Главный режиссёр
Родился 24 сентября 1970 года в городе Фролово Волгоградской области.
В 1995 г. окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства (режиссёрско-актёрский курс Льва Додина).
1994–2004 гг. – актер Санкт-Петербургского Академического Малого Драматического Театра Европы
С 2004 года активно сотрудничает в качестве актера и режиссера с различными театрами Санкт-Петербурга.
С 2018 г. – главный режиссер Санкт-Петербургского Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской
«Доктор Живаго» по одноименному роману Б.Пастернака
«Матрёнин двор» по одноименному рассказу А.Солженицына
спектакль-концерт «Я вернулся в мой город»
«Обломов» по одноименному роману И.Гончарова
«Дуэль» по одноименной повести А.П.Чехова
«Двадцать минут с ангелом» по «Провинциальным анекдотам» А.Вампилова. Анекдот первый: «Случай с метранпажем»
Театр-Фестиваль «Балтийский Дом» (Санкт-Петербург)
«Сталин. Ночь» – по прозе Виктора Некрасова
«Встретились – поговорили…» – по прозе Сергея Довлатова
Е.Унгард «День Космонавтики»
«Анекдот» – по пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты»
«Театральный роман» – по роману М.А. Булгакова
КНР
«Театр №13» – г. Гуанчжоу
«Воскресение» по роману Л.Толстого
Г. Горин, А. Арканов «Наш Дом»
Городской Драматический Театр г. Нанкина
А. Володин «Пять вечеров»
Областной драматический театр, г.Калининград
Э.Т.В. Гофман «Тайны парижских бриллиантов» по новелле «Мадемуазель Скюдери»
Е.Унгард «Самая счастливая»
Другие театры:
Д. Агрон «Дворик» – НТП («Независимый Театральный Проект»), Санкт-Петербург
Л. Герш «Эти свободные бабочки» – Театр на Васильевском – Санкт-Петербург
А. Осецки «Вкус черешни» – Продюсерский центр «Невский», Санкт-Петербург
Ги де Мопассан «Мопассан. Истории» — Théâtre de L’Union (совместно с Лиможской Театральной Академией), г. Лимож, Франция
Другие режиссёрские работы:
Юбилейный вечер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской «Нам – 75»;
Юбилейный вечер Театра-Фестиваля Балтийский Дом «Таланты и Поклонники»;
Спектакль – открытие Пушкинского фестиваля «Наш Довлатов», г. Псков (сентябрь 2017 г).
Малый Драматический Театр
А. Платонов «Чевенгур» – Бог – реж. Л. Додин – 1998
С. Каледин «Гаудеамус» – Фиша Ицкович – реж. Л. Додин – 1990
«Клаустрофобия» – Председатель – реж. Л. Додин – 1994
А.П. Чехов «Пьеса без названия» – Слуга – реж. Л. Додин – 1995
Д. Макдональд «Невесомая принцесса» – Король – реж. Колотова – 1997
Ю. Мисима «Парчовый барабан» – Поэт – реж. В. Туманов – 2004
Т. Уайлдер «Долгий рождественский обед» – РОДЕРИК – реж. С. Каргин – 1997
Театр-Фестиваль «Балтийский Дом»:
В. Ерофеев «Москва-Петушки» – Веничка – реж. А. Жолдак – 2010
Я. Реза «Бог резни…» – Мишель Валлон – Реж. А. Бубень» – 2012
В. Хаунин «Не верю…» – Иван Васильевич – реж. Р.Сотилли – 2011
Братья Пресняковы «Изображая жертву» – Сысоев – реж. И. Коняев – 2008
Ж.-Б. Мольер «Тартюф» – ОРГОН – реж. А. Прикотенко
«Одиночество в сети» по роману Я. Вишневского – 10 ролей – реж. Х. Барановский
М. Макдона «Калека с острова Инишмаан» – Джонни – реж. Б. Чакринов
А. Чехов «Чайка» – Тригорин – реж. Й. Вайткус
«Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова – Берлиоз – реж. Й.Вайткус – 2009
«Зеленый шатер» по роману Л. Улицкой – Полковник Чибиков – реж. А. Бубень – 2013
«Жизнь Ильи Ильича» по роману И. Гончарова и пьесе М. Угарова – Обломов – реж. И. Коняев – 2005
«Горе уму» по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума» – Фамусов – реж. А. Белинский – 2013
У. Шекспир «Макбет» – Макбет – реж. Л. Персеваль – 2014
У. Шекспир «Сон в летнюю ночь» – Ткач Мотовило – реж. С. Пуркарете – 2015
М. Булгаков «Зойкина квартира» – Гусь-Ремонтный – реж. Ю. Ядровский – 2015
Р. Паулс. Мюзикл «Шерлок Холмс» по мотивам произведений А. Конан Дойла – Мориарти – реж. И. Коняев – 2016
А. Островский «Таланты и поклонники» – реж. И. Райхельгауз – 2017
