ЮБИЛЕЙНЫЙ ИЮЛЬ В ТЕАТРЕ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
Июль в театре им.В.Ф.Комиссаржевской расцвечен творческим юбилеями любимых артистов. Это четыре ученика известного режиссера Рубена Агамирзяна (н.а.России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Татьяна Самарина, Татьяна Кузнецова, Елена Симонова), а также з.а.России Сергей Бызгу, органично вошедший в труппу театра им.В.Ф.Комиссаржевской.
25 лет руководства Рубена Сергеевича Агамирзяна – целая эпоха становления Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Являясь одновременно художественным руководителем Комиссаржевки (как ласково окрестили зрители) и педагогом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне – СПбГАТИ), Рубен Агамирзян взрастил 4 курса замечательных актеров, которые в итоге составили костяк труппы. Сегодня в этом театре до сих пор служат 10 учеников мастера.

ОН ЗНАЕТ, ГДЕ ЖИВЕТ СОЛНЦЕ!
1 июля – 45 лет творческой деятельности и служения в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской народного артиста России Георгия Алексеевича Корольчука.. Коллеги про него говорят, что «он знает, где живет солнце» и еще глубоко убежден, что «любовь может сделать всё»! Взлет его актерской карьеры был стремителен. Много эпитетов было дано редкой органике этого удивительного артиста с кошачьей пластикой и лукавым взглядом. Светлые юноши с умными, проницательными глазами, забавные комические персонажи, хитрые вельможные особы, персонажи высокой трагедии — находили своё воплощение в богатом актерском «сундуке» Георгия Корольчука. Становясь свидетелями и соучастниками импровизаций, пародий, розыгрышей, реприз артиста, зрители с удовольствием окунаются в это театральное пиршество. Но, обладая редким даром театральной клоунады, артист владеет и уникальным при этом чувством вкуса и меры. Ажурное психологическое письмо и глубокое понимание человеческой природы стали отличительным почерком его последних работ.
Смешливый и добрый Николка его юности из «Дней Турбиных»; несчастный фанат Робеспьер; озорной Незнайка; могущественный Горацио; свято верящий в божественную волю Федор в «Царе Борисе»; комический старец Дон Луис из «Дон Жуана»; проницательный Удря из «Безымянной звезды»; мудрый Ворон из «Двенадцати месяцев» и всем котам Кот из «Клятвы маркиза Карабаса»; трагический Санин из «Утоли моя печали…» — все эти роли накатывают, подобно волнам, с различной пульсацией сердца.
В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской он поставил несколько спектаклей. Не разрешая называть себя режиссером, Г.Корольчук сочиняет спектакли для того, «чтобы прожить и пообщаться в теплой компании с дорогими ему людьми отрезок жизни, еще что-то узнать друг про друга…». Его спектакли – не шумные, не скандальные, — не открывают новых концепций и горизонтов в театре, но вызывают теплую волну в зрительном зале и, как ни странно, являются долгожителями репертуара. Так, спектаклю «Тише, афиняне!» — уже 10 лет, «Утоли моя печали…» — 15 лет, «Страстям по дивану» — 5 лет, «Невольницам» — 4 года. «Не концептуальный» спектакль «Страсти по дивану» целый месяц феерично гастролировал по Америке, объездив 10 городов. Тема спектаклей Георгия Корольчука– это обучение людей любви друг к другу через испытания, боль и разочарования, размышления о человеке, выживающем в новой жизни с достоинством…. Да и сам Г.Корольчук внимателен к тем, кто с ним рядом, ему интересна жизнь каждого, с кем сталкивает судьба: монтировщика и костюмера, актера и билетера….

ТАКАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ АКТРИСА…
1 июля – 45 лет творческой деятельности и служения в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской однокурсницы Г.Корольчука – заслуженной артистки России Татьяны Самариной.
Из интервью с Т. Самариной: То, что я попала к Рубену Сергеевичу Агамирзяну, сегодня считаю своим главным театральным везением. Его заботило человеческое, нравственное в нас. Он считал: сцена непременно проявит, что человек за личность. При нем в театре была диктатура, никакой демократии. Но это была добровольная диктатура! Для Рубена Сергеевича был принципиален вопрос ансамбля. «Один ты на сцене ничего сделать не можешь» — вот один из важных уроков его школы.
