1 июня – юбилей заслуженной артистки России, актрисы театра им.В.Ф.Комиссаржевской, ученицы Рубена Агамирзяна, — Натальи Четвериковой. 8 июня в честь юбилея актрисы будет показан спектакль «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ…» с ее участием.

Заслуженная артистка РФ НАТАЛЬЯ ЧЕТВЕРИКОВА — одна из легендарных актрис театра им.В.Ф. Комиссаржевской. Ее учителем, а затем и режиссером был знаменитый Рубен Агамирзян. Именно он заметил необычный дар, яркость и «особость» будущей актрисы на приемных экзаменах в театральный институт. После окончания ЛГИТМиКА девушка поступила в труппу Мурманского драматического театра, и этот период стал хорошей «закалкой» для молодой начинающей актрисы.Через четыре года она пришла в театр своего учителя — знаменитого педагога и режиссера Р.С. Агамирзяна. В труппу, где играли и ее однокурсники, она вошла естественно, заняв свое особое место. Энергический склад натуры, жизнерадостность, универсальный талант острохарактерной актрисы открыли ей широкие горизонты в реализации творческих задатков. Ее амплуа было востребовано и в период работы Рубена Агамирзяна, и в работе с другими режиссерами. Наталья Четверикова дебютировала в нашумевшей тогда экспериментальной постановке своего учителя — «Женитьбе» Н.Гоголя в роли Агафьи Тихоновны. Еще в начале творческого пути она сыграла в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», запомнились ее роли в знаменитых постановках Р. Агамирзяна «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», памятны ее работы в «Притворщиках», «Идиоте», «Антиквариате», «Яме», «Шуте Балакиреве» и многих других спектаклях. Она сыграла около семидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых.
Яркий талант актрисы был очевиден и для кинорежиссеров – ее первые фильмы «Любить» (1968 г.) и «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970 г.) сделали Наталью Четверикову узнаваемой и популярной. Ее необычная внешность, веселое обаяние и жизнелюбие придавали всем ролям актрисы особую прелесть. Она сыграла в кино более двадцати ролей, и каждая стала запоминающейся. Некоторые из фильмов с ее участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Энергии этой хрупкой актрисы хватает на всё: многие годы она являлась членом правления Санкт-Петербургского отделения СТД и вела большую общественную работу. За особые заслуги в творчестве в 1978 году актриса была избрана делегатом XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе. В 1982 г. актрисе было присвоено высокое звание «Заслуженная артистка России». Годы служения театру им.В.Ф. Комиссаржевской не остудили ее творческий пыл, не обесточили ее желание выходить на сцену, работать над ролями.
Занята в спектаклях: «Утоли моя печали», «Живой товар», «Невольницы», «Прикинь, что ты – Бог».
В спектакле «Невольницы» А. Островского (постановка Г. Корольчука) актриса сыграла экономку Марфу Севастьяновну. В исполнении актрисы вновь сочно и вкусно зазвучал удивительный язык А. Островского. Актриса с особым юмором, комизмом и симпатией к своей героине нарисовала образ хитрой и вездесущей служанки, которая чувствует себя подлинной хозяйкой положения, с фантазией и искусством плетет свои интриги не только ради выгоды, но по зову души…
В спектакле «Прикинь, что ты – Бог»(постановка А.Баргмана по пьесам М. Вишнека) она играет в сценке «Эта страна, блин, тобой дорожит». Ее надзирательница тюрьмы нелепо балансирует между исполнением долга и жалостью, между функцией и человечностью. Игра актрисы исполнена подлинным трагизмом, в котором смешиваются разные грани человеческих чувств и их проявлений.
У актрисы есть свои многочисленные поклонники не только в Петербурге, не только в России. И театр, и зрители поздравляют любимую актрису с юбилеем, желая ей яркой творческой жизни, энергии и здоровья.

