СОЛНЕЧНАЯ ОЛЬГА…

 16 апреля – 30-летие творческой деятельности в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской заслуженной артистки России ОЛЬГИ  БЕЛЯВСКОЙ

До недавнего времени имя Ольга было очень распространено в России, до сих пор популярно и в Европе (в Чехии, Шотландии, Финляндии, Германии). Его можно встретить и на других  континентах, например, в Бразилии или Аргентине. У этого имени есть две версии происхождения. По одной из них – это древнерусское имя, ранее заимствованное из скандинавских языков, а точнее, образованное от имени Хельга (Хельгла), что в переводе означает «святая», «священная», «светлая», «ясная», «мудрая», «роковая». По второй версии  — имя древнеславянское и  произошло от имён Вольга, Волх. Русское слово «Волго» означало самое разное, но близкое к значению «солнечный», «значимый», «хороший», «великий», «большой».

Итак, Ольга Белявская очень подходит своему имени, или имя очень подходит этой удивительной актрисе. Она действительно светлая и ясная, мудрая и роковая. При выраженной своей субтильности и миниатюрности она распространяет солнечность на большие пространства, дарит заряд бодрости и хорошего настроения. Кажется, что у этой актрисы всегда всё хорошо, по крайней мере, она никогда не жалуется и редко кому рассказывает о реальных трудностях. Она любит путешествовать и заражает этой любовью своё окружение, она любит гастроли и делает их незабываемым событием.

По словам коллег, Ольга:

— оживит любой спектакль, любую репетицию. Поражает ее жизнерадостность и оптимизм.  А еще Оля страстная и любящая;

  — Ах, какое удовольствие смотреть в ее глаза не сцене, в ее живые красивые глаза! Как элегантно играет она в твоих спектаклях!

 — Оля – единственная актриса на земном шаре, у которой нет гена депрессии.  Она даже в каких-то печальных настроениях всегда светла, всегда немножечко смеется над любыми тревогами. Она как будто бы НАД всем этим. И она действительно человек, у которого – вот! – легкое дыхание…

 — Главная черта актерского дарования Ольги Белявской: умение управлять энергетикой таланта;

 — Оля может быть любой. Потрясающая гамма актерского таланта. Ей свойственен удивительный слепой оптимизм и она незаменимый человек на гастролях;  

 — когда она выбежала, я подумала: ну надо же, такая прекрасная, как птица!

 — Ольга очень тактичный человек, а тактичных, хорошо воспитанных людей очень легко обидеть;

 — Оля – хорошее настроение, Оля – солнце такое абсолютное. «Оля – позитив» — так мы ее зовем;  

 — Оля — удивительная барышня – наивная очень. При этом — очень смелый человек. То ли наивность эта, то ли неосведомленность о жизни помогает ей пускаться в какие-то театральные авантюры…

И снова вернемся к описанию имени Ольга, где всё — об Оленьке Белявской: основные черты характера девушки по имени Ольга – это сильная воля, интеллект и большая работоспособность. Ольга стремится быть независимой во всем и еще она… склонна к авантюрам. В школьные годы Оля серьезна и вдумчива. Став постарше, Оля демонстрирует некоторую сумасшествинку. Свою страсть Ольга удовлетворяет в работе, которая становится для нее защитой от окружающего мира или вызовом ему же. Ольга не желает играть на работе второстепенную роль. Ее ценят, ведь сила и упорство Ольги помогают преодолевать трудности всему коллективу.

16 апреля Ольга отметит 30-летие творческой деятельности в родных стенах – Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, где сыграла большое количество самых разноплановых ролей.