Если перечислить через запятую все ее качества, то можно получить гремучий коктейль, в котором – и спокойная классическая простота, мягкость, воздушность красок, и внутреннее достоинство, тонкая акварельная техника, некий шарм, загадочность, и – въедливость, необычайное трудолюбие, женственность, трепетность, тонкое, так редко свойственное женщинам-красавицам чувство юмора… А она – подлинная, утонченная красавица. Самой первой ролью стала, конечно же, Лиза Синичкина в «Театральной комедии». Кульминацией ее сценических красавиц явилась Елена в «Днях Турбиных», которая вышла у нее не только женственной и трепетной, но и глубоко драматичной. По-настоящему актрису «увидели» в знаменитой трилогии А. Толстого. Пронзительная беззащитность женщины-матери царевича Дмитрия, ввергнутой в «мясорубку» чужой борьбы за власть и чужих корыстных и эгоистических интересов, железная жестокость эпохи, царя, с которым она, как в насмешку, повенчана, ее абсолютное бесправие и великая сила этой слабости! При этом те же зрители впоследствии будут отмечать «острохарактерную энергетику Татьяны Самариной, отвагу перевоплощений…». Многие вспоминают ее гомерически смешную героиню в «Маленькой принцессе», эксцентричную и яркую Тамару в «Лакейских играх», капризную нелепую певичку в «Страхах царя Соломона»… Коллеги отмечают «редкое сегодня, к сожалению, уважение к профессии…» (Р.Приходько), «постоянство и верность идеалам, друзьям, профессии» (н.а.России И.Краско). Ее однокурсник Г.Корольчук как-то сказал: «ты не выпустишь на сцену недоделыша и не уберешь ладоней со лба. Спасибо, Танюша. Ты внимательно смотришь вперед и не даешь себе поблажек».
Она могла бы быть талантливым экскурсоводом или лектором – так, как рассказывает о Театре им.В.Ф.Комиссаржевской Татьяна Самарина, не сумел до сих пор никто: здесь и великолепный слог, и умный исторически точный рассказ, по-актерски расцвеченный, увлекательный и завораживающий….
Последние роли Татьяны Самариной, как пишет критика, « словно написаны для нее сегодняшней…»: роль Вацлавы, экономки в спектакле «Эрос» напоена любовью – любовью тихой, безответной, долгой, длинною в жизнь, и ничего не просящей. Неожиданно и органично «вписалась» классическая актриса в экспериментальные работы театра: «Тюркаре» и «Опасные связи». Великолепное чувство юмора помогло создать ей гротесковый и гомерически смешной образ г-жи Жакоб в «Тюркаре», а подлинное чувство достоинства сполна проявилось в образе Мадам де Розмонд из «Опасных связей». В одной из последних премьер – спектакле «Театр» Т.Самарина нарисовала подлинно классический вариант излюбленного в русском театре амплуа – «комической старухи»…. Ее мудрости хватает на то, чтобы не бояться быть смешной, нелепой. Можно долго перечислять все роли этой удивительной «агамирзяновской» актрисы, и неслучайно в отзывах зрителей есть и такое: «эта актриса — такая «ленинградская», несуетная, исполненная простоты и достоинства…». Она умна, интеллигентна и необычайно красива.

НАЗАД, В ДЕТСТВО!