«Тарас» по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» – Тарас Бульба – реж. С. Потапов – 2017
Театр на Васильевском:
«Вертеп» по роману Ф. Сологуба «Мелкий бес» – Рутилов – реж. Р. Смирнов – 2007
«Даниэль Штайн. Переводчик» по роману Л. Улицкой – Авигдор Штайн – реж. А. Бубень – 2010
Т. Мухина «Таня-Таня» – Охлобыстин – реж. В. Туманов – 2011
М. Горький «Дети Солнца» – Вагин – Реж. В. Туманов – 2011
Александринский Театр:
У. Шекспир «Гамлет» – Полоний – реж. В. Фокин – 2013
Н. Гоголь «Ревизор» – Ляпкин-Тяпкин – реж. В. Фокин – 2014
Приют Комедианта:
Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена» – Жеронт – реж. И. Коняев – 2004
А.П. Чехов «Пиль» – Обтомперанский – реж. И. Коняев – 2006
Театр «Особняк»:
П. Шерешевский «Как ты bell…» – Гурам – реж. П. Шерешевский – 2007
Независимые Театральные Проекты:
Ж. Лозье «Налево от лифта» – Мишель – реж. К. Маркин – 2012
Д. Егоров «Люди древнейших профессий» – Первый – реж. В. Михельсон – 2006
«Лейтенант» по пьесе М. Макдона «Лейтенант с острова Инишмор» – Донни – реж. А. Утеганов – 2008
2008 – номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль Джонни в спектакле «Калека с острова Инишмаан» в постановке Б. Чакринова. Театр-фестиваль «Балтийский Дом»
2011 – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший актерский дуэт» – Владас Багдонас (Венедикт) и Леонид Алимов (Венечка) – за дуэт в спектакле «Москва-Петушки» в постановке Андрея Жолдака. Театр-фестиваль «Балтийский дом»
2013 – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль». Спектакль «Зеленый шатер». Театр-фестиваль «Балтийский дом»
2015 – номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Ника Мотовило, ткача в спектакле «Сон в летнюю ночь» в постановке Сильвиу Пуркарете. Театр – фестиваль «Балтийский Дом»
Диплом Общества «Театрал» за лучший дуэт ( Тригорин-Раневская) спектакль « Чайка» реж. Й. Вайткус (2011)
Диплом фестиваля «Встречи в России» за спектакль «День космонавтики»( 2016 г)
Грамота Правительства Санкт-Петербурга (2011 г) и Благодарность Комитета по Культуре Санкт-Петербурга (2015) за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга.
Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за многолетнюю творческую деятельность и вклад в развитие отечественной культуры и искусства (2016 г)
2005 – «Брежнев» (реж. С. Снежкин) – Писатель
2005 – «Братва» (реж. С. Винокуров) – Гугуцэ
2006 – «Час пик» (реж О. Фесенко) – Антонио Лучини
2006 – «Старые дела» (реж. В. Зуева) – Артем Сорин
2006 – «Синдикат» (реж. А. Лебедев) – Ресторатор
2006 – «Мне не больно» (реж. А. Балабанов) – Олигарх
2006 – «Мечта» (реж С. Снежкин) – Ассириец
2006 – «Контора» – (реж. Пармёнов) – Режиссёр
2007 – «Преступление и наказание» (реж. Д. Святозаров) – Кох
2007 – «Последнее путешествие Синдбада» (реж. Абросимов) – Хамид
2008 – «Не думай про белых обезьян» (реж. Ю. Мамин) – Амбал
2008 – «Августейший посол» (реж. С. Винокуров) – Ллойд
2009 – «Смерть Вазир-Мухтара» (реж. С. Винокуров) – Ходжа-Якуб
2009 – «Прянички» (реж. П. Шерешевский) – Пётр Красильников
2009 – «Ещё не вечер» (реж. Н. Борц) – Стас Силаев
2009 – «Вербное воскресенье» (реж. А. Сиверс) – Гусейнов
2010 – «Slove. Прямо в сердце» (реж. Ю Стааль) – Макаров
2011 – «Счастливчик Пашка» (реж А. Бутько) – Гарик
2011 – «Небесный суд» (реж. А.Званцова) – Махмуд
2011 – «Наркотрафик» (реж. Н. Борц) – Родригес
2011 – «Защита свидетелей» (реж А. Лебедев) – Баги Агарагимов
2011 – «В твоих глазах» (реж. И. Копылов) – Неверов
2012 – «Хмуров» (реж. С. Коротаев) – Шильман
2012 – «Провинциал» (реж. А. Назикян) – Григорий Ашотович
2012 – «Кремень» (реж. В. Епифанцев) – Фарид
2013– «Позывной «Стая» (реж. А. Щербинин) – Саидов
2014 – «Тальянка» (реж. Е. Звездаков) – Девиджиев
2015 – «Три счастливых женщины» (реж. Д. Елеонский) – Эдуард
2015 – «Чума» (реж. А. Устюгов) – Батыр
2015–2016 – «Такая работа» (реж. С. Мезенцев) – Орешкин
2016 – «Что и требовалось доказать» (реж. И. Китаев) – Галимов
