БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Виктор Абрамович Новиков

Родился 23 марта 1943 года.
Окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
В 1968 году начал работу в театре имени В. Ф. Комиссаржевской в качестве заведующего литературной частью.
В 1991 году стал художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999). Лауреат театральной премии имени Андрея Толубеева (2013) «За сохранение и развитие отечественной традиции репертуарного театра, театра-дома», художественной премии «Петрополь» (2017) «за многолетнюю преданность театру и творческое долголетие».

Его творческий путь никогда не был устлан розами – но сила его любви к людям, к родному театру и Театру вообще — родила поистине нечеловеческое терпение. Он умеет и прощать – за ошибки, обиды, промахи. Он умеет помогать — не просто сочувствием и советом, а реальным делом, не забудет, не «замотается», а, порою, сам увидит и предложит помощь.
Его творческий путь четко рассекается на два этапа: 1968-1991 гг. Виктор Новиков служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал  художественным руководителем театра.
Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, ставшего близким другом Новикова. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х гг. отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии. О редком умении Новикова хранить дружбу ходят легенды.

После смерти Р. С. Агамирзяна — в переломное для страны время, в 1991-г.  — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие  1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

 
Новиков Виктор Абрамович активно претворяет в жизнь модель театра, в которой существует творческое разнообразие режиссеров разных поколений при наличии постоянной актерской труппы. В репертуарной политике соблюдается необходимый баланс демократичного и элитного искусства. Поиск современного лица, современного языка, кропотливая  работа  с драматургами,  режиссерами     и художниками дают очевидные результаты. На афише — спектакли по пьесам  и произведениям классиков (У.Шекспир, Н.Гоголь, С.Моэм, Ш.де Лакло, А.Островский, А.Чехов, Г.Ибсен, В.Гауф, Ж.-Б.Мольер, А.Вампилов,  А.Володин, В.Шукшин, Б.Пастернак, А.Солженицын) и современников (Я.Пулинович,  М.Жванецкий, И.Вилквист, М.Тульчинская, К.Бизё, М.Вишнек, Ю.Вознесенская, Д.Харвуд, В.Красногоров, Э.-Э.Шмитт). Актеры театра работают с режиссерами, приглашенными художественным руководителем В.Новиковым: пользуются неизменным успехом у публики спектакли А.Морфова, А.Баргмана, И.Латышева, И.Коняева, Р.Смирнова, Г.Дитятковского. С театром сотрудничают известные театральные художники С.Пастух, В.Фирер, А.Горенштейн, А.Орлов, Е.Орлова, молодые художники Д.Разумов, А.Храмцов.

Сегодняшний театр продолжает лучшие традиции Блокадного театра, театра Агамирзяна и ищет современный язык для сегодняшнего зрителя. «При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации.                             Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь         в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).

В прошлом и нынешнем сезоне  В.Новиков инициировал «перезагрузку» сегодняшнего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской: им был приглашен к сотрудничеству на пост главного режиссера Леонид Алимов, с помощью главного художника Анвара Гумарова придуман новый фирменный стиль, изменена концепция взаимодействия со зрителями, приглашены в труппу молодые выпускники РГИСИ (мастерская з.а.РФ Сергея Бызгу).

Работы театра отмечены высшими театральными премиями России и Санкт-Петербурга, его художественная репутация широко известна у нас в стране. О высоком художественном уровне театра свидетельствуют яркие постановки  последних лет: спектакли  «Ночь Гельвера» И.Вилквиста, «Графоман» А.Володина, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Бесконечный апрель» Я.Пулинович, «Прикинь, что ты – Бог» М.Вишнека, «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера — лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит»; постановки театра – участники и лауреаты российских и мировых фестивалей.