1 июля – 25 лет творческой деятельности и 10 лет в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской заслуженного артиста России Сергея Бызгу
«То ли чаплинский бродяга, то ли парижский клошар, опять не поладивший с правосудием, он скитается меж ночлежкой и кутузкой, пытается бодриться и последним куском хлеба подкармливает прожорливых прибрежных чаек», — писал в 1999 году петербургский критик Л. Попов о комическом актере С.Бызгу. Впервые о нем заговорили, как об одном из актеров нового театра «Фарсы»(1991). Подобно всем бродячим труппам времен Мольера, они сотворили «непонятно, из какого сора» фейерверк балаганного веселья, неуемной радости и отчаянного озорства. Выпускник И.Горбачева Сергей Бызгу, успевший к тому времени сыграть Митрофанушку в «Недоросле» (Александринский театр) и поставить студенческий спектакль «Нахлебники», казалось, рожден из всего комического: маленький, пластичный и нелепый одновременно. По словам критика И.Катаевой, уже в первой своей крупной роли Митрофанушки Бызгу был «той самой кошкой, которую невозможно переиграть». После второго спектакля «Фарсы» — «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (1995) о Бызгу заговорили отдельно, сравнивая его с героем Чарльза Спенсера Чаплина. У Чарли комизм был основан «на незадачливости героев», а в комическом спектре С.Бызгу главным качеством его персонажей в первых спектаклях было феерическое веселье и одновременно — способность к душевному лиризму. Путь от философствующего Митрофанушки к сегодняшнему «Графоману» в Комиссаржевке оказался не близок. В одноименном спектакле театра «Фарсы» С.Бызгу «жонглировал» чередой масок. В «Фантазиях» — это был маленький смешной человечек, не утративший связь с детством, «лирический комик». И эта роль явно перекликается с его Скапеном в Молодежном театре на Фонтанке, Полонием из спектакля «Гамлет» (театр «Фарсы») и Питером Пнем (почти что — Питером Пэном) из спектакля «Сон в летнюю ночь» в Театре им.В.Ф.Комисаржевской. Афинские ремесленники в этом спектакле – это тот самый «театр в театре», мастерски сочиненный режиссером А.Морфовым с актерами-единомышленниками. О колоритнейшем Ефреме из спектакля «Вохляки из Голоплеков» (театр «Фарсы») писали много. Продолжением этой линии «площадного театра» возникнет Сосед в «Очень простой истории» (реж. Г.Бызгу) ТЮЗа им.Брянцева. Новым поворотом в творческой судьбе актера станут роли Фомы Опискина и г-на Трусоцкого в спектаклях «Село Степанчиково и его обитатели» (реж.В.Крамер, театр «Фарсы»), «Обняться и заплакать» (реж.Г.Васильев). Здесь герои С.Бызгу «взрослеют»: смешные и трогательные, они приобретают все больше интонаций трагических, неконкретная маска клоуна обретает человеческое грустное лицо… У каждого талантливого актера есть своя музыкальная формула, своя лейттема в творчестве. Тему С.Бызгу можно сравнить с музыкой Моцарта – солнечной и трагической одновременно. В спектакле «Мыльные ангелы» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Сергей Бызгу – бывший цирковой клоун, глотающий шпаги и балансирующий на канате. Их трагикомический дуэт с Маргаритой Бычковой – настоящее театральное пиршество, достойное пера историков театра.
Герои С.Бызгу не могут быть злодеями по определению. Однако в его творчестве был спектакль «Сиротливый Запад» (реж. В.Крамер, Театр им.В.Ф.Комисаржевской), где дуэт А.Баргман-С.Бызгу представлял братьев — «отморозков». Мучительно, с огромным трудом братья учились любви, обретая друг друга и веру в человеческое…
Спектакль «Графоман» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской в постановке А.Баргмана — новый виток в творчестве актера. Это смелая и удачная попытка обнажить настоящее лицо С.Бызгу, смыв клоунский грим с «чаплинского бродяги» и поставив его прямо перед зрителем…
«Сергей Бызгу прямо–таки создан для этого Мокина — у него самая обыкновенная, нисколечко не героическая внешность, но притом Бызгу — необыкновенный артист. И он необыкновенно передает, как может творческое одушевление преображать заурядную материальную оболочку: «О сердце, полное тревоги, /О, как ты бьешься на пороге /Как бы двойного бытия!..». Стихи рождаются, подступают к горлу, становятся естественной речью — он начинает ими органично разговаривать…»(Д.Циликин. Деловой Петербург)
«Хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина. (…)Трагикомическая актерская природа Сергея Быгзу такова, что даже пафос (а был, был у Володина пафос!) выходит у него мучительно-подлинным.» (Е.Гриневецкий. Петербургский театральный журнал).
О Сергее Бызгу можно писать много и долго. Можно анализировать каждую роль и каждую ипостась его творчества. Он «рассыпан» праздничным фейерверком по всему Петербургу. В послужном списке артиста – спектакли Академического театра им.Пушкина (Александринский), театра на Литейном, Молодежного театра на Фонтанке, «Русской антрепризы» им.А.Миронова, «Белого театра», «Балтийского дома», ФМД-театра, «Комедиантов», БТК, Театра Комедии им.Акимова и ТЮЗа им.Брянцева. С 2005 года актер служит в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, вот уже 20 лет руководит детским «Театр-классом», является Мастером актерского курса в Театральной Академии, ставит спектакли, в редкие свободные минуты снимается в кино. Он – любимец театральных критиков, зрителей, детей и студентов. Как говорит худрук Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков: «Сережа Бызгу по натуре — клоун. А у клоунов особые отношения с людьми…».
