30 ЛЕТ ПАМЯТИ

 26 октября театр им.В.Ф.Комиссаржевской отмечает день памяти Рубена Агамирзяна —  замечательного педагога, уникального Мастера, руководителя театра им.В.Ф.Комиссаржевской с 1966 по 1991 гг . Тридцать лет назад его не стало, но до сих пор театр хранит память об «эпохе Агамирзяна».  В этот день (время сообщим позже) от театра отправится автобус на Волковское кладбище, к музею-некрополю «Литераторские мостки», где коллеги и друзья почтут его память.

Рубен Сергеевич воевал на фронте и даже познакомился там со своей будущей женой – Галиной Агамирзян, с которой они прожили вместе 47 лет, до самой его смерти. Поэтому в театре он ставил много спектаклей о войне.

«Счастлив человек, которого смерть застала за любимым занятием». Король Георг из горинской пьесы «Кин IV» признавался, что больше всего любил театр и готов умереть в ложе. Агамирзян, поставивший за 25 лет  работы  в своем театре почти все пьесы  Григория Горина,  умер именно так — сидя в театральной ложе на своем спектакле «Дни Турбиных». Он поставил знаменитую «царскую» трилогию А. К. Толстого и много других спектаклей по пьесам Мольера, Гоголя, Булгакова, Думбадзе, Шатрова, Дворецкого…

Вот уже тридцать лет после его смерти театром руководит Виктор Новиков, бывший при Р.Агамирзяне заведующим литературной частью. Вместе с труппой, з.д.искусств России Виктор Новиков сохраняет атмосферу, дух и традиции театра Р.Агамирзяна.
Но самым важным делом жизни Мастера стали его ученики. До сих пор в театре им.В.Ф.Комиссаржевской работают 9 его учеников разных выпусков. Это народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Александр Вонтов, Анатолий Горин; артисты Константин Демидов, Светлана Слижикова.

 Нельзя не вспомнить и других его учеников, разлетевшихся по разным театрам и городам: Елену Сафонову, Ольгу Самошину, Андрея Урганта, Константина Воробьева, Александра Галибина и многих-многих других…

«18 января 1966 года  начальник Управления культуры Ленгорисполкома А. Я.  Витоль представил меня коллективу Ленинградского государственного  драматического  театра им В. Ф. Комиссаржевской. Начался новый отрезок жизни…» Так писал  Рубен Сергеевич Агамирзян  о своем приходе в театр, который в самое короткое время сделал теплым домом с уникальной атмосферой. Это был ленинградский вариант «Современника». «Отрезок жизни» оказался бесконечным, ибо со смертью легендарного худрука не закончился сам театр, который в лучшие годы гремел по всей стране. «Счастлив человек, которого смерть застала за любимым занятием». Король Георг из горинской пьесы «Кин 4» признавался, что больше всего любил театр и готов умереть в ложе. Сердце Мастера остановилось, как  в известной  пьесе Григория Горина — в театральной ложе на спектакле «Дни Турбиных».

Мастер  поставил свыше ста спектаклей в театрах Москвы, Минска, Праги, Будапешта, Хельсинки и др., из них на сцене  театра им. Комиссаржевской поставил 51 спектакль.

Он правил свое ремесло с такими знаковыми, эпохальными личностями, как Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов,  Леонид Вивьен. У блистательного педагога Б. Зона чутко воспринял уроки  требовательной доброты. Его первый набор на курс – были такие  студенты, как Юрий Родионов, Алиса Фрейндлих. Строгие нравственные принципы пригодились в самостоятельной «педагогической поэме». Как и Зон, он выпустил   десять актерских и режиссерских курсов. Р. Агамирзян сумел создать правильный театральный организм студийного типа: «школа-театр-школа». Его студенты выходили на сцену с самых первых курсов. У него была самая молодая труппа – из 50 актеров, где 24 – его ученики.  А знаменитым спектаклем о Тиле Уленшпигеле открылся филиал театра. Так работал его учитель Вивьен, у него, помимо Александринки, был свой Театр-студия на сцене нынешней Комиссаржевки. Все приходит «на круги своя». Структура театра, действительно, была идеальная. Потому-то и после ухода из жизни Мастера театральный организм, как хорошие часы, продолжает работать, правильно показывая время.

УЧЕНИКИ О МАСТЕРЕ

 Народный артист России, актер и режиссер театра им.В.Ф.Комиссаржевской Георгий Корольчук

Беру ключ.

Отворяю сердце.

Зрение памяти вводит в учительскую души, выбираю одну из драгоценностей.

Рубен Сергеевич Агамирзян — мастер театрального дела.

Он взял меня в свою мастерскую и сформировал в мастера театрального дела.

