27 января Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет премьеру спектакля по пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт» в постановке главного режиссера Александра Баргмана. Театральная фантазия в двух частях (16+)
Режиссер – Александр Баргман
Художник – Анвар Гумаров
Художник по свету – з.д.искусств РФ Евгений Ганзбург
Режиссер по пластике – Николай Реутов
Музыкальное оформление – Александр Баргман, Николай Реутов
Художник по стилю – Сергей Данишевский, Инна Лукина
Видеохудожник — Александр Малышев
Видеосъемка – Кристина Кутчер
Литературный консультант – Дарья Голубева

В спектакле заняты: народные артисты России Георгий Корольчук, Борис Соколов, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Евгения Игумнова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Сергей Бызгу, Александр Вонтов, Анатолий Горин, Евгений Иванов, артисты Варвара Репецкая, Варя Светлова, Полина Шустарева, Геннадий Алимпиев, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Иван Батарев, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Денис Пьянов.

Анонс:
А может случиться так, что ты станешь воспринимать людей — лилипутами, а власть имущего — Гулливером; для того, чтобы стать выше, ты захочешь обмануть друга и подложить в ботинки пробковые стельки…. Но вдруг вспомнишь, что в детстве был особенным – талантливым и пытливым, но общество НАУЧИЛО тебя быть, как все; ты уменьшишь свои тело и мозг, перестанешь думать, тебя отпустит людская боль, ты добьешься членства в Опекунском совете и станешь вершить судьбы тех, иных…А потом ты поймешь, что все свои жизни тупо простоял на рыночной площади, потому что когда-то НЕ совершил главного своего поступка….И однажды ты замолчишь. Потому что слова пусты, лживы, и очень, очень опасны. Ты предал мозг и душу, а слова — предали тебя…
Герой горинской пьесы Свифт, автор знаменитой книги «Путешествия Гулливера», завещал все свое состояние и дом безумным: лилипуты, великаны, гуигнгнмы и еху стали бродить повсюду. Выдающийся писатель-сатирик XX столетия Григорий Горин, делая Свифта своим альтер-эго, сочиняет «театр в театре». Он пишет пьесы-сказки, зашифровывая реальность в фантазию. И чем меньше их внешние формы напоминают современность, тем больше они и сегодня являются пророческими. Последняя трагическая насмешка Свифта: «вся страна — большой дурдом…». Между тем, госпиталь все-таки был создан и до сих пор существует, являясь самой старой психиатрической клиникой Ирландии….

ОБ АВТОРЕ:
Григорий Горин – выдающийся драматург, сценарист, писатель-сатирик. За многие годы реплики его героев уже давно разошлись на цитаты. В своих пьесах Горин обращается к вечной теме человеческого выбора, показывает, как меняются нравственные нормы и ценности в различных обстоятельствах. Горин никогда не укладывался в какое-либо направление, не писал «о герое современности», не был писателем «новой волны» или автором «производственных» пьес. Особая, сатирически-философская манера его письма, выраженная «эзоповым» языком, перекликается с мудрыми «сказками» Евгения Шварца.
Горин пишет пьесы-параболы: чем меньше внешние формы происходящего в них напоминают современность, тем больше это происходящее похоже на нашу жизнь.

О ПЬЕСЕ:
Одна из основных проблем пьесы «Дом, который построил Свифт» — выбор позиции, типа общественного поведения: подчинение навязанным нормам, использование их в своих целях или, вопреки — жизнь по совести, по общечеловеческим законам. Один способ существования — быть как все, «не высовываться» (Великан), другой – честно служить, не задумываясь о смысле самой жизни (Констебль), третий (Свифт)– создать свою, собственную реальность… Внешне пространство его существования теперь ограничено главным образом собственным домом, внутренне — открыто всем временам и странам, где жили великие мыслители и художники.
Пьеса «Дом, который построил Свифт» — о поиске каждого в установленном внешнем устройстве и внутри себя. О таких забытых понятиях, как нравственность и сострадание, любовь и прощение. В эпоху смут и социальной неопределенности, когда люди забыли, что такое хорошо и что такое плохо, творчество Горина как никогда актуально. Драматург, а вслед за ним и театр, показывают, сколько мужества и стойкости требуется человеку не потерять себя, противостоять давлению власти, чтобы жить по совести.
Пространство пьес Горина – это игра. Принцип «театра в театре» помогает каждому зрителю увидеть себя со стороны, минуя времена, социальные условности, страх смерти. «Доктор тронулся» — в иронической реплике дворецкого Патрика есть нешуточная глубина — он «тронулся» в путь преображения души. Под маской лицемерия скрывалось лицо. Его, наконец, увидели. «Поразительно… У него изменилось лицо..»