2017 — Алмазный эндшпиль (реж. П.Амелин, «Свэлл Фильм») — Аман Русланович Купцов, криминальный бизнесмен
2018 — Мажор-3 (реж. И.Твердохлебов, Продюсерский центр «Среда») — Хасанов
2018 — Реализация (Фильм 5 «Мужская работа», реж. С.Щербин, Триикс Медиа) — Руслан
2018 — История одного назначения (реж. А.Смирнова, Кинокомпания НТВ, Глобус-фильм) — Толстяк
2019 — Тёмная сторона света (реж. Г. Жихаревич) — Аркадий Ильич Бринёв
2019 — Конь изабелловой масти (реж. А.Назикян, Leandra Production Company) — Цыганский барон
2020 — Улики из прошлого. Роман без последней страницы (реж. П.Забелин, Свэлл Фильм) — Гебарян
2020 — Тайны следствия-20 (Фильм № 7 «Тройной прыжок», реж. Е.Баринов, Е.Абросимов; студия «Солнечный дом»-Ингрия Фильм)
2021 — Вертинский (реж. А.Смирнова, Глобус-фильм) — Морфесси
Главный режиссер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов: «Конкуренции мы не боимся»
Нынешней весной на пост главного режиссера Театра им. В. Ф. Комиссаржевской был приглашен режиссер, актер, ученик Льва Додина Леонид Алимов. В прошлом сезоне на этой сцене актер, известный ранее по работам в театре-фестивале «Балтийский дом», поставил «Доктора Живаго». Театр им. В. Ф. Комиссаржевской увидел в Алимове своего. И сейчас идет работа над первой — и в каком-то смысле программной — постановкой, которую Алимов уже в новом качестве осуществляет в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. О своих планах Леонид Алимов рассказал журналисту Елене Бобровой.
— Леонид, в декабре мы увидим премьеру вашей версии повести «Матренин двор» Александра Солженицына. Почему именно это произведение? Вряд ли все дело в грядущем в декабре 100-летии писателя?
— И это тоже. Но так совпало — о повести «Матренин двор» я думал с той поры, как только прочел ее, кажется, в году 1989-м или 1990-м. Я тогда испытал самое настоящее потрясение и от ее простоты, и в то же время мощи, которая захватывает тебя и не отпускает. К тому же повесть написана на тему, которая не перестает меня волновать, — русская женщина. Загадка, спасительница, надежда. Та самая скрепа и опора, на которой, на мой взгляд, наша одна шестая часть суши только и держится.
…Первое название повести — «Не стоит село без праведника». Матрена — праведница, святая. Как Ксения Петербургская, как Матрона Московская. Да, Матрену все унижают, ею пользуются, а она выше этого, она говорит: «Как мне вас жалко, какие вы все хорошие и несчастные люди». Она разговаривает с животными и растениями, как с живыми существами, кстати, прямая ассоциация с Франциском Ассизским. И притом что прилюдно Матрена ни разу даже не перекрестилась. Но кто же, хочется спросить, воистину верующий: такие, как Матрена, или те, кто на каждом углу кланяется каждой луковке церковной и при этом совершает подлости? Этот вопрос меня невероятно волнует: где наша подлинная вера? На чем стоит наша необъятная страна: на самолете летишь из одного города в другой — часами и не видишь ни одного огонька…
«Матренин двор» — притча. После объемного «Доктора Живаго» очень хочется сделать камерную, в чем-то даже наивную вещь.
— Судя по тому, что вы еще и «Обломова» собираетесь ставить, вы находитесь в поиске ответов на важные для нации вопросы. Гончаров с любовью и пониманием описал Обломова, не то что рационального Штольца. Но, может, пора все же стать Штольцами?
— Но пафос романа, на мой взгляд, в том, что, может, это действительно наш путь? Вот такой, нерациональный, рассчитанный на авось? Может, и в самом деле «авось» — наша национальная идея? Возвращаясь к Матрене, хотелось бы сказать, что еще одна из причин обращения к этой прозе Солженицына — моя неутихающая боль об уничтоженном русском крестьянстве, за которое боролись все лучшие русские писатели от Чехова до Астафьева. Был сломан хребет крестьянскому миру. Кто виноват? Сталин? Все виноваты? Так сложилось? К этому вела сама история? Я не могу на эти вопросы ответить. Но могу ими задаться.
