Великой Победе посвящается….

/Великой Победе посвящается….

Великой Победе посвящается….

9 мая театр им.В.Ф.Комиссаржевской вместе с родным городом и всей страной отметит великий праздник Победы. В этот день актеры сыграют спектакль «Утоли моя печали…» петербургского драматурга С.Буранова
Иван Краско: Обычно в этот день меня всегда приглашают на концерты, выступления, но в этом году, как часто бывает, у нас в театре спектакль «Утоли моя печали» — и я этому очень рад. В спектакле речь идет о некоем дяде Курте, который служил в немецкой армии. Мой герой все шутит, что у него хорошая пенсия – не за Курскую ли получил? В конце спектакля мой герой Санин говорит своему внуку, который избегает встреч с этим дядей, потому что его больше к русскому деду тянет: «Сходи ты к этому дяде Курту – что сейчас виноватых искать…». Этот спектакль о доброте, о душе человеческой, о том, что все должны помнить.
А накануне, 8 мая, по традиции театр поздравит своих ветеранов и детей войны, среди которых — народные артисты РФ Галина Короткевич, Иван Краско, Тамара Абросимова, Борис Соколов, Ефим Каменецкий; заслуженные артисты РФ Наталья Орлова и Анатолий Худолеев; художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Новиков, заведующий музыкальной частью – заслуженный работник культуры РФ Владлен Неплох, также участники войны и жители блокадного Ленинграда, кто служил театру в разные годы: Мария Катульская, Эрна Зотова, Татьяна Курмаш, Людмила Темникова, Лидия Тамбовцева, Генриетта Урисман, Раиса Амосова, Татьяна Никитина, Ирина Полетаева и др.

О Блокадном театре:
В культурном пространстве нашего города Театр им. В.Ф.Комиссаржевской имеет особое значение. В середине Х1Х в. на Невском проспекте купцы построили Пассаж с Концертным залом, с 1904 по 1906 г. — здесь был театр Веры Федоровны Комиссаржевской, чье имя он носит с 1959 года, до начала блокады здесь был театр Сергея Радлова. В октябре 1942 года в осажденном городе открылся новый Городской театр, труппу которого составили артисты Радиокомитета и Театр возглавил С. Морщихин. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Когда газета «Правда» опубликовала пьесу К. Симонова «Русские люди», прозвучавшую на Ленинградском радио, — посыпались письма с просьбой повторить, и тогда спектакль перенесли на сцену. Так родился Городской театр, который зрители почти сразу окрестили Блокадным.
Спектакли начинались в 17 часов, чтобы зрители успели вернуться домой до комендантского часа. Если начинался артобстрел, все спускались в бомбоубежище, потом возвращались на свои места, и спектакль продолжался. Если гас свет, зрители направляли свои фонарики на сцену – и под этим освещением шел спектакль. Во время блокады здесь шли спектакли: «Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Кац.
«Театр уникален тем, что родился, когда кругом была смерть, холод, голод, бомбежки. И вот те люди – артисты, которые остались в осажденном городе, по разным причинам, испытывали мучение, как и все, и вдруг, это остается загадкой, объединились, нашли в себе силы для того, чтобы репетировать и играть спектакли. Это же – чудо!!! Даже только одно это должно вас греть, вдохновлять и беречь театр» (Народный артист СССР Иван Дмитриев).
Трудно сегодня установить, каким был тот первый спектакль, как вообще жил коллектив, как протекала ежедневная работа. По отдельным документам известно, что Начальник Управления тыла Ленинградского фронта генерал Лагунов прикрепил для помощи театру строительную воинскую часть, которая принимала самое деятельное участие в расчистках помещения. Все необходимые материалы выделил Горисполком. Днем актеры занимались уборкой, мытьем, чисткой, перебирали реквизит, костюмы, а вечером — репетиции, спектакли. Утром шли шефские спектакли для воинов-фронтовиков, а также для рабочих оборонных заводов, иногда выезжали во Дворцы культуры и там показывали спектакли, которые шли параллельно со стационаром. Кроме того, артисты театра выезжали со спектаклями в военные госпитали и на линию фронта. Спектакли, поставленные на сцене Комиссаржевки под бомбежками и артобстрелами, доказали, что музы не молчат и в те дни, когда говорят пушки. Именно поэтому, несмотря на многочисленные переименования — Ленинградский театр, театр имени Комиссаржевской — в памяти петербуржцев этот театр навсегда останется «Блокадным театром».
Увы, время беспощадно – до наших дней не дожил ни один актер Блокадного театра. Но его традиции, продолженные руководителями театра – Рубеном Агамирзяном (1966-1991), а с 1991 по сегодняшний день — Виктором Новиковым — до сих пор сохраняются. Дважды в год, в день снятия блокады и день Победы, комиссаржевцы собираются вместе, чтобы почтить память ушедших, поздравить тех, кто рядом.
Сегодня в репертуаре нашего театра несколько спектаклей, где звучат отголоски ВОВ: «Ночь Гельвера» И.Вилквиста, «Графоман» А.Володина, «Прикинь, что ты – Бог» М.Вишнека в постановке А.Баргмана, «Бесконечный апрель» Я.Пулинович в постановке И.Латышева, «Костюмер» Р.Харвуда в постановке А.Утеганова, «Утоли моя печали…» С.Буранова в постановке Г.Корольука.