«В 1992 году, когда я пришла в театр, то присутствовала на репетициях спектакля «Обитель теней» Б. Стейвиса  И там увидела Олечку Белявскую: в белом платье, как у Офелии, маленькую, хрупкую. Она была такая воздушная! Когда она выбежала, я подумала: ну надо же, такая прекрасная, как птица! А в первый раз я ее увидела еще в детстве, в фильме С. Соловьева «Спасатель» и подумала: вот, настоящая актриса! А сейчас, когда стою с Белявской на сцене в «Шизгаре», то понимаю, что годы над ней не властны…Она такая же маленькая, хрупкая, очаровательная и прекрасная.

Наше партнерство началось со спектакля «Клятва маркиза Карабаса» К.Ласкари по мотивам сказки «Кот в сапогах». Мы чудесно играли двух кошек и нас  очень любили папы детей…Тогда еще не были развиты танцы на пилонах, но балетмейстер Кирилл Ласкари придумал танец вокруг боковых фонарей: две кошки с мяуканьем и криками крутились на них в эротических кошачьих костюмах…

Она очень мне нравилась в спектакле «Убийство Гонзаго», неизгладимое впечатление произвел на меня спектакль  «Дело корнета О-ва» с ее участием,  была очень смешной в «Полоумном Журдене», удивительной в «Яме» (такой искрометной Манькой, и ей так шло это зеленое платье!) И я очень ее люблю в сегодняшней «Шизгаре». (з.а.России Маргарита Бычкова)

 «Когда я пришел в театр, то впервые увидел Ольгу в спектакле «Убийство Гонзаго» — она играла Офелию. И так играла! А когда был у Оли в гостях, то увидел плакат из фильма «Осенний подарок фей», где она играла Фею Счастья. И там – потрясающие глаза. Лучистые.

Оля была моей первой партнершей. Это был спектакль «Дама с камелиями». Меня долго ждали из армии, и Оля все это время была без партнера. Потом я вернулся, Оля обрела партнера, а спектакль – новую танцующую пару в красивейшем танце «Сон». А потом, когда освободилась роль ее жениха в спектакле, мне поручили играть и его. Я ей сказал: «Оля, пока мы играем «Даму с камелиями», мы ни женимся, ни выйдем замуж!».

Потом мы играли вместе в спектаклях «Полоумный Журден», «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей», «Вор в раю». В 2000 году мы сделали даже клоунский номер, который был исполнен нами единственный раз в «Промокашке» (так называли институт целлюлозно-бумажной промышленности). А потом Оля ввела меня в светлый мир празднования Нового года, и с ее легкой руки я стал Дедом Морозом на добрых 10 лет. А она стала моей первой Снегурочкой… Теперь мы иногда играем супружескую пару в спектакле «Мыльные ангелы» (актер Родио Приходько).

«Мы уже давно партнерничали с Ольгой Леонидовной Белявской в ласкариевской «Клятве маркиза де Карабаса», плясали в Булгаковском «Полоумном Журдене», стреляли глазами в Йордановском «Убийстве Гонзаго»… Всё кочки, кочки, и вдруг… яма. И вдруг – вербинская «Яма» по Куприну, режиссер-постановщик Александр Исаков, я подпеваю вторым. У Ольги — роль Маньки! Это надо было видеть, господа!!! На сцену выпархивает, как птичка-гаечка, маленькая, нежная, беззащитная девчонка в белых панталончиках, и на глазах у изумленного зрителя от распирающей её энергии гнева превращается в огромную яростную непобедимую женщину. И до сих пор, наблюдая подобные метаморфозы, я восхищаюсь этой способностью» (н.а.России Георгий Корольчук).

 «Я познакомилась с Олей, когда мы были с ней распределены на одну роль. Это была роль «Недомерка» в одноименном спектакле — моя первая роль в театре. И так получилось, что Оля, сама этого не зная, стала моим учителем. Я ходила на репетиции и смотрела, как она сочиняет эту роль» (з.а.России Евгения Игумнова).

