Об итогах прошедшего сезона и планах на следующий рассказывает художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Новиков
В уходящем сезоне мы выпустили, на мой взгляд, любопытные спектакли: «В одном департаменте…» (премьера — 7 октября 2016 г.) по произведениям Гоголя, «В осколках собственного счастья» (премьера — 16 декабря 2016 г.) по произведениям Михаила Жванецкого и «Костюмер» Р.Харвуда (29 июля 2017 г.).
Премьеры:
В спектакле «В одном департаменте…» режиссеры Ю.Стромов и Г.Корольчук соединили два произведения Н.В.Гоголя – «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Получилась некая обобщающая история о маленьких людях в большом городе, об их одиночестве, попытках обрести себя, о мире, который и людях, которые их окружают, о равнодушии, невнимании всех нас друг к другу.
Меня безмерно удивил выбор отборочной комиссии на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит», которая не сочла возможным отметить спектакль «В осколках собственного счастья», работу режиссёра Григория Дитятковского и актёров – Жени Игумновой, Егора Бакулина, пары Каменецкий – Корольчук. Это дело вкуса людей, в данном случае – вкуса отборочной комиссии. Я не готов обсуждать наш выбор пьесы и миниатюр Жванецкого, могу только сказать, что сделал Григорий Дитятковский и театр. Сложность работы заключалась в том, что и театру, и актёрам нужно было уйти от интонаций Михаила Михайловича Жванецкого, интонаций Карцева и Ильченко. И это была очень сложная работа. У меня давно была мечта поставить это произведение, я предлагал его нескольким режиссёрам, и долго никто не брался за это. Когда Дитятковский согласился её делать, я очень обрадовался. Волнение было грандиозное — у Жванецкого, у театра, у меня и у всех нас. Думаю то, что приезд Михаила Михайловича на один из премьерных спектаклей дорогого стоит. Он сам волновался до безумия, и рад был, что спектакль ему понравился. Должен сказать, что понравился не только Мише, но и многим уважаемым мной художникам, писателям, актёрам и огромному количеству зрителей, которые так мощно восприняли этот спектакль. Он достаточно сложен – это история о том, в каком ужасе мы жили, в каком кошмаре. И многим зрителям старшего и среднего поколения какие-то тексты оказались знакомы. Точнее, они их слышали в произнесении Карцева, Ильченко или самого Жванецкого. История о жизни и смерти – это весь первый акт. И кончается спектакль – «а что там?» — никто не знает, оттуда никто не возвращался…. И это очень важно. Поэтому переход во втором акте к разговору пожилых людей оказался неслучаен: что с нами происходило и что происходит теперь… Многие зрители во втором акте просто плакали – и от узнавания, от ужаса, трагедии, от тяжело прожитой жизни. Жванецкий – глубокий философ и писатель. Отношение к Жванецкому у многих штампованное – сатирик, юморист. Очень многие вещи, которые кажутся смешными, на самом деле трагические. Все последние рассказы, из которых составлена вторая часть – это трагическое ощущение нашей жизни.
Говоря об этой постановке, нельзя не упомянуть Марка Бека – известного музыканта, который составляет музыкальную ткань этой постановки, аккомпанируя артистам на сцене. Популярное некогда трио Марка Бека прославляло наш город и Ленконцерт.
Мы заканчиваем сезон премьерой «Костюмера» по пьесе Роналда Харвуда в постановке Алексея Утеганова. Это тоже была очень важная для нас работа. Первоначально спектакль «Костюмер» мы хотели видеть в малом пространстве, но в последний момент, после «комнатного» прогона, мы решили, что будем выпускать спектакль на большой сцене. Мы не в праве сами себе давать оценку. Как мне кажется, замечательная работа у Ивана Ивановича Краско, хорошая работа у Насти Мельниковой, Валентины Паниной и Жени Иванова, у Ольги Ариковой, Родиона Приходько и других актёров. Думаю, что режиссёр нашел определённую форму для этой пьесы. Надо отметить работу художников, создавших такой «чёрно-белый» спектакль: Валерия Полуновского, костюмы Екатерины Шапкайц, свет Егора Бубнова.
