Премьера cпектакля «МИЗАНТРОП» по пьесе Ж.-Б.Мольера
Постановка Григория Дитятковского
Сценография и костюмы — засл. художник РФ Владимир Фирер
Хореография – Елена Прокопьева
Художник по свету – Гидал Шугаев, Егор Бубнов
В спектакле используется музыка И.С.Баха, Ж.-Ф.Рамо и др.
В спектакле заняты: народный артист РФ Ефим Каменецкий, заслуженные артисты РФ Евгения Игумнова, Маргарита Бычкова; артисты Варвара Репецкая, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Владимир Крылов, Денис Старков, Евгений Чмеренко

Зачем сегодня обращаться к комедии Ж.-Б.Мольера 17 века? Что обозначает это неудобное слово «мизантроп» и о чем ставит спектакль известный режиссер Григорий Дитятковский?
Современная «мода на позитив», социальные сети, изобилующие картинками «как я умею быть счастливым», реклама «активных-позитивных-креативных» усиливают печаль думающих. В 17 или 21 веке — люди остаются людьми — со своими страхами, смущением и усталостью. Но искусственные шаблоны подменяют истинные чувства, искажают подлинную личность человека. Кто ты сегодня? Что действительно волнует тебя внутри? Нужно ли кому-нибудь твоё фальшивое счастье? Бестактность, эгоизм, неделикатность и фамильярность вызывают тошноту, усиливают мизантропию, разрушают нежные ростки любви и добра, заложенные в каждом…

«Мизантроп» Ж.-Б.Мольера (Le Misanthrope, 1666)
«Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера. Это типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного героя.
Альцест не только образ благородного обличителя общественных пороков, ищущего «правды» и не находящего её. С одной стороны, это — положительный герой, благородное негодование которого вызывает сочувствие; с другой стороны, он не лишён и отрицательных черт: он слишком несдержан, бестактен, лишён чувства меры и чувства юмора.
Еще за два года до ее первого представления (4 июня 1666 г.) Мольер читал отдельные акты своим друзьям. Впервые пьеса была представлена в парижском театре Пале-Рояль в 1666 году. Роль Альцеста исполнил сам Мольер. Несмотря на то, что «Мизантроп» был признан одним из самых сильных произведений Мольера, у публики он большого успеха не имел. В дальнейшем в роли героя выступил молодой актер лирического и даже трагедийного плана Сарон. В России Альцеста играли И.А.Дмитревский (1757), П.С.Мочалов (1823), М.М.Петипа (1889).
Комедия Мольера создавалась в тот год, когда французская читающая общественность обсуждала только что вышедшие из печати «Изречения» Франсуа де Ларошфуко. Писатель-аристократ, проведший свою молодость в борьбе против королевской власти и разуверившийся в успехе своего дела (возвращение милой его сердцу феодальной старины), изливал теперь свою желчь на человеческий род. Комедия Мольера была своеобразным откликом на книгу Ларошфуко.

Режиссер Григорий Дитятковский:
●Мизантропия как явление – очень серьёзная вещь, которая имеет корни, историю, происхождение. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей»… Как бы там ни было, у Мольера – это название носит скорее ироничный характер. Мизантропом, «презирающим» людей, обличающим их поведение, оказывается Альцест, чья «любовь не знает ослепленья». В этом противоречии и лежит ключ к комедии, я полагаю. Последовательная, линейная мизантропия, как диагноз, здесь невозможна, не о ней речь, хотя бы потому, что у Альцеста остаётся отголосок привязанности к этому миру, его любовь к Селимене, которая его порой бесит, но он с ней не расстаётся. Эта бессознательная вера в свою любовь, прячущаяся за резким негодованием, и отличает Альцеста, как представителя, всё реже встречающегося племени отважных личностей далёкого от круга людей болезненных. А постоянная горячность, увы, не может не вовлекать человека в промахи, делая его смешным, порой нелепым. Зато гнев и страстное возбуждение не дают ему возможности рисоваться. Сомневаться в искренности его проявлений не приходится. В конце концов мизантропия – это и есть любовь, только любовь направленная внутрь и не имеющая выхода. Или вернувшаяся, не принятая, не разделённая.

