А ОН – МОЖЕТ!
К юбилею творческой деятельности
народного артиста России ЕФИМА КАМЕНЕЦКОГО

«Цензор Харитон Чеботарев комедию Мольера читал и не нашел в ней ничего предосудительного», — с казенной твердостью объявляет нам слуга сцены и глас судьбы Ефим Каменецкий, начиная спектакль («Мизантроп»); он разрешает так, будто запрещает.

А он может – и маленькую роль Слуги просцениума сделать значимой и яркой, не добавляя никаких специфических актерских ужимок и заигрываний с публикой, существуя «роскошным образом» и произнося «свой текст со значительностью неимоверной, как бы между прочим доводя комедию до изящного гротеска» (М.Кингисепп /Инфоскоп).
Он может — на одном вздохе-выдохе сыграть целую огромную жизнь человека – от маленького мальчика до 95-летнего старика, одинокого, всеми брошенного, как в спектакле «Бесконечный апрель». И сыграть так, что сердце заполошится, затрепещет, замрет в каком-то невероятном восторге от таланта актерского и жалости к персонажу одновременно. «Эти откровения героя Ефима Каменецкого на грани двух миров демонстрируют и еще одно редчайшее качество актера: чувство меры и вкуса, способность пройти по тонкой эмоциональной линии, нигде не оступившись ни в спасительную мелодраму, ни в нарочитую театральность. И именно поэтому ценность таких откровений – откровений старика, встретившегося у последней черты с собой-ребенком – приравнивается к ценности пророчества…» (Ж.Зарецкая. Нежная магия// Фонтанка.ру)
А он может – романтично и возвышенно, как звук трубы у настоящего музыканта – сыграть того, советского старика-интеллигента, который и жалок, и красив невероятно, и мудр тихой печалью, и комичен в гротесковом существовании спектакля «В осколках собственного счастья»: «Герой словно сам в смятении от своей откровенности. Он по уши в паутине инстинктов. Но, касаясь «низких истин», берет столь высокие философские ноты, что преодолевает опасные зыби и выводит на размышления, близкие (пусть в разной степени) и молодым и старым. В его финальном монологе мелькает тень Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции». Да и набоковская Лолита стремительно пробегает где-то вдоль по Итальянской. «Если бы молодость знала…» сказал не Жванецкий, но задуматься об этом помог именно он и неузнаваемый в этой роли артист» (Е.Алексеева. Дежурные по жизни// СПБ Ведомости).

13 сентября отметит творческий юбилей (60 лет на сцене!) народный артист России Ефим Каменецкий. Его актерская жизнь напоминает море – с накатыванием и откатом волн. Вот такой невероятный нахлест случился у актера в последние три года, за которые он талантливо сыграл роли в спектаклях «Бесконечный апрель», «В осколках собственного счастья», «Прикинь, что ты – Бог» и «Мизантроп», заставив театральный Петербург снова громко заговорить о себе.
Народный артист России Ефим Каменецкий пришел в театр им. В. Комиссаржевской в 1987 году зрелым мастером, после работы в Казанском ТЮЗе, БДТ им. Качалова, Рижском ТЮЗе и Ленинградском театре им. Ленсовета — в самый пик популярности и славы Игоря Владимирова. Именно тогда пришла к актеру известность: в спектаклях «Преступление и наказание», «Люди и страсти», «Человек со стороны», «Дульсинея Тобосская», «Вишневый сад», «Укрощение строптивой», «Ковалева из провинции» Е. Каменецкий был партнером Алисы Фрейндлих, Алексея Петренко, Леонида Дьячкова, Анатолия Равиковича, Михаила Боярского и, конечно, своей жены, замечательной тонкой актрисы Галины Никулиной.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской оказался близким по духу и очень быстро стал родным домом. Его дебют в «Колыме» И. Дворецкого прозвучал громко, артист продемонстрировал высочайший класс исповедального искусства русского психологического театра. Каждая становилась событием не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного, Варенн из «Робеспьера», Учитель философии из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика роль Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина. На скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены, одержимого театром. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры “Кина 1У” автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: “Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал”. Впрочем, и самого Ефима Александровича нередко критики называли одержимым делом, которому он служит с такой искренностью и честностью.
Ефим Каменецкий известен и как автор инсценировок, и как удивительный, тонкий педагог, но наше счастье в том, что, окончив когда-то в юности Пензенский педагогический институт, он все-таки решил стать актером.