РЕЖИССЕР:
По отзывам исследователей творчества Г.Горина, «…особая манера драматургического письма привлекла к нему нетривиально мыслящих режиссеров, и она же затрудняла работу критиков, не позволяла осмыслить его пьесы с точки зрения общепринятых правил, известных тенденций».
Александра Баргмана, выбравшего для постановки именно эту пьесу, действительно, можно назвать «нетривиально мыслящим режиссером». Его спектакли, поставленные в театре им.В.Ф.Комиссаржевской («Ночь Гельвера» и «Графоман») не укладываются ни в одну из придуманных схем. Единственное, что объединяет их, — это принцип, который А.Баргман заявил, принимая приглашение в 2014 году на пост главного режиссера театра им. В.Ф.Комиссаржевской: «спектакли о человеке, про человека». Казалось бы, принцип достаточно прост, но, как показывает сегодняшняя театральная практика, режиссеры в погоне за новыми формами и изобретениями разучились просто беседовать с людьми о том, что их волнует.

О ДЖОНАТАНЕ СВИФТЕ
«Вы — забытый писатель, сэр! Хрестоматийный классик, которого никто не читает!» — такие слова бросает Свифту гость из будущего. Однако, в какой же семье не стоит на полке его книга «Путешествия Лемюэля Гулливера»?
Кто-то знает Свифта-памфлетиста. Но мало кто знает, что он — священник англиканской церкви, одна из ключевых фигур в политической жизни Британии XVII-XVIII веков и национальный герой Ирландии. А еще — человек трудной судьбы, с загадочной и мучительной личной жизнью: любовный треугольник Стелла-Ванесса-Свифт вот уже триста лет интригует исследователей.
Последняя горькая и трагическая насмешка Свифта: вся страна — большой дурдом… (Госпиталь был действительно создан и работает до сих пор, являясь самой старой психиатрической клиникой Ирландии).

ТЕАТР ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ И ГРИГОРИЙ ГОРИН
Театр им.В.Ф.Комиссаржевской считают в Петербурге выдающимся по качеству актерского ансамбля, подтверждением чему служат многочисленные награды Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за Лучший актерский ансамбль, дуэт в таких разных его спектаклях, как «Графоман», «Сон в летнюю ночь», «Дон Жуан», «Ночь Гельвера».
В спектакле «Дом, который построил Свифт» — замечательный актерский ансамбль, многие актеры из которого — номинанты и лауреаты российских и международных престижных премий. Актеры известны также и по успешной работе в кино.
В театре им.В.Ф.Комиссаржевской фигура Григория Горина занимает особое место: здесь были поставлены спектакли по шести пьесам драматурга: «…забыть Герострата» (1972), «Самый правдивый» (1977), «Легенда о шутовском колпаке» (1978), «Феномены» (1984), «Кин IV» (1991), «Шут Балакирев» (1999). Причем, две из них «…забыть Герострата» и «Кин IV» — увидели свет рампы впервые именно на этой сцене. Можно сказать, что режиссеру Рубену Агамирзяну и его завлиту Виктору Новикову принадлежит честь открытия молодого драматурга. Григорий Горин и Виктор Новиков стали большими друзьями и соратниками на всю жизнь. Так, постановка пьесы «Дом, который построил Свифт» — это дань памяти замечательному драматургу.

