18 августа исполнилось 95 лет уникальной актрисе – народной артистке России Галине Петровне Короткевич
Из биографии: Галина Короткевич родилась 18 августа 1921 года в Петрограде, окончила ЛГИТМиК в 1946 году. В 1943 году во время постановки «Овода» Блокадный театр хотел пригласить студентку первого курса Театрального института в этот спектакль, но будущая актриса показалась слишком молоденькой, и встреча со сценой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской произошла много позже. Всю войну Короткевич выступала с бригадой при Ленинградском доме Красной Армии перед бойцами Ладожской флотилии, на Волховском и Ленинградском фронтах, выезжала на самые трудные участки передовой, давала концерты в воинских частях у Пулковских высот, во время боев под Синявино, ночами — на Ладоге по «Дороге Жизни».
Из мастерской Б. М. Сушкевича и его жены Н. Н. Бромлей (ветеранов славного МХАТ-2, а затем — доблестной Акдрамы, то есть бывшей и нынешней Александринки) она шагнула на сцену Нового театра, что на Владимирском проспекте. Ее дебютом стала роль Софьи из «Горя от ума» Грибоедова. Но тут же пошли героини новых постановок Надежды Бромлей: Полинька в «Доходном месте» Островского, Нора в драме Ибсена «Кукольный дом», принцесса Эболи в «Дон Карлосе» Шиллера. Нору за двенадцать лет жизни спектакля Короткевич сыграла больше 400 раз. Пришедший к руководству этим театром Н. П. Акимов точно также занимал Галину Короткевич чуть ли не в каждой своей постановке. Самая первая из них — лирическая комедия Виктора Гусева «Весна в Москве», выпущенная в июне 1952 года, вскоре была экранизирована и Галину Короткевич, исполнившую роль аспирантки-зазнайки Нади Ковровой, узнала вся страна.
Доверие Николая Акимова многое принесло актрисе. Событийными получались встречи с классикой — с «Делом» Сухово-Кобылина и «Тенями» Салтыкова-Щедрина. Эта работа молодой актрисы заинтересовала Рубена Симонова. Тогдашний глава Вахтанговского театра отметил в «Литературной газете» от 28 февраля 1953 года «большую творческую удачу талантливой актрисы». И этот спектакль, и «Дело» были тоже экранизированы.
С 1962 года началась новая большая жизнь Галины Короткевич в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Начинала она в этом театре с драматической роли Лизы в пьесе М. Горького «Дети солнца». Она переиграла порядочное число ведущих ролей в русской классике — в комедиях Островского, Тургенева, в инсценировках по Достоевскому, в значительных пьесах драматургов-современников — Л. Леонова, К. Симонова и В. Розова, в комедиях Е. Шварца, В. Шкваркина, Э. Брагинского, М. Смирновой и М. Крайндель, Б. Рацера и В. Константинова, в переводных пьесах Оскара Уайльда, Стефана Цвейга, Фридриха Дюрренматта, Жана Ануя. «Миллионерша» Бернарда Шоу с триумфальным успехом прошла свыше 700 раз.
В 2009 г. на церемонии Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» ей была вручена специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга»
В 2010 г. Галина Короткевич Указом Президента награждена Орденом Почета «за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Художественный руководитель Виктор Новиков:
Галина Петровна – одна из самых удивительных актрис не только нашего театра, нашего города, но и всей страны. До сих пор живы зрители послевоенного времени, почитатели ее таланта. Она была подлинной звездой середины прошлого века. После выхода на экраны фильма «Весна в Москве» вся страна напевала песенку ее героини – Нади Ковровой. Работая в театре Ленсовета у таких мощных режиссеров, как Н. Бромлей и Н. Акимов, она стала звездой сцены. Прославилась ибсеновской Норой, Софьей из «Теней» Сухово-Кобылина, Лидочкой из «Дела» Салтыкова-Щедрина.
В нашем театре, куда пришла Галина Петровна в 1962 году, ее талант раскрылся новыми гранями. В постановках А. Белинского («Миллионерша», «Как важно быть серьезным», «Босиком по парку», «Наша дорогая мадам») особенно ярко раскрылся ее блестящий комедийный дар. В спектаклях Р. Агамирзяна на современном материале Короткевич столь же успешно выступала в ролях насыщенного драматизма («Выбор», «Не беспокойся, мама!», «Синие кони на красной траве…»). Но так уж складываются актерские судьбы, что не знаешь, где найдешь, где потеряешь. В какой-то момент Галина Петровна «потерялась». Перестали вспоминать ее имя. Не было повода. Но силы ее характера (фронтовая закалка!) и стойкий оптимизм столь велики, что Галина Петровна возродилась, как птица феникс, и сегодня она абсолютно востребована и любима зрителями и своими коллегами. Ее энергии может позавидовать молодой человек, ее желание выходить на сцену вызывает не удивление – потрясение. Сила ее характера, талант, жажда работать стали гарантом ее творческого долголетия. И если сегодня мы признаемся в любви к Галине Петровне Короткевич, то делаем это искренне, с глубоким пониманием и верой в необыкновенные возможности этой чудной актрисы