«Ольга Белявская является одной из моих любимых актрис с тех пор, как я впервые увидела её в спектакле «Идиот» на сцене Комиссаржевки в роли Аделаиды в 1994 г. Также я видела Ольгу Белявскую в роли госпожи Мольер в спектакле «Полоумный Журден», в блистательной роли Маркизы де Помпадур в цветаевской «Фортуне», Нишетты в «Даме с камелиями»,  Жасант во «Французских штучках», Матрёны в «Горячем сердце», Суги и 2-го друга Тахэя в спектакле «Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей», Маньки в «Яме», где от актрис требовался огромный трагический талант. Мне также посчастливилось увидеть роли Ольги Белявской в спектаклях «Вор в раю» и «Оркестр».  Она прекрасно играет в моих любимых спектаклях – «Утоли моя печали…» и «Шесть блюд из одной курицы». Каждый раз, когда вижу имя Ольги Белявской в афише или в программке спектакля, я чувствую большую радость, предвкушая встречу с этой прекрасной актрисой. Желаю её новых ролей и хороших зрителей! (отзыв зрителя на сайте Кино-театр.ру)

 Период «до» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской тоже был бурным. Во-первых, Оля – потомственная актриса. Она родилась в Ленинграде, но с родителями объехала полстраны, наблюдая жизнь театров, в которых они работали. После окончания  Театрального училища им. Щукина при московском театре Вахтангова молодая актриса была принята в труппу Ленинградского Малого драматического театра, и первая же роль в спектакле Г. Яновской «Стеклянный зверинец» обратил на себя зрительское внимание. Она работала с известными режиссерами, такими, как Лев Додин («Татуированная роза»,  Роза), Ефим Падве  («Утиная охота», Ирина) и др. Примерно в этот же период имя актрисы активно зазвучало в кино.

Несколько лет спустя актриса перешла в Молодежный театр на Фонтанке, где с успехом сыграла роли своих современниц в пьесах «новой волны»: Лялю в «Крыше» А.Галина, Ирину в «Утиной охоте» А.Вампилова, Марусю в «Краже» В.Астафьева и др. Прекрасны были ее Жар-птица в «Иване-Царевиче» Ю.Кима, Принцесса в сказке Г.-Х.Андерсена «Там, где шиповник рос аленький»; обаятельны и забавны – Обезьянка в «Маугли» Р.Киплинга, Люсиль в спектакле «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера.

Актриса очень рано начала сниматься в кино. В ее списке ролей  — фильмы самых различных жанров: «Ярослав мудрый», «Осенний подарок  фей», «Мелодия  на два голоса», «Будь здоров, дорогой», «Дело для настоящих мужчин», «Белые ночи», «Тартюф», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Ленинград. Город живых», «Два гусара», «Первая ночь луны», «Чужое лицо», «Улицы разбитых фонарей», «Фаворит», «Невеста с заправки», «Сердце ангела», «Три счастливые женщины», «Перчатка Авроры», «От судьбы не зарекайся», «Обратные реакции», «Одна жизнь на двоих», «Кумир», «Селфи на память», «Условный мент», «Пояс Ориона» и пр.

За 30 лет работы в родном театре Ольга Белявская примерила на себя невероятное количество женских образов, не боясь пробовать, искать, ошибаться и блистать. В ее списке – невероятная Цыганка Аза («Царский сон» В.и С.Розовых), Офелия («Убийство Гонзаго» Н.Йорданова), Кошка и Принцесса («Клятва маркиза Карабаса» К.Ласкари), Недомерок («Недомерок» Д.Никкодеми), Аделаида («Идиот» Ф.Достоевского), Нишетта («Дама с камелиями» А.Дюма-сына), Маркиза Помпадур («Фортуна» М.Цветаевой), Матрёна («Горячее сердце» А.Островского), Манька («Яма» В.Вербина), Джульетта («Близнецы» Ж.Брикета, М.Ласега), Сюзанна («Оркестр Ж.Ануя), Феба («Комедиант» Дж.Осборна), Суги («Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» М.Тикамацу) и многое-многое другое…

