Народный артист России

27 июля 1935  — 3 мая 2021
1958 — окончил Государственный Педагогический Институт в Пензе.
1958 — 1960 – актер Пензенского областного драматического театра им. Луначарского.
1960-1963 – актер Казанского ТЮЗа
1963-1968 — актер Казанского государственного БДТ им. Качалова.
1968-1969 — актер Рижского театра Русской Драмы.
1969-1986 — актер Ленинградского театра им. Ленсовета.
1986-1987 — актер Малого Драматического театра.
1987 — 2021  — актер театр им.В.Ф.Комиссаржевской

Награды и премии:

В 1977 г. присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР»
В 2008 г. присвоено звание «Народный артист России»
Лауреат городской премии за спектакль «Интересное кино» в номинации «Лучшие роли сезона»
2016 — Приз Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» — «За глубокое искреннее переживание роли Вениамина в спектакле «Бесконечный апрель», реж. И.Латышев»
2016 — лауреат Высшей театральной премии «Золотой софит» (сезон 2015-2016 гг.) за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель» (реж.И.Латышев) в номинации «Лучшая мужская роль»

Ефим Александрович родился летом 1935 г. в маленьком городе Новозыбкове. Через несколько лет их семья переехала в Пензу, и именно с этим славным городом связаны все детские и юношеские воспоминания актера. После школы он закончил историко-филологический факультет педагогического института и параллельно занимался в театральной студии при областном пензенском театре.

