29 и 30 июля Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет премьеру по пьесе Р.Харвуда «КОСТЮМЕР» (трагикомедия в 2-х действиях)

 Постановка и сценическая версия Алексея Утеганова

Сценография  Валерия Полуновского

Художник по костюмам — Екатерина Шапкайц

Художник по свету – Егор Бубнов

Сценическое движение — Елена Прокопьева

 В спектакле заняты: народный артист РФ Иван Краско; заслуженные артисты РФ Анастасия Мельникова, Елена Симонова, Валентина Панина, Евгений Иванов; артисты  Ольга Арикова, Александр Анисимов, Александр Ганелин, Юрий Ершов, Егор Лесников, Родион Приходько

 Пьеса «Костюмер» — о великом предназначении и служении Театру. О том, как старый и больной актер, повинуясь своему долгу и репетируя под бомбежкой и взрывами, не может отменить спектакль. О том, что его костюмер, преданный великому актеру и Театру,  до последнего момента будет внушать всем надежду, что спектакль состоится…  Эта пьеса актуальна для нашего театра, родившегося под бомбежками в 1942 году.

Итак, в один не очень удачный день 1942 года, в маленьком  провинциальном городке Англии во время гастролей  бродячей «шекспировской» труппы случилась беда: из-за  внезапной болезни исполнителя главной роли в «Короле Лире», — известного актера и руководителя театра, необходимо  отменить спектакль. За кулисами  — паника и растерянность.  И хотя сэр Джон сбегает из больницы, он  вовсе  не уверен в своих силах. Собственно,  в этом  не уверен никто, — ни прима труппы  и его гражданская жена, ни  любящая его дочь Мэдж,  — никто, кроме  его личного  костюмера Нормана.  Уж он-то за долгие годы службы хорошо изучил – пусть старого и  усталого, пусть  капризного и эгоистичного, но истинного артиста: сэр Джон не отменил в своей жизни ни одного спектакля! Костюмер по должности, Норман, по существу, — личный психиатр,  вдохновляющий, искусно настраивающий артиста на работу. Он  – товарищ, слуга и нянька великого старика, он – его тень, чью преданность и незаменимость тот так и не оценил…

В молодости  автор пьесы  служил костюмером у известного трагика — сэра Дональда Вулфита – главы  труппы «Shakespeare Company», где  постигал природу театральности во всех ее проявлениях, исследуя психологию актеров и людей закулисья. Очевидно, что колоритный герой «Костюмера», премьер гастролирующей труппы сэр Джон списан с натуры.

Пьеса, соединяющая в себе события Второй мировой войны и историю маленькой театральной труппы во главе с гениальным актером, имеет свою сценическую и кинематографическую жизнь. Она ставилась в Московском Театре им. М.Н.Ермоловой (1988 г.) с великолепными Зиновием Гердтом и Татьяной Щукиной; в БДТ им. Товстоногова (2002 г.) с Олегом Басилашвили и Яном Цапником – Костюмером; в Орле и красноярской драме. Нельзя не вспомнить знаменитую экранизацию «Костюмера»  с  Альбертом Финни и Томом Кортни (реж.  Питер Йетс), удостоенную пяти номинаций на «Оскар» во всех главенствующих категориях, и новый фильм (ориг. название: «The Dresser», 2015, Великобритания) с британскими «иконами» кино сэром Энтони Хопкинсом и сэром Иэном МакКелленом.

 Режиссер спектакля Алексей Утеганов:

Когда я эту пьесу выбирал, когда читал и собирался ставить её в Мариуполе, где сейчас идет война, никак не мог подумать о совпадениях, которые случатся здесь, в Петербурге. Оказывается, действие пьесы происходит в 1942 году в Британии. В этот время здесь была блокада Ленинграда, в это время организовывался этот театр, в это время происходило то, что будем праздновать в октябре (75-летие театра). Герои пьесы жили, играли спектакли во время войны, их бомбили, и они решали — продолжать спектакль или нет. Мне кажется, в этот период и здесь перед актёрами были абсолютно те же самые проблемы. Многое совпадает с нами, нашей историей.

