Project Description

16+

Трагикомедия по повести А.П. Чехова
Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова
Художник – постановщик — Анвар Гумаров
Художник по костюмам – Марина Агапова
Художник по свету — Тарас Михалевский
Педагог по вокалу — Анна Чернова
Хореограф — Римма Саркисян
Художник-модельер – Юлиана Кошкина
Звуковое оформление Елены Лосевой
Художник по гриму — Анна София Китаева

Белое солнце Кавказа. Белое пространство сцены, кипящие человеческие страсти, конфликт темпераментов, взглядов, непримиримость мужских характеров. Близость женщины… Дуэль нравственная, словесная, физическая в отсутствии победителя.

Спектакль — лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2020-2021) в двух номинациях: «Лучшая роль второго плана» (В.Богданов за роль Самойленко) и «Лучшая работа художника» (А.Гумаров)

Премьера состоялась 21 января 2021 года
Продолжительность спектакля — 3 ч. с антрактом

Действующие лица и исполнители:

Лаевский Иван Андреевич Владимир Крылов
Фон Корен Николай Васильевич Александр Макин/ Иван Васильев
Самойленко Александр Давидович з.а. России Владимир Богданов
Битюгова Марья Константиновна з.а. России Маргарита Бычкова
Никодим Александрович з.а. России Александр Вонтов/ н.а. России Георгий Корольчук
Надежда Федоровна Кристина Кузьмина/Елизавета Фалилеева
Кирилин Егор Алексеевич з.а.России Александр Большаков/Александр Анисимов
Дьякон Победов Вадим Лунгу (стажёр)
Ачмианов Александр Ганелин
Кербалай Василий Гетманов (стажёр)
Говоровский Семен Авралёв (стажёр)

Пресса о спектакле

Главный режиссер театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов взял курс на серьезную русскую литературу и воплощение идеи, что главное наше спасение – вера в возможность чуда. После сценической адаптации «Доктора Живаго» Пастернака о русской революции, «Матрениного двора» Солженицына о феномене русской бабы, «Обломова» Гончарова о нашей иррациональном неучастии, более чем логично возникает «Дуэль» Чехова об извечном нашем антагонизме, когда мы по любому поводу идем стенка на стенку. 21 января состоится премьера «Дуэли», и накануне мы встретились с режиссером, чтобы выяснить: что для него самое главное в знаменитой повести Чехова.

Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплановые спектакли по чеховским произведениям, благо творческое наследие Антона Павловича дает нам такую возможность. Есть у него и коротенькие водевили-шутки, есть и юмористические рассказы, есть массив классических пьес, есть смешные «бытовые» рассказы и тексты просто-таки на уровне античных трагедий, – выбирай, что хочешь, что тебе необходимо и что волнует в данный момент твоей жизни творческой и человеческой… И хотя, конечно, повесть «Дуэль» – знаменитая, есть инсценировки, идут спектакли в разных театрах, существуют киноверсии и все-таки нет такой «заигранности», что ли, как, к примеру, у пьес «классической обоймы»…

«Дуэль» написана в один из переломных периодов жизни Чехова. Совсем еще молодой, 30-летний человек возвращается из чудовищно тяжелой во всех смыслах – физическом, моральном, душевном, психологическом, – поездки с острова Сахалин, по сути, из кругосветного путешествия, с уже начавшимся и стремительно развивающимся туберкулёзом. Чехов – врач, он прекрасно знает, что с его болезнью задуманное им путешествие смерти подобно, но все равно уезжает, и итогом становится великая книга «Остров Сахалин». Но первое беллетристическое произведение, которое он пишет по возвращении — это все-таки «Дуэль»

Именно с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов, за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин

В этой поездке Чехов уловил, как меняется мир. И поэтому «Дуэль» (помимо «ста пудов любви», как это всегда бывает у Антона Павловича) — о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И очень скоро мир будет разделен именно на те идеологические страты, которые так блестяще описал Чехов в «Дуэли»

Мне кажется просто потрясающим название повести – «Дуэль». Дуэль – это сюжетообразующая вещь, это то, что произойдет с главными героями в финале истории, но и всё пространство этой истории – это сплошная непрекращающаяся дуэль. Каждого с каждым. Идеологическая, любовная, внутрисемейная.

Два главных героя «Дуэли» Лаевский и фон Корен представляют две полярные идеологии. Это идеология практически фашиствующего, жестокого индивидуалиста Николая фон Корена, недаром зоолога, и Ивана Лаевского, недаром филолога, рефлексирующего, слабого и проповедующего, сам не осознавая того, идеологию непротивления зла насилию… Но! Мне видится, что эта история – прежде всего о возможности веры как чуда. Поэтому (и со мной согласны, к счастью, и мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю о молодом, нелепом, смешливом, не очень образованном дьяконе Победове, который противопоставлен «сверхчеловеку» фон Корену и «лишнему» человеку Лаевскому. И я абсолютно убежден, что Победов — alter ego самого Антона Павловича, герой, через которого он транслирует свои мысли и убеждения

Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает: «Да не очень…». Вера не в знании. Вера – в большом и добром сердце. Он, может быть, и был не очень прилежным учеником, и многого не прочел, не записал, не понял, но вот то, что убивать нельзя, он просто знает и все. Вернее, верует в это. И только лишь эта безусловная и ничем непоколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон — ангел. Спрятанный у Чехова под рясу этого священника, вечно голодного и ловящего каждую свободную минуту рыбок в море. У Чехова всегда так, без всякого морализаторства – каждый делает выводы сам…

Кстати: В спектакле занят Георгий Корольчук, который почти полвека назад сыграл роль молодого дьякона в хрестоматийном образце «золотой коллекции советского кино» «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфеца, в котором антагонистов Лаевского и фон Корена сыграли Олег Даль и Владимир Высоцкий.

