Народный артист России

18 марта 1944 года (Уфа) — 26 февраля 2022 (Санкт-Петербург)
1961 г. — поступил на актерский факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого.
1964 г. — перевелся на заочное отделение ГИТИСа им.Луначарского
1964 – артист Драматического театра Балтийского флота г. Лиепая.
В 1965 г. — окончил Московский государственный институт Театрального искусства.
С 1966 — артист Русской драмы им. Маяковского (Душанбе).
1968 — 1973 гг. — актер Рижского театра русской драмы.
1973 – 1975 гг. – артист театра им. Ленинского Комсомола
1975 – 1976 гг. артист БДТ им. М. Горького.
С 1977 г. – артист театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Награды и премии:

Награжден медалью «ХХ лет Победы над Германией».
Удостоен премии «За лучшую роль года».
2018 — награжден Памятной медалью Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации за проведение шефских концертов в районах боевых действий Демократической республики Афганистан в 1988 г.

В 20 лет Борис Соколов впервые вышел на сцену киевского театра, а в 1965 году — уже учился в Москве, в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Москва подарила молодому герою массу интересных встреч и дружб: Михаил Ромм и его знаменитый курс ВГИКа с Кончаловским, Тарковским, Миттой.
Начав сниматься в кино, Борис Соколов работал с такими известными кинорежиссерами, как И.Авербах («Объяснение в любви»), В.Мотыль («Звезда пленительного счастья»), Г. Полока… Москва 1970-х была театральной Меккой, где властителями дум были Эфрос и Любимов, Ефремов и Завадский, Плучек и Гончаров.
По окончании учебы у Бориса Соколова наступил самый напряженный период в творческом становлении. Это была Рига, золотой век Рижской русской драмы, где за пять лет было сыграно 20 ролей.
В Ленинграде Соколов оказался по приглашению Г.А. Товстоногова. Соблазн был велик, и молодой актер с героической внешностью и отличной школой оказался в БДТ. Но достойных ролей не предлагали, и тогда Соколов пришел в Театр Ленинского комсомола к молодому Г. Опоркову. Оказалось, ненадолго. Снова позвал Товстоногов, теперь уже — на конкретную роль в спектакле «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова. И опять романа с БДТ не случилось. Судьба привела его после долгих метаний в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Здесь, на пике популярности в стране театра Рубена Агамирзяна, расцвел и дал корни талант артиста. Художественный руководитель театра Рубен Агамирзян предложил сыграть Келина в пьесе И. Друцэ «Святая святых». Роль оказалась судьбоносной. Теперь зритель шел не просто на спектакли театра им. В.Ф. Комиссаржевской: шел на Соколова. За эту свою любимую роль Кэлина актер был отмечен дипломом Ш степени Всероссийского смотра национальной драматургии в театрах РСФСР.
За 40 лет работы в театре сыграны десятки самых разноплановых ролей. Незабываемы его гротескный Ноздрев в «Чичикове» Булгакова, вальяжный и умный Вождь в притче В. Шендеровича «Тезка Швейцера», герои в спектаклях «Дни Турбиных», «Убийство Гонзаго», «Полоумный Журден», «Смерть коммивояжера», «Прощай клоун», «С тобой и без тебя».. В горинском «Кине» (примечательный факт!) актер сыграл актера. Это и кумир толпы, победоносный, мягко-романтичный и с доброй лукавинкой, светящийся юмором и любовью, — и актер поверженный, спивающийся гений, измученный запретами власти и насмешками обывателей, но, вопреки всему, мощно и радостно творящий Театр на улице, в «декорациях» грозы и ливня. Ирония, мягкий лиризм помогают актеру делать комедийные характеры объемными, яркими и легкими. Возможно поэтому прекрасно сложилась судьба излюбленного зрителями спектакля «Французские штучки», где Борис Соколов великолепно сыграл Альбера Ламара.
О герое Соколова из «Колымы» критика писала: «В образе, созданном Б.Соколовым, оживают те прекрасные, светлые люди, которых потеряло наше общество в страшный период сталинских репрессий. Алыпов у Соколова не просто сильный характер, он самоценен сам по себе. Это, прежде всего, наш современник, режиссер Народного театра, который пытается понять того, колымского Алыпова».
Спокойствием и уверенностью веяло от Бачаны Рамишвили в спектакле «Возвращение к жизни». Земная ось проходила через его сердце: не суетен, не мелочен, душевно щедр, человечен и мудр. Поэтическая стихия транслировалась им с удивительной силой и нежностью.
Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени.
«Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов» — так писал журнал «Стиль».
Борис Михайлович пробовал себя в режиссуре. Поставил несколько спектаклей современной драмы.
Его мягкий теплый талант был универсален, в его индивидуальности присутствовали легкая вальяжность и юмор. И если его героическим персонажам был не чужд юмор, то характерные, вроде «Полоумного Журдена», вызывали сочувствие, как подлинные герои.
Полнота жизненных сил, выразительность лепки характеров, глубокое постижение роли, безупречное владение техникой, точная передача режиссерского замысла не в ущерб собственному пониманию роли, яркая фактура, неподражаемый голос – все это стало залогом творческого успеха актера. Его уникальный разносторонний талант раскрыл индивидуальность, в которой были и теплота, и мягкий лиризм, и скрытая ирония умного человека.

Борис Соколов стал одним из выдающихся актеров Ленинграда-Петербурга. Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени. «Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов».
Его очень любили в театре – за великолепный юмор, за мощный талант, за добродушие, спокойствие и теплоту.
Последний его спектакль – лирическая трагикомедия «С тобой и без тебя», где Соколов сыграл сильного и нежного Сэма.
Те, кто хотя бы раз видел Соколова на сцене, запомнили его на всю жизнь. Его герои становились родными, близкими, осязаемыми и настоящими.
Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем. Светлая память Борису Михайловичу!

1977
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Мстиславский)
А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Шереметев, Бельский)
И. Друце «Святая святых» (Келин)
А. Володин «Пять вечеров» (Ильин)
1978
Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом…» (Бадриа, Военком)
С. Цвейг «Легенда одной жизни» (Кнопфер)
Э. Брагинский, Э. Рязанов «Аморальная история» (Филимонов)
И. Друце «Возвращение на круги своя» (Маковицкий)
А. Толстой «Царь Борис» (Федор Романов)
1980
Н. Думбадзе «Возвращение к жизни» (Бачана Рамишвили)
1981
С. Алешин «Дипломат» (О`Креди)
А. Толстой «Царь Борис» (Семен Годунов)
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Грюнштейн)
1982
К. Симонов «Генерал Серпилин» (Иван Алексеевич)
1983
М. Булгаков «Дни Турбинных» (Мышлаевский)
Б. Рацер, В. Константинов «Последняя любовь Насреддина» (Насреддин)
1984
Ю. Бондарев «Выбор» (Васильев)
1986
А. Чаковский «Неоконченный портрет» (Сталин)
С. Найденов «Дети Ванюшина» (Константин)
Л. Зорин «Пропавший сюжет» (Дорогин)
М. Шатров «Диктатура совести» (Хемингуэй)
1988
И. Друце «Рыжая кобыла с колокольчиками» (Гице)
И. Дворецкий «Колыма» (Алыпов)
1990
Б. Стейвис «Светильник, зажженный в полночь» (Галилей)
Б. Васильев «Начало» (Генерал)
1991
М. Булгаков «Полоумный Журден» (Журден)
1992
Ж. Брикер, М. Ласег «Французские штучки» (Альбер Ламар)
Н. Йорданов «Убийство Гонзаго» (Чарльз)
1993
Ф. Достоевский «Идиот» (Тоцкий)
Г. Горин «Кин IV» (Кин)
1994
Я Гловацкий «Антигона в Нью-Йорке» (Блошка)
1995
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Мессершман)
Ф. Достоевский «Игрок» (Генерал)
1997
В. Воробьев «Прощай, клоун!» (Дзампано)
1998
В. Вербин «Яма» (Актер)
1999
В. Шекспир «Буря» (Просперо)
2000
А. Миллер «Смерть коммивояжера» (Вилли Ломэн)
2002
М. Булгаков «Чичиков» (Ноздрев)
2004
В. Шендерович «Тезка Швейцера» (Гого)
Т.Уильямс «Лето и дым» (Папаша Гонзалес)
Д.Осборн «Комедиант» (Билли)
2010
А.Менчелл «С тобой и без тебя» (Сэм)
Рижский театр русской драмы
1968 – Б.Брехт «Кавказский меловой круг» (реж. А. Кац, Л. Белявский) – адъютант Гоги
1969 – А.Арбузов «Счастливые дни несчастливого человека» (реж. Г.Бражник) – Володя Костенецкий
1969 – М.Горький «На дне» (реж. А.Кац) — Барон
1970 – Е.Юрандот «Девятый праведник» (реж. Л.Белявский) – Иоасс
1970 – Е. Ставинский «Час Пик» (реж. А.Кац) — Кшиштоф Максимович
1972 – А.Островский «На всякого мудреца довольно простоты» (реж. А.Кац) – Глумов

Ленинградский Государственный театр им. Ленинского комсомола
1973 – А.Чехов «Чайка» (реж. Г.Опорков) – Тригорин
1974 – Л.Зорин «Транзит» (реж. Г.Опорков) – Багров
1975 – Ж.Ануй «Жаворонок» (реж. Г.Опорков) – граф Варвик

БДТ им.Горького
1976 — Р.Ибрагимбеков «Дом на песке» (реж. Г.Товстоногов) — Эльдар

