Дом, который построил Агамирзян
Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии, профессору Рубену Сергеевичу Агамирзяну исполнилось бы в декабре нынешнего года 75 лет. А я узнал его, когда мне было 20, ему же чуть больше. И вот вся жизнь прошла рядом. Со студенческой поры.

Убежден, что после жены самая большая любовь Рубена Сергеевича — это театр. Да и жена его Галина Иосифовна навсегда связала свою жизнь с театром. Окончила театроведческий факультет, одно время была завлитом Театра имени В. Ф. Комиссаржевской (еще задолго до того, как Рубен Сергеевич возглавил этот театр). А потом многие годы трудилась в Театральном институте. Была блистательным педагогом. И деканом — требовательным, но одновременно истово пекущимся о студентах.

Любимый ученик Леонида Сергеевича Вивьена (одного из выдающихся александринцев, питомца великого Владимира Николаевича Давыдова), Рубен Сергеевич работал позднее с Георгием Александровичем Товстоноговым, которому тайны профессии открыли сначала прославленные актеры и режиссеры Грузии, а затем талантливые последователи К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Сотрудничество с замечательным театральным педагогом Борисом Вульфовичем Зоном, перенявшим секреты мастерства из рук самого К. С. Станиславского, оказалось не менее существенным в становлении творческой личности Агамирзяна. Прекрасная школа стала для Рубена Сергеевича надежной взлетной полосой.

Четверть века Рубен Сергеевич Агамирзян руководил Театром имени В. Ф. Комиссаржевской, в котором постепенно сложился крепкий коллектив актеров разных поколений. Среди них многие были его непосредственными учениками, а остальные прошли его школу в процессе репетиций.

О возможностях театра Агамирзяна говорит его репертуар, лучшие его спектакли. Рубен Сергеевич впервые в истории русской сцены поставил полностью великую трилогию А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Жестко и зримо здесь представала трагическая судьба России в смутное время последних Рюриковечей. Три вечера подряд зрители погружались в атмосферу глубоких раздумий о месте человека в истории, о тяжкой доле тех, кто оказывался ответственным перед Отечеством на сломе эпох за его будущее. Я уверен — это было выдающееся театральное свершение. В моей памяти навсегда останутся главные герои трилогии в прекрасном исполнении Владимира Особика, Станислава Ландграфа, Елизаветы Акулечевой, Тамары Абросимовой, Ивана Краско и многие, многие другие персонажи. Идея режиссера талантливо претворялась и в зрительном образе спектакля, в котором художник Эдуард Кочергин передал неумолимую поступь истории.

Рубен Сергеевич был подлинным интернационалистом. В его спектаклях по произведениям Нодара Думбадзе поэтически воссоздавалась национальная психология, особая аура жизни, быта, природы Грузии. Драматизм событий тут неизменно сопрягался с юмором и лиризмом. Потрясающее впечатление оставил в моей душе спектакль Рубена Сергеевича по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Святая святых». В нем так страстно противопоставлялись жестокости и равнодушию окружающего любовь и сострадание ко всему живому, незащищенная бескорыстная доброта, воплощением которых был образ главного героя — Кэлина Абабия, созданный Борисом Соколовым.

Не могу не вспомнить замечательную постановку «Колымы» Игнатия Дворецкого — об узниках ГУЛАГа. Рубен Сергеевич показал ее в пору, когда подобные сюжеты на театральных подмостках если не запрещались впрямую, то были весьма нежелательны. А «Дни Турбиных» Михаила Булгакова! Интерес к глобальным проблемам бытия побудил Рубена Сергеевича обратиться не к традиционному мхатовскому тексту, а к авторской рукописи, отвергнутой в свое время Художественным театром, в котором срез действительности был более широким. Спектакль комиссаржевцев сначала шел два вечера подряд (для тех лет в новинку!), а потом в течение одного вечера, но почти пять часов! Человек, как и во многих других спектаклях Агамирзяна, представал здесь в трагических обстоятельствах истории. Тщательно исследовалась психология прекрасных русских людей, оказавшихся в эпицентре событий Гражданской войны и не утративших в самые мучительные, переломные дни своей жизни верность естественным и святым чувствам — любви, дружбе, чести, преданности Родине. В спектакле Рубена Сергеевича была столь трудно достижимая булгаковская атмосфера, прекрасный актерский ансамбль. Среди его участников невозможно не назвать Татьяну Самарину, Станислава Ландграфа, Георгия Корольчука, Владимира Дегтяря, Бориса Соколова, Михаила Матвеева, Ефима Каменецкого.

И последний спектакль Рубена Сергеевича Агамирзяна связан с именем Булгакова, его комической мольерианой «Полоумный Журден». Веселая, озорная игра (комедийный ансамбль был тут безупречен!) обрамлялась здесь грустным раздумьем о нелегких судьбах актеров и всех, кто отдал себя служению театру. Было нечто знаменательное в таком звучании спектакля — последнего, увидевшего свет рампы при жизни его создателя («Дневник Анны Франк», с талантливейшей Татьяной Кузнецовой в главной роли, который Рубен Сергеевич начал репетировать, вышел на сцену после его кончины). И как символично, что смерть настигла Рубена Сергеевича в ложе его театра, когда он с женой и маленьким внуком смотрел представление «Дней Турбиных» (опять Булгаков!).

Театр — жестокое искусство. Уходят из жизни творцы, и часто вместе с ними уходят в небытие и их творения. Но память о них жива. Ибо целые поколения воспитывались на их созданиях. Сценические произведения Рубена Сергеевича Агамирзяна оказали несомненное влияние на многих из нас. Низкий ему поклон!

Лев ГИТЕЛЬМАН, академик, доктор искусствоведения.Дом, который построил Агамирзян// Невское время No 229(1632) 17 декабря 1997 г.