Многие потом пытались присвоить себе «открытие» меня, как артиста, но взрастил меня Рубен Сергеевич Агамирзян. Попасть в руки такого мастера можно считать везением, удачей, фартом, в конце концов, но как назвать верность этих рук на протяжении четверти века? Я называю подобные явления душевными драгоценностями. Имя моего театрального мастера Рубена Сергеевича Агамирзяна лежит в моей шкатулке после родителей между моим производственным мастером Михаилом Семеновичем Моносовым, выучившим меня на сверловщика, и моим чтецким мастером Александрой Афанасьевной Пасынковой, открывшей мне глубины «слова».

Любуюсь учителем, вспоминая горячность его порывов, ораторскую приподнятость, умную веселость, творческую целомудренность, непререкаемую властность, уважительную пунктуальность, дружескую верность, эмоциональную оригинальность, семейное постоянство и многое, многое, многое…

У святителя Николая Сербского написано: «Не может картина видеть художника, но сын художника может видеть его». Когда я был только артистом, исполняющим его волю, я видел внешний облик моего мастера. Сегодня же, когда, в качестве постановщика спектакля, мне приходиться сидеть в зале на том месте, где сидел Рубен Сергеевич, я начинаю понимать то, чего не мог понять со сцены, в качестве артиста. Я начинаю понимать, какой духовной мощью обладал этот талантливый человек, мой драгоценный мастер Рубен Сергеевич Агамирзян. Слава Богу за все!

Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:

Самый большой подарок к 30-летию памяти Рубена Сергеевича то, что даже актеры, которые с ним не работали и не видели его спектаклей, знают, кто такой Агамирзян и уважают его. Еще есть люди, которые работали с ним, помнят о нем. Когда-то, в свои 60 с лишним лет, он нам казался пожилым человеком, а сегодня у нас много людей этого возраста, и он уже не кажется «пожилым»… Мы в нашем театре ценим и уважаем Рубена Сергеевича, так как в жизни  каждого из нас он сыграл определенную роль и оставил память о себе. Его нет уже 30 лет, но мы по-прежнему помним, сверяем свои поступки с тем, как он поступил бы в той или иной ситуации. В театре висит его портрет и фотографии спектаклей, которые он поставил. Рубен Сергеевич присутствует в наших разговорах и остается очень важным персонажем в жизни нашего театра.

Народный артист России ИВАН КРАСКО:

Несмотря на наше противостояние в театре, противостояние между главным режиссером и артистом, он был справедлив и давал мне играть. Я сыграл множество главных ролей в спектаклях Агамирзяна.  «Почему я должен не давать ему ролей, если он может их играть?», — ответил Рубен Сергеевич, когда какой-то критик, задал такой вопрос.  Я благодарен ему за то, что четверть века я должен был держать себя в струне: я не мог позволить себе нарушить дисциплину, опоздать на репетицию или сорвать спектакль.  И я благодарен тому, что у нас были такие конфликтные, но честные отношения. Театр им. Комиссаржевской славится атмосферой внутри труппы, нормальными человеческими отношениями и Виктор Абрамович Новиков воспринял эту традицию от Рубена Сергеевича, который был настоящим хозяином театра.

Заслуженная артистка России ТАТЬЯНА САМАРИНА:

Слово «учитель», в разговоре о Рубене Сергеевиче, наверное, включает все:  заботу о нас, о нашей творческой и человеческой жизни. Ему было важно, какими людьми мы вырастаем. Он заботился о том, чтобы мы играли разные роли, и был очень неравнодушен к нашей личной судьбе,  чтил преданность театру и старался воспитать это в нас.  Это была спина, которая нас поддерживала и защищала, мы привыкли к этому и даже были слегка избалованы. Когда его не стало, казалось, что мы никому не нужны, никто нами не занимается и не заботится о нас. И мы заново учились жить без поддержки. В театре для него были важны драматургия, ансамблевое существование, партнерские взаимоотношения и, конечно же, зритель и  зритель всегда был прав.

Заслуженный артист России АЛЕКСАНДР ВОНТОВ:

Театр, который мы имеем на сегодняшний день – это театр Рубена Сергеевича Агамирзяна. Он создал его и это его детище. Он учил нас, артистов,  оставлять свои проблемы за дверью, потому что зрителя не интересует, что  происходит в нашей жизни, его интересует то, что мы ему показываем. Агамирзян  учил,  что, если ты в театре, то он для тебя главное. Как только ты в него вошел, для тебя не должно больше существовать ничего кроме  сцены и публики, для которой ты работаешь. Все должно делаться для зрителя. Для Рубена Сергеевича  это было основным принципом в отношении к театру.

Заслуженная артистка России НАТАЛЬЯ ЧЕТВЕРИКОВА:

Для меня Рубен Сергеевич определил жизнь как верность самой себе. Когда в моей жизни возникает какая-нибудь проблема, то я мысленно обращаюсь к Рубену Сергеевичу, к тому, чему он учил. Вспоминая его мысли, учение, требования, находишь ответы даже на самые сложные вопросы. Он призывал нас к тому что, если театр, в котором ты работаешь, близок и дорог тебе, то его нельзя менять. Он по-доброму относился к актерам и, что очень важно, следил за развитием актерского диапазона, не держал актера в одном амплуа, учил серьезно и ответственно относиться к работе. Играли ведь не только большие роли, но и эпизоды, которые в процессе работы становились праздником.  Агамирзян научил нас не бояться трудностей. Для меня институт, каждая встреча с Мастером, каждый его урок были как великая благость и подарок судьбы.