Из воспоминаний Александра Янкевского:
1942 год. Второй год Великой отечественной войны. Ленинград в блокаде. Голод, холод, отсутствие света, бомбежки, артиллерийские обстрелы. На стенах домов и заборах надписи: «Во время артиллерийского обстрела эта сторона наиболее опасна» и короткие плакаты из трех слов: «Враг у ворот». Но город живет, город борется. Работает радио, передавая ленинградцам не только сводки Совинформбюро, но и горячий материал писателей и корреспондентов-фронтовиков. Очень часто передачи прерываются воздушными тревогами, и тогда вместо человеческого голоса из репродукторов звучит ритмичный, монотонный стук метронома. Отбой воздушной тревоги, и радио вновь оживает.
В центральной «правде» из номера номер начали печатать отрывки новой пьесы К.Симонова «Русские люди». Группа работников Ленинградского радио: Зонне, Горин, Петрова, Ярмагаев, Миронов, Янкевский во главе с Я.Бабушкиным берет на себя инициативу создания радиоспектакля по этой пьесе. Актеров мало, каждому приходится играть по несколько ролей. Спектакль готов. В бывшей 5-й студии радиокомитета поставлены столы, стулья, микрофоны. Приглашена авторитетная комиссия из представителей городских партийных и советских организаций для приема спектакля.
Результат просмотра — решение создать в блокированном Ленинграде драматический театр с труппой из имеющихся в городе актеров, художественный руководитель С. А. Морщихин.
Все театры к тому времени, за исключением театра Музыкальной комедии, были эвакуированы вглубь страны. Нам дали помещение театра Комедии. Оно было запущенное, сырое, холодное. Пришлось самим, засучив рукава, приводить его в порядок. Все готов, на фасаде здания вывеска: «Городской театр».
И вот 18 октября 1942 года открылись двери нашего театра для фронтовиков героя-Ленинграда. Идет поставленный Зоне и Гориным спектакль «Русские люди». И в зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами – прямо с фронта или прямо на фронт. Спектакль прочно вошел в репертуар театра и пользовался неизменным успехом у зрителя.
Однажды вовремя 1-го акта начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд и погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились в тьму. Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене: «Что делать?» «Как играть дальше?». И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним 2-й, 3-й, 5, 10-й.. — они возникали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца. Да, такое не забудется никогда! В антракте загорелся городской электрический свет.
5 ноября 1942 года состоялась премьера спектакля «Фронт» Корнейчука, поставленного Морщихиным и Зонне. На одном из спектаклей во время второго акта опять во время обстрела погас свет. На этот раз актеры без всякого замешательства ждали помощи из зрительного зала. И помощь пришла: друзья-фонарики вспыхнули, спектакль продолжался.
Затем 31 января 1943 года — «Нашествие» Л.Леонова. Режиссер Морщихин. 11 апреля 1943 г. «Жди меня» К.Симонова, режиссер М.С.Павликов. Павликов был человеком ярких эмоций и высокоодаренным артистом. Он внес большой творческий вклад в наше общее дело. К этом времени в труппе театра — Чернявская, Курзнер, Алексеева Людмила Петровна, Хавский, а также мастера театр им. Пушкина — Стрешнева, Домашева, Левицкий, Андриевкий, Нелидов, Горин-Горяинов, Назаров, Горич и др. Декорации к спектаклю «Жди меня» делали сами. Весь коллектив, вооружившись столярными, малярными и плотницкими инструментами, по ночам трудился над оформлением спектакля.
В июне 1943 г. наша труппа пополнилась артистами, пришедшими в шинелях из агитвзвода Дома Красной Армии в составе: Усков, Никитин, Мойковский, Поначевный, Швец, Яйцовская, Глухова, Костричкин, Мазаев, Сафронова, В.Н.Лебедев, ставший художественным руководителем театра.
Осенью 1943 года в помещении театра «Комедии» играть стало невозможно, т.к. здание не имеет бомбоубежища, а бомбежки и обстрелы стали еще коварнее. Театр переведен в помещение Малого оперенного театра и получил название «Ленинградский драматический театр».
Идут спектакли — «Женитьба Бальзаминова», реж. Андриевский, «Олеко Дундич», реж. Лебедев, «Вечер водевилей», реж. Усков, «Обрыв», реж. Лебедев.
Осенью 1944 года нам дали помещение, в котором мы находимся и по сей день. Здание в годы блокады не отапливалось, покрылось плесенью, штукатурка обвалилась. Опять весь коллектив своими руками отремонтировал и подготовил здание к открытию.
23 ноября 1944 года состоялась премьера спектакля «Нахлебник» Тургенева в постановке А.В.Соколова. Спектакль получил высокую оценку. На зрительской конференции, организованной театром, отмечалась прекрасная работа режиссера и исполнителей, ансамблевость, хорошая разработка и исполнение массовых сцен.
В начале 1945 г. к нам пришло еще пополнение из театра Краснознаменного Балтийского Флота – Честноков, Самойлов, Иван Дмитриев, Аскинази, Дельвин.
Я прошу извинения у тех товарищей, пришедших к нам по одиночке в разное время, фамилии которых я не упомянул.
12 апреля 1945 г. вышел спектакль «Поздняя любовь», поставленный А. В.Соколовым, прошедший с успехом более 300 раз.
9 мая 1945 года окончилась война. Ленинград облегченно вздохнул и зажил мирной трудовой жизнью. Вернулись в город все эвакуированные театры, и наш театр вступил в новый этап своей жизни…