АРТИСТЫ О КОЛЛЕГЕ И ДРУГЕ
Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков:
Наташа Четверикова–одна из любимых учениц Агамирзяна. По-разному складывалась судьба – в кино и в театре. Был фильм «Семь невест ефрейтора Збруева», благодаря которому страна узнала курносую девчонку огромного обаяния и любви; были спектакли, где она прекрасно и разнообразно играла самые разноплановые роли. Поражает ее обаяние, ее бескорыстная любовь к профессии. Она никогда не «хныкала», ничего не просила, никогда ни перед кем не унижалась. Наташа всегда сохраняет самоуважение и абсолютную самодостаточность.
Многие годы гастроли нашего театра начинались 1 июня – и это было всегда не только начало гастролей, но и день Рождения Наташи Четвериковой, на который собирались и труппа, и ее курс, и ее семья. У нее изумительная театральная семья, муж (актер МДТ Европы), который ее боготворит. И она сама никогда не позволяла никаких «вольностей». Наталья с детства любила театр, и вся ее творческая жизнь – посвящение одному театру – им.В.Ф.Комиссаржевской.

Заслуженный артист РФ Михаил Самочко (муж Натальи Четвериковой)
С Натальей Анатольевной мы знакомы с первого дня поступления в институт. Мы учились на параллельных курсах – я у Татьяны Григорьевны Сойниковой, а она у Рубена Сергеевича Агамирзяна. На третьем курсе после репетиции спектакля «Первая любовь» режиссёра Валерия Суслова я пошел провожать её домой и влюбился. Потом она рассказывала, что я оказался очень упрямым молодым человеком, а она благосклонно приняла мои ухаживания.
Недавно у нас был юбилей – пятьдесят лет вместе. Помню, когда я сообщил родителям о своём намерении жениться, они были против, говорили, что мы ещё слишком молоды. Но я объяснил таким образом: «Мама, пойми, это моя судьба». Не знаю, понимал ли я тогда до конца, но и время прошло, и мамы уже нет, а это действительно так. Наверное, Наташа тоже понимала, что это её судьба – после окончания института меня распределили в Мурманск, и она поехала со мной, хотя Рубен Сергеевич сразу предложил ей поступить в труппу Театра им В.Ф. Комиссаржевской. Так мы и жили – вместе и дома, и на сцене.
Что я могу сказать о своей жене? Естественно, что она самая красивая и талантливая, самая любимая и родная! Время очень быстро пролетело, но я этого не ощущаю: когда смотрю на себя в зеркало, понимаю, что я седой, но идя по улице, не вспоминаю об этом. Мне кажется, что встретились мы недавно. И хотя всё детство и два студенческих года я провёл без неё, есть ощущение, что мы всю жизнь вместе. Я хочу пожелать нам двоим как можно дольше оставаться вместе. Вместе нам – замечательно.

Народный артист РФ Георгий Корольчук
Наташа была моей первой партнёршей в институте и на сцене: мы учились, играли вместе в рассказах, поставленных Рубеном Сергеевичем Агамирзяном, и в танцах были в паре. Знаете, что такое «курсовая связь»? Как братья и сёстры – какие бы коллизии не происходили, мы всегда вместе. Мы хорошо друг друга знаем и остаёмся молодыми – чем старше, тем моложе. Любопытно, что с годами не меняются наши характеры, поступки и взгляд на мир.
Если вы когда-нибудь услышите, как Наталья Анатольевна смеётся, вы не сможете не засмеяться с ней, смеялся весь курс вместе с Рубеном Сергеевичем. Сейчас мы стали реже это делать, но иногда душевная волна добирается до того места в организме, где хранится смех. У Наташи есть заразительное свойство – солнцелюбие, «солнцежизние», которое она распространяет с помощью своего удивительного смеха.
Театр – это служение, своя религия. Здесь возникают сложные отношения, которые не каждый выдерживает до конца в одном коллективе, но те, кто остаётся, становятся жрецами. Для этого нужно много терпения, любви и верности: всё, что есть у Наташи, она – театральная жрица. Что бы ни случалось в её жизни, она всегда выходит на сцену. У неё есть понимание, что без партнёра на сцене – совсем не тот спектакль. Она яркая, мощная, открытая и страстная актриса. Если всё это перемешать, получается довольно интересная картина. Она может играть и трагедию, и комедию.Я не могу ручаться за западный театр, но русский театр пропал бы без таких актрис. Мы ведь исповедуем открытое сердце и душевную силу, направленную во вне, к другому человеку. Это качество русского артиста – умение отдать, а не забрать себе, — присутствует в Наташе.

