Премьера Театра им. В.Ф. Комиссаржевской «Дом, который построил Свифт» в постановке Александра Баргмана — это театральная фантазия на тему одноименной пьесы Григория Горина. Приготовьтесь получить удовольствие не только от текста выдающегося сатирика, но и от шикарной, атмосферной актерской игры.
Возведенная в степень благодаря глубинной и могучей актерской сути режиссера, она и является залогом успеха постановки.
Этот спектакль — кладезь актерских работ в виртуозном исполнении слаженного ансамбля. К тому же Комиссаржевка — это театр-семья, где артисты — родные друг другу люди, а не просто коллеги и соседи, обитающие в одном театре-доме. Они относятся друг к другу нежно и трогательно (например, исполнители одного состава на премьере от всей души дарят цветы исполнителям другого состава — мыслимое ли дело в прочих стационарах?). На сцене эта труппа прекрасна, чутка и невероятно сыграна, что так нравится публике — и не может не вдохновлять постановщика. Тем более такого, равного которому на сцене еще поискать.
Безусловные плюсы спектакля в том, что Баргман, в непроизвольном своем душевном и профессиональном слиянии с исполнителями, щедро, со знанием дела наполняет действие фишками и придумками, ловко использует случайно найденное во время репетиций — или с азартом охотника вплетает и закрепляет «домашние заготовки». В результате на сцене все понимают друг друга с полуслова, чувствуют нутром, наслаждаясь моментами и получая возможность полнее и ярче раскрыться — к обоюдной радости и гордости.
Его величество Актер торжествует здесь по обе стороны рампы, что не придает спектаклю некой цельной и стройной формы, но зато уверенно возводит в степень природу лицедейства и позволяет талантам проявить себя во всей красе. Это увлекательный паззл из чуднЫх характеров обитателей «Дома, который построил Свифт», фейерверк реприз, калейдоскоп образов, высокий градус, бойкий кураж. Ничего эпохального в плане социальной сатиры или политических взглядов постановщика премьера не декларирует (кроме, пожалуй, того, что тексты и шутки Горина не стареют). В тонких спектаклях созданного Баргманом «Такого театра», в его блестящих работах в ФМД-театре, в его темпераментных упражнениях в театре площадном, то бишь в формате камерном, экспериментальном или шутейном высказываться у него получается отлично, смело и даже порой отчаянно, на академической же сцене режиссерские опыты пока что выглядят осторожнее, скромнее.
Но просто сей условный дом еще не построен: это у декана Свифта в пьесе и у драматурга Горина в названии — прошедшее время, а у режиссера Баргмана в театре — будущее.