— Театр имени В. Ф. Комиссаржевской расположен рядом с «Пассажем». Зрительный зал буржуазен по стилю. Казалось бы, здесь зритель может искать «бульварный репертуар». Когда-то Владислав Пази поставил здесь роскошную «Даму с камелиями». А вы готовите серьезную притчу…
— Будет у нас и праздничная постановка, музыкальная — к Новому году. Дайджест из стихотворений, прозы, бардовских песен о Петербурге. Надеюсь, получится яркий, веселый, легкий, ироничный спектакль. Занята почти вся труппа.
— Это будет что-то вроде ревю?
— Да, ревю — это правильное слово. Начались также репетиции по пьесе друга нашего театра Семена Альтова. Мы долго искали режиссера, который бы обладал всеми достоинствами комедиографа. И, к счастью, такой режиссер нашелся, это Сергей Щипицын, молодой, но уже опытный постановщик. Репетиции начались, премьера в конце января.
А что касается Солженицына, то, понимаете ли, надо вернуть артистам вкус и желание читать большую литературу. Я уверен: эволюция труппы невозможна без большой литературы. Пусть на этом пути будут даже неудачи, это все равно движение вперед.
— Первой премьерой сезона объявлена постановка Олега Куликова «Если б знать…» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Театр обещает сыграть ее уже 9 ноября. Любят у нас в Петербурге пьесы этого француза…
— Может быть, все дело в том, что Шмитт — наш современник, но при этом его уже давно и справедливо считают классиком европейской литературы и театра.
— Разнообразный у вас складывается репертуар.
— Во второй половине сезона Григорий Дитятковский поставит своего любимого Гоцци, это будет «Женщина-Змея». Рассчитываю и на то, что у нас вскоре появится спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы»…
— Она же идет в Театре им. Ленсовета.
— Не страшно. Конкуренции мы не боимся! В главных ролях — Валентина Панина и Георгий Корольчук. Еще там есть замечательные роли для таких прекрасных актрис, как Маргарита Бычкова, Наталья Четверикова, Наталья Орлова. Ну а дальше посмотрим. Тем более что мы только что взяли в театр выпускников курса Сергея Бызгу. Сейчас они очень активно репетируют во всех наших новых спектаклях, вводятся в уже идущие. У меня на это новое поколение много планов и надежд.
Для меня сейчас главное — определиться с тем, что из сегодняшнего репертуара может вписаться в наше вновь создаваемое единое художественно-эстетическое пространство, а с чем придется расстаться.
— Сегодня режиссеры предпочитают быть свободными от обязательств по отношению к какому-то одному театру. А вы решили себя «закабалить», став главным. Почему?
— Ну, может быть, потому, что я по природе «домосед»? Если серьезно, пока есть силы, нужно двигаться вперед и пробовать что-то новое. Да и Театр имени Комиссаржевской замечательный…
— Куда хочется вести театр?
— Сергей Юрский в интервью сказал, что его называют маргиналом, потому что, делая спектакль или сам выступая в роли актера, он занимается такими ушедшими в прошлое вещами и понятиями, как сочинение внутренней жизни персонажа, разработка его характера, поиск речевой и пластической характерности героя…
Сегодня театр приобрел огромное количество форм — зрители ходят по улицам с наушниками, плывут с наушниками на кораблике, сидят за стойкой бара все с теми же наушниками и слушают рассказ какого-нибудь писателя… Или актеры сидят и просто читают пьесу по ролям. Все это теперь тоже называется театр. Хотя, на мой взгляд, лучше говорить о полной подмене понятий. Давайте все-таки эти опыты называть не театром, а, допустим, перформансом, представлением, да как хотите…
Для меня театр — это все-таки погружение в персонажа, в его внутренний мир, в его судьбу. Поэтому меня и интересует соответствующая литература. При яркой театральной форме глубокая погруженность в человека — я бы так определил то, чем мне хочется заниматься. И я вижу, что на это есть отклик и у артистов, и у зрителей. Соскучились по такому театру…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Дом для большой литературы».
Справка:
Леонид Александрович АЛИМОВ Родился 24 сентября 1970 года в городе Фролово Волгоградской области. В 1995 г. окончил СанктПетербургскую государственную академию театрального искусства (режиссёрско-актёрский курс Льва Додина). 1994‑2004 гг. — актер Санкт-Петербургского академического Малого драматического — Театра Европы С 2004 года активно сотрудничает в качестве актера и режиссера с различными театрами СанктПетербурга. С 2018 г. — главный режиссер Санкт-Петербургского Академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Двукратный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Известный актер и режиссер Леонид Алимов в апреле прошлого года был назначен главным режиссером известного театрального коллектива. Между финалом прошлого сезона и стартом нового Леонид Александрович дал интервью, в котором подвел итоги того, что сделано, и поведал о планах.