Заслуженная артистка РФ Татьяна Самарина
Наташа – очень верный и надёжный человек во всём. В служении театру, в отношении к людям и к своей семье. Когда мы учились в институте, она научила меня вязать. Мы жили скромно, но она умела «из ничего» сделать конфетку: на ней всегда было надето что-то красивое, необычное, сшитое или связанное своими руками.
День рождения Наташи – в день защиты детей и в первый день наших летних гастролей. Она всегда устраивала праздник, и мы отмечали его вместе. Она очень внимательный человек даже в быту – если кто-то заболел, она всегда мёд принесёт, лекарства, другие мелочи.Она всегда говорит: «Моя подруга – это Миша», то есть муж её. Это правильная, я так полагаю, форма существования в театре. Очень близко, рядом, внимательно.

Артист Александр Анисимов
Я играю с Натальей Анатольевной в спектакле «Утоли моя печали…» Она всегда поддерживает и помогает, излучает искренность и подлинность, благодаря которой ты, как её партнёр, чувствуешь уверенность и «настоящесть» существования на сцене.
Наталья Анатольевна около шести лет работала в театре вместе с моим отцом, они играли в спектакле «Если бы небо было зеркалом». Он всегда с большой теплотой вспоминал о ней, и мы с ней сейчас с большой нежностью общаемся – смотрим друг на друга, будто через отца. У нас почти родные отношения, когда не нужно слов и достаточно просто рядом постоять, чтобы оказаться в едином пространстве.
В Наталье Анатольевне есть неиссякаемая теплота и мудрость. Я желаю ей, прежде всего, здоровья. Ей есть чем поделиться с нами и со зрителем, и пусть она как можно дольше это делает.

Народный артист РФ Иван Краско
У меня есть ощущение, что Наталья Четверикова всегда была в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Помню, как она играла активную комсомолку в спектакле по пьесе Михаила Шатрова. Она очень серьёзно смотрела на собеседника и говорила: «Будем думать». Это было очень смешно, в этом «будем думать» я видел иронию над сутью комсомола: делать мы не будем, а думать будем. За эту роль она, кажется, получила Премию Ленинского Комсомола и даже была командирована на Кубу.
Уже семнадцать лет мы вместе играем в спектакле «Утоли моя печали…», и я знаю, что Наташа – человек очень выдержанный и дисциплинированный. Чтобы не случилось, она никогда не прерывала репетиции, такая душевная стойкость вызывает большое уважение.
Она очень дружелюбна, в ней нет потайных ходов, она терпеть не может сплетен. Мне очень нравится их семья — эти отношения без натуги, где есть место «семейным скрепам» — душевным, природным и человеческим.
Она заслуженная артистка, и это вполне заслуженно, как бы тавтологично не звучало. Она очень трудолюбивый и настойчивый человек. У неё особое обаяние – и женское, и сценическое.

Заслуженная артистка РФ Евгения Игумнова
Мне не посчастливилось играть с Натальей Анатольевной на одной сцене. Мы много общаемся, и я отмечаю, что она очень театральный человек: не было ни одной премьеры, которую она пропустила бы. Молодое поколение сейчас живёт в другом ритме, а для артистов «старой школы» – это традиция, часть профессии, пространство, в котором они живут. Они выработали в себе это профессиональное качество, и хорошо понимают путь, по которому движется театр.
Я прислушиваюсь к тому, что она говорит мне после спектакля: она всегда подбирает точные слова и даёт правильные советы. Она человек деликатный, поэтому никогда не касается личных моментов. Что касается технических вещей, она подсказывает очень точно, и я всегда пользуюсь этим. Опыт – это большой дар, которым она открыто и щедро делится. Так у меня было, например, со спектаклем «В осколках собственного счастья». Я пользуюсь её советами, и с радостьюих применяю. Артисты этого поколения уникальны своими человеческими качествами, деликатностью, точным разделением личных и профессиональных отношений.
Как женщине мне нечего ей пожелать – она гармонична и всегда прекрасно выглядит. Я хочу пожелать ей чаще находить «своих» режиссёров, которые бы понимали её необычную актёрскую природу. Подлинность существования на сцене, которой она владеет, производит невероятный эффект во многих современных постановках. Я желаю ей успехов, яркой и насыщенной творческой жизни.