После окончания студии, несмотря на то, что официального диплома о театральном образовании у Ефима Каменецкого не было, его пригласили работать в ТЮЗ города Казань. Через три года в Казани актер поступил в Большой Драматический Театр им. Качалова. В Казани Ефим Каменецкий познакомился со своей будущей супругой, актрисой Галиной Никулиной, которая в то время училась в казанском театральном училище. Вскоре уже вместе они переехали в Ригу, где произошло судьбоносное в своем роде знакомство с режиссером Игорем Владимировым. В 1969 году по приглашению знаменитого режиссера театра им. Ленсовета Ефим Каменецкий переехал в Ленинград. Начался новый этап в жизни.
В театре им. Ленсовета актер проработал почти двадцать лет. Наверное, не без оснований можно предположить, что годы работы в театре им.Ленсовета были одними из лучших в творческой биографии Каменецкого. 70-80-е годы – «золотое» время театра им. Ленсовета. Такие спектакли, как «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Преступление и наказание», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой» пользовались бешеной популярностью у зрителей — очередь за билетами занимали с раннего утра. Во многом лицо театра под руководством Игоря Владимирова определял поистине «звездный», легендарный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Михаил Боярский. Чудесные партнеры, выдающаяся режиссура, добротный материал дали Ефиму Александровичу роли в спектаклях по пьесам Игната Дворецкого («Человек со стороны», «Ковалева из провинции», «Последний отец»), «Наедине со всеми» Александра Гельмана. Те­атралы по сей день помнят его Порфирия Петровича в спектакле Игоря Владимирова «Преступление и наказа­ние». В конце 80-х годов актер ушел из театра Ленсовета и около года проработал в труппе Малого Драматического театра.
В 1987 году, уже зрелым мастером, актер пришел в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, где прослужил уже без малого 33 года. Здесь он оказался в той благодатной среде, в которой решались творческие задачи, близкие его духу. Одной из первых работ в этом театре стала роль Ведущего в «Колыме» И. Дворецкого. В этой молчаливой роли Ефим Каменецкий показал редкое искусство держать паузу, — в тишине передать душевную боль, трагедию сталинского времени, которую пережил его герой. На этой сцене актером было сыграно множество ролей. Каждая из них становилась событием не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного», Тальберг из «Дней Турбинных», Варенн из «Робеспьера», Панкрасс из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика и Доктора в «Андорре» М. Фриша, Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина. Несуетность личности актера выражается в каждой, даже маленькой роли. Так, на скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены, фанатично преданного театру. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал…».
Тема «художника и власти» получила неожиданное ироническое развитие в легком спектакле-шутке, анекдоте из актерской жизни «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в кране идет вода, или Поговорим как художник с художником» по пьесам Р.Андерсон и Л. Зорина на сцене театра «Приют комедианта». Право на свободу творчества отстаивал его герой в пьесе Т. Дорста «Я, Людвиг Фейербах».
Ненавязчивое чувство юмора и художественный такт придавали каждой работе особое изящество. Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня — задача вполне реальная. Е. Каменецкий был актером универсальным, отлично владеющим искусством отстранения. В последних работах мастер исключительно точно работал в жанре трагифарса. В «Бульварной истории» А. Николаи артист играл счетовода крупной фирмы Луиджи Палья, больного, как и его случайные знакомые по скамейке, одиночеством, «склонного на душевный компромисс, с готовностью идущего навстречу новым друзьям».
Е. А. Каменецкий всегда тонко чувствовал литературный материал, его стилистику. Это позволяло ему выступать в качестве автора инсценировок. Так, в Русской Атрепризе им. Андрея Миронова идет спектакль «Скандал в Пассаже», в котором Е. Каменецкий выступил не только как актер, но и как автор пьесы по мотивам сатирических произведений Ф. Достоевского. В спектакле театра «За Черной речкой» — «Любовь и странствия прапорщика Гринева» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») он был не только актером, но и автором инсценировки,  сорежиссером. По заказу одного из Лондонских театров Ефим Каменецкий написал инсценировку по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Одержимость театром в актере не угасала никогда.  Ефим Александрович участвовал во многих театральных проектах города: в «Антрепризе им. Андрея Миронова» (Сорин в «Чайке» режиссера А. Товстоногова), в Молодежном театре на Фонтанке, в «Приюте комедианта, в театре «За Черной речкой»(«Осторожно – золотая рыбка!» современного эстонского драматурга Я. Тятте). С бывшими учениками мастер сыграл сказочного старика, демона-искусителя Освальда. Удивителен был его профессор Гейгер в спектакле БДТ им.Товстоногова «Перед заходом солнца».
Редкой окраски голос и доверительная интонация расширили необычайную популярность за счет радиослушателей. Труд закадрового диктора в документальных фильмах Ефим Александрович превратил в высокое искусство.
Многие запомнили его в работах на телевидении. Знаменитый фильм Ю. Панича «Проводы белых ночей» — одна из тех удач, которые сопровождают работу талантливого актера всегда, особенно в экранизации классики. По мнению многих артистов, лет двадцать назад его заменяло телевидение. Телеспектакли снимали в огромном количестве — чуть ли не 20 в год! Конечно, телевизионный спектакль нельзя было назвать кинематографом, однако типичные «киношные» актеры обливались потом: им было очень сложно выдержать такие «театральные» дубли, по-настоящему просуществовать перед камерами в течение 5-7 минут. Телевидение давало возможности, которые сейчас дает антреприза, ведь вместе работали не только актеры из разных театров, но и из разных городов. Ефиму Каменецкому довелось сниматься с Богданом Ступкой, с Олегом Далем, с Олегом Борисовым, с Натальей Теняковой, с Ефимом Копеляном… Телевидение свело на годы с Александром Демьяненко.
Педагогическая работа Ефима Александровича представлена несколькими курсами выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых стали популярными актерами театра им. В. Комиссаржевской. А его участие в кино и телесериалах стало гарантом качественной работы, рядом с этим артистом нельзя было работать в «полноги» и остальным участникам.
Ефим Каменецкий – один из тех редких актеров, в ком никогда не было «актерства». Он был не по-театральному интеллигентен, скромен и удивительно добр. Его глубокие знания, красота душевных качеств и теплое отношение к окружающим подкупали каждого, кто оказывался рядом с ним. Он был невероятно красив, как может быть красивым человек, искренне любящий мир таким, какой он есть…

1988
И. Дворецкий «Колыма» (Помощник)
А. Галин «Библиотекарь» (Ковалев)
1989
Л. Зорин «Максим в конце тысячелетия» (Бармин)
Р. Роллан «Робеспьер» (Варенн)
1990
Б. Васильев «Начало» (Военный)
1991
М. Булгаков «Полоумный Журден» (Панкрасс)
А. К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Бельский)
Ф.Гудрич, А.Хаккет «Дневник Анны Франк» (Ян Дуссел)
М. Булгаков «Дни Турбиных» (Тальберг)
1992
О. Данилов «Интересное кино» (Курочкин)
Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра» (Потин)
Н. Коуард «Праздник призраков» (Доктор Брэдман)
1993
Г. Горин «Кин IV» (Соломон)
1994
А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Сен-Годан)
1995
А. Островский «Горячее сердце» (Аристарх)
1996
А. Николаи «Бульварная история» (Луиджи)
1997
Ж. Ануй «Наша дорогая мадам» (Ласюрет)
В. Вербин « Яма» (Ванька-Встанька)
2000
Ф. Дюрренматт «Брак г-на Миссисипи» (Граф Юбелоэ)
2001
М. Фриш «Андорра» (Доктор)
Г. Горин «Шут Балакирев» (Ягужинский)
2002
М. Булгаков «Чичиков» (Плюшкин)
2003
В. Вербин «Вальс энтузиастов» (Фома Иванович)
2007
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (Учитель)
Г. Слуцки «Недалеко от Бога» (Скрипач)
2015
Я.Пулинович «Бесконечный апрель» (Веня)
2016
М.Вишнек «Прикинь, что ты — Бог» (Слепой)
«В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого (Труба)
2017
Ж.-Б.Мольер «Мизантроп» (Слуга просцениума)

Казанский ТЮЗ
А. Арбузов «Город на заре» (реж. Н.Басин) — Зяблик
А. Островский «Свои люди – сочтемся» (реж. С.Бурман) – Подхалюзин

БДТ в Казани
В. Маяковский «Баня» (реж. Н.Орлов) — Победоносиков
Э. Радзинский «104 страницы про любовь» — Феликс
В. Розов «Традиционный сбор» (реж. Н.Орлов) — Евгений Пухов
Розов «В день свадьбы» (реж. А. Ханович) — Василий

Рижский театр Русской Драмы
Ю. Герман «Я отвечаю за все» (реж. Л.Белявский) — Штуб
М. Горький «Варвары» (реж.А. Кац) — Монахов

Театр им. Ленсовета
1970
Г.Габбе «Хрустальный башмачок» — Шут
А.Н.Толстой «Хождение по мукам» — Кузьма Кузьмич, Учитель
У.Шекспир «Укрощение строптивой» (реж. И.Владимиров)- Баптиста
1971
И.Дворецкий «Человек со стороны» (реж.И. Владимиров) – Секретарь горкома Крюков
Ю. Дынов «Пушкин в Одессе» — Брунов
» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»(реж. И. Владимиров)- Порфирий Петрович.
1972
Б.Васильев «Вот какой факт получается» — Бызин, Петрович, Артём Иванович
М. Фермо «Двери хлопают» — Старичок
1973
Л.Андреев «Тот, кто получает пощёчины» — Господин
И.Дворецкий «Ковалёва из провинции» (реж. И.Владимиров) — Прокурор Торбеев
1974
«Люди и страсти» (по произведениям классиков немецкой драматургии, реж. И.Владимиров)
Б.Брехт «Страх и нищета в Третьей империи» — Муж;
Ф.Шиллер «Мария Стюарт» — Вильям Девисон;
Б.Брехт «Кавказский меловой круг» — Следователь, Хозяин постоялого двора, Адвокат Ило Шуболадзе;
И.Гете «Фауст» — Директор театра
1975
А.Володин «Дульсинея Тобосская» — Отец Альдонсы
А.Н.Островский «Бесприданница» — Кнуров
1976
Г.Горбовицкий «Приказ номер один» — Проклов
Р.Ибрагимбеков «Похожий на льва» — Мурад
1977
Г.Боровик «Интервью в Буэнос-Айресе» — Генерал Хименес
И.Друцэ «Именем земли и солнца» — Николай Трофимович
1978
A.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» — Помигалов
А.П.Чехов «Вишнёвый сад» — Симеонов-Пищик
1979
«Мир дому твоему» (по рассказам B.Шукшина, В.Белова, В.Карпова) — Второй мужик, Отец Люды, Олёша Смолин, Иван Афанасьевич.
М.Рощин «Спешите делать добро» — Горелов
1980
Н.Хикмет «Станция» — Дмитрий Михайлович
1981
И.Дворецкий «Последний отец» (реж. И.Владимиров) — гл.роль- Савелий
1982
Л.Соболев «Рояль в открытом море» («Капитальный ремонт») — Кащенко
А.Гельман «Наедине со всеми» (реж. И. Владимиров, А. Равикович)- Андрей Голубев
1984
С.Моэм «Земля обетованная» — Эдвард Марш
1985
Л.Пиранделло «Человек, животное и добродетель» — Доктор Нино Пулейо
Н.Семёнова «Тайный грех председателя Саши» — Дед Андрей
1986
В.Мережко «Я – женщина» — Муж Свирской

Малый драматический театр (МДТ)
1986 — «В сторону солнца» (по одноактовкам А.Володина. Реж. Л. Додин. Худ. Э.Кочергин) — Отец
А. Червинский «Счастье мое» (реж. Е. Арье) – Учитель

Актерское содружество «Территория»
1996 — Т.Дорст «Я, Людвиг Фейербах» (реж. А.Красавин) — Фейербах

Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова»
1998 — Т.Хмелев «Любимый месяц август»
2000 — А.Чехов «Чайка» (реж. А.Товстоногов) – Сорин
Ф.Достоевский «Скандал в Пассаже» (реж.В.Фурман) – автор пьесы и исполнитель роли Тимофея Семеновича