Каковы для Вас итоги прошлого сезона?
— Год действительно был невероятно насыщенным и для меня очень важным, потому что это первый мой год в качестве главного режиссера в театре имени Комиссаржевской. И здесь я должен сказать (не для красного словца): для меня было спасением, что я получал полную поддержку от художественного руководителя Виктора Новикова и директора Вадима Зайцева. Это так важно, когда на первых порах тебе подсказывают, не давят, а только помогают… Те предложения, которые я выдвинул в начале сезона, все были нами реализованы. Во-первых, мы сделали новый вариант «Доктора Живаго». Так случилось, что из театра ушел исполнитель главной роли в спектакле, и мы сделали вторую редакцию с новым актером, только что приглашенным в театр выпускником нашей Театральной академии Богданом Гудыменко. Вытянуть такую огромную роль (а она просто огромная по всем параметрам — текстовым, физическим, и т. д) — для этого надо обладать не только талантом, но и длинным дыханием, как говорят в театре. За очень короткий срок (месяц) мы сделали новый вариант спектакля. И, к нашей радости, из спектакля не исчез Поэт, но появился Мужчина, из-за которого разбиваются сердца девушек из самых различных социальных слоев и абсолютно разных семейств. Спектакль не теряет своей остроты, пользуется большой популярностью у зрителей, чему мы очень рады.
В вашем театре были и другие заметные премьеры…
— В этом сезоне мы также выпустили «Матрёнин двор» по гениальному рассказу Солженицына и нашу гордость и радость, наш зрительский хит — спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…». В последнем спектакле занята практически вся труппа — актеры самых разных возрастов и поколений: каждый со своей историей, со своей правдой, которые объединяются в спектакле в одну большую художественную правду. К финалу сезона Григорий Дитятковский выпустил сказочный, иначе и не скажешь, спектакль «Женщина-змея» с Сергеем Бызгу и Евгенией Игумновой в главных ролях. А ведущие актеры нашего театра Владимир Богданов и Родион Приходько осуществили постановку по пьесе давнего друга нашего театра Семена Альтова — «Сегодня или никогда».
А еще у вас была премьера «Театральных встреч»…
— Мы пытаемся искать и придумывать новые формы коммуникации со зрителем. Так, например, летом этого года у нас состоялись первые «Театральные встречи на Итальянской» — и, на мой взгляд, это очень любопытно. Начали мы со встреч с великолепными артистами театра и кино Валентиной Паниной и Иваном Краско. В новом сезоне мы продолжим цикл с другими актерами нашей труппы. Как говорится, не пропустите.
Считается, чтобы театру выжить сегодня, необходимы развлекательные спектакли…
— Я глубоко убежден, что развлечение развлечению рознь, и здесь необходимы три составляющие части для такого рода спектаклей: во-первых, высочайшего класса так называемая «развлекательная» драматургия; во-вторых, режиссер, который умеет работать в этом жанре; в третьих, наличие актеров в труппе которые уже умеют это делать либо способны научиться этому у талантливого режиссерапостановщика. Сейчас своими силами и при помощи нашего прекрасного завлита я ищу комедию, которую хотелось бы поставить после «Обломова». Его премьера назначена на конец ноября этого года, это будет первая премьера в новом сезоне, который начнется у нас 14 сентября. Часто говорят, что люди устали от драм, трагедий, что хочется светлого и веселого, но вот вышел сериал «Чернобыль», и у него сногсшибательная популярность по всему миру, несмотря (или наоборот, очень даже смотря) на мегатрагическую тему. Секрет очень прост. Интонация, выбранная авторами, была очень точной и современной, хотя и рассказывалось о событиях почти 40-летней давности. Я уверен и убежден, что и в театре необходимо каждый раз, берясь за новую работу, находить прежде всего верную интонацию, тон, чтобы смыслы, заложенные в тексе, доходили до зрителя.
Околотеатральные формы (акции) — нужны ли в театре?
— Я невероятно их приветствую. В этом году мы сделали несколько таких акций, и я ими доволен. Мы впервые приняли участие в «Ночи музеев» и, несмотря на то, что нас посетило не очень много народу, те, кто был с нами и пришел (я это знаю по личным отзывам и соцсетям), теперь точно наши зрители, и они обязательно придут на спектакли нашего театра. Мы ввели такое понятие — «Встречи друзей». Первая «встреча» случилась перед открытием сезона, где мы рассказали представителям СМИ, социальных сетей, билетных касс о наших планах и изменениях. Вторая наша встреча была посвящена 60-летию присвоения театру имени Комиссаржевской, на которой дальняя родственница Веры Федоровны известный филолог Анна Клятис презентовала написанную ею новую книгу о великой актрисе.
