Доктор Ричард Симпсон (Иван Батарев) прибывает в Дублин для инспекции. С некоторых пор в доме Джонатана Свифта, куда направляется психиатр, творится нечто странное, как сообщают особо бдительные граждане. И действительно – там разгуливают лилипуты, великаны, лошади (в просторечии — гуингнмы) и другие сомнительные личности. Чем упорнее доктор пытается постичь непостижимое, тем менее нормальным он кажется даже самому себе.
Александр Баргман, похоже, задался благородной целью — вернуть в репертуар Театра им. В. Ф. Комиссаржевской пьесы интеллектуальные, метафоричные, многослойные. Уже в статусе главного режиссера выпустил «Графомана» по Александру Володину. Теперь пришел черед Григория Горина. Написан текст был в 1980 году, а уже в 1982-м его экранизировал Марк Захаров. Нынче же горинские пьесы ставят до обидного мало. Хотя сплав едкой иронии, афористичных мыслей, драматизма и тонкой лиричности сейчас как нельзя кстати. Так что выбор Баргмана стоит признать весьма точным по времени.
Постоянный соавтор режиссера – художник Анвар Гумаров – в начале спектакля оставил актерам авансцену, отгородив зеркало сцены черной стеной, в которой сделал дверные и оконные проемы и несколько отверстий, через которые все будут сновать туда-сюда. Где-то через полчаса стену убирают и сцена открывается во всю глубину. А там чего только нет: и остров Лапута, болтающийся над домом, и стеклянная будка, в которой почти безвылазно сидит сам писатель (Геннадий Алимпиев), газон заставлен «сахарными головами» и так далее. Предметы и объекты легко превращаются в нечто иное: «головы» — в астероиды, будка – в роковой стакан с водой, на который будут карабкаться лилипуты. Даже обитатели дома не всегда те, за кого себя выдают. Совсем недавно это были странные и малоправдоподобные персонажи, и вот они же, гладкие и довольные, в костюмах чиновников заседают в Опекунском совете. На эти эпизоды публика реагирует с особенным энтузиазмом. Писатель сиречь художник смотрит на происходящее вокруг него хоть и с отвращением, но понимающе. В обстоятельствах, когда постоянно приходится сопротивляться дурновкусию, обывателям с их представлениями о морали и нормах поведения и совсем уже задеревеневшим представителям власти, не остается ничего другого как стать философом и создать свой иллюзорный мир. Однако всегда найдутся доброхоты, желающие развеять иллюзии и убедить фантазера, что окружающая реальность всего лишь плод его воспаленного воображения.
Как и в случае с «Графоманом», в «Свифте» есть отменные актерские работы. Среди остальных явно выделяются Маргарита Бычкова (сестра милосердия Эстер Джонсон), Сергей Бызгу (дворецкий Патрик), Денис Пьянов (второй лилипут), Владимир Богданов (судья Бигс) и Геннадий Корольчук (Великан Глюм). У Геннадия Алимпиева, увы, не так уж много выходов. Хотя даже за отведенное время, он успевает завладеть вниманием зрителей, несмотря на скудное количество реплик. И, как и в случае с «Графоманом», новой постановке требуется время, чтобы рыхлая местами форма приобрела четкие очертания и пришла в соответствие с тем, что задумал режиссер.