В нашем спектакле есть идея призвания, судьбы, которая ведёт человека сквозь всевозможные сложности, помогает ему с честью преодолеть их и прожить жизнь достойно не только самому, но и других увлечь этим. Это абсолютно совпадает с моей профессией и с тем, как я мыслю свою жизнь. У моих героев есть ощущение призвания, ощущение пути, по которому они идут, и ответственности за тех людей, которые находятся рядом с ними, в их кругу. И надо соответствовать этому призванию, которое на тебя возложила судьба, Бог, кто во что верит.

Наш спектакль — про театр. Про его сложности, его предназначение, про его высокие и низменные вещи. И он как был актуален и современен, когда шла война, так и сейчас – актуален и современен, и война никуда не делась. Всё абсолютно то же самое, ничего не изменилось.

 Об авторе:

Сэр РОНАЛЬД ХАРВУД (англ. Ronald Harwood; род. 9 ноября 1934, Кейптаун, ЮАР, настоящая фамилия Хорвиц) — известный британский писатель, драматург и сценарист. «Оскароносец» 2002 года (сценарий к фильму «Пианист»), Командор ордена Британской империи, Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция), лауреат премии BAFTA (2007).

Рональд Хорвиц родился в Кейптауне в семье дочери польских эмигрантов и моряка литовского происхождения. В 1951 году переехал из Кейптауна в Лондон, чтобы выучиться на актёра. Сменил фамилию на Харвуд в связи с тем, что фамилия Хорвиц «слишком иностранная и еврейская на слух» для актера. После обучения в Королевской академии драматического искусства присоединился к шекспировской труппе сэра Дональда Вулфита.

С 1953 по 1958 служил личным костюмером сэра Дональда. Позже, опираясь на опыт тех лет,  Харвуд  пишет  пьесу «Костюмер» и биографию «Сэр Дональд Вулфит, Командор Британской Империи: его жизнь и работа в немодном театре». В 1959 году после ухода из труппы Вулфита один сезон играл в театре Lyric Hammersmith.

В 1960 году Харвуд начал карьеру писателя и опубликовал свой первый роман, в 1962 году пишет первый сценарий, а в 1964 году  — сочиняет первую пьесу. Харвуд  создал более 20 пьес, 10 книг и 16 сценариев. Одна из наиболее повторяющихся тем в творчестве Харвуда — это его любовь к театру и актёрам, которую можно заметить в пьесах «After the Lions» (о жизни Сары Бернар), «Квартет» (о стареющих оперных певцах) и «Костюмер»; в очерке об одарённом южноафриканском пианисте Another Time и книге «Весь мир — театр».

Большую роль в его творчестве занимают события Второй мировой войны. В пьесе «Костюмер» Р.Харвуд соединяет театр и войну, кидая в один «котел» мировые трагические события, предназначение гениального актера, обычную жизнь небольшой театральной труппы и смысл существования отдельно взятого маленького человека…

В 1983 году Р.Харвуд был номинирован на «Оскар» за сценарий к фильму «Костюмер». 12 июня 2010 года за свои театральные заслуги Харвуд был посвящён в рыцари.

О режиссере:

Режиссер АЛЕКСЕЙ УТЕГАНОВ родился в театральной семье, учился на философском факультете СПбГУ, окончил ЛГИТМиК (педагоги Мар Сулимов, Геннадий Тростянецкий), учился в аспирантуре СПбГАТИ. Ставил спектакли в Новгороде, Мариуполе, в Санкт-Петербурге (Молодёжный театр на Фонтанке, Театр на Васильевском, Театр им.В.Ф.Комиссаржевской, Дом Актера), Финляндии, Литве, Украине. Пишет инсценировки, оригинальные произведения, снимается в кино. В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской поставил спектакль «Привидения» по пьесе Г.Ибсена с з.а.РФ Анастасией Мельниковой в главной роли.