Дорогие друзья! 5 июня артисты Театра им.В.Ф.Комиссаржевской сыграют 100-й спектакль «Невольницы» по пьесе А.Н.Островского. Это одна из самых любопытных пьес Александра Островского, написанная известным к тому времени автором в 1880 году. Неожиданный взгляд на отношения мужчины и женщины даже для маститого Островского, уже создавшего к тому времени «Грозу», «Лес», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Бесприданницу», диктует острую интригу, новые правила игры. Тем не менее, пьеса ставится крайне редко. Об этой загадке в своем интервью рассуждает режиссер спектакля — н.а.России Георгий Корольчук. А зрители смогут попробовать ее разгадать, посмотрев спектакль «Невольницы» 5 июня в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской.

Интервью с художником спектакля — Александром Орловым: НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМИ….
Почему вы согласились участвовать в постановке «Невольниц»?
Островский, конечно, прежде всего. Я люблю Островского в принципе, и эта пьеса меня не разочаровала. Когда я ее прочел, она мне очень понравилась своей крепкой, основательной конструкцией.
В ваших эскизах присутствует галерея…
Это своего рода игра: в декорациях присутствуют элементы зала театра им.В.Ф.Комиссаржевской, и рядом с театром находится Дамский магазин – Пассаж. Это некая Дамская зала, такой туннель, в котором конца не видно.
О чем для вас эта пьеса?
Эта пьеса и о любви, и об отношениях мужчины и женщины, которые имеют свою и драматическую, и комическую, и вместе с тем какую-то грустную историю. В жизни все слитно: комедия без грусти (также как трагедия без смеха) не бывает. Пьеса перекликается с днем сегодняшним: очень раздражают дикие капиталистические отношения, которые сейчас у людей складываются, свой оттенок это накладывает и на отношения — что характерно для пьес Островского.
Пьеса заканчивается хэппи-эндом?
Я бы не сказал. Хэппи-энд такой относительный… Это даже в декорациях прочитывается. Нечто подобное в американских триллерах: есть какой-нибудь злодей, которого победили-убили, все радуются, и вдруг — пальчики у него зашевелились, глазки открылись…
Что может вынести публика из будущего спектакля?
Вынести ощущение, что надо быть внимательнее и добрее друг к другу, быть искренними. И не просто искренними – милосердными, жить по христианским законам. Островский писал эту пьесу не случайно. Его многое раздражало: и чопорные эти отношения, и боязнь быть искренними друг с другом, честными и милосердными.

Режиссер спектакля «Невольницы» Георгий Корольчук: НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ НИКОГО ЛЮБИТЬ

 «Невольницы» — замечательная пьеса: там чудный язык, прекрасные образы. На сегодняшний день  в современной драматургии я не вижу, чтобы так были выписаны образы людей. Там совершенно конкретизированы типы, а главная героиня Евлалия неконкретизирована – она у Островского есть собрание любви в одной личности, беспомощности в этой любви, беспомощности в жизни. Чем дальше я стал читать пьесу и вчитываться, тем больше понимал, что это — глоток чистой воды на фоне того, что происходит вокруг. Этот материал мою душу возвышает.

Пьеса была написана на рубеже веков  — в 1880 году.  Публичная казнь народовольцев, взрыв в Зимнем, убийство в 1881 году на Александра II… Начались смутные времена: начался нигилизм, человек как таковой отошел на второй план, потому что ощущение личности изменилось — человек должен был представлять из себя некую реальную данность: быть архитектором, художником, поваром и пр. для того, чтобы им было легче управлять. Островский всегда опирался на некую структуру существующего строя, а в 80-е стало все непонятно: народ развалился, рассыпался, и возникло «общество». И это чувствуется в пьесе «Невольницы» – заволновался Александр Николаевич и стал размышлять: как же мне выбраться из этого положения, как человеку, который имеет какие-то идеальные ощущения, себя в этой жизни чувствовать? Идеальные чувства стали никому не нужны… И никто не знал в тот момент, как жить, и что будет дальше, что нравственно, а что безнравственно. То, что плохо, оказывалось хорошо и наоборот. Сам человек оставался без Бога. Все рушилось. Рушилась Россия. Оставалось не так много времени до революции. Это очень интересно, потому что через 130 лет ничего не поменялось и даже наоборот – мы круг прошли, разорили страну, сделали все совсем по-другому, и оказалось, что мы такие же пошлые. До перестройки боролись за правду, за чистоту, за то, что есть не только советская власть, но и человек, а потом вдруг возникла пауза — всё разрешили… А что разрешать? — мы и сами забыли, что люди  — продукты этого социального строя. И в пьесе есть момент неопределенности времени, человека, в этот период только-только начинала зарождаться революционная мысль, которая уничтожала все вокруг человеческое, потому что нужно было менять социальный строй. Была идея! – а идея убивает всякую любовь. И сейчас  происходят колебания — мы не знаем, в какой стране мы живем.  Что это за субстанция – российское общество?