Актер Родион Приходько: «Сергей Бызгу – фигура драматическая или оптимистическая? Полностью оптимистическая! Он лучезарный, теплый, южный человек. Молдавское солнце внутри него».
Актер Андрей Шимко: «Он научил меня общаться со студентами, которые через четыре года будут моими партнерами по сцене. Встречаясь с ними в первый раз, я говорю: мы начинаем движение назад, в детство».

В ПОИСКАХ СТРАСТИ…
3 июля — 30 лет творческой деятельности и служения в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской заслуженной артистки России Елены Симоновой.
Из интервью с Е.Симоновой: Мне кажется, что артист, прежде всего, — это человек с активной жизненной позицией. Это люди какие-то неспокойные, им всегда чего-то интересно. Я благодарна своему театру, потому что тут много чего мне было дано – ролей, встреч режиссерских и партнерских, я многому научилась. И сейчас мне интересна даже не роль – я играла их много (и роли в красивых платьях, и характерные, и героические, и порыдала, и посмешила). Меня общий смысл интересует сейчас, режиссер, который может заразить, идея, к которой мы могли бы все вместе прийти. Совместное, общее, — вот что стало интересно сейчас.
Дебютом юной актрисы на сцене Театра им.В.Ф.Комисссаржевской стала роль Кати в спектакле «Дети Ванюшина» по пьесе С. Найденова. Впоследствии актриса не раз удивит зрителей резкими поворотами своего амплуа. Трогательная, чистая девочка Ася из «Лакейских игр» — и трагически нелепая, забитая проститутка Сонька в «Яме»… Великолепная в своей нарочитой наивности и простоте Шарлотта из «Дон Жуана» (почти клоунский шарж!) — и гротесковая мадам Кукушкина из «Доходного места», где актриса купается в брызгах сценического юмора и пародии, транслируя через «анекдот» проблемы общества, отдельно взятого человека в этом обществе.
Из интервью с Е.Симоновой: Когда в театре у нас возник спектакль «Доходное место» А.Островского, мне ужасно захотелось сыграть Кукушкину, потому что у меня у самой – взрослые дети. И вот я, как мать, стою перед такой дилеммой, которую я и в спектакле «Тише, афиняне!» пытаюсь выразить: с одной стороны хочу, чтобы дети жили хорошо, успешно, чтобы не были бедными, несчастными, — а с другой стороны я хочу, чтобы они были порядочными людьми. К сожалению, порядочность и богатство не всегда совмещаются.
В спектакле «Ваал» ее героиня Эмилия, стремительно падая по социальной лестнице вниз, обретает там, на дне, человеческие эмоции, через боль и страдания обнаруживая, наконец, своё «я»…. Кто-то из актеров, когда его попросили в двух словах дать определение актерской природе Елены Симоновой, вдруг сказал: «В поисках страсти…». Страсти не буквальной – страсти к полноте жизни, профессии, роли. Страсти – как феерии любви, праздник любви. И действительно, ее роли последних лет – это стремление к полноте чувств в любом театральном жанре. Если это комедия, то создаваемый образ актриса доводит до гротеска, как это произошло в «Тюркаре» («Даже эпизодическую роль мадам Тюркаре прекрасная Елена Симонова превратила в феерическое шоу», — писала критика). В драме «Эрос» П. Когоута роль Эстер, дочери главного героя, обремененной комплексом Электры, зазвучала неожиданно жестко, с долей горького трагизма. Филигранно и мастерски прочерчивает Е. Симонова трансформацию своей героини, номенклатурщицы Валентины в спектакле «Шизгара». Карикатурный образ партийного работника вдруг обрастает эмоциями, истинными чувствами, и в финале спектакля – это уже драматическая героиня, живая и теплая, со своими личными мечтами и надеждами. Созданный Е.Симоновой образ буфетчицы Хороших в одной из последних премьер театра – «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова – удивил и вновь заставил по-новому взглянуть на актрису. Максимально сдержанно ведет она свою партию, поражая жесткостью рисунка и тщательным отбором красок. Каждая комическая реприза четко укладывается в строгий рисунок роли. А в финале возникает будто бы родственная связь с этой женщиной из затерянного таёжного городка, которая, как умеет, сглаживает конфликты и острые углы шуткой или крепким словцом, которая привыкла разнимать и стыдить мужиков, которая одна вырастила непутевого сына, но и ей тоже хочется чуть-чуть тепла, любви и нежности….