Гастроли
Наш театр известен не только в нашей стране – мы часто ездим на зарубежные гастроли, на известные театральные фестивали. В этом сезоне у нас были гастроли в Китае со спектаклем «Сон в летнюю ночь». Были аншлаги, и для нас это было радостно. Мы сыграли три спектакля, и восприятие зрителей шло по нарастающей. Неслучайно мы вновь получили приглашение для поездки в Китай. Думаю, что наши отношения с Китаем будут укрепляться.
Мы были рады, что спектакль «VIVALDI. Ассоциации», сыгранный в этом сезоне на сцене нашего театра студентами курса Сергея Бызгу. «VIVALDI. Ассоциации» — это возможность посмотреть курс мастера и нашего актера Сергея Бызгу в деле. Это пластические этюды-ассоциации на музыку Вивальди. Чувственный и эмоциональный опыт проживания юных, их попытки рассказать об этом языком тела. Для студентов этот опыт оказался очень важным – им нужно привыкать к большой сцене, видеть настоящих зрителей, пришедших во «взрослый» театр. И не случайно спектакль был приглашен в Кишинёв для показа работ студентов театральных ВУЗов.
Моноспектакль «Про Любовь…» в постановке известной актрисы и начинающего режиссера Маргариты Бычковой был показан на фестивале «У троицы» в Павловском Пасаде.
Юбилеи:
В этом сезоне мы отметили творческие и жизненные юбилеи:
50 лет творческой деятельности отметила заслуженная артистка РФ Наталья Орлова. 40 лет творческой деятельности в театре им. В.Ф. Комиссаржевской – заслуженные артисты РФ Анатолий Горин, Александр Вонтов и актриса Светлана Слижикова.
25 лет творческой деятельности отметили заслуженные артистки РФ Маргарита Бычкова, Нелли Попова и актриса Анна Вартанян. Заслуженные актрисы РФ Наталья Четверикова и Татьяна Самарина отпраздновали 70-летний юбилей, заслуженный артист РФ Анатолий Худолеев – 75-летний юбилей. Также в этом театральном сезоне случился ещё один юбилей – 5 июля артисты в 100-й раз сыграли спектакль «Невольницы» в постановке народного артиста РФ Георгия Корольчука.
В этом театральном сезоне я был горд и счастлив стать лауреатом Художественной премии «Петрополь» в номинации «За многолетнюю преданность театру и творческое долголетие», тем более, что это событие совпало с 25-летием моей деятельности на посту художественного руководителя Театра им В.Ф. Комиссаржевской.

Планы:
Следующий сезон мы начнем с выпуска премьеры «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера в постановке Григория Дитятковского, художник Фирер. Не думаю, что пьеса «Мизантроп» была очень популярна по сравнению с другими комедиями Мольера в России. Но, мне кажется, эта пьеса очень любопытна и актуальна сегодня. Кто такой мизантроп? Это человеконенавистник, человек, который хочет возвышаться над толпой. И неслучайно Григорий Дитятковский среди из всех пьес Мольера выбрал именно эту. Мы не будем говорить, хорошо это или плохо, но в героях комедии мы узнаём сегодня очень многих людей, которые хотят быть не такими как все, а стремятся стать исключением из общих правил. Они по-другому мыслят и по-другому ощущают. Это может быть и Божьим наказанием, что мы другие, и наша вера абсолютно иная — мы с чем-то не совпадаем. Иногда эту непохожесть мы рассматриваем как неуважение к людям, а может быть, это просто другой взгляд на мир. Это размышление о том, что почти в каждом человеке это проявление мизантропства. «Мизантроп» — это достаточно серьёзное произведение. Все называют это комедией, а на самом деле, это философская обобщённая история.
