1 августа 2019 г. Театр им. В.Ф.Комиссаржевской закрыл очередной сезон комедией «Сегодня или никогда» В. Красногорова, а 14 сентября откроет свой 78 сезон спектаклем «Мизантроп» — лауреатом 4 премий «Золотой софит» — в постановке Григория Дитятковского по пьесе Ж.-Б.Мольера.

Сегодня итоги сезона подводит художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор НОВИКОВ:

Художественный руководитель театра им. В.Ф. Комиссаржевской Новиков Виктор Абрамович

 В этом сезоне мы выпустили 5 премьер:  спектакль «Если бы знать…» по пьесе французского современного драматурга Эрика Эммануэля Шмитта «Если начать сначала…»; «Матрёнин двор» по рассказу А.И.Солженицына, спектакль – концерт «Я вернулся в мой город…»;  «Скелет в шкафу» по пьесе Семёна Альтова; «Женщина-змея» К.Гоцци.  Прекрасным завершением сезона станет творческий вечер двух великолепных актеров  — з.а.РФ Валентины Паниной и н.а.РФ Ивана Краско в рамках цикла «Театральные встречи на Итальянской». Кроме этого, мы выпустили вторую редакцию спектакля «Доктор Живаго» с новым исполнителем заглавной роли. Специально для гастрольной поездки в Китай мы ввели на главную роль нового актера в спектакль «Дон Жуан».

В этом сезоне мы взяли сразу семерых молодых актеров в труппу театра. Они — выпускники Театральной Академии, учились на курсе заслуженного артиста России и актера нашего театра  Сергея Дмитриевича Бызгу. Большинство из них сразу же получили главные роли, и все они сразу приняли  участие в премьерах и спектаклях текущего репертуара. Такого не было уже очень давно. Рубен Агамирзян набирал несколько курсов, а потом оставлял в театре своих учеников – из этого принципа постепенно выстраивалась труппа.  И чтобы это осуществить, нам в то время пришлось открыть вторую сцену (в ДК Капранова), чтобы получить дополнительные актерские ставки.

Необходимо сказать, что это был первый сезон Леонида Алимова в качестве главного режиссера нашего театра, и он сыграл очень важную роль и в подборе молодых актеров. Ученики Бызгу теперь участвуют вместе со своим мастером в спектаклях «Графоман», «Мыльные ангелы», «Женщина-змея».

Спектакль «Если бы знать…» в постановке Олега Куликова был выпущен к 55-летию творческой деятельности народной артистки России Тамары Абросимовой. Тамара Михайловна служит в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской с 1963 года. «Обаяние, чувство юмора и профессионализм», как пишет критика, — свойственны актрисе в этом спектакле. Вместе с ней впервые вышли на нашу сцену наши юные актеры, которых в начале сезона мы приняли в труппу.

Уже в декабре состоялась премьера «Матрёнин двор» — одно из лучших произведений Александра Исаевича Солженицына. Этот рассказ стоит в одном ряду с такими произведениями, как «Случай на станции Кочетовка», «Один день Ивана Денисовича», «Красное колесо» и др.  Это была точная зарисовка о жизни России, и для нас этот спектакль очень важен.

К Новому году мы сделали спектакль — посвящение Петербургу.  Такого спектакля нет в городе. Мы обращались к творчеству тех, кто писал о Ленинграде  или жил какое-то время в Ленинграде – Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Ольга Берггольц, оставившая а невероятный след в истории блокадного города,  Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Александр Кушнер, Александр Городницкий,  — и еще много других. И песни, и стихи, и время – о Ленинграде.

Один из экс-вице-губернаторов нашего города как-то нам сказал, что в Ленинграде, кроме Музыкальной комедии и Филармонии, ни один из театров не работал, и не было такого Блокадного театра. В связи с этим руководство города на 70-летие не поздравило театр с юбилеем.  Слава Богу, на 75-летие, которое мы отмечали год назад,  театр получил поздравления не только со всей России, от Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, от  представителя Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, от московских и петербургских театров, но и от руководства города.

В марте мы выпустили вторую редакцию спектакля «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака.  Первый исполнитель главной роли ушел из этой работы, и вместо него в спектакль пришел молодой актер Богдан Гудыменко, который фактически заново сделал эту роль.  Спектакль пользуется большим успехом у зрителей.

