Project Description

`16+

Старая комедия о современной жизни

Пьеса Александра Островского
Режиссер – лауреат Гос.премии РФ Игорь Коняев
Художники – Петр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету – Денис Солнцев
Музыкальное оформление – з.р.культуры России Владлен Неплох
Хореограф – Мария Кораблева

Сколько стоит колье жены или шикарная машина – одна, две, пять взяток? А домик на побережье с бассейном и парком? Сколько стоит совесть, невинность, и собственная жизнь? Для того, чтобы приобрести билеты в мир роскоши, получив доходное место от родственника, можно на время забыть о чести, совести и достоинстве. А потом, разбогатев, вновь написать свою биографию…
Спектакль «Доходное место» — история о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство любого подлеца вызывает уважение, а бедность становится пороком. Его любящая и глупенькая жена, наученная «умными» родственниками, ставит мужа перед выбором: доходное место у богатого дядюшки и счастливая семейная жизнь – или бедность и одиночество…. Что выберет Жадов и что выбираем мы?

Премьера состоялась 5 марта 2010 г.
Продолжительность спектакля — 3 часа 30 мин. с антрактом

Билеты на спектакль «Доходное место» можно купить в театральных кассах города, в кассе театра, интернет-кассах, указанных на сайте.

Действующие лица и исполнители:

Вышневский Аристарх Владимирыч,
высокопоставленный чиновник
н.а. России Иван Краско
Вышневская Анна Павловна,
жена его
Кристина Кузьмина/
Елизавета Нилова/
Жадов Василий Николаич,
племянник его
Владимир Крылов
Юсов Аким Акимыч,
чиновник под начальством Вышневского
з.а. России Владимир Богданов
Белогубов Онисим Панфилыч,
чиновник, подчиненный Юсову
Родион Приходько
Кукушкина Фелисата Герасимовна,
вдова чиновника
з.а. России Елена Симонова
Юлинька, ее дочь Александра Сыдорук
Полина, ее дочь Ольга Арикова
1-й чиновник Константин Демидов
2-й чиновник Александр Ганелин
Высокопоставленный чиновник з.а. России Александр Вонтов
Григорий, официант Александр Макин
Василий, официант Юрий Ершов
Антон, администратор в ресторане Александр Анисимов

