Каменецкого, заслуженных артистов России Ольгу Белявскую, Владимира Богданова, Татьяну Самарину, Татьяну Кузнецову, Елену Симонову, Евгения Ганелина, Наталью Четверикову, Сергея Бызгу, артистов Романа Литвинова и Константина Демидова, заведующего музыкальной частью Владлена Неплоха.
В новом сезоне театр поздравит с юбилеями народного артиста России Ивана Краско, заслуженных артистов России Валентину Панину, Маргариту Бычкову, Александра Вонтова.
В 73 театральном сезоне мы пригласили в труппу трех молодых артистов – Варвару Репецкую, Ивана Батарева, Варю Светлову. Зрители уже успели познакомиться с их актерскими работами в премьерных спектаклях, а также в спектаклях текущего репертуара.
Впереди у нас отпуск, и я надеюсь, что в сентябре мы вновь соберемся живые и здоровые с огромным желанием работать и встречаться с вами, наши дорогие зрители.

С.Володина. Санкт-Петербургский курьер, 28 мая-3 июня 2015