М.Кингисепп. Любовь с привидениями// Инфоскоп. Театральная вешалка, май 2016
На Малой сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской недавно выпустили две интересные премьеры. Алексей Утеганов обратился к семейной драме Генрика Ибсена «Привидения», лично сделал оригинальную сценическую версию с комическими черно-белыми видеовкраплениями эпизодов из прошлого и предложил главную роль заслуженной артистке России и депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анастасии Мельниковой. При всем уважении к заслугам уважаемой Анастасии Рюриковны, спектакль — прежде всего, режиссерская удача и триумф художников. Постановка изобретательна и чувственна, с превосходной эстетикой и остроумными ходами.
Валерий Полуновский придумал атмосферное, красивейшее серо-белое решение декораций и реквизита, с акцентными и «игровыми» вкраплениями фарфора, стекла и хрусталя. Чинно сервированный стол становится центром событий и разборок: его не обойти, вокруг него по сути крутится действие, и в стесненных условиях камерной сцены актерам приходится изобретательно вокруг стола пробираться, задумчиво сидеть за ним, в экстазе вскакивать на него, греметь приборами, нервно зажигать и гасить свечи… В этой семейной драме нарочито неловкая суета с семейными портретами, мучительный хруст крафт-бумаги, тоскующий голос саксофона дополняют надрыв и усиливают эффект, а блестящий художник по свету Евгений Ганзбург добавляет еще и мистической визуальной красоты в действие.
На столь же высокой психологической ноте, с тем же деликатным подходом к жизненным коллизиям, с подобным же продуманным подбором винтажного реквизита и оформлением декораций, но в максимально житейском, без экивоков, ключе преподносит свою историю постановщик спектакля «про Любовь» (а милейшую героиню-неудачницу Любой зовут), шикарная характерная актриса и уверенный, состоявшийся режиссер Маргарита Бычкова. Взяв за основу рассказы Шукшина и отменно — вплоть до мельчайших нюансов как в оформлении, так и в состоянии, — передав славные, добрые 70-е годы, она беседует со зрителем о женской доле и о тщетных незатейливых попытках устроить личную жизнь, без которой, как известно, все меркнет и теряет смысл.
Сценограф и художник Александр Горенштейн идет с режиссерской мыслью нога в ногу и мыслит в такт. Каждая узнаваемая деталь обстановки и костюмов здесь — «в самую точку». В ностальгическом этом антураже царит обаятельная Елена Андреева — признанный мастер эпизодов и непревзойденный исполнитель ролей второго плана. С искренним трепетом, благородным волнением и большим достоинством играет она первую в своей театральной карьере по-настоящему серьезную роль.
Фактически это «личное дело» в художественном изложении, монолог, исповедь — настолько же интимная и сокровенная, какими бывают личные дневники. Даже неловко подчас становится за откровенные душеизлияния простой советской буфетчицы, честной труженицы, в песнях воспетой, но мучительно «по жизни» одинокой.