Когда планируется следующая акция?
— У нас приближается очередная дата Комиссаржевской: в ноябре исполнится 155 лет со дня рождения Веры Федоровны. И я в раздумьях о том, как завлечь молодых актеров, чтобы они (с моей или без моей помощи) передали своё ощущение и видение творческого пути великой актрисы, но ощущения лично их и отсюда, из 2019 года… Обязательно что-нибудь придумаем интересное. В прошлом сезоне благодаря нашему главному администратору Елене Грининой и главному художнику Анвару Гумарову у нас появилась новая традиция — временные выставки в Большом фойе, посвященные событиям из жизни нашего театра. В прошлом сезоне это были выставки известных театральных художников, работавших у нас, выставка фотохудожников, запечатлевших наших актеров, и процесс репетиций, выставка детского рисунка, посвященная впечатлениям детей от спектаклей и посещения театра. В этом сезоне это были выставки театрального плаката Ксении Люстиковой, к юбилеям народного артиста России Бориса Соколова, заслуженных артистов России Маргариты Бычковой, Александра Большакова, Елены Симоновой и новая выставка детского рисунка. Конечно, самое главное в театре — это хороший спектакль, но одно другому не мешает: наши акции отражают внутреннюю жизнь театра. В новом сезоне Театр представил городу новый фирменный стиль. В соответствии с продуманной дизайн-концепцией была разработана и обновлена вся рекламная продукция, выработаны общие принципы оформления афиш. У театра появился брендбук — свод правил, предусматривающий все подробности нового стиля. Зрители увидели новые программки, обновленный сайт. Изменились баннеры и рекламные постеры.
Гастроли необходимы театру?
— Мы уже дважды выезжали в Китай. Судя по нашим личным ощущениям и отзывам в китайской прессе, гастроли были более чем удачными. Без гастролей нельзя. Гастроли — прекрасный импульс для развития театра. Гастроли — это возможность увидеть другую страну, спектакли других театров, их эстетику, что-то положить в свой «творческий чемоданчик». Сейчас, правда, устроители так экономят, что редко выпадает возможность не только посмотреть спектакли принимающей стороны или других театров на фестивале, но просто прогуляться по городу, проникнуться другой культурой, подышать другим воздухом, но тем не менее… Мы все очень рады, что поедем в октябре в Калининград на фестиваль «Балтийские сезоны» с «Доктором Живаго».
И какие планы на новый сезон?
— На следующий день после открытия сезона мы сразу же начнем репетиции «Обломова» по роману Гончарова. Спектакль будет в моей инсценировке, там заняты актеры молодые и среднего поколения. В роли Обломова — Егор Бакулин. Сразу после Нового года к репетициям приступит Александр Баргман. Пока сохраню интригу и не буду называть пьесу. Это пьеса современного американского драматурга с забавным сюжетом и интересными персонажами, где мелодраматическая история переходит в настоящую трагедию. А вот дальше… Дальше планов громадье, но, чтобы не спугнуть их, я расскажу о них в следующем интервью.
Куда движется современный театр и конкретно — Театр имени Комиссаржевской?
— Скажу так, что, сколько бы интеллигенции ни осталось, и как бы она ни была мала количественно, но она существует: и очень бы хотелось, чтобы наш театр был театром петербургской интеллигенции и всех, кто себя таковым считает, к ней примыкает, кто не уехал, кто продолжает жить и работать здесь. И еще добавлю: мне бы хотелось, чтобы театр любыми способами возвращался только к одному — Человеку, занимался пристально Человеком, его страстями, проблемами, его бедами, любовями — и это может быть в любой форме. Хотя сейчас форма настолько довлеет над содержанием, что за полетами на трапециях или выстрелами из пушек — ни создателям, ни зрителю уже и не до человека! Безусловно, не обязательно делать спектакли только на каком-то трагическом материале. Но проблема современной драматургии, которую я читаю бесконечно, — нет Человека… Есть почеркушки на какую-то тему, есть анекдоты, не очень смешные чаще всего, а объема и глубины нет!
Есть ли у вас и предложения к существующей в Театре имени Комиссаржевской структуре театра?