Ольга Берггольц:
Письма, которые получила я зимой 1941/32 года на свои передачи, в частности на передачу по новый, 1942 год, останутся для меня на свою жизнь самой высокой наградой.
В радиокомитет приходили также заявки на чтение классической и советской литературы. В январе были особые передачи — «Чтения с продолжением». Был прочитан ряд отрывков из «Илиады» Гомера, а артист А. Янкевский читал несколько дней подряд «Педагогическую поэму». Янкевский был очень плох, он почернел, еле дышал, но Макаренко был когда-то его учителем, и артисту страстно хотелось дочитать цикл.
Однажды он пришел в таком состоянии, что Бабушкин шепнул:
— Боюсь, что он не дочитает сегодня… — и вместе с ним на всякий случай, — пошел в студию. Но Янкевский дочитал цикл. А как много (и как хорошо!) читала по радио любимица маленьких радиослушателей Маша Петрова – впоследствии заслуженная артистка республики!
Из этих передач — «Чтения с продолжением» — постепенно родился «Театр у микрофона». У микрофона артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. Репетировали по частям печатавшуюся в «Правде» пьесу А. Корнейчука «Фронт», затем исполняли ее перед микрофоном, затем, некоторое время спустя, перенесли на сцену. Так, к концу сорок второго года, из артистов радиокомитетского «Театр у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб) без всякого метафорического преувеличения – увы!) новый театр, где все, от режиссера В.Мойковского, артиста А.Янкевского до рабочих сцены, были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда. Театр успешно работал, А в 1962 году он отметил свое двадцатилетие – он называется теперь театром имени Комиссаржевской, он популярен и любим не только в Ленинграде, но и в стране, по городам которой ежегодно дает гастроли с неизменным успехом. Я счастлива, что вот уже третий год в репертуаре этого театра есть и моя пьеса – о самых суровых днях блокады, об ее героической и трагической зиме 1941/42 года, что в одном эпизоде звучит мой голос – пленка сохранившегося чудом выступления перед новым 1942 годом.
Пьеса называется «Рождены в Ленинграде». На премьеру ее все артисты и работники театра, не сговариваясь, и – что самое удивительное и трогательное — множество зрителей пришли с медалями «За оборону Ленинграда». Не ради пустого хвастовства говорю я это, но для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, как умеет хранить город-герой свои революционные и боевые традиции — хранить не умственно, а всем сердцем. А на юбилее «Блокадного театра» в октябре 1962 года многих и многих пришлось помянуть нам добрым словом и вставанием, и все с глубоким душевным трепетом вспоминали славные и смертоносные, но непобедимые дни «Театр у микрофона»…(Изд. Художественная литература» ЛО. Л. 1967. с. 136-137. )

