Е.Омецинская. Свифт в двойном преломлении/ рецензия спектакля «Дом, который построил Свифт»

/Е.Омецинская. Свифт в двойном преломлении/ рецензия спектакля «Дом, который построил Свифт»

Е.Омецинская. Свифт в двойном преломлении/ рецензия спектакля «Дом, который построил Свифт»

Е.Омецинская. Свифт в двойном преломлении/ рецензия спектакля «Дом, который построил Свифт»// Газета «Полезно», 10 декабря 2015
Среди всех советских драматургов Григорий Горин стоит особняком. Столь редкого сочетания иронии, сатиры, тонкого юмора и философской глубины в текстах отечественных пьес, пожалуй, и не найдешь. Отрицать влияние первого образования драматурга на столь изощренное знание людей невозможно: по первой профессии Горин был врачом. Писал он со студенчества, печатался в популярном в 60-е-70-е годы журнале «Юность», в «Литературной газете».

В 1972 году в ленинградском театре им. В.Ф. Комиссаржевской первым осуществил постановку Горина «Забыть Герострата» Рубен Агамирзян (в спектакле блистал великолепный Станислав Ландграф). Общесоюзной славы тогда Горин еще не «заработал», но в Ленинграде на спектакль попасть было не просто: публика сразу оценила уровень пьесы, не допускающей тривиальной постановки. А годом позже в московском театре Сатиры Валентин Плучек поставил пьесу, написанную Гориным в содружестве с Аркадием Аркановым «Маленькие комедии большого дома», и началось… И хотя решающей для массового сознания театральных зрителей стала знаменитая постановка 1974 года Марка Захарова «Тиль» (пьесу Горин написал по мотивам романа Шарля де Костера) в столичном Ленкоме, первенство в любви к драматургу все же принадлежит нашему городу.

Нынче в театре им. В.Ф. Комиссаржевской вновь принялись за Горина, хотя его не забывали и на протяжении всех 43 лет, прошедших с первой постановки (в 1977 году здесь состоялся «Самый правдивый», в 1980-м — «Феномены», в 1991-м — «Кин IV», а в 2001-м — «Шут Балакирев»). Но вот «Дом, который построил Свифт» видеть на сцене Комиссаржевки пока не приходилось…

Постановку «Дома» осуществил нынешний главный режиссер театра — Александр Баргман, которому горинский материал невероятно подходит. Ироничность, присущая Баргману (будь это полноценные спектакли или недавняя торжественная церемония вручения Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»), перекликаясь с горинской иронией, порой переходит даже в сатиру. Что, как не сатира, заседание опекунского совета, где тугодумы в хороших костюмах и с одинаковыми значками на лацканах, пытаются решать чью-то судьбу, оставаясь к судьбе этой абсолютно равнодушными?..

Спектакль, сценографом которого является Анвар Гумаров, а художником по свету — Евгений Ганзбург, динамичен, шумен, весел и необыкновенно хорош. Актерские попадания в роли идеальны. Молчаливый Свифт (Геннадий Алимпиев), трещотка Эстэр (Евгения Игумнова), непосвященный «тормоз» — доктор Симпсон (Владимир Крылов), циничный судья Бигс (Владимир Богданов), монументальная сестра милосердия Ванесса (Маргарита Бычкова в этой роли невероятно напоминает Фаину Георгиевну Раневскую), блистательно остроумный дворецкий Патрик (Сергей Бызгу), непримиримо похожие друг на друга характерами лилипуты в исполнении Евгения Иванова и Дениса Пьянова, «упавший с небес на землю» великан Глюм — Георгий Корольчук, да и все-все-все — части единой истории, единого ансамбля, единого ОЧЕНЬ ГОРИНСКОГО спектакля обо всех и о каждом из нас, кто способен думать и страдать, ненавидеть и больше любить, чем ненавидеть. К просмотру рекомендовано.

2017-07-19T09:25:09+00:00