ПОДВОДЯ ИТОГИ…. (руководство Театра им.В.Ф.Комиссаржевской от итогах и планах)

Художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:
73 сезон в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской оказался очень плодотворным. Спектакли, гастроли, премьеры, театральные акции, фестивали, юбилеи….
Премьеры 73 сезона:
Сегодня для любого театра выпуск пяти премьер в один сезон может быть приравнен к героическому подвигу. Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Не нам давать оценку этим спектаклям, но все они оказались интересными и для публики, и для театральной общественности.
В декабре 2014 г. руководителем Новосибирского городского драматического театра известным режиссером Сергеем Афанасьевым был поставлен спектакль «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова. В одной номинации спектакль выдвинут на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2014-2015 гг.
В январе инициатива была отдана молодым театральным деятелям из Москвы: режиссер Светлана Иванова-Сергеева, художник Дмитрий Разумов, композитор Роман Цепелев совместно с нашими артистами выпустили спектакль для семейного просмотра «Холодное сердце» по знаменитой сказке В.Гауфа. По живой реакции юных зрителей и их родителей, по напряженной тишине, которая стоит во время действия ясно, что спектакль вызывает неподдельный интерес. А если судить по количеству проданных билетов, то становится понятно, что спектакль нашел зрителя, «встал» в репертуар. Неслучайно спектакль принял участие в семейной игре-квест «Путешествие в Зелёной Карете», организованной театром совместно с Музеем театрального и музыкального искусства. Участники игры проверили свои знания памятников культуры Санкт-Петербурга, театров, музеев города, посмотрели спектакль «Холодное сердце» и оставили благодарственные отзывы.
В апреле режиссерскую работу на Большой сцене представила заслуженная артистка России Маргарита Бычкова. Ажиотаж, возникший вокруг спектакля «Театр» по роману Сомерсета Моэма со стороны зрителей, не может не радовать. В главной роли выступила замечательная петербургская актриса — з.а.России Татьяна Кузнецова. Этот спектакль стал ее подлинным возвращением в свой родной театр, где многие зрители еще помнят ее Маргариту в «Даме с камелиями», Наталью Петровну в «Месяце в деревне», Анну Франк в сп. «Дневник Анны Франк» и другие замечательные роли.
Летом театр выпустил сразу две премьеры: тонкий, пронзительный и светлый спектакль «Бесконечный апрель» молодого драматурга Ярославы Пулинович о жизни человека, пережившего разные эпохи. Постановку осуществил режиссер и актер Иван Латышев. Спектакль стал бенефисом народного артиста России Ефима Каменецкого, известного Петербургу по замечательным работам в театре Ленсовета и в нашем театре.
Несколько лет наш театр связывает дружба, которая возникла с Будапештским театром Комедии и ее руководителем – Эникё Эсени. Осенью мы показывали на сцене этого театра спектакль «Ночь Гельвера», весной венгерский театр привозил к нам спектакль «Миква», а сейчас Эникё Эсени поставила у нас знаменитую пьесу Э.Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Спектакль только начинает свою жизнь. Этими двумя премьерами 11 сентября мы откроем следующий, 74-й театральный сезон.
В уходящем сезоне был возобновлен такой жанр театра, как спектакли-концерты. 8 ноября зрители смогли увидеть в фойе спектакль — посвящение великой актрисе, имя которой носит наш театр: «К 150-летию со дня рождения Веры Федоровны Комиссаржевской» в рамках социального проекта при минимальной стоимости билетов. Перед началом спектакля состоялась презентация книги по письмам Веры Комиссаржевской близким и друзьям «Эти огненные письма…» под редакцией одного из крупнейших исследователей жизни и творчества великой актрисы – Юлии Рыбаковой. В малом фойе театра находится постоянная фотовыставка, посвященная актрисе.
А 9 мая 2015 года, в день 70-летия празднования великой Победы, Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представил спектакль – концерт «О тех, кого помним и любим…» — посвящение артистам и служащим театра, работавшим в суровое время блокады Ленинграда, погибшим в годы войны. Режиссер спектаклей-посвящений – актриса нашего театра, народная артистка России Тамара Абросимова.
Будущие премьеры 74 сезона:
В следующем сезоне зритель сможет увидеть новые премьеры. В ноябре мы хотели бы показать спектакль «Дом, который построил Свифт» в постановке главного режиссера театра Александра Баргмана. Для нашего театра имя драматурга Григория Горина занимает очень важное место: здесь было поставлено 6 его пьес: «…забыть Герострата» (1972), «Самый правдивый» (1977), «Легенда о шутовском колпаке» (1978), «Феномены» (1984), «Кин IV» (1991), «Шут Балакирев» (1999). Пьесы «…забыть Герострата», «Кин IV» впервые были поставлены именно у нас. Поэтому спектакль «Дом, который построил Свифт» — для нас очень важен как память о моем друге и выдающемся драматурге.