Из беседы с директором Блокадного театра Акимом Анисимовичем Барским.
— В начале мая вызвал меня Борис Иванович Загурский, он был тогда начальником Управления по делам искусств, и говорит: «Аким Анисимович, надо создать культурный отдых ленинградцам и воинам Ленинградского фронта. Надо привести в порядок сад
Дворца пионеров и Театральный зал». Сад представлял руины – эстрада была разобрана на дрова, в Летнем театре кресла отсутствовали, их, конечно, сожгли той страшной зимой, пол отсутствовал, портал, стены были подпилены, со стороны Екатерининского садика ворота были разрушены, клодтовские кони стояли у вырытых ям и не были зарыты (…) 15 мая оркестр Ленинградского гарнизона в раковине давал концерт, начал, конечно, с Гимна Ленинграду. Представляете, бомбили, стреляли, а в саду играла музыка! А в Летнем театре концерты-ансамбли Военного округа, художественная самодеятельность, артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде. На машинах, прямо с фронта привозили солдат, они гуляли по саду, отдыхали, смотрели концерт.
Прошло несколько дней, и Загурский говорит: «ленинградское радио подготовило спектакль «Русские люди» и в скором времени будут предавать его по радио. У партийных органов есть мнение показать спектакль в живом виде. Займитесь, Аким Анисимович, созданием театра».
В первых числах сентября 1942 года произошло организационное совещание в Управлении по делам искусств (Управление помещалось в здании БДТ). Присутствовали: Загурский, Стрешнева, Павликов, Горин, Зоне, Морщихин, Барский и другие. Директором назначен был Барский, главным режиссером Морщихин.
14 сентября 1942 года был издан приказ об откомандировании творческих работников, оставшихся в блокированном Ленинграде, во вновь организуемый театр. Имена многих из них были хорошо известны зрителям по работе в Пушкинском театре: Горин-Горяинов, Студенцов, Домашева, Стрешнева, Андриевский, Нелидов, Железнова и др.