Эту пьесу не понимают, не любят ставить, потому что в ней существует волнение Александра Николаевича по поводу разрушения какой-либо стабильности между людьми, потери идеалов. Она написана пожилым гениальным автором, который сочинил ее по классическому образцу. И каждое слово сказанное, — как то ружье у Чехова, —  обязательно в нужном месте «выстрелит». Все сходится у него, кроме финала, который он не дописал… Неслучайно отказалась от этой роли Савина, придумав причину, что ее не устраивает возраст (ей было 26 лет, а Евлалии по пьесе – 28). Она не знала, как играть финал. Потом, через 10 лет она сыграла эту роль — повзрослела. А в тот момент Евлалию сыграла Ермолова.

Выбраться из этой ситуации, которая его окружала, Александру Николаевичу было невозможно – он не мог понять, почему люди рушат все устои ради какого-то куска хлеба. Оказалось, что вокруг главной героини Евлалии нет ни одного нормального человека. Никто не собирается никого любить. Все любят для чего-то: для того, чтобы что-то получить, сделать, каким-то образом себя в этой жизни позиционировать. И невозможно очистить чувство от кланов, сообществ и групп:  вот ты и я – давай с тобой поговорим по душам – нет, нельзя, потому что ты другого клана человек…

Где, в каком месте находится рубеж между прагматическим и духовным состоянием души? Жестким воспитанием матери главная героиня Евлалия была поставлена в глупое положение, и совершенно не может жить в реальной жизни. Даже в силу искусственных причин она несет в себе идеал и пытается ему соответствовать. Все окружающие его утеряли, живут в нормальной реальной жизни. И когда им говорят про любовь, для них это уже где-то там далеко — в каких-то горах, в юности… Мозоль существования очень трудно бросить –  дороже вот эта обыденная жизнь. А эти чувства, что внезапно испытал, короткие, они никакого отношения к жизни не имеют. И вот эти самые отношения человека с человеком затертыми оказались. Поэтому все очень современно.

По идее, Евлалия должна была утопиться, как Катерина. Но автору жалко такого человека убивать. У Катерины есть основания к этому – она с Богом живет, Бог ее и там не оставит. А эта девочка просвещенная – у нее Бог где-то там, в церкви. В этом и есть парадокс финала или его отсутствия…

У Евлалии есть одно качество, которое было привито ей с детства – она умеет верить человеку, а это очень трудно, это талант. И поскольку она эту любовь не истратила, то все,  что говорится отрицательного, она переворачивает в положительное – она идет по библейской любви. И она прощает любимого, потому что знает, что есть внутренний человек, который чист и незапятнан, а все, что вокруг происходит — налетающие на нас всякие грязи – они постепенно отвалятся, если себя всю отдавать любви…

У нее прекрасное образование, она обучена нескольким языкам, но ее природа русская, безоглядная. Она бросилась в омут… в надежде. В ней есть самые различные качества, но в ней есть и идеал, которого нет ни в одном человеке из ее окружения. Автор дает нам возможность прикоснуться к чему-то чистому и светлому. У нее произошел момент маниакального движения души, и она не думала, что это безнравственно. В этом чистота была. Островский, как никто другой, чувствовал эту связь. И поэтому, если его разбирать в холодной логике, ничего не получится. А если его разбирать по душевным взрывам – все получается. Она не бедная и несчастная – она несет в себе идеал, который защищает современными способами и идет к цели. Можно жить на чьи-то деньги, но по ночам читать Пушкина… В этом есть двуличность, но когда существует любовь, все поступки смотрятся совершенно по-другому… Я поступаю низменно – но я иду вслед за любовью… И не мужа она обманула, когда выходила замуж: она обманула купца, который ее покупал. Такая трепетная и светлая – она оказалась намеком на его детство, когда еще чистая душа, теплые глаза… Он ее увидел, увидел женщину, которая еще светится, и захотел для себя…Он ее посадил в клетку, а потом уехал, поставив над ней надсмотрщиков от большой любви. Тем не менее, и у него была минута прозрения. Но потом что он говорит? – я отделаю твои комнаты, я отделю твою половину – делай, что хочешь, любовников заводи, но я тебя от себя не отпущу… Да, у него была минута катарсиса, когда он вдруг понял, что какая-то любовь существует на свете,  но вот эта вся жизнь, которой он живет, не дает ему перемениться. Он снова ее покупает и вздыхает с облегчением – все, можно теперь успокоиться – она опять в золотой клетке.

Эту пьесу можно закончить в любом месте, и все равно будет интересно, потому что она поднимает любопытные вопросы, «скручивает» человека, и язык прекрасный. Там не выбросишь ни одного слова – это музыка. Островский к этому времени был великим Мастером, и слово из него выходило – как конкретная нота. В отличие от предыдущих пьес, там нет «русизмов», нет этого купеческого быта, аксессуаров (заборов, домов). Есть комната – и все. Можно играть в современном варианте, если перевернуть вверх ногами. И все равно — очень вкусно.