Пресса о спектакле

Петербургский Театр имени Комиссаржевской показал премьеру “Доходного места”
В Театре Комиссаржевской действие “Доходного места” перенесли в современную Россию. Достаточно сказать, что Аристарх Владимирович Вышневский (Иван Краско) по утрам ходит в домашнем олимпийском костюме Bosco Sport, а уже в присутственных местах носит на лацкане значок с российским флагом. Как и у Островского, срез общества в спектакле представлен довольно узкий. Но, как говорили раньше, типический.На сцене выстроен классический портик, увенчанный золотой надписью “Restaurant Островский”. Пространство между колоннами узнаваемо обезображено железными жалюзи, уже замаранными черными каракулями, выдавленными из баллончика с краской для граффити (спектакль оформили художники Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили). Этот железный занавес вполне натуралистично, пригнувшись к полу, официанты отпирают ключиком. Перед входом, конечно же, стоят пирамидальные туи в кадках. На стенах обязательные в таких случаях экраны с фэшн-трансляциями и клипами MTV. В зале ресторана — барная стойка, черно-белые столы и стулья и танцующие с ними кордебалет официанты. Классическая культура и традиционная мораль здесь не то чтобы попраны — просто в расчет не принимаются.Не стоит думать, что Вышневский низведен во владельцы заведения общепита. Он, как и у Островского, высокопоставленный чиновник, о крахе его карьеры будет сообщено на первой полосе крупной газеты. Канву сюжета “Доходного места” запомнить легко. Племянник Вышневского Жадов, благородный молодой человек, своего рода Чацкий, воспитан в университете, презирает нравы растленного взятками мира. Начинающий чиновник Белогубов малообразован, но прислуживать рад и быстро получает доходное место. Молодые люди женятся на сестрах Полиньке и Юлиньке. Год прожив в бедности и под страхом ухода молодой жены, Жадов идет-таки на поклон — простить места, но уже поздно.Спектакль Игоря Коняева, при всем сочувствии режиссера к симпатичному герою, поставлен не про терзания молодого Жадова (Владимир Крылов), пытавшегося научить жену гордиться честной бедностью. Это современный лубок про хозяев жизни, сделанный четко, смешно и безжалостно — как и положено сатирическому обозрению. Белогубов (Родион Приходько) замечательно прыгает перед начальством зайчиком, у него и карнавальная шапочка с белыми ушами всегда при себе. Модельной внешности Вышневская (Татьяна Бондаренко) хоть и позволяет себе выпады в адрес старого мужа, но роли жертвы не ищет, жестко разыгрывает свою историю брака как взаимовыгодной взятки. Виртуозно пристраивающая дочерей вдова чиновника Кукушкина (Елена Симонова) умеет обольщать нужных людей. Юрист Досужев (Евгений Иванов) — откровенный шарж на живущих на допинге и не пойми с чего стригущих купоны вроде как богатых и знаменитых, но вынужденных работать на еще более богатых и знаменитых. Юсов в виртуозном исполнении Владимира Богданова умудряется сочетать с гротеском купеческого разгула аккуратные манеры чиновника в сером костюме.В этом мире карьера фактически равна жизни: конец карьеры для Вышневского означает смерть. А все общество собирается вокруг покойника в сплоченную группу. Немая сцена становится финальной точкой спектакля, который оказывается историей не о людях, не о сытых и голодных и даже не о власти денег. Это памфлет о сервильном обществе, где чуть ли не каждый, словно половой в ресторане “Островский”, готов сказать “чего изволите”.
ЕЛЕНА ГЕРУСОВА. Газета «Коммерсантъ» № 39/В (4339) от 09.03.2010
Доходный спектакль
У современного человека (особенно у женщин, по-прежнему составляющих зрительское большинство) гораздо легче вызвать невротические слезы, нежели смех. Все же в театры интеллигенция (или ее потомки, успевшие понахвататься правил хорошего тона от родителей) еще захаживает, и на «дешевый» смех ее так просто не «пробьешь». Режиссер Игорь Коняев сотворил такое «Доходное место» Островского, что зал смеется постоянно и по нарастающей. Это не режиссерская попытка идти на поводу у публики и хохмить в угоду низким вкусам. Просто Коняев, перенеся действие пьесы в наши дни, осовременил не только манеру поведения, но и психологию героев, что и сделало «Доходное место» столь понятным и близким публике. Ведь человек чаще всего смеется над тем, в чем он смутно узнает себя и своих близких. Постановка вышла отнюдь не карикатурной, каким стал Островский у Василия Сенина в Театре им. Ленсовета («На всякого мудреца довольно простоты»), а скорее шаржевой, добродушной. Коняев не злобствует над человеческими слабостями (не раздувает их до уровня пороков), а гуманно подсмеивается над ними. Каждый герой – отдельный, весьма распространенный человеческий тип.
Молодящийся старикан Вышневский (Иван Краско) – настоящий «вор в законе», обрядившийся, согласно времени, в красно-белый костюм олимпийской сборной России, жесткий и бескомпромиссный «хозяин»…Молодая жена его Анна Павловна (Татьяна Бондаренко) – неглупая особа, купившаяся на богатство в надежде использовать ситуацию в своих интересах да не рассчитавшая пропорции жадности и терпения (как хороша она в мизансцене с пустой коробочкой от кольца!)… Сколько их таких в одном стольном городе Петербурге-то!
Жадов (Владимир Крылов) – потомок той самой интеллигенции, дети которой сидят в зале. Уж как им не понять-то «отказки» от доходных мест, желания следовать высоким идеалам! Но почти всех нас поломал жестокий капитализм, оттого-то и радостно публике смотреть, как мучения соплеменника (хоть на театре) заканчиваются моральной победой над теми, от кого зависит судьба его…
Особым достижением спектакля являются «семейные сцены» (как в прямом, так и в переносном значении слов). Елена Симонова в роли Кукушкиной, мечтающей сбыть с рук дочерей – чудо как хороша. И таких у нас по сию пору навалом: молодящаяся дура, «бизнес-баба». На высоте все сцены с ее участием, а наиболее правдива та, в которой мамаша, подхлестывая дочуркины эмоции (в роли Полиньки – Ольга Арикова), умело нападает на зятя. Эх, кто не жил в коммуналке и не наблюдал жизни соседей, тот этого не поймет…
Есть в спектакле и пронзительные моменты. «Поза эмбриона», в которой замирает покинутый женой Жадов, или звучащий во время объяснения молодых супругов моцартовский «Реквием» (так и хочется сказать «реквием по прекрасным людям») заставляют замереть диафрагму, вибрирующую в судорогах смеха: слишком серьезны и печальны эти короткие намеки режиссера. Но зал их слышит, чувствует и замолкает для того, чтобы вновь рассмеяться над очередной человеческой комедией. Хороший спектакль и, что немаловажно для сегодняшнего дня, кассовый. Люди любят кривые зеркала, особенно, если в них отражаются соседи по коммуналке.
Реклама-Шанс. 2 апреля 2010. Екатерина Омецинская
Мафия бессмертна
Показатель болезни общества и беспомощности правоохранительной системы против того, что известный петербургский правозащитник и эксперт Николай Гиренко, убитый членами группировки Боровикова — Воеводина, называл «ползучее распространение фашизма». И хотя в российском законодательстве есть четкий запрет на пропаганду ненависти по расовому, национальному или религиозному признаку, в нашем обществе так и не состоялась широкая общественная дискуссия на тему, что же такое фашизм, чем он отличается от нацизма, и почему эта людоедская идеология так популярна в современной России.Дом-ресторан
Сцену по диагонали разрезают металлические жалюзи от пола и до самых колосников, где прячется надпись «Restaurant Островский». Занавес этот, уже подпачканный неразборчивыми граффити, отпирает снизу ключиком расторопный официант, заступающий на смену. Зрителей встречают нелепые гигантские кадки с туями, посверкив