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской КОНСТАНТИН ДЕМИДОВ:

В театре им. Комиссаржевской совершенно уникальная труппа: в ней 4 поколения артистов, воспитанных Агамирзяном. Мастера нет уже 20 лет, а его театр  жив той эстетикой, той семейностью и  «шкалой» ценностей, которым он  нас учил. Он относился к театру как к месту, где можно приподняться над бытовой,  рутинной жизнью и получить духовную пищу для размышлений о своей жизни.  Рубен Сергеевич говорил, что актерская профессия подразумевает ответственность перед зрителем: он приходит в зал,  мы забираем у него три часа жизни и несем ответственность за то, чтобы он не просто «пробалбесничал» эти три часа, а  задумался о каких-то важных для себя моментах. Для Рубена Сергеевича драматический театр был  местом, которое давало возможность человеку оставаться человеком.  Он был не только колоссальным профессионалом в режиссуре и в педагогике и художником. Поставив трилогию о царях,  он затронул несколько объемных тем:  отношения человека и власти, отношения поколений, вопрос веры. Тогда театр мог в образной форме сказать то, что нельзя было сказать в жизни, а театр всегда был для Рубена Сергеевича  кафедрой.

Заслуженная артистка России ЕЛЕНА СИМОНОВА:

Рубен Сергеевич был режиссером, способным воспитать коллектив, держать его в руках, следить за судьбой артиста, выстраивать ее и в какой-то степени быть ответственным за эту судьбу, что сейчас большая редкость среди режиссеров. Не многим режиссерам дано возглавлять махину под названием театр, руководить ею и в то же время,  воплощать свои идеи как художника и двигаться вперед, что успешно удавалось Рубену Сергеевичу Агамирзяну.

 Заслуженная артистка России ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА: 

Для меня Рубен Сергеевич Агамирзян – человек, фамилия которого есть мир и этот мир с годами все больше и больше. По жизни вспоминается его юмор. Именно через настрой, юмор,  доброту он все и передавал. Он любил говорить: «Играйте быстро и весело» или «всегда через улыбку». В театре, полном учениками Агамирзяна, каждый имел свою нишу. Мастер знал способности актеров и всегда давал возможность их проявлять, каждому давал шанс и смотрел, кто и как с ним справляется… Товстоногов говорил: «Актер играет роль в спектакле, хороший актер играет сверхзадачу, а гениальный актер играет тему». Мне кажется, в театре у Агамирзяна была своя тема: тема жизни.

Из биографии Рубена Агамирзяна:

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, профессор

20 декабря 1922   — родился в Тбилиси
1940-41  — студия при Русском драматическом театре им. А. Грибоедова (у Г. Товстоногова)
1941-42  — киноактерская школа при киностудии «Госкинпром» Грузии
1942-46 – солдат Великой Отечественной войны
1944  — женитьба на Г. И. Агамирзян
1946-48   — актер, режиссер Русского драматического театра Молдавской ССР Кишинев
1948-53  — студент режиссерского  факультета ЛГИТМиК
1953 – приглашен педагогом на курс Б.В.Зона.
1953-61  — режиссер Академического Театра им. Пушкина.  Творческие встречи  с Г. Козинцевым во время постановки «Гамлета», с Г. Товстоноговым — «Оптимистической трагедии».
1961-66  режиссер-постановщик БДТ им. Горького. На сцене БДТ прогремел его спектакль «Я, бабушка, Илико и  Илларион» с Е. Копеляном и С. Юрским в главных ролях.
1966 – 1991 — главный режиссер и  художественный руководитель  Театра им. Комиссаржевской. Поставил здесь 51 спектакль.
1969 – присвоено звание  Заслуженного деятеля искусств РСФСР
1972  — присвоено звание «Заслуженный деятель искусств  Грузинской ССР»
1974 – присвоено звание «Народный  артист РСФСР»
1975-85 заведующий кафедрой актерского мастерства ЛГИТМиКа
1976 — Профессор
1983 —  присвоено звание «Народный артист СССР»
1984  — присуждена Государственная премия СССР за постановку трилогии  А.К. Толстого
1987  — вышла книга Р.Агамирзяна  «Время. Театр. Режиссер».
Награжден орденами Ленина, Отечественной Войны, Знаком Почета, медалями  26 октября 1991  — ушел из жизни.

Место захоронения Рубена Агамирзяна   — «Литераторские мостки» на Волковском кладбище, слева от храма Воскресения Словущего.