В новом году мы постараемся выпустить интеллектуальную комедию «Унесенные Голливудом» в постановке режиссера А.Максимкова по пьесе Р.Хатчинсона. На Малой сцене начнет репетировать «Привидения» Г.Ибсена режиссер Алексей Утеганов. Главную роль в спектакле после многолетнего перерыва сыграет известная киноактриса и актриса нашего театра – Анастасия Мельникова.
Мы надеемся, что в новом сезоне мы вновь сможем встретиться с одним из самых талантливых современных режиссеров – Александром Морфовым, и пригласим на постановку молодого режиссера Семена Серзина.
Гастроли, фестивали:
Наш театр является создателем и активным участником Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA), активно сотрудничает с театральными коллективами Балканских стран. География гастролей театра весьма обширна. За последние годы театр побывал в Македонии, Албании, Хорватии, Черногории, Германии, Болгарии, Белоруссии, Украине, Израиле, Венгрии, Италии, Латвии, Японии, Чехии, Эстонии, Польше, Словении, Словакии, США, Грузии и др. Театр — многократный лауреат самых престижных театральных премий («Золотой Софит», Золотая Маска»), участник выдающихся мировых фестивалей.
В уходящем сезоне спектакли театра побывали в Черногории, Венгрии, Грузии: в сентябре 2014 г. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской спектаклем «Опасные связи» Ш.де Лакло открыл фестиваль альтернативного интернационального театра (FIAT) в Черногории (г. Подгорица). Создавали спектакль македонские режиссер, композитор, сценограф, художник по костюмам и наши актеры. Жюри фестиваля отметило русско-македонскую команду в двух номинациях: «Лучший драматический спектакль» и «Лучший режиссер» (Деян Пройковски). Отдельно был отмечен великолепный актерский ансамбль.
В октябре 2014 года Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представил на сцене Будапештского театра Комедии спектакль «Ночь Гельвера» по пьесе И.Вилквиста в постановке Александра Баргмана. Это первые гастроли нашего театра в Венгрии, которые осуществлены они при поддержке Российского культурного центра в Венгрии. Эти гастроли стали большим культурным событием в Будапеште. Настоящий фурор произошел после показа спектакля. Две минуты абсолютной тишины – а потом зал взорвался мощными овациями. Люди со слезами на глазах долго не отпускали артистов.
В ноябре 2014 наш театр впервые побывал на гастролях в Грузии (Тбилиси) со спектаклем «Ночь Гельвера». Это был VIII Международный фестиваль «Петербургский театральный сезон».
В декабре 2014 спектакль нашего театра «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира (реж. А.Морфов) участвовал в XV Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств».
В феврале 2015 театр участвовал в Одиннадцатом российском фестивале «Пять вечеров» имени Александра Володина со спектаклем «Графоман» по произведениям ленинградского драматурга.
В мае 2015 с ответными гастролями в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской приехал Будапештский театр Комедии со спектаклем «Миква». А спустя несколько дней после гастролей, руководитель Будапештского театра приступила к репетициям спектакля «Кто боится Вирджинии Вулф?», премьера которого состоялась 25, 26 июля.
Сразу после завершения сезона театр отправился на Международный фестиваль «Охридское лето» в Македонию со спектаклем «Опасные связи», который был принят с большим успехом.
В начале сентября спектакль «Ночь Гельвера» будет представлен в Бухаресте, а в конце октября 2015 Театр им.В.Ф.Комиссаржевской со спектаклем «Ваал» по мотивам одноименной пьесы Б.Брехта приглашен на XVI Международный театральный фестиваль в Гаване (Куба). Раз в два года на Кубе проводится международный театральный фестиваль. Первым из российских театров туда приехал Театр «ЕT CETERA» под руководством Александра Калягина в 2012 году. А в этом году туда отправится наш театр, который своими спектаклями заинтересовал кубинскую театральную общественность. На Кубе развито и хореографическое искусство благодаря балерине Алисии Алонсо (создательнице национального кубинского балета), но практически не развит был драматический театр. Нынешнее руководство Кубы заинтересовалось тенденциями, которые сегодня существуют в современном драматическом театра разных стран. Министерство культуры Кубы и руководство театра «ЕT CETERA» на прошлогодней пресс-конференции назвали наш театр в числе тех, кто может представлять интерес на кубинском фестивале. И мне радостно, что наш театр, рожденный в блокадное время (в 1942 году), обращает на себя пристальное внимание не только своей уникальной историей, но и выдающимися спектаклями, репертуаром. В начале ноября этот же спектакль «Ваал» отправится на гастроли в Белград (Сербия).
