25 марта – юбилей актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, ученицы легендарного режиссера и педагога Рубена Агамирзяна, заслуженной артистки России ТАТЬЯНЫ САМАРИНОЙ. Она встретит его на сцене, в роли госпожи Жакоб из авантюрной комедии «Тюркаре» французского драматурга А.-Р.Лесажа.
Всю творческую жизнь она посвятила одному театру – Театру им.В.Ф.Комиссаржевской, куда пришла в 1970 году, будучи студенткой Р.Агамирзяна. За 47 лет д работы на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской актриса сыграла десятки ролей. Ее спокойная классическая простота, внутреннее достоинство и тонкая акварельная техника позволили стать подлинной героиней театра Агамирзяна в постановках известного режиссера. Актриса играла и водевили — самая первая работа в Академическом театре юной Татьяны стала роль Лизы Синичкиной в «Театральной комедии». Со временем ее нежных героинь Золушку, Асю, Полю, Юльку и Альку сменили глубокие драматические роли. Среди них была незабываемая нежнейшая Елена Тальберг из «Дней Турбиных»: трепетный идеализм, незащищенность, некоторая закрытость жили в ее холодноватых красавицах, за которых всегда боролись мужчины. По-настоящему ее «увидели» в знаменитой трилогии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Пронзительная беззащитность женщины-матери царевича Дмитрия, ввергнутой в «мясорубку» чужой борьбы за власть и чужих корыстных и эгоистических интересов, железная жестокость эпохи, царя, с которым она, как в насмешку, повенчана, ее абсолютное бесправие и великая сила этой слабости! Удачей стала и роль Екатерины в горинском «Шуте Балакиреве». Актриса великолепно сыграла противоречивый характер любящей жены Петра, и роль эксцентричной мамаши, отгородившейся от мира в своих фантазиях в пьесе Т. Уильямса «Лето и дым», и гомерически смешную героиню в «Маленькой принцессе», эксцентричную и яркую Тамару в «Лакейских играх», капризную нелепую певичку в «Страхах царя Соломона», чудаковатую Дорис в спектакле «С тобой и без тебя» …
В ней есть и спокойная классическая простота, мягкость, воздушность красок, и внутреннее достоинство, тонкая акварельная техника, некий шарм, загадочность, и – въедливость, необычайное трудолюбие, женственность, трепетность, тонкое, так редко свойственное женщинам-красавицам чувство юмора…
Она могла бы быть великолепным экскурсоводом или лектором – Татьяна Самарина рассказывает о Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, его актерах и истории, как будто играет талантливейший моноспектакль — здесь и прекрасный слог, и умный исторически точный рассказ, по-актерски расцвеченный, увлекательный и завораживающий….
Последние роли Татьяны Самариной, как пишет критика, « словно написаны для нее сегодняшней…»: роль Вацлавы, экономки в спектакле «Эрос» напоена любовью – любовью тихой, безответной, долгой, длинною в жизнь. В ее мудром и прекрасном, напоенном печалью взгляде — многолетняя боль и материнская нежность женщины, беззаветно посвятившей себя любимому. Она служит старшему Гайденрейху, будучи в его доме не женой, не возлюбленной и даже не любовницей – экономкой. Она вырастила его детей и похоронила свое женское счастье. Дуэт Татьяны Самариной и Ивана Краско заставляет забыть зрителей, что перед ними – актеры: так нежны и немногословны они друг с другом, так тиха и глубока их человеческая любовь и привязанность. Именно к ней, как к настоящей хранительнице очага, приходит глава семьи со своими проблемами, только ей доверяет свою тайну, находя в этих бездонных глазах заботу и истинную любовь, которая ничего не просит…
Неожиданно и органично «вписалась» классическая актриса в экспериментальные работы театра: «Тюркаре» А.-Р. Лесажа и «Опасные связи» по роману Ш.де Лакло. Великолепное чувство юмора помогло создать ей гротесковый и гомерически смешной образ г-жи Жакоб в «Тюркаре», а подлинное чувство достоинства сполна проявилось в образе Мадам де Розмонд из «Опасных связей». В спектакле «Театр» Т.Самарина нарисовала подлинно классический вариант излюбленного в русском театре амплуа – «комической старухи»…. Ее мудрости хватает на то, чтобы не бояться быть смешной, нелепой. Можно долго перечислять все роли этой удивительной «агамирзяновской» актрисы, и неслучайно в отзывах зрителей есть и такое: «эта актриса — такая «ленинградская», несуетная, исполненная простоты и достоинства…». Она умна, интеллигентна и необычайно красива.
Актриса активно появилась в кино только в двухтысячных: «Я все решу сама!, «Любовь императора», «Эра Стральца», «Летучий отряд», «Вербное воскресенье», «Семейный очаг»,»Робинзон», «Счастливчик Пашка», «Кулинар», «Чужой район», «Обними меня», «Письма на стекле», «Хроника гнусных времен», «Три счастливых женщины», «Поцелуев мост» и др.
Коллектив Театра им. В.Ф.Комиссаржевской поздравляет любимую актрису и желает ей новых ролей, творческих открытий и любви – во всех ее проявлениях.