2017 – очень важный год, год 100-летия Революции 1917 года. Сама по себе революция – это серьёзное и сложное явление. То, что произошло с нашим обществом, с нашей страной Россией и с миром, отражается на нас до сих пор. Для постановки мы выбрали знаменитый роман «Доктор Живаго», написанный Борисом Леонидовичем Пастернаком. Автор сам очень ценил это своё произведение. Это история о той эпохе, о том времени, об ушедшем времени, которое мы сами ещё не знаем. Мы не помним, что было вчера, а что было давным-давно, какие стихи читали, какие картины смотрели, какие детские сказки рассказывали – тем более. Что-то повторяется, что-то нет, что-то ушло. Ушло то время. Перестали вести дневники, их почти нет, перестали писать письма. Сегодня в основном «смс-ки». Недаром возник анекдот: «Вчера читала смски. Много думала». Современные технологии нашего времени, гаджеты, интернет — почти истребили культуру чтения. Читают новости ВКонтакте, сообщения в интернете. Скорость обращения колоссальная. То, что происходит, в одну секунду становится известным огромному количеству людей. Это что-то меняет в сознании почти каждого. Когда-то ты посылал письмо и ждал ответа неделю. Или ждал телефонного звонка, посылал телеграмму. Сегодня мгновенность обращений упрощает и обесценивает многие вещи. Люди стали жить стремительней и бессмысленнее. Это меняет, конечно, и наше представление о том, что хорошо, что плохо. Поэтому, я думаю, что все стихи Юрия Живаго, которые являются приложением к роману и становящиеся его сутью, могут быть прочитаны иначе. Это и религиозные стихи, и любовь его в стихах. Эту постановку осуществит режиссер Леонид Алимов, художником спектакля станет главный художник нашего театра Анвар Гумаров. Надеюсь, создатели спектакля остановят свой взгляд на каких-то человеческих судьбах, истории, эпохе. С одной стороны – ушедшая, а для многих и не наступившая ещё. Многие не понимают, как люди жили, как они писали такие стихи, о чём мечтали, как любили и что с каждым происходило.
На малой сцене режиссёр Олег Куликов будет ставить спектакль по пьесе известного французского драматурга – нашего современника Эрика-Эмманюэля Шмита «Начать сначала». В одной из главных ролей выступит народная артистка РФ Тамара Абросимова. Она работает в нашем театре с 1963 года.
Известный комедийный режиссер Владимир Глазков поставит пьесу современного драматурга Валентина Красногорова «Сегодня или никогда». Кроме того, Красногоров — крупнейший учёный-химик, доктор наук, многие годы преподавал в Технологическом институте. Потом он эмигрировал, уехал в Израиль и стал вице-мэром города Хайфа. Затем бросил это занятие и продолжал писать пьесы, которые теперь идут по всему миру.
Неожиданное предложение сделал театру режиссер Роман Смирнов, поставивший в нашем театре любопытный спектакль «Шизгара». Условное название его работы — «Шекспир-Fest». Спектакль будет состоять из различных пьес (трагедий и комедий Шекспира) и насыщен современной музыкой.
Гастроли. Поездки.
Совместный проект, который наши актеры делали с македонским театром по мотивам шекспировских пьес, тоже получил своё продолжение – они отправятся в Израиль на шекспировский фестиваль в сентябре этого года.
8 ноября мы отправимся на гастроли в Москву, где покажем спектакль «В осколках собственного счастья» на сцене Театра имени Ленинского комсомола.
В середине сентября мы отправимся на Байкал, на родину Александра Вампилова, где сейчас проводится фестиваль его имени для показа спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в постановке Сергея Афанасьева.
Юбилей театра
18 октября нашему театру исполнится 75 лет. Театру, который в 1942 году жители осажденного города окрестили Блокадным. История нашего театра полна славных имен, здесь не раз бывали и бывают выдающиеся люди нашего времени. «Голос блокадного города» Ольга Берггольц стала одним из инициаторов возникновения нашего театра.
У театра были взлёты и падения. Многие годы театр возглавлял Рубен Сергеевич Агамирзян. Его знаменитая постановка трилогии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» была удостоена Государственной премии СССР. В начале 1990-х годов, после кончины Рубена Сергеевича театру было присвоено звание «Академический». Пьесы многих драматургов были поставлены здесь впервые: Нодара Думбадзе, Иона Друцэ, Григория Горина, Михаила Шатрова, Александра Галина и многих других.
18 октября мы представим праздничный спектакль-концерт для всех тех, кто нам помогал, кто любит и знает нас. Режиссерами праздничного вечера станут Леонид Алимов и народный артист РФ Георгий Корольчук. Им будет помогать заслуженная артистка РФ Маргарита Бычкова со своей творческой командой и творческими предложениями. В юбилейном торжестве, конечно же, примет участие вся труппа. Мы постараемся вспомнить всех тех, кто работал в нашем театре и тех, кто работает сегодня.