«НАТУРАЛЕН И ВЫРАЗИТЕЛЕН»

к юбилею заслуженного артиста России, актера Театра им.В.Ф.Комиссаржевской ВЛАДИМИРА БОГДАНОВА

7 октября – юбилей замечательного актера Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, киноактера, режиссера и педагога, автора и соавтора книг по театральной педагогике, заслуженного артиста России Владимира Богданова.

Богданов не может – вполсилы, наполовину, не может – блекло и незаметно. В любой роли, даже в самой маленькой – его не пропустить. И не потому, что фактура, голос, лысина. И не потому, что особый прищур внимательных глаз. Потому что умен и талантлив, потому что расчетлив в определении «дистанции», потому что не только знает законы драматургии (от экспозиции к кульминации), но и умеет свой талант, свое физическое тело этим законам подчинять. Любая роль – как отдельная партитура – каждая «нотка» на месте. Но каждый спектакль – как в первый раз: рисунок – один, а спектакли – разные. Не только зрители – товарищи по сцене ждут: а чем сегодня Богданов удивит? И удивляет, и «раскалывает» партнеров легко, невзначай – шутка, игра, талант….

Вот он – правая рука Вышневского в «Доходном месте»: знает, где с папочкой серьезно постоять, а где пошутить, хоровод зверушек-чиновников  организовать для «отца родного»…. И хохот в зале, и мысли тяжелые – что же это мы такие продажные?

А вот медленно роняет слова Просперо в «Буре»: «Мы попали на этот остров, чтобы разыграть пьесу, пролог которой состоялся здесь, а будущее зависит от меня…». Сценой ему становится весь остров. И он действительно режиссирует, вмешивается в ход событий, торопя или замедляя их по своему усмотрению, определяет характер взаимоотношений персонажей, плетет сюжетные нити задуманной им грандиозной Пьесы. Как опытный кукловод, он дергает за невидимые веревочки героев» (И.Ветринская. Дети стихии и капустника/ ПТЖ, №17). И делает это актер Богданов-Просперо жестко, порою – устрашающе, возвышаясь величественной фигурою на весь остров…

Богданову-Сганарелю в «Дон-Жуане» удается подняться на высоту высокого актерского искусства, высекая гротеск из трагикомического существования своего персонажа. Разрываясь между преданностью хозяину и человеческим состраданием, становясь невольно пособником страшных дел, Сганарель мучается, ах как страшно мучается, но каждый раз спасает Дон-Жуана, подставляет свою спину. То, как это делает актер Богданов – и невероятно смешно, и безумно его жалко, и порою – страшно. Вся палитра чувств, эмоций, граней человеческой подлости и жалости виртуозно и тонко проигрывается актером на всех семи нотах…. За эту работу актер был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (номинация «Лучший актерский дуэт»).

Следующий творческий «пазл» Владимира Богданова – Иван Петрович в «Живом товаре» по произведениям Чехова – богатый подлец, деспот, страшный даже в своих мыслях. Но даже его жалко, когда «…пьяный, раздувшийся от богатства муж Иван Петрович — Владимир Богданов завьется мелким бесом вокруг плачущей жены, твердя, что подлец он, что продал ее, за деньги продал, — и будет то обнимать Лизу по-отечески, то отталкивать, но так и не сможет отказаться от денег, которые плывут к нему в карман, пока жена остается с любовником» (Е.Минина. Живой товар// Афиша.ру).

Критика так писала об этом феномене: «Почему спектакль смотрится и является  фактом искусства?  Причина во Владимире Богданове. … Богданов-Бугров – тот редкий случай в театре, когда человек  со всеми  своими  противоречиями  выхвачен из жизни.  Натурален и выразителен. Перед нами человек, живущий легко,  снисходительно  относящийся к чужим грехам».

К слову сказать,  и за эту роль артист Владимир Богданов был выдвинут на соискание премии «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре».

Одна из последних его незабываемых работ – дворник Маркел в спектакле Театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Доктор Живаго»: «В житейском смысле самый точный диагноз Юрию Андреевичу ставит дворник Маркел (в спектакле – один из самых ярких персонажей, воплощенный артистом Владимиром Богдановым): «Сколько на тебя денег извели! Учился, учился, а какой толк?». В аннотации к спектаклю Леонид Алимов замечает, что в результате всех трагедий истории «победил дворник Маркел», но это, очевидно, только самый небольшой фрагмент вывода, который можно сделать из спектакля, да и нужно заметить: что пастернаковский, что Маркел Щапов Владимира Богданова в своей необразованности и народной «темноте» больше обаятелен, нежели страшен…» (А. Григорян. О «Докторе Живаго» в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской// Журнал «Октябрь», 2018, №5)

А в 2019 году Владимир Богданов всех удивил, решившись не только играть одну из главных ролей, но и стать постановщиком спектакля по пьесе современного писателя-сатирика Семёна Альтова. Это было непросто, потому что автор присутствовал на репетициях, что-то постоянно менял в тексте, активно участвовал в процессе. Тем не менее, это далеко не первый режиссерский опыт Богданова:

В 1989 году В. Богданов создал театр-студию «Хамелеон». Энергии артиста хватило на то, чтобы в одном лице быть и администратором, и режиссером, и актером. Это был первый серьезный шаг к популярности и редкий случай совпадения зрительской любви с любовью критики. Яркие остроумные спектакли этого театра видели зрители не только Петербурга, но и Франции, Италии, Великобритании.

Владимир Богданов – известный киноартист, его очень «любит» камера. Он много и чрезвычайно успешно снимается в кино и на телевидении. Первой  большой удачей мирового  уровня  стала его роль Бормана в фильме-номинанте на «Оскара» А. Сокурова «Молох». В историческом сериале «Империя под ударом» блестяще сыграл азартного  политического  интригана, предводителя  эсеров Евно Азефа.  Список фильмов и сериалов с его участием весьма обширен: «Время Синдбада», «Белая гвардия», «Бездна», «Тайны следствия», «Правило лабиринта», «Глухарь», «Гаишники», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «След», «Мальчики-девочки», «Полонез Кречинского», «Одна любовь души моей», «Пушкин: последняя дуэль», «Короткое дыхание», «Грозовые ворота», «Перстень наследника династии», «Гибель Империи», «Подлинная история поручика Ржевского», «Фабрика грез», «Братва», «Агентство 2», «Срочный фрахт», «Женский роман», «Недлинные истории», «Возвращение Мухтара-1», «Крот 2», «Челябумбия», «У нас все дома», «По имени Барон», «Черный ворон», «Убойная сила», «Молох», «В зеркале Венеры», «Упырь», «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу», «Бухта смерти», «Снегурочку вызывали?» и многие другие

В юбилейном для артиста октябре Владимира Богданова можно увидеть в спектаклях родного театра:
«Доходное место» (17 октября),
 «Буря» (18 октября),
«Живой товар» (25 октября),
«Доктор Живаго» (31 октября).