Опять же в марте мы выпустили легкую комедию «Скелет в шкафу» по пьесе нашего современника и известного юмориста Семёна Альтова,

Этот сезон у нас определили два режиссера: это Леонид Алимов и Григорий Дитятковский, спектакль которого «Мизантроп» в этом сезоне получил за прошлый год 4 премии «Золотого софита» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль» и «Лучшая работа художника».  Это, конечно, большая победа, и нам это радостно.

У нас очень много юбиляров, потому что мы отмечаем и юбилеи творческой деятельности, юбилеи  работы в нашем театре.  И это очень приятно и полезно, потому что это люди, которые посвятили свою жизнь театру и сыграли  очень большую роль в его жизни. Так, в этом сезоне отметили юбилеи народный артист России Борис Соколов, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Нелли Попова, Александр Большаков, Елена Симонова, Евгений Ганелин, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. С творческими юбилеями театр поздравил народных артистов России  Тамару Абросимову, Ефима Каменецкого, Бориса Соколова; заслуженных артистов России Евгению Игумнову, Наталью Орлову, Наталью Четверикову, Владимира Богданова, Евгения Ганелина, Анатолия Худолеева; артистов Анну Вартаньян, Светлану Слижикову, Родиона Приходько; заведующего музыкальной частью – заслуженного работника культуры России Владлена Неплоха.

После ухода Агамирзяна в 1991 году одной из задач жизни нашего коллектива было сохранение театра.  И думаю, мы с этим справились.  В прошлом сезоне мы отметили 75 лет Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, —  и это огромное количество людей, которые работали здесь.  Это отдельная строка нашей жизни. Это традиции – нравственные, духовные, которые были заложены в те годы и которые мы поддерживаем и сохраняем:

Дважды в год – в день Победы и день снятия блокады, — мы собираем ветеранов и детей войны, работающих или работавших в нашем театре в разное время.  Мы отмечаем день рождения театра, день памяти Рубена Агамирзяна.  У нас есть доска памяти, где можно увидеть портреты актеров, которые работали здесь в разные годы и внесли огромный вклад в жизнь театра.  Мы — Блокадный театр, но помещение наше существует с 1848 года – года постройки Пассажа. В начале XX века (до появления здесь театра Веры Комиссаржевской) он так и назывался – театр «Пассаж». С середины 30-х годов до начала войны в этом помещении работал выдающийся режиссер Сергей Радлов, ранее – Леонид Вивьен и Симон Сабуров. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич, З. Корогодский, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров.

На сегодняшний день мы не очень понимаем, сколько будет выделено средств на следующий сезон и сколько спектаклей на эти деньги мы сможем поставить, поэтому сложно говорить о премьерах будущего сезона. Следующий год – год 75-летия Победы, и мы бы хотели надеяться, что руководство города не забудет о Блокадном театре.  Театр носит имя Комиссаржевской, мы имеем высокое звание Академический. Хотелось бы, чтобы городское руководство внимательно относилось и занималось собственными театрами и своими фестивалями.

Первые две премьеры мы уже запланировали. Это будет спектакль «Обломов» по роману Ивана Гончарова в постановке главного режиссера Леонида Алимова, и спектакль в постановке Александра Баргмана по автобиографической книге Владимира Набокова «Другие берега».

Одна из составляющих жизни театра – это гастроли  и показ своих спектаклей. У нас в ближайшем будущем – гастроли в Пекин со спектаклем «Дон Жуан», и в октябре – поездка на фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининград со спектаклем «Доктор Живаго».

Мы готовы и получаем массу приглашений, но сегодня театр не в состоянии сам поднять какие-то, пусть небольшие, гастроли.  А гастроли – это очень важно и должно быть отдельной строкой расходов. Хотелось бы, чтобы город и Министерство культуры обратили пристальное внимание на гастрольную деятельность театров, которая является одной из важных составляющих жизни любого театрального коллектива.

Что я хотел бы? Сохранять коллектив, атмосферу театра.        Сейчас приближается летний отдых, и я хочу, чтобы люди сделали всё необходимое для своего здоровья, чтобы все их близкие были с ними как можно дольше, чтобы люди получали радость от этой жизни. В нашем театре есть своя особая атмосфера. Можно уничтожить театр в одну секунду, а создать его очень трудно.