Актриса  Ольга Белявская чувствует стиль режиссера, способ его «письма», краски, которым он пользуется. Если в спектакле «Дон Жуан» ее крестьянка Тисбея – шаржированный, почти клоунский персонаж, то в «Живом товаре» А.Чехова актриса работает в тонкой акварельной стилистике; в детской сказке «Двенадцать месяцев» ее Белка и Придворная дама невероятно уморительны, а вот в «Докторе Живаго» образ Анны Ивановны Громеко уже выписан матовыми красками, с элементами флера и мягкой дымки между прошлым и будущим…

Некоторые спектакли живут в репертуаре долгую жизнь, и меняются вместе с исполнителями образы, философия, а иногда и смысл…Так, в спектакле «Утоли моя печали…» первоначально ее героиня-тезка- капризная, избалованная и эгоистичная. С годами этот образ претерпел изменения. Сегодня в героине Ольги есть многое от актрисы Ольги – это терпкая жалость к родным, мудрость и затаенная печаль, скользящая по роли.

Сегодняшние героини Белявской – это невероятный диапазон самых разных стилистик и направлений. За последние годы она сыграла в спектаклях Ивана Латышева, Романа Смирнова, Григория Дитятковского, Леонида Алимова.

Точный и выверенный образ «пролетарской» девочки Гали создала актриса в тонком, удивительном спектакле И.Латышева «Бесконечный апрель»: «Галя-старшая, явно происходящая из «кухаркиных детей», с первой минуты в доме матери Вениамина (вот оно, квартирное уплотнение 1920-х годов!) ищет, что бы ещё отжать у бывших господ, не страдает хорошими манерами и даже апельсины будет до конца своей жизни поглощать, сплёвывая косточки на пол. «Барский» дом так и не станет её домом. Но в отличие от Любы – Бычковой, грузной и потрёпанной жизнью дамы в модном в 1980-е годы австрийском пальто, Галя – Белявская жизнью не побита, в её заносчивости есть гордая своевольность и постоянное желание указать всем место». (Е.Омецинская. Жизнь, разбитая как сахарница// Невское время, 18 июня 2015)

«Ефиму Каменецкому, Маргарите Бычковой и Ольге Белявской (Галина — девочка из коммуналки, потом — жена Вени) пришлось найти особый способ существования, так как они играют героев в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Образ детства задается буквально несколькими штрихами. Вот Галя в школьном синем платье, с воинственными, отрывистыми движениями и интонациями, чуть более укрупненными, становится женщиной, уезжающей к любовнику, но та нитка жемчуга, которую девочка Галя присвоила себе, обрамляет и теперь ее шею, и детская улыбка, короткая стрижка — словно отсвет той, довоенной, девочки…» (Е.Строгалева. Песня невинности. Она же – опыта// ПТЖ, 5 июня 2019)

Сегодняшние героини Ольги Белявской обладают удивительным качеством: несмотря на ярко выраженный характер, каждая из них имеет свой излом, свое «второе дно», свой маленький секрет, который так стремятся разгадать – но не получается…

Бесспорной удачей стала роль стюардессы в спектакле Р.Смирнова «Шизгара». В бойких монологах внешне благополучной женщины, в высокомерной браваде вкусившей сладкой жизни, неожиданно приоткрывается надлом и затаенная обида человека униженного: «…стюардесса Альбина (Ольга Белявская) бравирует бурной молодостью и обладанием заграничных шмоток и знанием той, забугорной, жизни, а затем делится своей детской драмой, ожесточившей ее» (Е.Кузнецова. Спектакль «Шизгара»// Время культуры, 27 февраля 2014).

