НАШЕМУ ДЯДЕ ВАНЕ – 90!

 23 сентября в Санкт-Петербурге отметят 90-летие народного артиста России ИВАНА КРАСКО и 55-летие его творческой деятельности в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской. 
Статьи и cюжеты ТВ к юбилею:
ТВ Санкт-Петербург/Утро в Петербурге
НТВ-Петербург/новости
МИР 24
ТВ Санкт-Петербург/поздравление губернатора города Александра Беглова
ТВ-5
Авторадио
СПБ Ведомости
Петербургский театральный журнал
Петербургский дневник
Комсомольская правда
ТАСС
Метро
Аргументы и факты

Ивана Ивановича Краско по праву можно назвать человеком уникальным. Он счастливый актер: его творческая биография состоит не только из театральных ролей, но и из множества киноработ, записей на радио. «Принц и нищий», «Блокада», «Конец императора тайги», «Эскадрон гусар летучих», «Сын полка», «Россия молодая», «Семен Дежнев», «Макар-следопыт», «Господин оформитель», «Афганский излом», «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Эхо дальнего взрыва», «Восемь дней надежды», «Роман императора» (Дворцовая хроника), «Болдинская осень»,  — вот лишь некоторые из более чем 60 киноназваний, связанных с творчеством Ивана Ивановича Краско. Востребованность – вот что подчас определяет ощущение профессионального и человеческого счастья. В этом смысле Краско давно обрел в жизни свое «доходное» творческое место, регулярно приносящее ему дивиденды в виде зрительской любви.

В театральный институт он поступил в военном  чине, будучи командиром  корабля на Дунае (класс Е.Тиме). В 1961 году он был принят в знаменитый Большой драматический театр (тогда – им. Горького), где служил до 1965 года. Путь актера начинался у великого режиссера  Г.Товстоногова на сцене БДТ. Неугомонный дух артиста с ярко выраженной гражданственной позицией толкал его в самые неожиданные и смелые дела. Он успел поработать и с легендарным режиссером Е.Шифферсом.  Целая эпоха связана у актера с родным театром – им.В.Ф.Комиссаржевской, в котором он служит 55 лет.  Он поступил в труппу театра им. В. Комиссаржевской в 1965 году, и талант неординарно мыслящего актера раскрылся со всей полнотой в постановках М. Сулимова, В. Ленцевичуса, Ю. Дворкина, К. Гинкаса, Р. Агамирзяна. В нем  виртуозно соединились академическая манера подачи текста  с  приемами площадного балаганного представления. Иван Краско заявил о себе как о замечательном комедийном актере, способном к импровизации, тяготеющем к яркой зрелищной театральности. Любая из его ролей тщательно пластически выстроена, а отточенному жесту сопутствует выверенность интонации, тембра голоса. Строгость и лаконичность, «сделанность» роли вовсе  не исключают силу эмоционального воздействия. Каждая работа  мастера сцены – это открытие целого мира, богатство мыслей, идей, театральная новизна и свежесть уникальной личности.

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской у артиста — яркие, запоминающиеся образы:  Сократа в спектакле «Тише, афиняне!», Санин в психологической драме «Утоли моя печали…» (режиссер Г.Корольчук), Вышневский в комедии А.Островского «Доходное место», финальная сцена концерта-спектакля «Я вернулся в мой город…».

Гражданская и творческая активность этого уникального артиста не угасает. Артист умеет  мыслить  на сцене глубоко,  чувствуя болевые точки времени и транслируя со сцены свое «послание человечеству». Так, в  образе Сократа он передает всю опасность безграничной власти. В его откровениях — непохожесть на остальных, беспредельная честность и верность Истине. Мудрец, чьи изречения слетали с губ и начинали жить своей жизнью, чьими учениками хотели стать многие, чей ум не шел в сравнение с другими, — в решающий момент остается непонятым. Тихий, отстраненный, очень «домашний», Сократ-Краско вызывает и восхищение, и сочувствие. Полная противоположность его Сократу — Вышневский из пьесы А.Островского «Доходное место» — карикатурно молодящийся мафиози, жесткий и бескомпромиссный  «хозяин» жизни, не сумевший пережить крах собственной карьеры. Совсем иной образ в спектакле «Утоли моя печали…» — мудрый старик Санин, примеряющий два мира, два мировоззрения, две стороны одной войны. Именно он помогает родным людям остаться единой семьей… Его уникальный голос, ирония, его актерская мощь и безмерная гордость за любимый город делают исполнение знаменитого стихотворения из «Медного всадника» Александра Пушкина подлинным финалом спектакля, пронизанным любовью к родному Петербургу-Петрограду-Ленинграду – Санкт-Петербургу.

Каждая его работа — тонкое открытие природы чувств роли, каждая встреча с ним для зрителя — неизменная новизна мысли.

Актер с удовольствием участвует в спектаклях молодых неопытных режиссеров маленьких студийных театров и университетского театра. В своей социальной активности  И. Краско даст фору любому молодому  человеку.  В  течение многих лет ведет благотворительную работу в СТД. Его встречи «В гостях у дяди Вани» — это доверительный разговор о наболевшем с  ветеранами труда.

А еще Краско пишет книги. Им написаны: «Андрей Краско. Непохожий на артиста, больше чем артист»; «Мой друг Петр Шелохонов»; «Байки. И не только».

Зрители, многие из которых ходят в театр именно «на Краско», остаются преданными этому удивительному артисту, тонко чувствующему время и жадно, разнообразно живущему в нашу сложную эпоху. Время не выбирают. Актер это время выражает своим мастерством. Как это делает народный артист России Иван Краско.

 

ИЗ БИОГРАФИИ:

Иван Иванович Краско родился в сентябре 1930 года в деревне Вартемяги Ленинградской области. В 5 лет Ваня остался круглым сиротой. На воспитание его взяла бабушка по отцовской линии, после войны его усыновил брат матери, вернувшийся с фронта. Детство Краско – это бедность и полуголодные предвоенные годы, все ужасы войны и возрождение страны в послевоенное время. Но Иван с юных лет мечтал добиться успеха в жизни и упорно шел к поставленной цели.

Как позднее вспоминал артист, единственным развлечением, доступным деревенским ребятишкам в те годы, было кино. Любимый фильм «Чапаев» Краско знал наизусть и часто представлял себя в роли Петьки, так как образ Василия Ивановича казался ему сложным в исполнении. Детвора обожала Ваню за его умение в красках рассказывать увиденные фильмы. Но мечту об актерской профессии пришлось на время отложить.

В 1953 году юноша с красным дипломом окончил военно-морское училище в Ленинграде и получил звание офицер-артиллерист. В этом же году приступает к службе на десантном корабле, принадлежащем Дунайской флотилии. Через 2 года Краско становится командиром корабля, но мечта об актерском пути его не оставляет.

Сначала молодой военный становится студентом вечернего отделения Ленинградского государственного университета, выбрав филологию. Но это только первая ступень к намеченной цели. На протяжении 3 лет Иван готовится осуществить главную мечту, которую лелеял давно: он грезит актерством. Будущий артист посещает театральную студию, где вместе с Сергеем Юрским и Игорем Горбачевым готовится к поступлению в театральное училище. И вскоре мечта сбывается: 27-летний Краско поступает в театральный вуз.

После окончания Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского Иван Краско – актер труппы Большого драматического театра Ленинграда, которым в то время руководил знаменитый Товстоногов.

Актерская биография Ивана Краско не сразу сложилась блестяще. В театре, куда после окончания учебы прибыл начинающий артист, на протяжении 4 лет он играет только второстепенные роли. И тогда он решается и уходит сначала в  театр «На Литейном», где служит всего год,  а после —  в театр им. В. Ф. Комиссаржевской, который стал для него родным. Здесь артист служит вот уже 55 лет.

 

КИНОРАБОТЫ:

Дебютным фильмом в творческой биографии артиста становится лента «Балтийское небо». Картина вышла на экраны в 1961 году, но до 1974-го Ивану Краско доверяют только эпизодические роли. В середине 70-х режиссер Герберт Раппопорт снял 3-серийную цветную ленту «Сержант милиции», в которой артисту предложили сыграть роль майора Григорьева, где на съемках Иван Краско встретился с Любовью Соколовой, Татьяной Веденеевой и Олегом Янковским.

Одна из самых заметных ролей Ивана Краско в кино – Иван Соловьев в картине «Конец императора тайги». Позже появились фильмы «Гибель 31 отдела», «Господин оформитель», «Россия молодая», «Тем, кто остается жить» и «Цветы календулы».

В новом веке актер появлялся в сериалах. В одном из них («Агент национальной безопасности») он сыграл вместе со своим старшим сыном Андреем Краско.

В 2005  Краско досталась роль второго плана в нашумевшем сериале «Брежнев»: он ярко и достоверно сыграл председателя колхоза. В том же году Иван Иванович перевоплотился в таксиста в телесериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Спустя 2 года телезрители узнали актера в образе краеведа Бобошко в триллере «Ораниенбаум. Серебряный самурай».

В 2009 году Владимир Бортко снова пригласил Ивана Краско в экранизацию повести Николая Гоголя «Тарас Бульба», где он сыграл казака Касьяна Бовдюга. В ленте собрались звезды российского и украинского кинематографа: Богдан Ступка, Ада Роговцева, Игорь Петренко, Юрий Беляев и Михаил Боярский.  В 2011 году Краско сыграл деда главного героя (Дмитрия Дюжева) в мелодраме «Дело было на Кубани». В том же году актера увидели в сериалах «Петр Первый. Завещание» и «Приставы», а в 2012  он снялся в эпизоде телесериала Сергея Снежкина «Белая гвардия». Зрители узнали Краско в образе престарелого инспектора гимназии Максима.

2013 год запомнился артисту работой в спортивной драме Павла Дроздова «Лед», где 83-летний Иван Иванович Краско сыграл старшего тренера. Еще одна роль 2013-го – Пантелей Сергеевич в остросюжетном сериале «Морские дьяволы. Смерч. Судьбы».

Недавние работы — короткометражный фильм Валерии Тимошенко «Чудесный доктор», где Краско досталась главная роль, и мелодрама «День до…», где артист сыграл яркого персонажа ювелира Цукермана. В 2018 году Иван Иванович снялся в комедийном проекте «Один день лета» вместе с Татьяной Бабенковой, Алексом Коморовским, Максимом Леонидовым, Юрием Гальцевым и другими. Также недавно артист снялся в короткометражных фильмах  «А.У.Е.» и «День рождения» (гл.роль).

За долгую творческую жизнь народный артист РФ Иван Краско снялся в десятках фильмов всех жанров – от комедии до мелодрамы.

Артист озвучивает героев мультипликационных фильмов. Голосом Ивана Ивановича говорит Святогор в «Алеше Поповиче и Тугарине Змее», король в «Карлике Носе», рассказчик в «Геркулесе».