Директор театра Вадим Зайцев:
Мои чувства к этому человеку, к этой удивительной женщине и актрисе очень тёплые – ее хочется беречь, что, в общем, в театре и делают – спасибо и художественному руководителю Виктору Абрамовичу в этом смысле.
Она человек – времянесущий…Можно смотреть хронику, а можно общаться с Галиной Петровной – если невнимательно, то многое кажется очередным повторением, а если внимательно – то это настоящий рассказ о времени… Если вдуматься, то все, что она рассказывает, было относительно недавно, но так по-другому…Очень сильно поменялись жизнь, страна, люди. А она, словно маленький кораблик, омытый такими разными волнами — и ничего, плывет бодро!
Наверное, это не очень просто — пройти через какую-то сумасшедшую популярность, известность и жить дальше. Мне кажется, что у Галины Петровны психологическая закалка очень мощная – она очень устойчива к жизни. Может, это оттуда, из блокады, но думаю, что эти 900 дней в ее жизни – не такой уж большой период. Трудностей в ее жизни хватало помимо блокады, и, смею предположить, — сопоставимых, потому что театр – это, конечно, не война, но жизнь актрисы в театре – не самая легкая судьба. Что-то ей такое дано от Бога — способность к сопереживанию, жизнелюбие, какой-то огромной силы оптимизм, который в наше время воспринимается как некое безумие: «как можно в наше время так оптимистично относится к этой жизни?» — тем не менее, оказывается, можно, и она в этом — человек удивительный. В общем, нет на ее пути ни одной ветряной мельницы, с которой она не желала бы вступить в бой!

Заслуженная артистка России Маргарита Бычкова:
Галину Петровну можно назвать «позвоночником», «сердцем» нашего театра. Это удивительная женщина — очень молодая душой, очень красивая, сумасшедшая в профессии, с небес поцелованная. При всей своей наивности она очень мудра, и при всей своей мудрости абсолютно наивна… Она — настоящая актриса того времени, у которой, конечно, надо учиться… О ней хочется говорить и как об удивительной Женщине: ее личная жизнь была безумно интересна, и всё, что пережила эта маленькая хрупкая женщина, не опишешь ни в одной книге. Сумасшедшая, очень талантливая и искрящаяся на сцене, очень молодая, с маникюром, подведенными огромными глазами, подтянутая и стремительная. У нее даже домашние тапочки на каблуках, а мы себя часто бережем… Вообще, Галина Петровна — это явление, явление нашего города. Все мы еще раз с удовольствием выражаем свое восхищение и поклонение нашей «белой птице русского театра».

Заслуженная артистка России Наталья Орлова:
Галина Петровна Короткевич — театральный фанат во всех смыслах этого слова. Как человек необычайно одаренный, она многогранна, в ней намешано все – и бури, и страсти, все, что словами не описать. Дома она одна, а в театре – совершенно другая. Дома — очень открытый и беззащитный человек, а в театре — фейерверк, пламенный мотор! У нее потрясающая закалка старой школы, мощнейшая энергетика. И, чтобы пронести эту энергетику через годы, нужно действительно очень любить свое дело. У нее были прекрасные педагоги, замечательный Акимов, которого она безумно любила, великолепные режиссеры, с которыми она блистала. Но больше всего импонирует то, что она — Женщина, которая сумела пронести это женское начало через всю жизнь, не состариться, не скукожиться, иметь острый глаз.

Народный артист России Ефим Каменецкий:
Если эта формула — «распалась связь времен» — злободневна и поныне, то театр Комиссаржевской имеет одну счастливую ниточку, которая эти распавшиеся времена все-таки соединяет. Этой ниточкой является Галина Петровна Короткевич. Сегодня и театр другой, и артисты (особенно молодые) другие – я не говорю «лучше –хуже» – другие. И поэтому Галина Петровна вызывает у некоторых молодых артистов улыбку: улыбку по поводу ее существования, ее закулисной активности. Но улыбку, к счастью, добрую, потому что ее искренняя привязанность к театру как к дому – достаточно редкое качество в наше время. Ее наивность и бесконечные рассказы о том, как было в те времена, которые она помнит, а наших молодых артистов еще на свете не было – все это напоминает о каком-то ином существовании в этой сфере, которая называется театром. Она — Актриса со всеми принимаемыми другими или не принимаемыми качествами. Актриса, для которой сцена и всё, что связано с театром, с профессией – смысл жизни.

ГАЛИНА КОРОТКЕВИЧ. Судьба Актрисы.

