Об итогах прошедшего сезона и планах на следующий рассказывает художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – заслуженный деятель искусств РФ ВИКТОР НОВИКОВ
Несмотря на скудное финансирование, в уходящем сезоне мы выпустили, на мой взгляд, любопытные спектакли: «В одном департаменте…» (премьера — 7 октября 2016 г.) по произведениям Гоголя, «В осколках собственного счастья» (премьера — 16 декабря 2016 г.) по произведениям Михаила Жванецкого и «Костюмер» Р.Харвуда (29 июля 2017 г.).

Премьеры прошлого сезона:
В спектакле «В одном департаменте…» режиссеры Ю.Стромов и Г.Корольчук соединили два произведения Н.В.Гоголя – «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Получилась некая обобщающая история о маленьких людях в большом городе, об их одиночестве, попытках обрести себя, о мире и людях, которые нас окружают, о равнодушии, взаимном непонимании…
Меня безмерно удивил Экспертный Совет Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», не «заметивший» нашего спектакля «В осколках собственного счастья», не оценивший работы режиссёра Григория Дитятковского и актёров: Жени Игумновой, Егора Бакулина, дуэта Каменецкий – Корольчук. Это, конечно, дело вкуса людей, работающих в отборочной комиссии. Я не готов обсуждать наш выбор литературного материала, могу только сказать, что сделали Григорий Дитятковский и вся творческая команда. Сложность работы заключалась в том, что и театру, и актёрам нужно было уйти от интонаций как самого Жванецкого, так и Карцева с Ильченко. Во многом интонацию спектакля задает в спектакле виртуозный пианист Марк Бек, своими легкими импровизациями сплетающего его музыкальную ткань. Популярное некогда трио Марка Бека было хорошо известно в городе.
Мечта поставить именно этого автора у меня была давно, но кому бы я не предлагал, никто не брался за это. Когда Дитятковский согласился поставить эту пьесу, я очень обрадовался. Волнение было грандиозное и у театра, и у меня, у самого Жванецкого. Думаю, приезд Михаила Михайловича на один из премьерных спектаклей дорогого стоит. Он сам безумно волновался и был рад, что спектакль ему понравился. Кстати, понравился спектакль не только автору, но и многим уважаемым мною художникам, писателям, актёрам, огромному количеству зрителей, которые так мощно восприняли этот сложный материал. Это история о том, в каком ужасе мы жили, в каком кошмаре. И многим зрителям старшего и среднего поколения какие-то тексты были знакомы по выступлениям Карцева, Ильченко и, конечно, самого Жванецкого. История о жизни — это весь первый акт. Второй заканчивается размышлениями о том, откуда никто не возвращается…. «А что там?» — никто не знает. Поэтому разговор пожилых людей оказывается ключевым: что с нами происходило и что происходит теперь… Многие зрители во втором акте просто плакали – и от узнавания, от ужаса, трагедии, от тяжело прожитой жизни. Жванецкий – глубокий философ и писатель. Отношение к Жванецкому у многих штампованное – сатирик, юморист. Очень многие вещи, которые кажутся смешными, звучат трагически: таково ощущение нашей жизни.
Крайне важной для нашего театра стала работа над «Костюмером» по пьесе Рональда Харвуда в постановке Алексея Утеганова. Этой премьерой мы закрыли 75 сезон. Изначально мы хотели видеть эту пьесу в малом пространстве, но после «комнатного» прогона решили выпускать спектакль на большой сцене. Мы не в праве сами себе давать оценку. Но я порадовался замечательной работе Ивана Ивановича Краско. Также могу отметить хорошую работу Насти Мельниковой, Валентины Паниной, Евгения Иванова, Ольги Ариковой, Родиона Приходько и других актёров. Думаю, режиссёр вместе с художником Валерием Полуновским нашли определённое выразительное чёрно-белое решение для пьесы. Этому способствовали костюмы Екатерины Шапкайц и свет Егора Бубнова.
