20 декабря исполнилось бы 95 лет Рубену Агамирзяну, чье имя неразрывно связано с Театром им.В.Ф.Комиссаржевской. 25 лет он руководил этим театром, определил его художественную политику, его творческое лицо.
20 декабря 2017 г. в 16.00 в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ул.Шпалерная, д.34) состоится памятный вечер «Моя профессия – театр!»
Рубен Агамирзян — замечательный педагог, уникальный Мастер, заведующий кафедрой актерского мастерства ЛГИТМиКа, профессор, народный артист СССР и РСФСР, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской с 1966 по 1991 гг.
Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединяя в труппе актёров разных поколений. Его союзниками и сотворцами в театре им.В.Ф.Комиссаржевской стали народные артисты России Борис Соколов, Иван Краско, Тамара Абросимова, Галина Короткевич, Ефим Каменецкий. заслуженные артисты России Валентина Панина, Анатолий Худолеев. До сих пор в театре служат 10 его учеников: заслуженные артисты России Татьяна Кузнецова, Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Александр Вонтов, Анатолий Горин, Георгий Корольчук, артисты Светлана Слижикова и Константин Демидов
Ученик Леонида Вивьена, он проделал непростой путь к профессии. Агамирзян родился в грузинском Тбилиси, где прошёл и первые театральные «университеты». Воевал. После играл и делал спектакли в молдавской Русской драме в Кишинёве, и приехал в Ленинград учиться в театральном институте лишь в конце 40-х годов. Первые его значительные работы появились под крышей Театра драмы им. А.С. Пушкина (Александрийского), которым руководил в те годы Вивьен. Затем был короткий период БДТ им. М. Горького, а после, 1966 года — уже только Комиссаржевка. Со временем к двум профессиональным ипостасям прибавилась третья — педагог. У блистательного педагога Б. Зона чутко воспринял уроки требовательной доброты. У него учились Елена Сафонова, Ольга Самошина, Александр Галибин, Константин Воробьев, Андрей Ургант. Строгие нравственные принципы пригодились в самостоятельной «педагогической поэме». Как и Зон, он выпустил десять актерских и режиссерских курсов. Р. Агамирзян сумел создать правильный театральный организм студийного типа: «школа-театр-школа». Его студенты выходили на сцену с самых первых курсов. У него была самая молодая труппа – из 50 актеров – 24 – его ученики.
На афише были имена Михаила Булгакова, Василя Быкова, Нодара Думбадзе, Иона Друцэ, Михайла Шатрова… На сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской состоялся дебют драматурга Григория Горина «…забыть Герострата!», возникла знаменитая постановка трилогии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис», которая стала таким же символом театра, как «Чайка» МХАТа.
Мастер поставил свыше ста спектаклей в театрах Москвы, Минска, Праги, Будапешта, Хельсинки и др., из них на сцене театра им. Комиссаржевской — 51 спектакль.
Он правил свое ремесло с такими знаковыми, эпохальными личностями, как Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов, Леонид Вивьен.
«Счастлив человек, которого смерть застала за любимым занятием». Король Георг из горинской пьесы «Кин IV» признавался, что больше всего любил театр и готов умереть в ложе. Агамирзян, поставивший за 25 лет работы в своем театре почти все пьесы Григория Горина, умер именно так — сидя в театральной ложе на своем спектакле «Дни Турбиных».
Последующие уже 26 лет театром руководит Виктор Новиков, бывший при Р.Агамирзяне уникальным заведующим литературной частью. Вместе с труппой, з.д.искусств России Виктор Новиков сохраняет атмосферу, дух и традиции театра Р.Агамирзяна.
К 80-летию Агамирзяна, 15 лет назад, в Малом фойе Театра им. В. Ф. Комиссаржевской была открыта мемориальная доска в знак почтения комиссаржевцев перед своим Мастером.
«18 января 1966 года начальник Управления культуры Ленгорисполкома А. Я. Витоль представил меня коллективу Ленинградского государственного драматического театра им В. Ф. Комиссаржевской. Начался новый отрезок жизни…» — так писал Рубен Сергеевич Агамирзян о своем приходе в театр, который в самое короткое время сделал теплым домом с уникальной атмосферой. Это был ленинградский вариант «Современника». «Отрезок жизни» оказался бесконечным, ибо со смертью легендарного худрука не закончился сам театр, который в лучшие годы гремел по всей стране. Все приходит «на круги своя». Структура театра, действительно, была идеальная. Потому-то и после ухода из жизни Мастера театральный организм, как хорошие часы, продолжает работать, правильно показывая время.