НОВЫЕ СМЫСЛЫ АЛЕКСАНДРА ВОНТОВА

7 декабря  заслуженный артист России, заслуженный деятель культуры России Александр Вонтов отметит 70-летие на сцене в  спектакле «Матрёнин двор».

7 декабря исполнится 70 лет Александру Борисовичу Вонтову, человеку воистину удивительному. Этот день он отметит на сцене, сыграв в спектакле «Матрёнин двор» по рассказу А.Солженицына. Спектакль был поставлен сравнительно недавно – в 2018 году к 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Здесь Александр Вонтов исполнит две роли – Председателя и Фаддея, первую и единственную любовь главной героини Матрёны.

«Чем же удивителен этот артист?» — спросите вы… А тем, что в одном отдельно взятом человеке уживается столько разного и порой противоположного…. Трезвый ум и нежность; военная дисциплина и юмор; озорство в ролях, педантизм, тщательность и умение мгновенно ввестись в любую роль (вплоть до сумасшедшей старухи в «Мыльных ангелах»); сохранение традиций и желание познавать всё новое; партнерская гибкость, стремление к ансамблевости в спектакле и  — наслаждение одиночеством, самодостаточность; жесткость в профессии и забота об окружающих, сострадание… Александр Борисович — однолюб и любимец женской публики; четкий, немногословный в репетициях и — неутомимый собеседник за дружеским столом. Можно много и подробно перечислять все черты характера этого профессионального, умного актера, ученика Рубена Агамирзяна, в недалеком прошлом — легендарного «держателя труппы», но дело даже не в этом.

Александр Борисович – один из главных столпов нынешнего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, на котором держится многое: русская актерская школа, ленинградский дух,  традиции комиссаржевцев (от блокадного театра и до наших дней), великолепная техника речи и требование ко всем поколениям артистов труппы правильно и красиво говорить; умение мягко объяснять «новобранцам» этические нормы поведения в театре, непреходящее желание  сохранить театр-дом, профессионализм, добрые отношения и любовь в нем.

В театре за кулисами есть уникальные профессии, о которых многие из обычных зрителей и не подозревают. Есть легендарные завлиты (к числу которых относится ныне художественный руководитель театра Виктор Новиков, работавший в начале творческого пути в литературной части), легендарные завпосты (заведующие постановочной частью), легендарные костюмеры и художники по свету. Александр Борисович был легендарным заведующим труппой, а потом помощником художественного руководителя по труппе. Его слушались беспрекословно, он мог моментально ввести актера на роль или выйти на сцену сам за заболевшего; он умело выстраивал афишу и старался, чтобы спектакли «не застаивались».  Он один из первых ввел компьютерный учет спектаклей и мог в любую секунду назвать количество показов каждой постановки. Он методично вел актерские ролевые карточки — его архив в этом смысле бесценен. Он помогал режиссерам с распределением и умел подсказать, кто из актеров давно не играл, кому надо передохнуть. Его авторитет бесспорен, и для художественного руководителя его слово всегда было весомым.

Александр Вонтов:

У меня с каждой эпохой нашего театра связаны какие-то очень теплые и терпкие воспоминания. Я пришел сюда вместе со своими однокурсниками, но был старше всех на 4 года – отслужил армию. Мы много хотели – иногда нас тормозили, гасили, но мы все равно что-то придумывали, что-то делали. Я смотрю на наших молодых ребят и понимаю – мы были такими же обалдуями, но и предыдущие поколения тоже были хулиганами. Когда я пришел в театр, мне рассказывали о том, что вытворяло в молодости наше старшее поколение – нам и не снилось… А с годами появляется какое-то занудство: какие были артисты, а вы… На самом деле, ничего не меняется, ничего, и в каждом возрасте – своя прелесть. В принципе, для меня в театре было две эпохи – я пришел, когда театром руководил Рубен Агамирзян, в 1991 году он скончался, и художественным руководителем стал Виктор Новиков – один из самых толковых руководителей нашего города.  

В нашем театре работали замечательные, талантливые люди. Например, с режиссером Володей Воробьевым мне посчастливилось репетировать спектакль «Бумбараш». Репетиции шли трудно – спорили долго, ругались, а потом у нас произошло ясное взаимопонимание, и он с удовольствием потом работал с нашими артистами. Еще здесь ставил «Балладу о солдате» режиссер Геннадий Опорков, где у меня была небольшая роль Майора – репетировать было очень интересно. Режиссер, как мне кажется, должен любить актера, а актер – театр.  Моему и более старшему поколениям очень повезло на педагогов и режиссеров:  Рубен Агамирзян и Владимир Петров дали нам очень много – не только как артистам, но и как людям. 

Театр Комиссаржевской для меня все – дом, семья, жизнь. Я очень ценю в актере партнерство, когда смотрят в глаза. Это тоже дар от Бога.

По большому счету  — все мы одиноки, хотя я, например, самодостаточен, и мне с собой не скучно – нас как бы двое. Включаю компьютер,  — и можно пообщаться с человеком, есть с кем выпить: Александр Борисович, будь здоров! – И ты, будь! Уже не скучно. И потом, у меня столько вокруг людей, которые не дадут быть мне одиноким — замечательная дочь, друзья, любимые люди. Любимые роли  — все как дети, выращенные мною вместе с режиссером.

Его актерская партитура вмещает в себя тысячи тем и мелодий — от инфернальных образов (Волхв, Ангел, Господь Бог, Статуя Командора и пр.), военных  персонажей (Белогвардейский офицер, майор, полковник, генерал-губернатор, командир крейсера и пр.), «маленьких» людей (Скоморох, Обер-кондуктор, Конвоир, Официант, Милиционер, Могильщик, Фисгармонист, Слуга, Кладовщик, Чернец,  возница Вакх пр.) до самых неожиданных (Просперо, Шерлок Холмс, Людоед, Палач, Человек от театра и пр.),

Его герои  (в каком веке, в каком бы измерении они не находились) – всегда понятны, близки сегодняшним людям, узнаваемы на улицах, в соседях по лестничной клетке, коллегах, друзьях и родных. В персонажах Вонтова всегда есть несочетаемое сочетание: они важны, уверенны и, одновременно, в чем-то наивны, искренни, как дети. Так, например, примечателен его Начальник вокзала в спектакле «Безымянная звезда»: его диалог с Крестьянином напоминает детскую игру – здесь и момент значительности, и провокация, и «прощупывание» человека, и радость от общения. Александр Вонтов играет своего героя с искренним детским азартом и взрослой рассудочностью – и из этого сопоставления высекается ирония, комизм, радость узнавания и светлая грусть по простоте.

Мудрый Просперо в шекспировско-морфовской «Буре» — это еще один спектр актерского существования: здесь актер играет фигуру значительную, управляющую стихиями. В его герое – и ощущение мощной силы, желание повелевать, и детское желание «играть-дружить», и острое желание справедливости… С этой ролью комически рифмуется его Январь в красивом спектакле для детей – сказке «Двенадцать месяцев». Все здесь играет «на образ»: и великолепная фактура актера, и низкий сильный голос, и стать, и ощущение властности…

Последние его роли заставили говорить об актере особо:  здесь возникло то подлинное и высокое обобщение, человеческая простая мудрость, о которой можно писать философские статьи и эссе:

Почти бессловесный Вакх в спектакле «Доктор Живаго» в один миг превращается из замусоленного старичка-возницы в «черное лесное страшилище, до бровей заросшего бородой» и везущее из Торфяного семью Живаго… По легенде, «этот Вакх в молодости был кузнецом. Ему в драке отбили внутренности. Он сделал себе другие из железа».  Реальный Вакх – возница, везущий доктора с семейством в Варыкино – оказывается вполне безобидным стариком, хоть и дремучего обличья. Двоящийся, то фольклорный, то вполне плотский Вакх Вонтова в спектакле — фигура загадочная и требующая работу ума: «Вакх — словно тень Диониса Загрея, который принимает души, прибывшие в Аид, и помогает им». Вакх Вонтова не дает разгадок: его герой, как двуликий Янус, поворачивается к нам то одной, то другой стороной…

В спектакле «Матрёнин двор» его Фаддей  — немногословный, инфернальный, страшный — как одно из лиц Вакха, а Председатель колхоза – лживый весельчак и балагур другое…. Две роли одного происхождения, две противоположные ипостаси, сходящиеся в одной точке, имя которой – Смерть.

«Главное качество героини Поповой — непобедимое простодушие. Наверное, такой и должна быть хозяйка нашего царства мертвых. Зато Александр Вонтов — председатель колхоза и бывший жених Матрены — трактует свою роль совершенно иначе. Это мрачный костяной старик, беспощадный русский Аид» (Ю. Юдин. Помрешь-так меньше соврешь// Петербургский театральный журнал. Блог, 10 декабря 2018)

Новые грани и смыслы актера Александра Вонтова удивляют и завораживают. В настоящее время Леонид Алимов, режиссер спектаклей «Матрёнин двор», «Доктор Живаго»с участием актера, репетирует с ним «Дуэль» по рассказу А.Чехова. Чем нас удивит Александр Борисович на этот раз – увидим на премьере в январе…