Гастроли прошлого сезона
Наш театр известен не только в нашей стране – мы часто ездим на зарубежные гастроли, на известные театральные фестивали. В этом сезоне у нас были гастроли в Китай со спектаклем «Сон в летнюю ночь». Были аншлаги, и для нас это было радостно. Мы сыграли три спектакля, и восприятие зрителей шло по нарастающей. Неслучайно мы вновь получили приглашение для поездки в Китай. Думаю, что наши отношения с этой страной будут укрепляться.
Мы были рады, что спектакль «VIVALDI. Ассоциации», сыгранный в этом сезоне на сцене нашего театра студентами курса Сергея Бызгу, дал возможность посмотреть курс мастера и нашего актера Сергея Бызгу в деле. Это пластические этюды-ассоциации на музыку Вивальди. Чувственный и эмоциональный опыт проживания юных, их попытки рассказать об этом языком тела. Для студентов этот опыт оказался очень важным – им нужно привыкать к большой сцене, видеть настоящих зрителей, пришедших во «взрослый» театр. И не случайно спектакль был приглашен на фестиваль в Кишинёв для показа работ студентов театральных ВУЗов.
Моноспектакль «Про Любовь…» в постановке известной актрисы и начинающего режиссера Маргариты Бычковой был показан на фестивале «У троицы» в Павловском Пасаде.
Юбилеи прошлого сезона:
Как всегда, этот год был богат на творческие и жизненные юбилеи.
50 лет творческой деятельности отметила заслуженная артистка РФ Наталья Орлова, 40 лет творческой деятельности в театре им. В.Ф. Комиссаржевской — заслуженные артисты РФ Анатолий Горин, Александр Вонтов и актриса Светлана Слижикова.
25 лет творческой деятельности отметили заслуженные актрисы РФ Маргарита Бычкова, Нелли Попова и актриса Анна Вартанян. Заслуженные актрисы РФ Наталья Четверикова и Татьяна Самарина отпраздновали 70-летие, а заслуженный артист РФ Анатолий Худолеев – 75-летие. Также в этом театральном сезоне случился ещё один юбилей: 5 июля артисты в 100-й раз сыграли спектакль «Невольницы» в постановке народного артиста РФ Георгия Корольчука.
В этом театральном сезоне я был горд и счастлив стать лауреатом Художественной премии «Петрополь» в номинации «За многолетнюю преданность театру и творческое долголетие», тем более, что это событие совпало с 25-летием моей деятельности на посту художественного руководителя Театра им В.Ф. Комиссаржевской.
ПЛАНЫ:
Следующий сезон мы начнем с выпуска премьеры «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера в постановке Григория Дитятковского (художник Фирер). Не думаю, что в России эта пьеса была очень популярна по сравнению с другими комедиями Мольера. Но, мне кажется, что сегодня она актуальна, как никогда. Кто такой мизантроп, этот высокомерный человеконенавистник, желающий возвышаться над толпой? Неслучайно Дитятковский выбрал именно эту пьесу. Хорошо это или плохо, но в героях комедии легко узнать людей, которые безо всяких на то оснований хотят выглядеть исключительными, ни на кого не похожими. Они по-другому мыслят и по-другому чувствуют. Мы и правда все разные, другие. С разной верой. И это может быть Божьим наказанием. Эту непохожесть мы рассматриваем, порой, как неуважение к людям. А может быть, это просто иной взгляд на мир. Это размышление о том, что почти в каждом человеке сидит мизантроп. Хотя «Мизантроп» все называют комедией, на самом деле – это почти философская притча.