«На сцене женщины из категории сильных – полное попадание в реальные типажи. Испытания сделали непробиваемой стюардессу Альбину – Ольгу Белявскую. После смерти матери она словно панцирем обрастала показной разудалостью, цинизмом, вульгарностью, которые помогли ей выжить и даже кое-что нажить. Жесты, походка,, которыми Белявская награждает свою героиню, типичны для приблатненного, своего в доску парня…» (Е.Омецинская. Они хотят быть нужными// Невское время, 9 апреля 2014 г.)

В ряду последних достижений актрисы нельзя не упомянуть о великолепной работе в спектакле режиссера Г.Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого: «в музыкальном многоголосии есть женские партии. Флейта Ольги Белявской исполняет несколько миниатюр, сюжет которых невероятен, как ситуации в пьесах Ионеско. Одна из них «Очередь», это явление вместе с советским понятием «дефицит» почти исчезло из нашей жизни, и текст звучит как абсурдистская поэма. «Сразу заняв очередь в ясли, я уже записалась на холодильник. Очередь двигалась со скоростью раз в пять лет, и я помчалась по магазинам (…) (цитировать хочется бесконечно.) Вечная суета, поспешность, пустые хлопоты, бессильный и отчаянный «крутеж» современного, сегодняшнего человека отразились в этом монологе, написанном сорок с лишним лет назад… Белявская играет этакую женщину-кошечку, неважно — юна она или уже не очень, способную обнаружить в любом нелепом положении поводы для счастливого мурлыкания. Эта роль (как и все, впрочем) рассчитана на очень точное существование — необходимо музыкальное, надбытовое голосоведение, без видимого погружения в характер» (Е.Тропп. Не о прошлом, а о настоящем// Петербургский театральный журнал. Блог, 11 января 2017).

«Флейта» – з.а. РФ Ольга Белявская – легкая и задорная, наигранно-веселая и суетливая. И тоже нелюбимая…» (В.Тумко. Монологи о счастье // Санкт-Петербургский курьер, 9 марта 2017)

«Поразительно – автор произнес: «Я никогда не буду женщиной…», но природу чувств уловил. А Евгения Игумнова и Ольга Белявская помогли передать всё разнообразие эмоционального ряда и женской логики. Они и тонкие, и грубоватые, и полные дуры, и прелесть какие глупенькие, но главное – со своими круглыми коленками и непредсказуемыми выводами – неотразимы» (Е.Алексеева. Дежурные по жизни// Санкт-Петербургские ведомости, 2 февраля 2017)

В одной из недавних премьер театра – спектакле «Доктор Живаго» по одноименному роману Б.Пастернака  — актриса Белявская играет роль Анны Ивановны Громеко. Играет мягко, неспешно, практически как Largo Антонио Вивальди, одаривая невероятно женственной и мудрой улыбкой своих дорогих Тоню и Юру, соединяя их своей любовью и тихо, как ангел, улетая ввысь…

 За тридцать лет, что служит Ольга в театре им. В.Ф. Комиссаржевской, не раз удивляла она зрителя неожиданными гранями своего уникального таланта, —  заразительного и вызывающего  законную  любовь и публики, и партнеров по сцене.

У Ольги – абсолютное доверие к режиссеру, беспрекословная вера в волшебство театра и потрясающая вахтанговская школа (мастер — Калиновский Л.В).

Сегодня Ольга Белявская плотно занята в репертуаре. И в каждом спектакле – новая, отличная от предыдущих работ, палитра ее творческих возможностей: «Бесконечный апрель» Я.Пулинович, «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Доктор Живаго» по роману Б.Пастернака, «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера, «Живой товар» по произведениям А.Чехова, «Мыльные ангелы» по пьесе Э.Кинтеро «Тощий приз», «Утоли моя печали» С.Буранова, «Шизгара» по роману Ю.Вознесенской «Женский декамерон».

18 апреля в честь творческого юбилея з.а.России Ольги Белявской Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит спектакль «Шизгара» по роману Ю.Вознесенской «Женский декамерон» в постановке режиссера Романа Смирнова.