— Мне кажется, дело не в том, что кого-то необходимо уволить, кого взять, а в том, чтобы вся команда наша общая могла очень умело маневрировать, смотреть в одну сторону и подстраиваться (нехорошее слово, но правильное и необходимое в данном контексте) под стремительно меняющиеся условия жизни, жутко меняющегося зрителя, который перешел буквально жить в социальные сети, который только оттуда черпает информацию и знания. Необходимо остро чувствовать, что происходит за окном и, конечно же, как можно шире ориентироваться на молодого зрителя. Очень хочется, чтобы в зале было как можно больше молодых людей. Театр даже при самом рачительном хозяине и самом разумном ведении хозяйства — дело дорогое, от этого никуда не денешься, он требует вложений капитальных. Особенно сейчас, после того, что все видят в телевизоре, интернете и на всевозможных концертах и шоу. Мы не можем с ними финансово и технически соперничать, поэтому остается главное, чем и ценен театр — талант, актер и обращение к самым важным темам человеческой жизни.
Что изменилось в вашей жизни?
— Для меня самое главное, что все мои самые главные горести и радости, печали и победы сейчас связаны с этим домом — Театром имени Комиссаржевской. Прибавилось обязанностей, ответственности, график сильно изменился: не думал никогда, что буду так плотно находиться внутри хозяйственных, житейских и человеческих проблем довольно большого коллектива. Но самое главное то, что это место очень быстро стало для меня родным.
Светлана ВОЛОДИНА
24 сентября – юбилей главного режиссера Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Леонида Алимова
Ему исполнится 50 лет – это та дата, когда еще рано подводить итоги, но можно делать выводы; когда всё то, что не успел, еще можно успеть; когда есть силы и уже – мудрость и опыт.
Леонид Александрович Алимов родился 24 сентября 1970 года в городе Фролово Волгоградской области. В 1990 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (ныне — РГИСИ) на актёрско-режиссёрский курс Льва Додина, который окончил в 1995 году. С 1994 по 2004 годы работал в Академическом Малом драматическом театре (Театр Европы, Санкт-Петербург). С 2004 года активно сотрудничает в качестве актера и режиссера с различными театрами Санкт-Петербурга. Двукратный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
С 2018 г. – главный режиссер Санкт-Петербургского Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской.
Окончив актерско-режиссерский курс знаменитого режиссера Льва Додина, Леонид Алимов не сразу выбрал режиссуру. Яркий колоритный актер, умеющий чутко слышать режиссера и глубоко проникать в образ персонажа, он был востребован и успешен. Тем не менее, уход в режиссуру произошел, а в 2018 году Леонид Алимов был приглашен в один из крупных петербургских театров – Театр им.В.Ф.Комиссаржевской – на пост главного режиссера. Здесь он поставил 4 спектакля, каждый из которых отличается по стилю, жанру и внутренней наполненности, но их объединяет одно – любовь режиссера к большой литературе.
Леонид Алимов: «Классики имели такую счастливую возможность в отсутствии интернета и телефона, электронной почты и сообщений очень серьезно заниматься собой, своими мыслями и переживаниями, своими чувствами, любовью, думать о смерти и вечности. И оставлять свои размышления для нас на бумаге. Очень часто бывает, что полстраницы внутреннего текста одного из героев классического романа дает больше, чем просмотр очень концептуального сериала», — рассказал главный режиссер театра. На мой взгляд, классика — это та живительная почва, на которой произрастают цветы и деревья смыслов, идей, энергий».
Так, недавняя премьера театра — «Обломов» по роману И.Гончарова в постановке Леонида Алимова подтверждает выбранный режиссерский стиль: ««Обломов» Театра им. В.Ф. Комиссаржевской поставлен по иным законам. Здесь выбран путь, на котором режиссер и актеры ищут творческого соответствия автору и добиваются успеха. Конечно, авторский текст сильно сокращен. Но сохранен правильный «порядок слов», оставлен основной событийный ряд, узнаваема расстановка сил в структуре композиции. Позиции основных героев тоже на своих местах. Но, предлагая как будто знакомый, выверенный взгляд на роман, главный режиссер театра Леонид Алимов превращает его в объемную психологическую драму. Подзабытое ощущение «большого стиля» сопровождается в работе комиссаржевцев точным попаданием в нерв ситуации, предложенной автором. При этом они позволяют себе слегка осовременить философию романа, приблизить ее к нам» (М.Берлина «Диван на своем месте»/ Сцена, №1 (123)/2020).
По словам критика М.Кингисепп «Доктор Живаго» — «это театральное сочинение, написано аккуратным ровным почерком. Спектаклю дан подзаголовок «история любви», но это история потерь, судьба поколения мятущихся душ, череда трагических ошибок умных, образованных, талантливых людей, чьи высокие идеалы, большие надежды и
светлые мечты пошли прахом — не только благодаря наивности, беспечности или недальновидности, но и по причине суровых исторических коллизий, вывернувших наизнанку русский мир столетие назад» (Инфоскоп, март 2018)
О спектакле «Матрёнин двор»: «спектакль с вполне выразительной сценографией Анвара Гумарова можно было бы назвать насквозь литературным — настолько бережно режиссер и актеры обращаются с текстом Солженицына. И хотя композиционно он выстроен совсем не так, как рассказ, боль писателя, его главные, заветные мысли, а главное — узнаваемая солженицынская интонация, меткое и забавное народное словцо — переданы здесь очень точно» (Л.Штраус. Год литературы, 5 декабря 2018)
А вот спектакль «Я вернулся в мой город…», казалось бы, выпадает из этого литературного пиршества. Но только на первый взгляд. Весь спектакль – это действительно гимн любви к родному городу, преклонение ему. Но почти в каждом эпизоде – слова великих поэтов, музыка выдающихся музыкантов эпохи. И это тоже – о большой литературе и внутреннем смысле.