2017 – очень важный год, год 100-летия Революции 1917 года. Сама по себе революция – это серьёзное и сложное явление. То, что произошло с нашим обществом, с нашей страной Россией и миром, отражается на нас до сих пор. Для постановки мы выбрали знаменитый роман «Доктор Живаго», написанный Борисом Леонидовичем Пастернаком. Автор сам очень ценил это своё произведение. Это история о той эпохе, о том времени, об ушедшем времени, которое мы сами ещё не знаем. Мы не помним, что было вчера, а что было давным-давно, какие стихи читали, какие картины смотрели, какие детские сказки рассказывали – тем более. Что-то повторяется, что-то нет, что-то ушло. Ушло то время. Перестали вести дневники, их почти нет, перестали писать письма. Сегодня в основном «смс-ки». Недаром возник анекдот: «Вчера читала смски. Много думала». Современные технологии нашего времени, гаджеты, интернет — почти истребили культуру чтения. Читают новости ВКонтакте, сообщения в интернете. То, что происходит, в одну секунду становится известным огромному количеству людей. Это что-то меняет в сознании почти каждого. Когда-то ты посылал письмо и ждал ответа неделю. Или ждал телефонного звонка, посылал телеграмму. Сегодня мгновенность обращений упрощает и обесценивает многие вещи. Люди стали жить стремительней и бессмысленнее. Это меняет, конечно, и наше представление о том, что хорошо, что плохо. Поэтому, я думаю, что все стихи Юрия Живаго, которые являются приложением к роману и становящиеся его сутью, могут быть прочитаны иначе. Это и религиозные, и любовные стихи. Постановку осуществит режиссер Леонид Алимов, художником спектакля станет главный художник нашего театра Анвар Гумаров. Надеюсь, создатели спектакля остановят свой взгляд на каких-то человеческих судьбах, истории, эпохе. С одной стороны – ушедшей, а для многих и не наступившей ещё. Многие не понимают, как люди жили, как они писали такие стихи, о чём мечтали, как любили, и что с каждым происходило.
На малой сцене режиссёр Олег Куликов будет ставить спектакль по пьесе известного французского драматурга – нашего современника Эрика-Эмманюэля Шмитта «Начать сначала». В одной из главных ролей выступит народная артистка РФ Тамара Абросимова. Она работает в нашем театре с 1963 года.
Известный комедийный режиссер Владимир Глазков репетирует пьесу современного драматурга и интереснейшей личности Валентина Красногорова «Сегодня или никогда». Крупнейший учёный-химик, доктор наук, он многие годы преподавал в Ленинградском технологическом институте. Но писательство все эти отклонения одолело: сегодня пьесы Красногорова идут на сценических площадках всего мира.
Неожиданное предложение сделал театру режиссер Роман Смирнов, поставивший в нашем театре любопытный спектакль «Шизгара». Условное название его работы — «Шекспир-Fest». Спектакль будет состоять из различных пьес (трагедий и комедий Шекспира) и насыщаться современной музыкой.
Гастроли. Поездки.
Совместный проект, который наши актеры делали с македонским театром по мотивам шекспировских пьес, тоже получил своё продолжение: в сентябре этого года они поедут на Шекспировский фестиваль в Израиль.
В сентябре 2017 года наш спектакль «Прошлым летом в Чулимске» в постановке Сергея Афанасьева приглашен на XI Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова, который пройдет в Иркутском академическом театре им.Н.П.Охлопкова. . я мы отправимся на Байкал, на родину Александра Вампилова, где сейчас проводится фестиваль его имени для показа спектакля
8 ноября мы отправимся на гастроли в Москву, где покажем спектакль «В осколках собственного счастья» на сцене Театра имени Ленинского комсомола.
Юбилей театра
18 октября нашему театру исполнится 75 лет. Театру, который в 1942 году жители осажденного города окрестили Блокадным. История нашего театра полна славных имен, театр видел многих выдающихся людей нашего времени. «Голос блокадного города» Ольга Берггольц стала одним из инициаторов возникновения нашего театра.
Как всякий живой организм, театр развивается, переживая взлёты и падения. Многие годы им руководил режиссер Рубен Сергеевич Агамирзян. Его знаменитая постановка трилогии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» была удостоена Государственной премии СССР. Пьесы многих драматургов были поставлены здесь впервые: Нодара Думбадзе, Иона Друцэ, Григория Горина, Михаила Шатрова, Александра Галина… В начале 1990-х годов, после кончины Рубена Сергеевича, театру было присвоено звание «Академический».
18 октября мы представим праздничный спектакль-концерт для всех тех, кто нам помогал, кто любит и помнит нас. Режиссерами праздничного вечера станут Леонид Алимов и народный артист РФ Георгий Корольчук. Им будет помогать заслуженная артистка РФ Маргарита Бычкова со своей творческой командой и творческими предложениями. В юбилейном торжестве, конечно же, примет участие вся труппа. Мы постараемся вспомнить всех тех, кто работал и работает в нашем театре.