● Мы ставим спектакль по пьесе Жана-Батиста Мольера в переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник. Вдруг я поймал себя на мысли, что ставлю русскую пьесу. У нас есть «онегинская» аура – русскую тему мы добавили в костюмы. Благодаря Щепкиной-Куперник я читаю Мольера в русском переводе как высочайшее поэтическое произведение. Там есть лирика, драматическое напряжение, прекрасно найденная форма и лёгкость, летучесть стиха.

Жан-Бати́ст Мольер
Жан-Бати́ст Покле́н (театральный псевдоним — Молье́р, 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, известного как «Труппа Мольера» (1643—1680). Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Он учился в престижной иезуитской школе, где основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов. По окончании Клермонского колле́жа (ныне — лицей Людовика Великого в Париже) в 1639 году выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. В возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre) новой парижской труппы из 10 актёров. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами, «Блистательный театр» проигрывает, и Мольер с актёрами решают искать счастья в провинции. Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет обогатили его житейским и театральным опытом. В 1650 году он возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так, годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторских работ. Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж. За те 15 лет (с 1658 по 1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.
Режиссер Григорий Дитятковский: родился 17 июня 1959 года в Киеве. В 1986 году окончил ЛГИТМиК (мастерская проф. А.Музиля). Служил в Малом драматическом театре (МДТ, 1986-1995 гг.), в АБДТ им. Г.А. Товстоногова (2004-2012 гг.).
Григорий Дитятковский – известный петербургский режиссер. Его спектакли всегда становятся ярким театральным событием. Поставил около тридцати спектаклей в России и за рубежом. В Петербурге многие помнят его спектакли «Потерянные в звездах» (Театр на Литейном), «Отец», «Федра» в БДТ, «Белые ночи» в ТЮЗе им.Брянцева, «Мрамор» в «Белом театре», «Мой уникальный путь», «Пигмалион» в Приюте комедианта и пр. Зарубежные постановки: «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (1994), «Три сестры» А.Чехова (1995) и «Карусель» А. Шницлера (1996) в Capitale Theatre of the University в Манчестере; «Кукольный дом» Г. Ибсена (1996) Librery Theatre в Перте и «Трехгрошовая опера» Б.Брехта (1999) в Western Australia Opera. Лауреат Премии Правительства РФ, Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», Российской Национальной театральной премии «Арлекин»

Высказывания о мизантропах:
• Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать (Мария фон Эбнер-Эшенбах).
• В мире правят не тоталитаристы или демократы, а зло, мизантропия и низость (Сергей Довлатов).
• Мизантропия — удел трусливых (Макс Фрай).
• На короткое время мизантропия — если она продолжается недолго — просто пленительное чувство: вдыхаешь полной грудью сельскую жизнь и поносишь городскую, ощущая при этом некое меланхолическое удовлетворение (Эдвард Бульвер-Литтон).
• Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! (Николай Карамзин).
• Решил лежать в постели до полудня. Может, к тому времени половина мира вымрет и переносить оставшуюся будет вполовину противней (Чарльз Буковски).
• Такие люди, как я, делают меня мизантропом (Жюль Ренар).
• Я почувствовал вкус к мизантропии, я стал ипохондриком, я превратился в ужасного меланхолика, мне стало противно смотреть даже через пенсне из чистопробного золота.
…И всё это произошло со мной из-за музыки (Эрик Сати: «Записные бумажки, записные книжки»).
• Он оставался по-прежнему учтивейшим и любезнейшим человеком; учтивейшие и любезнейшие люди в большинстве случаев выходят из совершенных мизантропов (о Талейране, Марк Алданов, «Чертов мост»).
• Люблю одиночество, даже когда я один (Жюль Ренар).

Анекдоты о мизантропах:

Размышления мизантропа: Все люди делятся на три категории: те, кого я не перевариваю, те, кого я перевариваю, и те, кого я уже переварил.
В кабинете психоаналитика: – Послушай, меня все ненавидят… Может быть, хоть ты скажешь, отчего, мерзкий старикашка?
Асоциальная сеть «Мизантроп». Сотни тысяч аккаунтов, опции «добавить в друзья» нет в принципе.
Коммуналка — советская школа мизантропии.