18 октября Петербург поздравит с 70-летним юбилеем один из самых любимых своих театров – знаменитую Комиссаржевку на Итальянской улице.

Театр на Итальянской улице словно создан для того, чтобы всякий «жадный до впечатлений изящного» петербуржец не прошел мимо его тяжелых дверей, за которыми столько лет мерно дышит намоленное поколениями театральных творцов пространство. Одна из культурных точек, составляющих центр притяжения знаменитой площади Искусств, театр им.В.Ф.Комиссаржевской гордо несет имя великой актрисы, которая в 1904 году отрыла в здании Пассажа новый Драматический театр. Как известно, в память о ней с 1959 года и получила свое название Комиссаржевка – ныне Санкт-Петербургский Академический драматический театр им.В.Ф.Комиссаржевской

Призыв к жизни

Наперекор ставшему общим местом призыву известного критика «идти и умереть в театре», Комиссаржевка всегда, даже в самые тяжкие для себя и города времена, неизменно выбирала Жизнь. И именно к жизни – яркой, наполненной высокими мыслями и большими страстями – призывала своими спектаклями верного зрителя. За то и снискала его любовь и признательность на долгие годы.

Бывалому театралу нет нужды напоминать историю театра. Да, это он – тот самый Блокадный театр, рожденный в страшном 1942 году и дававший силы жить и выживать обитателям осажденного Ленинграда. А потом ставший приютом для нескольких гениев сцены, чьи имена знаменуют каждое — отдельный этап в жизни театра. Для наших современников он долгое время был «театром Агамирзяна», творца новой театральной философии, создавшего знаменитую трилогию по книгам А.Толстого о тяжком бремени власти. О духе этого театра, силе его притяжения много сказано и написано, но кто сделает это лучше талантливого режиссера и гениального рассказчика Александра Белинского?

Дом, милый Дом

«Мы находимся сейчас на Итальянской улице, которая при мне была улицей Радлова, и за огромным стеклом неуёмно двигается Пассаж, знаменитый магазин, который назывался Театр-Пассаж… С любого места вы видите, что там происходит. Потому это самая любимая моя площадка, самый любимый мой театр. И Симонов мне как-то говорил: «Как я там любил играть! Там ни на секунду не надо было нажимать голосом, какая там прелестная молодежь, как там отовсюду хорошо видно, хорошо слышно!»
Я поднялся по этой лестнице впервые 73 года назад. Привел меня папа на спектакль «Недоросль», потом я поднялся по этой лестнице в 1945 году на спектакль «Парусиновый портфель», и навстречу мне шел Зощенко, который написал эту пьесу. И 29 июня 1950 года я спустился по этой лестнице с дипломом драматического режиссера. А вернулся сюда как режиссер в 1955 году, поставив у Сулимова спектакль «Белый телефон», который был не разрешен. В общем, это для меня дом, который я сегодня считаю самым лучшим помещением для драматического театра. Театр должен быть таким, как вот этот театр. Здесь были мои учителя, мои товарищи – и Рубен Сергеевич Агамирзян, и Виктор Новиков, мой младший товарищ, который руководит сейчас этим театром, и бесконечное количество моих учеников – замечательная артистка Лена Симонова, Танечка Кузнецова, которая играла Клеопатру, моя самая любимая ученица Женя Игумнова, Костя Демидов – поэтому я прихожу сюда, как в родной дом…»

Новиково время

Время младшего соратника Агамирзяна и нынешнего худрука театра Виктора Новикова – это новое время театра Комиссаржевской. Стремительное, полное прорывов – да, опять же в новые пространства театра. Он сделал крупный шаг в сторону космополитичности сценического языка. При нем питерский театр заговорил с отчетливым «балканским акцентом», и это, как ни странно, позволило нам, северянам, лучше понять самих себя, поискать тепло там, где раньше было пусто и холодно… Спектакли болгарского режиссера Александра Морфова определили новый стиль театра, который смело экспериментирует, участвует в фестивальном движении, получая заслуженные призы. И это, конечно, заслуга актерской труппы, где умеют найти общий язык начинающие актеры и признанные мастера. Я не называю имен – их знают театралы, и не оцениваю спектакли – я не критик, просто любитель. Но любитель – это ведь от слова «любить».

Татьяна Позняк