«Тут срабатывает один из главных парадоксов театрального искусства: все, что отдал, то – твоё. Многоплановые, многогранные, неоднозначные герои словно обретают неисчерпаемость за счет множества связей со всем и всеми, кто их окружает. Актер подробнейшим образом выстраивает эти связи, и не вступить с ним в диалог ни партнерам, ни зрителям не представляется возможным. Это и есть настоящее зрительское счастье – попадать в круг профессионального внимания артиста, вести с ним содержательный и продолжительный внутренний диалог, который не заканчивается с выходом из зала. За эти диалоги артиста хочется благодарить снова и снова…» (Ж.Зарецкая. Нежная магия// Фонтанка.ру)

«Собственно, это и делает актера выдающимся, личностью, эпохой. Когда с первой секунды происходит погружение, когда существование «от» и «до» забирает, несмотря на обстоятельства, здоровье, возраст. Когда внутри одной истории всегда существует еще и внутренняя история — актерская, личная, и она наполняет, надстраивает (…) таким образом, что ты считываешь его судьбу — того человека, который стоит на сцене…(…). Эта встреча, мне кажется, и состоялась в спектакле «Бесконечный апрель», где народный артист России Ефим Каменецкий проводит полтора часа на сцене, проходя по лабиринту времен, ведя свою очень точно сыгранную тему.» (Е.Строгалева. Петербургский театральный журнал).

«Безграничную любовь, это поле, оберегающее человека от рождения до смерти, оказывается, можно сыграть на сцене» (Е. Омецинская. Невское время)

«Ефим Каменецкий – большой актер. Таких мало. От его работ остается длительное послевкусие, продолжает звучать благородная нота душевной неуспокоенности живой мысли. В спектакле театра Ленсовета «Последний отец» по пьесе И.Дворецкого от его героя было невозможно оторваться – зал от мала до велика был им словно усыновлен. А его работа в знаменитых «Людях и страстях»? Сложный сплав: ужас перед сынишкой – готовым доносчиком, брезгливость нормального человека, и ирония артиста, играющего Брехта. Это то, что остается жить в памяти, составляет реальную историю театра, — так же, как его филигранная работа в «Преступлении и наказании», где ёрничество Порфирия Петровича отдавало горечью…. Значителен Ефим Каменецкий и позже, в театре им. В.Ф.Комиссаржевской. В «Андорре» М.Фриша, «Колыме» И.Дворецкого, «Днях Турбиных» и «Чичикове» М.Булгакова… Его появление на сцене всегда задает высокую планку профессионализма» (Театральный критик, профессор СПбГАТИ Надежда Таршис)

«Ефим Каменецкий для меня – это такое человеческое чудо. У меня давнее обостренное внимание к его личности, к индивидуальности актерской и человеческой. Он человек внутренне многоэтажный. Чтобы проехать в лифте несколько этажей, — нужно в него попасть. Так просто пролезть не получится. А вот через творчество — можно. Меня его судьба волновала всегда, и то, как он упорно справляется с трудностями, как умеет их преодолевать. Кто-то мудрый сказал: «возраст – состояние души, не совпадающее с телом иногда…». А вот его я воспринимаю молодым. Может быть, мы взрослеем и стареем по-разному?
В новых работах он часто меня удивлял непохожестью на предыдущее. Думаю, у него много «ингредиентов», и в нем много всего намешано…
Я пошла на спектакль «Бесконечный апрель» с тревогой и ожиданием, волновалась ужасно, зная проблемы Ефима Александровича, из-за которых люди иногда опускают руки, уходят из профессии. А он все время находится в тренинге – работает над голосом, по-прежнему много читает, изучает, смотрит.
Первое слово, которое он сказал в спектакле – МАМА… — и все, что есть во мне из детства, любви — всё всколыхнулось нежностью невероятной, и я смотрела на одном вздохе. А дальше пошел набор состояний личных, и от его глаз лучистых, пронизывающих, как иллюминаторы, было не оторваться…..Этот спектакль поразил меня еще добротой и человечностью и наших актрис. Материал был переосмыслен и перечувствован так, что даже через плохое в героях (а на это способно искусство), через переживание, пусть по касательной, тяжелых времен, — проявляется что-то светлое. В этом «Бесконечном апреле» возникает щемящее ощущение доброты, нежности, любви – всех тех качеств, без которых жизнь стала бы адом» (Заслуженная артистка России Валентина Панина).

«В своей жизни я не встречал таких скромных людей, таких тружеников, которым ничего не надо – только работать в театре, играть роли, любить своих близких, отдаваться полностью тому делу, как это ни громко, которому ты служишь – а он действительно подлинно служит театру. Ему совсем не надо этих наград, привилегий, различного рода «отметин» — и это не кокетство и не поза: это такое внутреннее состояние, которое характеризует подлинность человека. Что бы Фима не играл: будь то «Кин IV», «Шут Балакирев» Г.Горина, «Недалеко от Бога» Г.Слуцки, «Дни Турбинных» М.Булгакова, или роли в «царских» спектаклях А.Толстого («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис»), или «Идиот» Достоевского — он всегда прекрасен и всегда точен…А одна из последних его работ в «Бесконечном апреле» — это великолепное соединение таланта и мастерства, души человеческой и мудрости опыта…» (Художественный руководитель театра им. В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков).