ДИТЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТИХИИ…

 1 марта  2021 года  заслуженному  артисту России  АНАТОЛИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ГОРИНУ исполняется 65 лет.

3 марта в честь юбиляра на сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоится спектакль «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» А.Вампилова с его участием.

Актер родился в 1956 году в Куйбышеве, а вся его творческая биография связана с Ленинградом-Петербургом и сценой нашего театра. После  окончания   ЛГИТМиКа (ныне  — Санкт-Петербургской Театральной Академии)  в 1977 году мастер курса  Рубен Агамирзян  пригласил  его в труппу  Театра им. В. Комиссаржевской. На эту сцену Анатолий Горин выходил еще  студентом, сыграв роль Скомороха в знаменитой постановке  Агамирзяна  «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого.

 А.Горин: «Вспоминаю студенчество как самые счастливые годы! И с особой благодарностью, нежностью, трепетом думаю о Рубене Сергеевиче. Ведь я, хоть и мечтал всегда об актерской профессии, но страшно в себе сомневался. Приехал из Жигулевска в простеньком фланелевом костюме, пришел на Моховую, а там вокруг — что за нарядные красавицы, что за шикарные молодцы в модном вельвете! Ну кто ж на таком фоне возьмет меня, такого некрасивого, сутулого… Агамирзян взял! Взял и принял участие в моей профессиональной судьбе, благодаря ему и В.В.Петрову я стал актером. Курс у нас был замечательный: Толя Насибулин, Лера Киселева, Андрей Ургант, Саша Галибин, Валера Дегтярь… Мне из того времени особенно дорог спектакль «Рыжая кобыла с колокольчиком». Была у меня там роль мальчика психически больного, над которым и дети издеваются, да и взрослые  обычно только смеются: глупый, неуклюжий. А Рубен Сергеевич так выстроил наш диалог с Борисом Соколовым (сегодня — народный артист России, актер театра им.В.Ф.Комиссаржевской), что зал затихал и сочувствовал моему герою, в первом ряду я у зрителей даже слезы видел. Это было счастьем — мне, актеру, преимущественно характерному, — сыграть почти трагическую роль! Он вообще занимал нас в таких разноплановых ролях, что как раз и служит развитию молодого актера. Как все это пригодилось на актерском веку!»

За 44 года работы в родном театре Анатолий Александрович сыграл около 70  разноплановых ролей. Эксцентрическая природа, редкое чувство юмора невероятным образом уживаются с психологической достоверностью создаваемого мастером образа. Любая, пусть даже крошечная роль в исполнении Горина становится сценическим шедевром. Многие завсегдатаи Комиссаржевки помнят его трогательного до слез Плюшкина, чудного маразматика Сысоя Пафнутьевича, который, шаркая подагрическими ножками по сцене, нелепо повторял свое «Некогда-некогда-некогда» и  превращал в  эстрадный номер мимолетный образ древнего старика в спектакле «Чичиков». Помнят словно сошедшего с полотен Брейгеля и Босха Калибана в «Буре», Придурка, Столпника и Священника в «Дон Жуане», интеллигентного тугоухого недотепу Тухлю в «Сне в летнюю ночь», антрепренера Хохенцойлера в «Ваале», неотразимую и величавую госпожу Журден в спектакле «Полоумный Журден»…. Он множество разнообразных типов и характеров: Дьяка и Скомороха («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного»), Водяного («Принцесса и дровосек»), Ишака («Последняя любовь Насреддина») и Доктора («Клятва маркиза Карабаса»),  Гитлера («Возвращение к жизни») и Солдата («Исповедь палача»), Тень Дмитрия («Царь Борис») и Балакирева («Шут Балакирев»), Солдата («Исповедь палача») и Следователя ((«Колыма»), Доктора («Клятва маркиза Карабаса») и Аукциониста («Дама с камелиями»)….