Традиции, юбилеи, награды
В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской есть много замечательных традиций. Ежегодно театр отмечает день снятия блокады Ленинграда и день Победы, день рождения театра, день рождения Веры Комиссаржевской, Рубена Агамирзяна и дни их памяти.
Те, кто приходят работать в наш театр, как правило, остаются надолго. В уходящем сезоне театр поздравил с юбилейными датами народных артистов России — Тамару Абросимову, Георгия Корольчука, Ефима Каменецкого, заслуженных артистов России Ольгу Белявскую, Владимира Богданова, Татьяну Самарину, Татьяну Кузнецову, Елену Симонову, Евгения Ганелина, Наталью Четверикову, Сергея Бызгу, артистов Романа Литвинова и Константина Демидова, заведующего музыкальной частью Владлена Неплоха.
В новом сезоне театр поздравит с юбилеями народного артиста России Ивана Краско, заслуженных артистов России Валентину Панину, Маргариту Бычкову, Александра Вонтова.
В уходящем сезоне Театр им.В.Ф.Комиссаржевской со спектаклем «Графоман» был выдвинут на соискание Высшей театральной премии «Золотой софит»-2014 в трех номинациях: «Лучший драматический спектакль на большой сцене», «Лучшая драматическая роль второго плана (з.а.России Маргарита Бычкова) и «Лучший актерский ансамбль» (Анна Вартанян и з.а.России Сергей Бызгу). Лауреатами премии стали Анна Вартанян и Сергей Бызгу в номинации «Лучший актерский ансамбль».
В 73 театральном сезоне мы пригласили в труппу трех молодых артистов – Варвару Репецкую, Ивана Батарева, Варю Светлову. Зрители уже успели познакомиться с их актерскими работами в премьерных спектаклях, а также в спектаклях текущего репертуара.
Впереди у нас отпуск, и я надеюсь, что в сентябре мы вновь соберемся живые и здоровые с огромным желанием работать и встречаться с вами, наши дорогие зрители.

Главный режиссер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской АЛЕКСАНДР БАРГМАН:
О прошедшем сезоне:
Этот прошедший сезон мне кажется взлетным и энергичным. Возникло явное творческое ускорение, которое Театр сам себе задал, и, порой, едва успевал за своим темпом – и слава Богу! Четыре премьеры на Большой сцене и одна на Малой – для Театра и, особенно, для актеров — это повод держать себя в верном рабочем и творческом состоянии. Мне этот сезон нравится по многим причинам. У нас появился некий спектр — «радуга» предложений, в виде спектаклей. Репертуар стал «многофункциональным», что важно и для зрителей, и для Театра — чтобы ориентироваться в интересах публики для составления дальнейших планов. В Театре им. Комиссаржевской на протяжении всей его истории как-то удачно сочетались спектакли с некой гражданской, социальной направленностью – спектакли, исследующие время, историю и, главное, людей в течении времен и событий. Также ставились любимые публикой яркие, зрелищные, в правильном смысле «театральные» представления. Думаю, что эти исторические черты Театра нужно бережно хранить и развивать. Что мы, кстати, в прошедшем сезоне пытались делать. Но это не значит, что стоит себя жестко ограничивать – становиться лишь назидательными или бульварно-яркими, «ничто человеческое не должно быть чуждо»… Надо искать, привлекать зрителя, одновременно изучая его и приучая к Нашему тону театрального разговора. Мы продолжаем «взрыхлять почву»…
Про гастроли:
У нас много планов. Тем не менее, у меня внутри какая-то ужасная тоска и грусть в связи с тем, что мы почти никуда не ездим внутри страны. Конечно, всё упирается в финансы, и сегодня поездка в любой российский город на длительные гастроли за счет самого театра практически невозможна. И это – тупик. В свое время с Александринским театром я объездил всю Сибирь, у нас были гастроли дней на сорок в Новосибирск, Барнаул, Челябинск. Ведь там, за уральским хребтом и сегодня эти обменные гастроли театров не прекращаются. Такие гастроли важны, помимо всего прочего, и для артистов. «Вот наш спектакль, а вот он – сиюсекундный отклик»! И возвращается уважение к спектаклю, начинаешь заново его ценить, понимаешь, что в нем нет ничего случайного, что всё создано из мелочей, что нельзя делить на главные и проходные роли, на любимые и нелюбимые спектакли. У меня в мечтах – расширение географии гастролей в российскую сторону, у нас есть для этого репертуар, то, что будет интересно провинциальному российскому зрителю: «Графоман», «Прошлым летом в Чулимске», «Шизгара», «Ночь Гельвера», не говоря о «Дон Жуане», «Буре», «Сне в летнюю ночь», «Театре» и др.