Я СТРЕМИЛАСЬ СТАТЬ ДЖУЛИЕЙ ЛАМБЕРТ!
3 июля — 30 лет творческой деятельности заслуженной артистки России Татьяны Кузнецовой.
Это трогательное «эфирное» создание в одно мгновение разделило поклонников театра на два непримиримых лагеря: тех, кто влюбился в странный излом Татьяны Кузнецовой, и тех, кого раздражала ее необычная манера игры и речи. Ее безоговорочные поклонники несколько раз пересматривали спектакли «Цезарь и Клеопатра», «Дневник Анны Франк», «Дама с камелиями», «Месяц в деревне». Ее любимыми режиссерами были Владимир Воробьев и Владислав Пази, «на нее», кроме них, ставили спектакли Р.Агамирзян, А.Белинский, В.Гришко и многие другие… С первой же своей роли смешной девчонки в горьковских «Зыковых», живо и светло взирающей на мир среди хаоса хозяйского дома, Кузнецова очаровала многих. Потом были образы подростков, девушек чуть неуклюжих, странноватых или лукаво грациозных. Была юная, нежная и грустная царица Ирина из «Царя Федора». Была Анна Франк в замечательном спектакле Р. Агамирзяна, премьера которого состоялась уже после его смерти, где Кузнецова талантливо сыграла девушку пленительного редчайшего таланта жизни.
Как писали критики, «она пленяет женственной мягкостью и приглушённой печалью. И чувством стиля, столь нечастого на нашей сцене. Как естественна она в своих туалетах, которые словно бы хранят светлый отзвук её красоты. Красоты существа, вопреки всему покоряющего не-замутнённой чистотой. И никакого намёка на «роковую женщину». Её очарование природное, а не выделанное. Тут вот загадка Маргариты Кузнецовой».
В 1992 году она была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк. В 1995 — получила премию Французского Института культуры за роль Маргариты Готье. Каждая ее новая роль вызывала живейший интерес критиков и публики. В 2001 г. Татьяна Кузнецова вдруг перешла в труппу Александринского театра, где сыграла не много ролей, но среди них — Раневская в «Вишневом саде», Мамаева в сп. «На всякого мудреца довольно простоты», фру Линне в «Норе» и др.
Несмотря на внешнюю хрупкость и излом, актриса Т.Кузнецова научилась быть сильной и независимой, научилась не бояться экспериментов и неожиданностей. На Четвертом Международном фестивале «Монокль» (2003 г.) она представила моноспектакль «Она – Я, не Я и Она» Клима (Театр «Особняк»), а в 2007 г. на том же фестивале ее работа «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г.Г.Маркеса получила диплом. В 2012 году Т.Б.Кузнецова вернулась в родной театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Одна из последних работ актрисы – Джулия Ламберт в спектакле «Театр». И здесь, как парафраз, на видеоэкране пронеслись отзвуком ее сыгранные роли… Спектакль вызвал живейший интерес зрителей и стал одним из самых «аншлаговых» в Театре им.В.ф.Комиссаржевской.
Режиссер спектакля «Театр» М.Бычкова: Почему «Театр»? Мне кажется, что когда драматурги пишут пьесы, они верят, что когда-нибудь родится актриса или актер, которые это сыграют. Моэм как будто знал, что в Ленинграде родится такая актриса. В этом романе ее душа, мысли. Наверное, в каждом театральном городе мира есть своя Джулия Ламберт. В Петербурге — это Татьяна Кузнецова.
Из интервью с Т.Кузнецовой: «Для меня это главное в Джулии — чувство радости, счастья, которое ей дает Театр. Как и для Ламберт, театр для меня превыше всего.
Актер — хороший актер — должен быть готов к любой роли. Твоя — не твоя — к любой! Роль — это жизнь и любовь. Вот — Джулия. Когда я начинала произносить ее слова, то говорила шепотом. И думала: ведь она злая? Я почти возмущалась, ведь на самом деле — чересчур… И мне было непросто. Но я шла, стремилась стать Джулией Ламберт!