Мастерство, характер и актерская природа  отливают в скульптурно выразительные формы даже эпизодические роли. Персонажи Анатолия Горина – нелепы и наивны, смешны и трогательны. Актер умеет доводить комическое до гротеска, находя все новые и новые детали в своих героях. Ни один из них не походит на другого, но каждый – это большой мир, наполненный полноцветными красками, нанесенными уверенной рукой мастера.  Диапазон его героев – от комического до трагифарса, а то, как он «вживается» в роль – секрет этого уникального, штучного актера. Но для зрителя он и его роль становятся неразделимы.

А в реальной жизни Анатолий Горин – очень скромный, стесняющийся, нежный и добрый человек.

Режиссеры, приходящие на постановку в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, всегда любили работать с талантливым артистом, чья неукротимая фантазия рождала неожиданное решение образа, а иногда – и всего спектакля. Настоящий тандем сложился у актера с режиссером Александром Морфовым, который открыл для труппы театра новые формы актерского существования.  Анатолий Горин играл в каждом из пяти спектаклей Морфова, шедших или идущих в нашем театре.

Уродливый дикарь Калибан в морфовской «Буре» вызывает и смех, и презрение, и любопытство к этому получеловеку-полуживотному… Его внешние признаки – будь то крадущиеся перебежки на четырех «лапах», странный оскал или почесывания, глухой голос с завываниями, – все напоминает пугливую собаку, заблудившуюся в лесу… Немногое человеческое, что в нем осталось,  — это страх за свою жизнь и умение приспособиться к существованию на острове…

«Калибан (Александр Горин) вызывает смешанное чувство жалости и отвращения. Тщедушное тельце, одно плечо выше другого, скованность в движениях, происходящая больше от внутренней несвободы раба, чем от стягивающих его наподобие сбруи тонких кожаных ремней. Он забавен, как диковинная зверушка. Лишь раз возникает у него «прорыв»: он отнимает у Миранды и набекрень напяливает на себя парик Фердинанда (…). А потом уже, в опьянении от собственной смелости, взбирается на рейку. Распрямляется его сгорбленная спина, голос звучит торжествующе, чище и громче: и вот он уже не Калибан и даже не «Принц», а чистый и прекрасный «Дух», дитя воздушной стихии. Но сбивается парик набок, отвлекают от чудесной мечты крики разъяренной Миранды и, спрыгнув на землю, Калибан вновь оказывается Калибаном… (И.Ветринская. Дети стихии и капустника/ рецензия на спектакль «Буря»// Петербургский театральный журнал, №17, март 1999)

Гомерически смешная Мама Чоли в «Мыльных ангелах» — великолепная пародия на вздорную маразматическую старуху.  Неукротимо громким скрежещущим голосом «старуха» каждый раз заявляет о своих потребностях в самый неподходящий момент для персонажей, в самые «звенящие» моменты тишины, вызывая настоящие взрывы хохота в зале:

«…в спектакле «Мыльные ангелы» одной из самых ярких ролей стала Мама Чоли в исполнении Анатолия Горина. С физиологической и психологической достоверностью актер мастерски справляется с образом маразматичной старухи, разъезжающей на инвалидной коляске. Многие из зрителей до сих пор не могут поверить, что старуху играет актер-мужчина и пытаются проникнуть за кулисы, чтобы убедиться в этом» (из отзывов).

«Артист Анатолий Горин и раньше имел репутацию приличного комика, но теперь понятно, что он комик выдающийся» (Ж.Зарецкая. Мыльные ангелы//Афиша)

Прекрасен и нетороплив в своем мире тишины Джоузеф Тухля из спектакля «Сон в летнюю ночь»: его «глухота» спасает персонажа от излишней суеты и нервности мира, а клетчатые штаны с бабочкой и котелком вызывают нежность и улыбку к этому большому ребенку. Ничто не тревожит его внутреннее спокойствие и собственную значимость. Каждое свое движение он продумывает и анализирует – и ничего, что все вокруг уже давно убежали на сотню шагов вперед – он, со свойственной ему педантичностью, доделает начатое и домыслит идею, пришедшую в эту творческую голову….