Про актрису и танцовщицу:
У меня такое ощущение, что я еще не родилась, но уже знала, что буду актрисой. Моя бабушка дарила мне большие куклы, и до школьного возраста я их сажала на диван и перед ними танцевала, пела, кланялась, а потом подходила к ним и их руками хлопала, потом обратно кланялась… В 8-9 лет меня отдали заниматься на пианино. Попался неудачный молодой учитель, и интерес пропал. Но нотную грамоту я знаю, могу подобрать легкие мелодии. Очевидно, что-то передалось от музыкальных родителей.
Танцевала я с 7 или 8 лет в студии Дворца культуры им.Горького, и руководил этой студией народный артист РСФСР Фенстер Борис Александрович (потом он был руководителем балетной студии Мариинского театра). Я сохранила свою первую «сценическую» фотографию в «Ленинградской правде», когда наш коллектив выступал в Большом зале Филармонии и занял первое место среди самодеятельных кружков. Я танцевала «Вальм цветов» и один испанский танец. Как-то Борис Александрович, предварительно договорившись в Вагановском училище, повел меня туда показываться. Мы с ним встретились на трамвайной остановке, дошли до Екатерининского сада, а я с туфельками под мышкой все замедляла шаг… Он оставил меня сидеть на лавочке, а сам пошел покупать мороженое. Когда он вернулся, я заплакала: «Борис Александрович, я не хочу всю жизнь танцевать, я хочу всяких разных девушек играть всю жизнь…» — «Каких девушек?» – «Я хочу играть всяких людей, а танцевать всю жизнь не хочу!» — и тогда он меня успокоил и сказал, что сам это почувствовал. Мы посидели, съели мороженое и он произнес: «Желаю тебе успеха. Будешь артисткой – позвони…». Спустя несколько лет после войны я позвонила ему и пригласила на спектакль.
Про родителей:
Папа был талантливым скрипачом, очень симпатичным и чрезвычайно легкомысленным человеком. Он с отличием окончил Ленинградскую Консерваторию, и его звали в оркестр Кировского театра. Но были тяжелые времена НЭПа, и папа пошел в ресторан руководителем оркестра. Естественно, все быстро закончилось, потому что с его внешностью и шармом он всегда был зван «к столу». Мама меня родила в 21, а когда мне исполнился всего год, от него ушла. До 8 лет я была с бабушкой, а со второго класса уже жила с мамой и ходила в школу на Невском проспекте.
Мама, окончив Ленинградскую Консерваторию, была артисткой оперетты. Ее хорошо знал и прекрасно к ней относился мой друг Александр Белинский. Мой отчим, заслуженный артист РСФСР Геннадий Львович Легков, работал в нашем театре, в котором работаю сейчас я. С мамой они прожили довольно много лет, в войну он уехал вместе с эвакуированным театром, а мы с мамой остались здесь, в Ленинграде.
Театральный институт. Война
В Театральный институт я поступила перед войной: набирали два замечательных педагога: Сушкевич Борис Михайлович (он в то время был директором нашего института) и Вивьен Леонид Сергеевич. Я прекрасно помню лестницу, где стоял бюст Ленина, 5-ю аудиторию, где мы сдавали экзамены. Попала я к Сушкевичу, а основным педагогом у нас была Ода Израилевна Альшиц. После окончания первого курса началась война, и в первый же день мне позвонили из института, чтобы записать во фронтовую бригаду, поскольку знали, что я умею танцевать.
В блокаду у нас в доме на Невском от бомбы были выбиты стекла в окнах, и там нельзя было жить. Мы с бригадой располагались в Доме Офицеров. Там был человек, который нам очень помог, – Александр Наумович Авербух. Он был звукооператором, руководил студией записи «звуковых» писем на рентгеновских снимках — ездил по военным частям и на своем аппарате записывал на специальных пластинках-«ребрах» письма бойцов домой. Александр Наумович был старше меня на 13 лет, у него были пластинки с Вертинским, пленки на ребрах-снимках, я там пропадала много времени. Так я осталась с ним, и мы прожили 8 лет.
По всему Ленинграду люди сажали грядки: около Казанского собора, в Александровском саду, — где много земли, а деревьев мало. Все было в грядках, и на каждой из них стояла дощечка с фамилией. Сажали не картошку, а шкурки картошки с отростками. Давали одну только грядку, но никто никогда не воровал, хотя все было открыто, сторожей не было. Говорят, что в горе Бог дает силы, а несчастье порой не разъединяет, не озлобляет людей, а наоборот — прививает какое-то душевное благородство…
Блокадный театр
Театр, в котором я работаю, в то время называли Блокадным: именно сюда приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, возможно, и видели всего один спектакль за свою жизнь, но для них это был памятный и прекрасный спектакль: будь то «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, или «Фронт» Корнейчука. И актеры, и зрители жили на карточки с постоянным ощущением голода. Кто выжил – выжил чудом. В военный период блокады среди работников нашего театра возникла особая атмосфера, единение, когда делились и кусочком хлеба, и теплом, и готовы были помочь друг другу. А это переходило и на творчество. Все: и цеха, и актеры любого положения — жили единой семьей, потому что осознавали цену этой жизни. К великому счастью, Рубен Сергеевич Агамирзян сумел сохранить это особое единение творческого начала и человечности.