1969 – Суровые километры (реж. О.Николаевский)
1975 – Звезда пленительного счастья (реж. В.Мотыль) — Александр Раевский
1975 – Потрясающий Берендеев (реж. И.Вознесенский)
1977 – Деревья умирают стоя (фильм-спектакль, реж. Д.Лукова)
1977 – Объяснение в любви (реж. И.Авербах) — Скрипач
1977 – Семья Зацепиных (реж. Б.Дуров) — Сергей
1980 – В поте лица своего
1980 – Мой папа – идеалист (реж. В.Бортко) — Роман
1980 – Синдикат 2 (реж. М.Орлов) — Артур Христианович Артузов
1980-1981 – Жизнь и приключения четырех друзей (серии «Игра с огнем», «Кот в мешке», реж. О.Ерышев) – Олег Петрович Захаров
1981 – Девушка и Гранд (реж. В.Садовский) — Конюх
1982 – Магистраль (реж. В.Трегубович) – Федор Николаевич Исаев
1982 – Преодоление (реж. Н.Литус, И.Симоненко)
1983 – Мера пресечения (реж. Л.Цуцульковский) — Яков Антонович Хухрин
1983 – Место действия (реж. А.Граник) — Корреспондент
1983 – Ювелирное дело (реж. Л.Цуцульковский) – гл.роль Тимофей Черёмных
1984 – Прохиндиада, или Бег на месте (реж. В.Трегубович) — отмечавший защиту диссертации
1985 – Пароль знали двое (реж. Н.Литус) — Владислав Константинович Лавров, белый полковник-контрразведчик
1985 – Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита (реж. В.Латышев) — Бэрд
1986 – Лермонтов (реж. Н.Бурляев) — Князь В.Голицын
1986 – Жизнь Клима Самгина (реж. В.Титов)
1987 – Счастливый случай (реж. Л.Цуцульковский)
1988 – Собачье сердце (реж. В.Бортко) — Конферансье в цирке
1989 – А был ли Каротин (реж. Г.Полока) – гл.роль Каротин
1989 – В знак протеста (реж. Л.Павловский) — Лев Аверьянович
1990 – Анекдоты (реж. В.Титов)
1990 – Когда святые маршируют (реж.В.Воробьев) – гл.роль Олег Олегович, писатель, в молодости джазовый контрабасист
1991 – Кольцо (реж. В.Мартынов)
1991 – Ржавчина (реж. Ю.Маляцкий)
1991 – Третья планета (реж. А.Рогожкин) – гл.роль — Антон
1992 – Странные мужчины Семёновой Екатерины (реж. В.Сергеев)
1993 – Проклятие Дюран (реж. В.Титов) — доктор Давид
1993 – Тюремный романс (реж. Е.Татарский) – Прокурор
1994 – 1998 – Без обратного адреса (реж. К.Худяков)
1995 — Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу / La musique de l’amour: Chouchou (Франция, Россия)
1996 – Возвращение «Броненосца» (реж. Г.Полока) — Каротин
1998 – Улицы разбитых фонарей-1 (серия «Инферно», реж. Е.Татарский) — Вадим Сёменович, адвокат
2001 – Крот (реж. Э.Ясан) — Виктор Сергеевич
2001 – Ниро Вульф и Арчи Гудвин (серия «Летающий пистолет») — доктор Ллойд
2001-2004 – Черный ворон (реж. Б.Горлов, И.Москвитин, А.Кравчук) – гл.роль Всеволод Захаржевский, академик
2002 – Крот 2 (реж. Э.Ясан) — Виктор Сергеевич
2002 – Морской узел (реж. К.Капица) – гл.роль Владимир Тихонович, капитан
2002 – Улицы разбитых фонарей-4 (серия «Настройщик», реж. К.Капица (II) — Павел Ивлиев
2003 – Линии судьбы (реж. Д.Месхиев) — Гусельников
2003 – Любовь императора (реж. А.Орлов (II) — Полковник полиции
2004 – Женская логика – 4 (реж. В.Бутурлин)
2004 – Мужчины не плачут (реж. С.Бобров(II) – гл. роль Антон Сергеевич Поляков, криминальный авторитет
2004 – Тайны следствия-4 (серия «Поедем, красотка, кататься», реж. А.Бурцев) — Евгений Кириллович, руководитель городской прокуратуры
2005 – Брежнев (реж. С.Снежкин) — Георгий Цуканов, помощник Брежнева
2005 – Мужчины не плачут – 2 (реж. С.Бобров(II) – гл. роль Антон Сергеевич Поляков, криминальный авторитет
2005 – Призвание (серии «Экзамен», «Охота на дракона», «Деньги из воздуха», реж. В.Сергеев) — Борис Яковлевич
2005 – Принцесса и нищий (реж. Д.Месхиев) — Большой начальник
2005 – Убойная сила-6 (серия «Право на защиту») — Королёв
2006 – Коллекция (реж. Г.Жихаревич) — Рафик Ахмедович
2006 – Опера-2. Хроники убойного отдела (серия «Родная кровь», реж. В.Шевельков) — Отец Милы
2006 – Час пик (реж. О.Фесенко)
2008 – Мамочка, я киллера люблю (реж. В.Фурман) – Шваровский, адвокат
2008 – Технология (реж. В.Дуленко) — Дед Севы
2009 – Личное дело капитана Рюмина – Волков, отчим Лизы и Кирилла
2010 – Око за око (Белорусь-Россия, реж. Г.Полока, Кинокомпания «Покровские ворота», киностудия «Беларусьфильм») — Бермонт-Авалов, полковник
2012 – Белая гвардия (реж. С.Снежкин, Производство «Нон-стоп продакшн») — Доктор