По инициативе В.А.Новикова возникли новые интересные работы. Спектакли Г.Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого и «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера стали визитной карточкой сегодняшнего Театра: спектакль «В осколках собственного счастья с огромным успехом был показан в московском Ленкоме, получил множество статей московской критики, «Мизантроп» стал лауреатом «Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в 4 номинациях (сезон 2017-2018 гг.)

В содружестве Виктора Новикова и главного режиссера Леонида Алимова возник замысел спектаклей по роману Б.Пастенака («Доктор Живаго») и рассазу А.Солженицына   («Матрёнин двор») к с100-летнему юбилею писателя. Спектакль «Доктор Живаго» в октябре 2018 года был показан на  международном фестивале имени Лао Шэ в Китае.

Малую сцену В. Новиков сделал полигоном для экспериментальных постановок.  С огромным зрительским успехом здесь идут спектакли «Ночь Гельвера» И.Вилквиста  в постановке А.Баргмана, «Бесконечный апрель» Я.Пулинович в постановке И. Латышева, «В одном департаменте…» по произведениям Гоголя в постановке Ю.Стромова, «Если бы знать…» Э.-Э.Шмитта; моноспектакли «Три дуры, три дороги, три души», «Про Любовь», «…О жизни, смерти и любви».

Благодаря бурлящей энергии художественного руководителя В.А. Новикова, театр — инициатор и активный участник Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA), постоянно становится участником известных мировых и российских фестивалей. Театр побывал на гастролях и фестивалях в Грузии, Японии, Китае, Турции, Эстонии, Германии, Латвии, Чехии, Словении, Сербии, Алании, Израиле, Италии, Белоруссии, Венгрии, Македонии, Украине, Румынии, Албании, на Кубе, в США, Черногории, в российских городах (Москве, Омске, Новороссийске, Самаре, Архангельске, Туле, Иркутске, Сергиевом Посаде, Пушкинских горах и др.)

Неуёмная энергия, «чутье» к талантам, мудрость, умение сохранять творческую дружбу многие годы,  терпение В.Новикова  — способствуют открытию новых людей, нового театрального языка, новых принципов взаимодействия с современной публикой.

АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН
российский актер, режиссер. Народный  артист России, лауреат двух Гос.премий СССР, Председатель СТД РФ, член Общественной палаты России, создатель и руководитель театра «Et Cetera»

Я недавно заметил, что когда думаю о Викторе Новикове, то всегда улыбаюсь. И это не потому, что вспоминаю какой-то рассказанный им анекдот, хотя у него чувство юмора потрясающее, а это для меня одно из самых важных человеческих достоинств. Я улыбаюсь, потому что любое общение с Виктором Абрамовичем приносит радость, потому что он человек редкий в нашей театральной среде — у него нет болезненной амбициозности, эгоцентризма, он добр и отзывчив. А еще Виктор Абрамович необычайно мудрый человек — для художественного руководителя быть мудрым, значит быть хорошим руководителем. И у него тонкий художественный вкус, он прекрасно образован. Но, наверное, это все неважно, важно другое, я его нежно люблю.

МИХАИЛ ШВЫДКОЙ
Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству.  Доктор искусствоведения, профессор,  ведущий телепередач, автор сценариев, либретто, статей по искусствоведению, Лауреат Государственной премии России, обладатель многочисленных наград, орденоносец, художественный руководитель Театра мюзикла в Москве.  

Поразительным образом Витя, проработавший в театре пятьдесят  лет, не утратил бесконечной расположенности к людям и к искусству. Театр — это особенное место, где все проявления — демонстративно преувеличены, не только на сцене, но и за кулисами. К нему это не имеет никакого отношения. Наш Абрамыч сохранил такую искренность и естественность, такую удивительную способность в любых предлагаемых обстоятельствах оставаться самим собой, что свойственно только настоящим интеллигентным людям. Он нужен всем, — друзьям и недругам, людям театра и публике, — как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки.

БОРИС ЭЙФМАН
российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии России и других наград.