Театр «Интерателье»
«Грустная история для веселых людей» (по произведениям Чехова, реж.Ю. Красовский) – автор пьесы и исполнитель роли Доктора Рагина

Театр «Приют комедианта»
«Требуется старый клоун» (реж.А.Красавин) – Клоун
2001 — «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода. Или поговорим как художник с художником» (по пьесам Р.Андерсона и Л.Зорина)

Театр «За Черной речкой»
2000 — «Любовь и странствия прапорщика Гринева» (по повести А.Пушкина «Капитанская дочка») – автор инсценировки и исполнитель роли капитана Миронова
2001 — А.Галин «Свидание с Козерогом» — сорежиссер спектакля (совместно с О.Мендельсоном)
2002 — Я.Тяатте «Четыре миллиарда долларов, или Осторожно — золотая рыбка!» (реж. О.Мендельсон) – Освальд

БДТ им.Товстоногова
2003 — Г. Гауптман «Перед заходом солнца» (реж.Г.Козлов) — Гейгер

1969 — Проводы белых ночей (реж. Ю.Панич) – друг Кости
1973 — Укрощение строптивой (фильм-спектакль, реж. И.Владимиров) — Баптиста
1975 — Ковалева из провинции (фильм-спектакль, реж. И.Владимиров, М. Маркова) — Георгий Николаевич Торбеев, прокурор области, однокашник Ковалевой
1975 — Единственная (реж. И.Хейфец) – Командировочный
1977 — Дикий Гаврила (реж. Л. Макарычев) – Отец
1977 — Строгая мужская жизнь (реж. А.Граник) – Подполковник Цантурян Владимир Ашотович
1977 — Объяснение в любви (реж. И.Авербах) – Чекист
1977 — Беда (реж. Д.Асанова) – Майор в колонии
1977 — Жена (реж. Ю.Маляцкий) – Муж
1978 — След на земле (реж.Н.Бирман)
1979 — Бабушкин внук (реж.А. Бергункер) – отец Алёшки
1979 — След на земле (реж. Н.Бирман)
1979 — Люди и страсти (фидбм-спектакль, реж. И.Владимиров): Кавказский меловой круг – Адвокат; Мария Стюарт – Девисон, Пролого из «Фауста» — Директор театра; Шпион — Муж 1980 — Взвейтесь, соколы, орлами! (реж. Н.Розанцев) — Капитан
1980-1981 — Жизнь и приключения четырех друзей. Фильм 1 (реж. О.Ерышев, 1 серия — «Закадычные друзья. Закадычные враги», 4 серия – «Кот в мешке») – Сергей Ефимович, Летчик-полярник, Хозяин собак
1981 — Деревенская история (реж. В.Каневский) – Эдуард Иванович Таранкин
1983 — Оловянные кольца (реж. Г.Селянин) – доктор Лечиболь
1984 — Убийце – Гонкуровская премия (фильм-спектакль, реж. И.Сорокина) – Жино Роберти
1985 — Семь крестиков в записной книжке (фильм-спектакль, реж. В.Геллер) – Оливье Лёкёр (гл.роль)
1985 — Расследует бригада Бычкова (фильм-спектакль , реж. Ю.Маляцкий) – Милиционер
1985 — Равняется четырем Франциям (фильм-спектакль, реж. Ю.Маляцкий)
1987 — Подъезд с атлантами (реж. Ю.Маляцкий)
1989 — Чародейная ночь (реж. В.Геллер) – Командировочный
Он приехал в день поминовения (реж.В.Геллер)
1992 — Томас Беккет (реж. Т.Васильева) – епископ Лондонский
2006 — Столыпин… Невыученные уроки (реж. Ю.Кузин) – Горемыкин
2009 — Питерские каникулы (реж. О.Газе, А.Крупнова) – Семен Николаевич
2010 – Литейный (4-й сезон, 16 серия «Кража», реж. А.Красавин, Триикс Медиа) — Директор НИИ
2011 — «Петр Первый. Завещание (реж. В. Бортко, 2 серия) – Нартов
2011 – Счастливчик Пашка (реж. А.Бутько, «Всемирные Русские Студии» (RWS) — Симачёв
2011 Улицы разбитых фонарей-11 (1-2 серии «Осколки империи», реж. А.Астраханцев, Форвард-Фильм, Граффити Фильм Продакшн) — Сергей Васильевич, отец Ксении
2012 – Личные обстоятельства (реж. А.Лебедев, Фаворит-фильм) – Степаныч, сосед Германа по гаражу

Видеосюжеты