О будущем:
Надеюсь, что мы не сбавим обороты в работе, репетиционном процессе – я имею ввиду не только актерские силы, но и силы всех служб, администрации. Зимой у нас был особенно горячий период, когда артисты, реквизиторы, костюмеры, звуковики, помощники режиссеров перебегали с репетиции на репетицию, и у некоторых случались три репетиции в день, чего не было в театре очень давно. Дело даже не только в желаемом конечном качестве спектаклей, а в самой «заточенности» на театр. Потому что если уж служить, то не просто приходить – играть-уходить, а саморазвиваться. Более важного развития у актера, кроме как репетировать и играть, — нет. Это нужно понимать, потому что театр для артиста должен быть приоритетным, потому что это и есть станок, на котором артист себя выковывает. Я говорю сейчас и в ремесленном смысле, и в человеческом. Чудо этой профессии в том, что мы сами являемся и мастерами, и инструментами. Себя. Мы сами являемся и тем, и другим. И это счастье, потому что через роли, драматургию, прозу мы имеем счастливую возможность познавать себя. Усомниться, остановиться, потому что (и эта мысль не нова) часто на сцене мы реальнее, чем в жизни. Потому что мы знаем, что порой в жизни больше театра, чем на сцене. Вот какой парадокс. Еще я мечтаю о том, чтобы наши спектакли игрались и в различных пространствах театра: у нас есть прекрасный чердак, подвалы, склад, уютное актерское малое фойе. И я уверен, что со временем, особенно когда в театр ворвутся талантливые студенты Сергея Бызгу, здесь все должно задрожать, затрепетать искусством, творчеством, живой кровью.
Я хочу, чтобы диалог со зрителем был умным и чувственным, бескомпромиссным, художественно выверенным. Чтобы не опускалась планка нашего диалога. Я хочу вести разговор о человеке, сотворенном для прекрасной жизни. Человеке – творце себя и гармоничной среды вокруг. Мало кому удается. В пьесе «Дом, который построил Свифт» есть такая фраза: есть большая разница между понятием «человек разумный» и «человек, имеющий разум».
Все равно для чего-то этот маленький промежуток жизни нам дан, а театр может помочь хотя бы сориентироваться в ней – пусть ненадолго, пусть на день, на вечер. Пусть эти художественные образы, сцены, персонажи попадут в сердце. Пусть зритель плачет, смеется, молчит, пусть уходит, потому что не принимает, но, тем не менее, этот разговор со зрителем должен быть максимально честным и умным, а не удобным и просто развлекательным. Мне кажется, что театр – это поэзия, недоговоренность, туман, рассвет, что-то такое, чего нельзя высказать, а можно только почувствовать и ощутить. Я за многоточия и недосказанность.

Директор Театра им.В.Ф.Комиссаржевской ВАДИМ ЗАЙЦЕВ:
Уходящий сезон порадовал насыщенной творческой жизнью, обилием премьер и вниманием зрителей. Мы выпустили красивый и стильный спектакль «Холодное сердце» для юношества; благодаря спектаклю «Прошлым летом в Чулимске» мы познакомились с новосибирским режиссером Сергеем Афанасьевым, умный и интеллигентный спектакль «Бесконечный апрель» получился у Ивана Латышева, зрители «голосуют» билетами за яркий спектакль «Театр» в постановке Маргариты Бычковой.
Наш театр много гастролирует, и это тоже радует. Безусловно, гастроли – это всегда большие траты для театра, но это необходимо для его полноценной жизни. Гастроли позволяют познакомиться с театрами и коллегами из других стран, обновляют отношение к творчеству и отношения внутри коллектива, помогают еще лучше узнать друг друга.
Тем не менее, главным вопросом остается финансирование. Наверное, у руководства города есть какие-то соображения на этот счет, наверное, кто-то что-то взвешивает и считает необходимым и достаточным. Я не вижу полной картины финансирования, не мне об этом судить. Но то, что отрасль культуры задыхается – это очевидно. И нам, и коллегам из других театров требуются ремонт, новое оборудование. Мы технически отстаем от современной жизни, а значит, зритель не будет верить тому, что происходит на сцене, ассоциировать свою жизнь с увиденным. Техническая оснащенность – очень важный аспект современного театра. За техническое оборудование многих наших театров – стыдно. Нам в театре необходимо переоборудование сценического комплекса (подъемные механизмы, электросети и др.), потолка сцены… Проблем сегодня очень много.
Несмотря ни на что, я люблю театр, свою работу, и меня радует предстоящий отпуск. Радует, что много сделано, и всё это не впустую.Изменения происходят постоянно, но мы, ежедневно встречаясь друг с другом, этого не всегда замечаем. Это как с собственными детьми: они всегда с тобой рядом, и ты не замечаешь, как они растут. А когда встречаешься с друзьями, те вдруг говорят: как дети изменились, повзрослели! Наш театр тоже меняется – время, жизнь, зрители диктуют новые задачи.