В актерской природе Горина парадоксальным образом уживаются психологизм и эксцентрика. Он необычайно гибкий актер, умеющий сделать своего персонажа одним из самых ярких в спектакле. Его абсолютный слух  помогает чувствовать литературный материал. Так, в «Графомане» Горин гомерически смешно перевоплощается из самоуверенного жлоба в пациента неврологической клиники.  Его слесарь Николай по отзыву критика Г.Коваленко – «русский тип на все времена!» (Независимая газета, 2014)

Замечательный дуэт Обломов-Захар создали Егор Бакулин и Анатолий Горин в спектакле «Обломов» в постановке Л.Алимова. «Заахаар», — кричит Илья Ильич. Одним своим эффектным выходом Анатолий Горин в роли слуги заставляет зал хохотать» (А.Кот. Трагедия поколения// Clever culture, ноябрь 2019). Великолепный мини-портрет Захара-Горина создала критик Е.Алексеева: «Знаменитый слуга Обломова Захар в трактовке главного комика этой сцены Анатолия Горина – лицо не сугубо реалистичное, романтизма в нем не меньше, чем здравомыслия. Этакий словоохотливый домовой. Своему барину он не столько слуга, сколько товарищ по несчастью и единомышленник» (Санкт-Петербургские ведомости, декабрь 2019). «Пародийным двойником барина и самым близким ему человеком» называет Захара-Горина критик М.Берлина: «Господин и слуга срослись, слиплись, приросли друг к другу. Захар — отчаянный борец за право ничегонеделания: лучше всего лежать на своей лежанке, охранять неприкосновенность личной территории. И он же старый, но еще крепкий воин в противостоянии с нахальными посетителями, обирающими барина, ведущий с ними бои местного значения и многажды от них терпящий» («Сцена», 2020).

Трагический образ смешного лишнего человека создает Горин в спектакле С.Афанасьева «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А.Вампилова. Горинский эвенк Еремеев – это не только маленький человек, затерянный и никому не нужный на просторах Сибири. Это символ поколения, выброшенного, «беспаспортного и «забытого» на бескрайних просторах России. Эпизодически возникающий в пьесе, эвенк Еремеев в спектакле – образ глубокий, практически лейтмотив, протянутый волей режиссера и творчеством актера длинной нитью сквозь сюжетную канву.  «Актёрское «попадание» почти стопроцентно: Анатолий Горин, играющий старого эвенка Еремеева, ясно даёт понять, что уйти от суматошного мира людей в тайгу куда лучше, чем «въехать на чужом горбу в рай» (Е.Омецинская, Невское время, январь 2015)

А.Горин не просто знает: он чувствует «актерской кожей» способ существования своих героев. Отдельных описаний достойны его Якоб Энгстран из «Привидений» Г.Ибсена (реж. А.Утеганов), его страшный и одновременно смешной сутенер в спектакле «Прикинь, что ты – Бог» по пьесам М.Вишняка (реж.А.Баргман),  значительный Канцлер в «Двенадцати месяцах» по сказке С.Маршака (реж. Т.Абросимова).

Но и список его киноролей поражает своей многогранностью и значимостью. Анатолий Горин снимался у режиссеров А.Балабанова («Брат»), И. Масленникова («Воспоминания о Шерлоке Хомсе»), А.Хржановского «»Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»),  С.Снежкина, И.Макарова, Д.Месхиева и др.

Он снимался в известных фильмах и сериалах  «Полумгла», «Ночной дозор», «Защита Красина», «Утомленные солнцем-2», «Ленинград-46», «Великая», «Небесный суд» и пр.

 Сегодня заслуженного артиста России Анатолия Горина можно увидеть на родной сцене в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Буря», «Графоман», «Дон Жуан», «Мыльные ангелы», «Обломов», «Привидения», «Прикинь, что ты – Бог», «Прошлым летом в Чулимске».