Ваша судьба неразрывно связана со сценической жизнью Санкт-Петербурга, с творчеством вверенного Вам театра во всем его неповторимом духовном и эстетическом многообразии. Художественная смелость, кипучая энергия, неукротимое стремление к открытию новых имен и явлений в искусстве, беззаветная преданность театру – эти многие другие присущие Вам профессиональные качества сегодня могут послужить ориентиром для всякого, кто причастен к сфере высокой культуры. Вы известны как отзывчивый и мудрый человек, истинный петербургский интеллигент, верный своим благородным принципам и идеалам.

Лев ДОДИН
российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993)[1], лауреат многочисленных премий, в том числе — Государственной премии СССР и Государственных премий РФ.
почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, командор «Ордена звезды Италии». Заведующий кафедрой режиссуры РГИСИ,  профессор.

Его слово значит многое и для многих. Для меня, например, те или иные оценки им моих работ – всегда одна из самых главных и немногих мне интересных и важных точек зрения.
Виктор все так же остроумен, парадоксален в мышлении, в поступках, блестящ на слово. Виктор все так же любит литературу и с каждым годом становится все более блистательно образованным и знающим искусство человеком. Виктор все так же любопытен ко всему, что происходит в мире, и особенно ко всему, что происходит в мире искусства. Витя все так же беспафосен, ироничен и внутренне очень серьезен и целостен. Витя может с юмором и с иронией говорить о многом, но внутренние его ценностные установки всегда остаются теми же, они всегда подчинены верности, благородству, честности, человеческой доброте. Витя – замечательный друг и нежный товарищ; знать, что его плечо всегда где-то недалеко, очень важно для жизни его друзей.
Виктор Абрамович – один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра.. Словом, Виктор Новиков – многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжелые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков – неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ С ВИКТОРОМ НОВИКОВЫМ:

Виктор Новиков: В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом — «засосало». Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…

Человек должен иметь надежду. И здесь нужно определить: театр — это праздник или это муки? На мой взгляд, театр должен быть в первую очередь эмоционален. Для меня идеальный спектакль — это тот, на котором зрители и смеются, и плачут. Я сколько угодно видел безумно скучных, мертвых спектаклей, интересных лишь узкому кругу интеллектуалов. Это всегда надо учитывать.

У лучшего, на мой взгляд, режиссера Льва Додина не бывает легких спектаклей, он не стремится к развлекательности. Но атмосфера его спектаклей завораживает, в нее погружаешься как в омут. Сегодня очень трудно найти спектакли, которые заставляли бы зрителя плакать и сопереживать. Также трудно встретить и настоящие спектакли-праздники.

Лучшим для меня временем был тот период, когда я был завлитом, когда не надо было ни за кого отвечать. Я не стал заниматься наукой, это мне было уже неинтересно — не пошел в аспирантуру, не защитил диссертацию, остался в театре. Даже на другую работу не пошел, хотя мог уйти и в Союз театральных деятелей, и в Министерство культуры в Москве… Я не хотел ничем руководить, не хотел никакой власти. И получилось, что я занял пост художественного руководителя после смерти Рубена Сергеевича  абсолютно случайно… Теперь нужно отвечать за всё – ты выбираешь пьесу, ты приглашаешь режиссера, вместе с режиссером думаешь о художнике, композиторе, о распределении ролей. С одной стороны — ты отвечаешь за жизнь актеров, за театр, за пьесы, а с другой  — видишь, как  тяжело и сложно все живут, и за это ты отвечаешь тоже. Груз ответственности очень тяжелый, но если взялся  — неси, отвечай. По-моему, мне удается поддерживать хорошую атмосферу в театре, потому что работающим здесь хорошо, и они тоже ощущают наш театр своим домом.

Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр — это очень важная составляющая  в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр. 

У нас есть память. Мы никогда не забываем, что мы – не только Блокадный театр: в этом помещении работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны   — театр Радлова…. Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий Петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу.