ТЕАТР ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ:

80-81 СЕЗОН. ИТОГИ И ПЛАНЫ

Дорогие друзья! 7 августа мы закрываем 80-тый сезон комедией «Сегодня или никогда» по пьесе современного драматурга В.Красногорова.

Наш 81 сезон откроется 16 сентября премьерой прошедшего сезона «Моя дорогая Helene» по пьесе «Дядя Ваня» А.Чехова в постановке Р.Габриа.        Самое главное событие грядущего сезона – 80-летие театра,  которое коллектив отметит 18 октября. Труппа театра образовалась в 1942 году из оставшихся в блокадном Ленинграде актеров.

 ИТОГИ

 ЮБИЛЕИ:

В этом сезоне мы поздравили с юбилеями жизни и творческой деятельности народных артистов России Ивана Краско, Георгия Корольчука; заслуженных артистов России Ольгу Белявскую, Татьяну Самарину, Наталью Четверикову,  Маргариту Бычкову, Анатолия Худолеева, Сергея Бызгу, Евгения Иванова, Анатолия Горина, Александра Вонтова; артистов Родиона Приходько, Елену Андрееву, Светлану Слижикову, Анну Вартаньян.

 ПРЕМЬЕРЫ

В уходящем сезоне театр выпустил 3 премьеры: две из них – на Большой сцене — «Трепет моего сердца» Х.Левина в постановке А.Баргмана, «Моя дорогая Helene» по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня» в постановке Р.Габриа, и на Малой сцене — «Беглянки» К.Дютюрона в постановке Л.Алимова.

Первой премьерой сезона стала постановка «ТРЕПЕТ МОЕГО СЕРДЦА» по пьесе «самого неудобного автора в израильской литературе – мизантропа Ханоха Левина». Израильский драматург Ханох Левин, умерший в 1999 году, нашел ту самую формулу современного языка, на котором думают и говорят люди сегодняшнего времени о любви и одиночестве. В этой формуле есть провокация и поэзия, жестокость и спрятанный сентиментализм, сарказм и глупая нежность, отчаяние и проблеск надежды….

Спектакль стал номинантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» » (сезон 2021-2022 гг.) в 4 номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» (Александр Баргман), «Лучшая работа актрисы» (Оксана Базилевич за роль Лалалала), «Лучшая роль второго плана» (Богдан Гудыменко за роль Пшоньяка).

 15 января 2022 театр выпустил премьеру «МОЯ ДОРОГАЯ HÉLÈNE» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Известный сюжет чеховского «Дяди Вани» режиссер Роман Габриа трактует так: «Актуальность пьесы Чехова сегодня, как мне кажется, в смещении угла зрения. Главной героиней спектакля станет Елена Андреевна Серебрякова. Умная, сложная, современная. Хочется сделать спектакль молодой, смелый, свежий, телесный, хочется открыть что-то новое в Чехове, не разрушив поэтику прекрасной пьесы».

Спектакль оказался экспериментальным и вызвал горячие споры и самые противоположные отзывы у зрителей. Он стал номинантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» » (сезон 2021-2022 гг.) в 2 номинациях: «Лучшая работа художника»( Анвар Гумаров), «Лучшая работа актера» (Денис Пьянов за роль Ивана Петровича Войницкого).

В мае на Малой сцене состоялась премьера спектакля «БЕГЛЯНКИ» по пьесе К.Дютюрона в постановке главного режиссера театра Леонида Алимова. В этом спектакле заняты две замечательные актрисы – заслуженные артистки России Наталья Орлова и Татьяна Кузнецова. Спектакль приурочен к юбилею творческой деятельности Натальи Орловой.  Пьеса современного французского драматурга – о женском счастье, о поиске себя и своего “я”, радости, которое уменьшается с каждым прожитым годом…..  «Беглянки» – камерный спектакль на двух актрис, в котором есть и грусть, и пронзительная нежность, и отточенный гротеск, и добрый юмор.

НОВЫЕ ЛИЦА

С начала 80-го сезона театр создал стажерскую группу, куда вошли молодые актеры – выпускники СПбГИКиТ — Семён Авралёв, София Большакова, Василий Гетманов и Вадим Лунгу (педагоги – актеры нашего театра, заслуженные артисты России Евгений Ганелин, Маргарита Бычкова, Евгений Иванов). Сегодня молодых актеров можно увидеть в спектаклях: «Безымянная звезда», «Двадцать минут с ангелом», «Двенадцать месяцев», «Дуэль», «Если бы знать…», «Живой товар», «Мизантроп», «Моя дорогая Helene», «Мыльные ангелы», «Обломов», «Театр», «Трепет моего сердца», «Я вернулся в мой город…».

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ, ФЕСТИВАЛИ, ПРЕМИИ

 Участие в фестивале «Петербургские театральные сезоны»: В самом начале сезона, 11 октября в рамках XV международного фестиваля “Петербургские театральные сезоны” состоялась online-трансляция спектакля “ОБЛОМОВ” по роману И.Гончарова (реж. Л.Алимов) и встреча с участниками постановки. Спектакли, профессионально снятые в формате телеверсий, демонстрировались с английскими субтитрами. Онлайн формат открыл новые возможности — теперь «Петербургские театральные сезоны» доступны и жителям регионов.

 В прошедшем сезоне Театр им.В.Ф.Комиссаржевской продолжил ставшие уже традиционными «ВСТРЕЧИ ДРУЗЕЙ».  В рамках проекта Централизованной библиотечной системы Кировского района «Театральный Петербург» и сотрудничества театра с Библиотечно-культурном комплексом им. А.В. Молчанова состоялись творческие встречи в главным режиссером Леонидом Алимовым и заслуженной артисткой России Валентиной Паниной.

Продолжая и литературное сотрудничество с Библиотечным комплексом, артисты театра стали участниками литературных марафонов «ШВАРЦ.com» и «ДОВЛАТОВ.com», прочитав для слушателей и зрителей произведения авторов.

 1 ноября в ТЮЗе им.Брянцева состоялось вручение Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «ЗОЛОТОЙ СОФИТ«(сезон 2020-2021).

За творческие достижения в спектакле «Дуэль» А.Чехова  лауреатами премии стали заслуженный артист России ВЛАДИМИР БОГДАНОВ (номинация «Лучшая роль второго плана» за исполнение роли Александра Давидовича Самойленко) и главный художник театра АНВАР ГУМАРОВ (номинация «Лучшая работа художника-сценографа»)

 Выставка костюмов Инны Габай в СТД. «ШУТ БАЛАКИРЕВ» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской

В сентябре в Союзе театральных деятелей Санкт-Петербурга прошла презентация книги «Инна Габай. Театральный костюм». Специально к этому событию в пространстве СТД открылась посмертная выставка работ Инны Габай (1941—2018), театрального художника, мастера театрального костюма. Пятнадцать музеев, библиотек и театров предоставили эскизы костюмов и фотографии. На выставке представлено несколько костюмов из спектакля «Шут Балакирев», над которым Инна работала в качестве художника по костюмам.

 ПОТЕРИ

К сожалению, этот сезон не прошел без потерь. Еще в августе прошлого года ушла из жизни великолепная Галина Петровна Короткевич — народная артистка России, прослужившая в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской почти 60 лет. Она не дожила до столетия всего двух недель, но еще при жизни стала легендой театра и нашего города.

В феврале 2022 года ушел из жизни народный артист России Борис Соколов. Нашему театру он отдал 45 лет служения. Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени: «Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов»…

В мае 2022 г. на 71-м году жизни скончался Валерий Гришко – театральный режиссер, актер театра и кино, в последние годы —  художественный руководитель Самарского академического театра драмы им. М.Горького.

С 1987 по 2008 годы Валерий Гришко работал режиссером-постановщиком в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, поставив здесь 15 спектаклей.

 ПЛАНЫ

 ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА

18 октября нашему театру исполнится 80 лет. Театру, который в 1942 году жители осажденного города окрестили Блокадным. История нашего театра полна славных имен, здесь не раз бывали и бывают выдающиеся люди нашего времени. «Голос блокадного города» Ольга Берггольц стала одним из инициаторов возникновения нашего театра.

В период подготовки юбилея телеканал «Звезда» снимал цикл фильмов «Блокада», один из которых посвящен возникновению нашего Блокадного театра. Фильм выйдет в августе-сентябре.

Многие годы театр возглавлял Рубен Сергеевич Агамирзян. Его знаменитая постановка трилогии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» была удостоена Государственной премии СССР. В начале 1990-х годов театру было присвоено звание «Академический». Пьесы многих драматургов были поставлены здесь впервые: Нодара Думбадзе, Иона Друцэ, Григория Горина, Михаила Шатрова, Александра Галина и многих других.

18 октября мы представим праздничный спектакль-концерт для всех тех, кто нам помогал, кто любит и знает нас. В юбилейном торжестве, конечно же, примет участие вся труппа. Мы постараемся вспомнить всех тех, кто работал в нашем театре и тех, кто работает сегодня.  В Большом и Малом фойе на видеоэкранах будет представлена ретроспектива жизни театра.

Накануне юбилея мы соберем «Встречу друзей», на которой будут представители СМИ города, блогеры и другие заинтересованные лица. На встрече мы более детально расскажем о предстоящем событии, представив историческую выставку костюмов и артефактов театра.

ПРЕМЬЕРЫ

Кроме празднования юбилея театра, в следующем сезоне мы думаем о выпуске спектакля «ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН» по пьесе Г.Горина «Самый правдивый». Для нас эта пьеса и выбор автора не случаен: именно здесь, в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, впервые была сыграна первая самостоятельная пьеса молодого автора Григория Горина «Забыть Герострата….» (1970 г.). А в 1977 году Рубен Агамирзян выпустил спектакль «Самый правдивый». Мы надеемся, что сегодня эта пьеса обретет новое звучание и мы увидим новый взгляд, который нам представит режиссер Роман Габриа.

Кроме этого, в новом сезоне театр надеется возобновить спектакль «В ОСКОЛКАХ СОБСТВЕННОГО СЧАСТЬЯ» по произведениям Михаила Жванецкого. Премьера спектакля вышла 16 декабря 2016 года, а 7 ноября 2017 спектакль был показан в московском Ленкоме. Автор успел увидеть спектакль по своим произведениям и был очень доволен случившейся премьерой. Спектакль стал событием двух столиц, специально на него приезжали жители других городов России.

Виктор Новиков: «Сложность заключалась в том, что и театру, и актёрам нужно было уйти от интонаций Михаила Михайловича Жванецкого, интонаций Карцева и Ильченко. И это была очень сложная работа. И когда мы думали о том, что же произойдёт с этой пьесой, я вспоминал историю Гриши Горина и Миши Жванецкого: в итоге Гриша перестал писать рассказы и стал писать пьесы, а Миша, который написал первую пьесу «Оркестр для…» в 70-х годах (она была поставлена в Театре комедии, прошла несколько раз и была запрещена), перестал писать пьесы и начал писать рассказы. У меня давно была мечта поставить это произведение, я предлагал его нескольким режиссёрам, и долго никто не брался за это. Когда Григорий Дитятковский согласился её делать, я  очень обрадовался, но это была тяжелая работа, волнение было грандиозное — у Жванецкого, у театра, у меня и у всех нас. Думаю то, что приезд Михаила Жванецкого на один из премьерных спектаклей дорогого стоит. Он сам волновался до безумия, и рад был, что спектакль ему понравился. Должен сказать, что понравился не только Мише, но и многим людям, которых я уважаю — художникам, писателям, актёрам. Многим зрителям старшего и среднего поколения какие-то тексты оказались знакомы. Точнее, они их слышали в произнесении Карцева, Ильченко или самого Жванецкого. История о жизни и смерти – это весь первый акт. И кончается спектакль – «а что там?» — никто не знает, оттуда никто не возвращался…. И это очень важно. Поэтому переход во втором акте к разговору пожилых людей оказался неслучаен: что с нами происходило и что происходит теперь… Многие зрители во втором акте просто плакали – и от узнавания, от ужаса, трагедии, от тяжело прожитой жизни. Очень многие вещи, которые кажутся смешными, на самом деле трагические. Я знаю, что Миша, когда еще ездил в метро,  записывал в специальную записную книжку какие-то слова, фразы, улавливал то, что происходит вокруг. Все последние рассказы, из которых составлена вторая часть – это ощущения самого автора и наблюдения из обычной жизни обычных людей.

В следующем сезоне мы по традиции отметим юбилеи актеров театра, продолжим проведение временных фотовыставок, «Театральных встреч на Итальянской», читок молодых современных авторов «Творческая среда: практика свободы»,  онлайн-проектов, экскурсий и «Встреч друзей».