Главный режиссер театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов взял курс на серьезную русскую литературу и воплощение идеи, что главное наше спасение – вера в возможность чуда. После сценической адаптации «Доктора Живаго» Пастернака о русской революции, «Матрениного двора» Солженицына о феномене русской бабы, «Обломова» Гончарова о нашей иррациональном неучастии, более чем логично возникает «Дуэль» Чехова об извечном нашем антагонизме, когда мы по любому поводу идем стенка на стенку. 21 января состоится премьера «Дуэли», и накануне мы встретились с режиссером, чтобы выяснить: что для него самое главное в знаменитой повести Чехова.
“Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплановые спектакли по чеховским произведениям, благо творческое наследие Антона Павловича дает нам такую возможность. Есть у него и коротенькие водевили-шутки, есть и юмористические рассказы, есть массив классических пьес, есть смешные «бытовые» рассказы и тексты просто-таки на уровне античных трагедий, – выбирай, что хочешь, что тебе необходимо и что волнует в данный момент твоей жизни творческой и человеческой… И хотя, конечно, повесть «Дуэль» – знаменитая, есть инсценировки, идут спектакли в разных театрах, существуют киноверсии и все-таки нет такой «заигранности», что ли, как, к примеру, у пьес «классической обоймы»…”
“«Дуэль» написана в один из переломных периодов жизни Чехова. Совсем еще молодой, 30-летний человек возвращается из чудовищно тяжелой во всех смыслах – физическом, моральном, душевном, психологическом, – поездки с острова Сахалин, по сути, из кругосветного путешествия, с уже начавшимся и стремительно развивающимся туберкулёзом. Чехов – врач, он прекрасно знает, что с его болезнью задуманное им путешествие смерти подобно, но все равно уезжает, и итогом становится великая книга «Остров Сахалин». Но первое беллетристическое произведение, которое он пишет по возвращении — это все-таки «Дуэль»”
“Именно с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов, за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин”
“В этой поездке Чехов уловил, как меняется мир. И поэтому «Дуэль» (помимо «ста пудов любви», как это всегда бывает у Антона Павловича) — о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И очень скоро мир будет разделен именно на те идеологические страты, которые так блестяще описал Чехов в «Дуэли»”
“Мне кажется просто потрясающим название повести – «Дуэль». Дуэль – это сюжетообразующая вещь, это то, что произойдет с главными героями в финале истории, но и всё пространство этой истории – это сплошная непрекращающаяся дуэль. Каждого с каждым. Идеологическая, любовная, внутрисемейная.
Два главных героя «Дуэли» Лаевский и фон Корен представляют две полярные идеологии. Это идеология практически фашиствующего, жестокого индивидуалиста Николая фон Корена, недаром зоолога, и Ивана Лаевского, недаром филолога, рефлексирующего, слабого и проповедующего, сам не осознавая того, идеологию непротивления зла насилию… Но! Мне видится, что эта история – прежде всего о возможности веры как чуда. Поэтому (и со мной согласны, к счастью, и мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю о молодом, нелепом, смешливом, не очень образованном дьяконе Победове, который противопоставлен «сверхчеловеку» фон Корену и «лишнему» человеку Лаевскому. И я абсолютно убежден, что Победов — alter ego самого Антона Павловича, герой, через которого он транслирует свои мысли и убеждения”
“Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает: «Да не очень…». Вера не в знании. Вера – в большом и добром сердце. Он, может быть, и был не очень прилежным учеником, и многого не прочел, не записал, не понял, но вот то, что убивать нельзя, он просто знает и все. Вернее, верует в это. И только лишь эта безусловная и ничем непоколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон — ангел. Спрятанный у Чехова под рясу этого священника, вечно голодного и ловящего каждую свободную минуту рыбок в море. У Чехова всегда так, без всякого морализаторства – каждый делает выводы сам…”
Кстати: В спектакле занят Георгий Корольчук, который почти полвека назад сыграл роль молодого дьякона в хрестоматийном образце «золотой коллекции советского кино» «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфеца, в котором антагонистов Лаевского и фон Корена сыграли Олег Даль и Владимир Высоцкий.