ВИКТОР НОВИКОВ О ГРИГОРИИ ГОРИНЕ:
Мы познакомились с Гришей и его женой Любой в один день. Конец зимы. Театр ставит пьесу «…забыть Герострата!». Пьеса вызвала огромный интерес у зрителя и была поставлена в сотнях театров. Да и сегодня многие театры обращаются к этой трагикомедии. Мы много разговаривали с Гришей о фашизме. Эта тема почти всегда затрагивалась в наших беседах. Фашизм для Гриши — это любое унижение и оскорбление личности.
Гриша был абсолютно естественным человеком. Он умел поддерживать беседу, безумно любил застолье, вел стол, был тамадой. Энергия была фантастическая. Но при всей публичности — легко уходил в подполье. Это происходило тогда, когда созревал план пьесы или сценария и надо было садиться за стол писать.
Человеческое достоинство Гриша отстоял спокойно, без видимого напряжения. К нему рано пришла слава, поэтому не случайно многие партии и группы пытались вовлечь Гришу в свои сети. Он не поддавался. Он был «кошкой, гуляющей сама по себе». Он был со всеми и ни с кем конкретно. Гриша не мог, не хотел и не умел приспосабливаться. Он был драматургом на все времена. Не был привязан к сиюминутным событиям и ситуациям. Его всегда интересовала вечность. Философский взгляд на сегодняшние события трансформировался в историях «Мюнхгаузена», «Тиля», «Шута Балакирева», почти все его вещи в разное время были поставлены на сцене нашего театра.
Гриша был «ребе»: к нему обращались за советом политики и писатели, артисты и режиссеры, художники и бизнесмены, военные и юристы… Он почти всегда знал, как поступать в той или иной ситуации. Его глубокая порядочность в непорядочном мире удивляла многих. Все Гришины произведения рождались из любви. Ему физически было трудно кого-либо или что-либо ненавидеть. Ненависть – очень сильное чувство и свойственно определенным людям, с определенной психикой. У Гриши не то, что творчество – жизнь была построена на любви.
Думаю, никого не удивляет, что сегодня в нашем театре Александр Баргман обратился к пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт».

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ АЛЕКСАНДРОМ БАРГМАНОМ:
Особым трагическим импульсом (и до сих пор эта боль не проходит) для меня явился уход Арсения Овсеевича Сагальчика. И, как бы страшно и странно это ни прозвучало — сам факт его ухода меня уверил в правильности выбора материала. Арсений Овсеевич расцвечивал пространство, влюблял в себя людей, «осагальчивал» их, что так похоже на Свифта. Мне его очень не хватает, и этот спектакль — моё внутреннее посвящение Арсению Овсеевичу….
Во время размышлений о будущем спектакле я много читал, смотрел интервью с Гориным, вглядывался в его огромные грустные глаза, слушал, как он говорит о времени, о смирении, о вечной теме шутовства, кочующей из пьесы в пьесу… Шуты всегда были самыми трагическими людьми на свете – таким был и Горин. В каждой пьесе у него есть шут: Тиль, Мюнхаузен, Балакирев… — он часто об этом размышлял. Шуты всегда были при королях, им они были нужны, чтобы переворачивать зеркало, чтобы говорить правду о времени и о них самих. Я думаю, Свифт – это тоже уставший шут, — проводник, оборотная сторона реальности, честная сторона.
Для меня сама персона Свифта загадочна: исследователи жизни и творчества Свифта путаются в противоречивой информации. Был ли его сан декана собора Святого Патрика в Дублине высшей точкой карьеры, или для него это оказалось ссылкой? Тем не менее, он «памятник себе воздвиг»: почти в каждом окошке Дублина были выставлены его портреты при жизни. Есть даже легенда о том, что его профиль чеканили на монетах.
Горина, вероятно, тревожили и увлекали какие-то ассоциации, ведь и Свифт – сатирик. А сатирик всегда борется с властью, он – «несогласный», только Горин выражал это несогласие в пьесах и сценариях. Во мне всё время идет диалог с Гориным и Свифтом. Последние несколько дней я получал счастье от репетиций и шел на них с легкостью, чувствуя отклик артистов, которым я благодарен.
Зрителям, пришедшим на наш спектакль, я бы хотел напомнить о том, что нужно беречь понятие «дом» и обитателей этого дома — своего дома, родителей, уходящих — к сожалению, напитываться каждым мгновением. А если этот дом наполнен неординарными людьми, то тем интереснее.