Журнал «Огонек» (1943, №20) писал:
«Городской театр – театр военного города, театр — агитатор, театр-воспитатель, события, происходящие на сцене, отражают события сегодняшних дней, и зрители, слыша канонаду, часто не знают, на сцене это или за стенами театра». Это, конечно, не совсем так. Слыша канонаду, зрители уходили в бомбоубежище, спектакли прерывались, а после отбоя воздушной тревоги все возвращались на свои места, и спектакль продолжался.
В 1943 г. в Ленинграде не работал ни один театр, за исключением Музыкальной комедии – остальные театральные коллективы были эвакуированы вглубь страны. Новому театру предложили помещение театра Комедии, что на Невском проспекте. Здание было запущенное, сырое, холодное. Света не было, воды тоже, сантехника не работала. Актеры и технические работники театра приводили его в порядок – выносили грязь, откачивали воду, занимались починкой электрооборудования, радиоцеха.

Из беседы с Тамарой Константиновной Чистяковой, работавшей в войну и много лет спустя осветителем театра им. В.Ф.Комиссаржевской
«Мы были молодые, голодные, холодные, не топили, репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод. Дружные были люди- утром все вместе – и артисты, и технические работники занимались ремонтом, а вечером шли репетиции. Если кто терял карточку – помогали. Работали и не думали о смерти. В домах электроэнергии не было, а в театре давали. Мы, конечно, экономили. Декорации строил легкие, задники писались на материале, колонны легкие досок было мало. Но декорации был очень красивые»
И вот 18 октября 1942 года открылись двери театра, и на спектакль «Русские люди» в постановке Зоне и Горина пришли первые зрители-ленинградцы, горел свет, было праздничное и приподнятое настроение. Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же и переполненном зрительно зале – в шинелях и матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы восприняли пьесу 1942 года как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах, об их славных делах.

Газета «Известия» 18 октября 1942 года – из рецензии на спектакль «Русские люди»: «Когда партизан Глоба уходит в тыл к врагу, широкая, вольная песня удаляется вместе с ним. Презрение к смерти, непобедимая сила жизни звучит в этом напеве. Ленинградцы знают имена своих героев. Так шел на подвиг боец Суханов, прикрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. Так под гусеницами танка погиб пулеметчик Смирнов, до последней минуты расстреливая гитлеровцев.
Театральный коллектив, поставивший этот патриотический спектакль, возник недавно. Его актеры связали свою работу с боевой работой города и ленинградского фронта. Это обеспечило участникам коллектива широту и богатство наблюдений».

Мало фотографий осталось с первого спектакля, трудно судить о художественной стороне – актеры разных школ, сегодняшние у критики говорили бы об отсутствии режиссуры и ансамблевости, о прямолинейности психологических трактовок, но тогда, в 1942 году — это был подвиг гражданский, человеческий, творческий! Спектакль «Русские люди» (данные – декабрь 1943 года) прошел 60 раз и его посмотрело свыше 56 000 зрителей.
Трудно сегодня установить, каким был этот первый спектакль, как вообще жил коллектив – как протекала ежедневная работа, о чем говорили, о чем спорили, были ли творческие, человеческие конфликты, сколько спектаклей в неделю, каков был режим работы, получали ли дополнительное питание… По отдельным документам известно, что Начальник Управления тыла Ленинградского фронта генерал Лагунов прикрепил для помощи театру строительную воинскую часть, которая принимала самое деятельное участие в расчистках помещения. Все необходимые материалы выделил Горисполком. Днем актеры занимались уборкой, мытьем, чисткой, перебирали реквизит, костюмы, а вечером — репетиции, спектакли. Спектакли начинаюсь рано – в 17 часов 30 минут, чтобы успеть сыграть все представление до комендантского часа. Билеты продавались в кассе, у театра был свой штат уполномоченных, т.е. распространителей билетов, желающих попасть в театр было очень много. Утром шли шефские спектакли для воинов-фронтовиков, а также для рабочих оборонных заводов, иногда выезжали во Дворцы культуры и там показывали спектакли, которые шли параллельно со стационаром. Кроме того, артисты театра выезжали со спектаклями в военные госпиталя и на линию фронта. Спектакли, поставленные на сцене Комиссаржевки под бомбежками и артобстрелами, доказали, что музы не молчат и в те дни, когда говорят пушки. Именно поэтому, несмотря на многочисленные переименования — Ленинградский театр, театр имени Комиссаржевской — в памяти петербуржцев этот театр навсегда останется «Блокадным театром».

