Пьеса «Мизантроп» — это один из самых значительных шедевров Жан-Батиста Мольера, загадочная пьеса, почти не имеющая сценической истории в русском театре. Даже истинные театралы помнят только две постановки ХХ века: спектакли Петра Фоменко на сцене Ленинградского театра Комедии (1975г.) и Анатолия Эфроса в Театре на Таганке (1983г.).
«Мизантроп» Ж. — Б. Мольера (1666) — образец «высокой комедии» — жанра, в котором комедия, по выражению А. С. Пушкина, «близко подходит к трагедии. Это самое любимое произведение автора, в котором есть лиризм, свидетельствующий о близости образа Альцеста его создателю.
Сюжет «Мизантропа» оригинален, хотя мотив человеконенавистничества не был нов в литературе. История Тимона Афинского, жившего в V в. до н. э., нашла своё отражение у Лукиана («Тимон, или Мизантроп»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания»), Шекспира («Тимон Афинский»).
В «Мизантропе» выведен необычайно благородный герой – Альцест, который ненавидит людские пороки, не хочет прощать развращенные нравы, делит людей на «судей»- «хулителей» и «хвалителей»- «льстецов». Мир неискренен, мошенники и мерзавцы приняты во всех домах, их встречают с улыбкой, они всюду желанные гости. Альцест обрушивает свой гнев на все человечество и составляет себе твердое представление о том, каким должен быть мир. Однако общество не хочет меняться в угоду Альцесту… Судьба злого умника усугубляется страстной влюбленностью…
Кто такой мизантроп, этот высокомерный человеконенавистник, желающий возвышаться над толпой? Хорошо это или плохо, но в героях комедии легко узнать людей, которые безо всяких на то оснований хотят выглядеть исключительными, ни на кого не похожими. Они по-другому мыслят и по-другому чувствуют. Но люди разные, мы все — другие. С разной верой. И это может быть Божьим наказанием. Эту непохожесть часто рассматривают, как неуважение к людям. А может быть, это просто иной взгляд на мир…
Наш спектакль — размышление о том, что почти в каждом человеке сидит мизантроп. Хотя «Мизантроп» все называют комедией, на самом деле – это почти философская притча. Режиссер предполагает создать драматическую полифонию, в которой переплетаются судьбы людей, и от этих переплетений зависит не только течение жизни, но и образ мыслей каждого из нас.

Постановщик спектакля Григорий Дитятковский — лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», Премии Правительства РФ (за исполнение роли Иосифа Бродского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2010). Его постановки украшают репертуар Московского театра им. Вахтангова, Новосибирского театра «Глобус», Малого драматического театра Европы, АБДТ им. Г.Товстоногова и т.д.
Сценограф спектакля – заслуженный художник России Владимир Фирер.
Музыкальное оформление артура Мкртчяна.
В спектакле заняты артисты: народный артист РФ Ефим Каменецкий, заслуженные артисты РФ Евгения Игумнова, Маргарита Бычкова; артисты Елена Андреева, Варвара Репецкая, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Денис Старков, Евгений Чмеренко