Письмо бойцов:
Дорогие товарищи! Мы, раненые бойцы и офицеры горячо благодарим Вас за концерт, который вы дали нам сегодня и верим, что Вы и впредь не будете забывать нас, защитников славного города Ленина. Мы, лежащие здесь в госпитале, прибыли с различных ФРОНТОВ НАШЕЙ Родины и видим, что город-герой – колыбель пролетарской революции, живет полной кипучей жизнью. Несмотря на блокаду и суровую зиму 1941-42 г. славная эпопея обороны Ленинграда вошла в историю как символ мужества и отваги, не только на фронте, но и в тылу, когда и вы своим искусством помогали и помогаете громить немецко-фашистских захватчиков ни на минуту не покладая рук. Вдохновленные вашим искусством, мы придя на фронт, будем бить врага с тройным остервенением и мужеством, пронесем в своих сердцах ,сквозь дым и порох войны, созданные вами образы, ибо мы и вы, исполняя волю партии и народа, каждые в своем искусстве служили Родине до последнего вздоха… мы клянемся вам, что в скором будущем немецким захватчикам, стоящим пор Ленинградом, будет нанесен последний сокрушительный удар так, что ни один гад не уйдет с нашей родной ленинградской земли! Мы идем и будем идти в ногу с вами, лучшими представителями советского искусства, до полного истребления врага, и счастливой будущей жизни.
Да здравствуют представители советского искусства, вдохновляющие воинов Красной Армии и весь советский народ на ратные подвиги!
Да здравствую воины Красной Армии, искусно громящие врага!
Да здравствует дружба всего Советского народа, кующая победу над врагом!»
20 ноября 1943 г.

Резолюция, принятая на общем собрании работников Ленинградского Городского театра 15 декабря 1942г.
Мы, работники Ленинградского Городского театра, обсудив на общем собрании обращение члена нашего коллектива, заслуженной артистки РСФР В.Р.Стрешневой, присоединяемся к ее предложению об открытии среди работников искусств Ленинграда сбора средств на постройку самолета.
Кроме индивидуальной подписки среди работников театра, даем два внеплановых спектакля, весь сбор с которых вносим на постройку самолета. Вызываем присоединиться к инициативе нашего театра всех работников искусств г. Ленинграда.

РИА «Новости», 2005
В субботу, 7 мая 2005, в Петербурге состоялась церемония вручения коллективу театра имени Веры Комиссаржевской орденского медальона солдатского подвига. Награда была выполнена по эскизу героя СССР, генерал-лейтенанта Михаила Калашникова, сообщили РИА «Новости» в городском комитете по культуре. Руководитель театра имени Комиссаржевской Виктор Новиков рассказал, что после церемонии будет представлена премьера спектакля «Это было недавно, это было давно», созданного ко дню Победы.

2014
27 января 2014 года театр представил горожанам спектакль-концерт, посвященный 70-летию полного освобождения от фашистской блокады: «О ТЕХ, КОГО ПОМНИМ И ЛЮБИМ». В исполнении артистов Драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской прозвучали воспоминания О.Бергольц, А.Дельвин, Е.Копеляна, А.Рахленко, А.Бениаминова, стихи и песни той поры, а также были исполнены отрывки из пьес А. Кравцова «Новоселье в старом доме» («27 января») и К.Симонова «Русские люди».

2015 – концерт, посвященный Дню Победы – «О тех, кого любим и помним…»

Увы, время беспощадно – до наших дней не дожил ни один актер Блокадного театра. Но его традиции до сих пор бережно хранят.
«Это уникальный театр – театр, в который приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, может, и увидели-то всего один спектакль, но он согревал душу и поддерживал дух. Теряли сознание от голода не только зрители, актеры жили на те же карточки. Но были искренность и чистота помыслов, это было то особенное, о чем забывать грех. Это самое главное», – отметила участница фронтовой концертной бригады, народная артистка РФ Галина Короткевич.

2018-05-07T22:44:44+00:00