21 января в Петербурге состоялась премьера спектакля «Дуэль»

https://spb.aif.ru/culture/21_yanvarya_v_peterburge_sostoyalas_premera_spektaklya_duel

Санкт-Петербург, 22 января — АиФ-Петербург.

21 января в театре имени В.Ф.Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Дуэль». Спектакль по одноимённой повести А.П.Чехова в постановке главного режиссера театра Леонида Алимова характеризуется прежде всего, как мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. Он насыщен неожиданными поворотами сюжета и крепкими актерскими работами.

И, действительно, стоит отдельно отметить великолепный актерский состав данного спектакля. По словам зрителей, посетивших премьеру, особо была отмечена сильная и запоминающая работа актрисы Кристины Кузьминой, исполняющей роль Надежды Федоровны. И, безусловно, прекрасная работа заслуженной артистки России Маргариты Бычковой в роли Марьи Константиновны. Также в спектакле задействованы такие актеры, как Георгий Корольчук, Игорь Андреев, Александр Ганелин, Владимир Богданов и другие.

Как описывает режиссер спектакля, «Дуэль» — это повесть, прежде всего, о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И мир очень быстро будет разделен именно на те идеологические страты, которые так чутко уловил и блестяще описал А.П.Чехов. Одна из основных мыслей повести – моральная гибель личности, не имеющей в жизни цели, нравственных ориентиров.

«Лично для меня эта история о вечном конфликте человека со своей реальностью, который находится вне времени, вне эпохи. Сиюминутные порывы, жажда быстрых удовольствий, пренебрежение вечными духовными ценностями и попыткой быть цельной личностью – такая драма победила многих. Поработит она и мою героиню», — так рассказывает о данном спектакле актриса Кристина Кузьмина.

Продолжительность спектакля – 2 ч.40 мин. с антрактом

Также зрители могут насладиться данной премьерой театра 23 января.

Поединок с жизнью и самим собой

В Театре имени В. Ф. Комиссаржевской состоялась яркая премьера — трагикомедия «Дуэль» по одноименной повести Антона Чехова. Главному режиссеру Леониду Алимову удалось поставить спектакль, после просмотра которого испытываешь настоящее потрясение! В этой совершенной работе нравится абсолютно все: от воплощения идеи до мельчайших деталей сценического решения.

Написанный в 1891 году Че­ховым текст оказался удивитель­но созвучен нынешнему неспо­койному времени. Леонид Али­мов затеял спектакль задолго до ограничившей нашу жизнь пан­демии, премьеру пришлось переносить… В итоге спектакль вдруг оказался остро современным, ведь сегодня каждый из нас находит­ся в состоянии поединка с самим собой, здравым смыслом и пред­лагаемыми обществу условиями существования.

После чеховской «Дуэли» в рус­ской литературе случился «Пое­динок» Александра Куприна, опу­бликованный в 1905 году. А за­тем смута мировой войны и ре­волюции перемолола и вымела из жизни и интеллигентных ге­роев, и их антиподов, в лучшем случае разбросав тех и других по миру. Невольно ежишься от пер­спектив, поскольку в нынешней ситуации мир оказался на удив­ление маленьким и тесным, а укрыться от обстоятельств можно лишь в ответственности перед са­мим собой и . в любви. В фина­ле Лаевский говорит разлюблен­ной им в начале пьесы Надежде Федоровне: «У меня нет никого, кроме тебя…».

Художник-постановщик Анвар Гумаров поставил лодку на край сцены, лаконично обрисовав Кав­каз крупными деталями, напоми­нающими, что действие происхо­дит у моря, где жизнь зависит от приливов и отливов. Музыкаль­ное оформление органично и цель­но, а главная удача, — конечно же актерский ансамбль! Именно ан­самбль, в котором блистают Вла­димир Крылов (Лаевский) и Мар­гарита Бычкова (Битюгова), работающие «на разрыв», но не они одни. Как и у Чехова, в спектакле нет проходных ролей, и всем ис­полнителям дана возможность се­бя проявить.

Неожиданно кульминацией ста­новится не сцена дуэли (хотя в ней все сыграли превосходно), а следу­ющий за поединком разговор, ка­залось бы, второстепенных персо­нажей — дьякона Победова и му­сульманина Кербалая. «Твой бог — и мой бог все равно» — это прозву­чало как важнейший вывод. Оба исполнителя, Вадим Лунгу и Васи­лий Гетманов, несмотря на то, что являются еще студентами институ­та кино и телевидения, с задачей справились прекрасно.

Подготовлен еще и второй состав. Леонид Алимов обещал менять актеров на премьерных показах. В чем-то это изменит спектакль, но ведь на то он и театр, чтобы каждый вечер быть иным!

Дуэль, Которая Не Заканчивается
Автор Виктор Орлов

В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «ДУЭЛЬ» по повести А.П.Чехова
Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 года. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 года, Чехов писал А. С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увёз от порядочного человека жену и пишет об этом своё мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке».

Но основательно приступить к написанию повести Чехов смог лишь в конце 1890 года, сразу же по возвращении в Москву с острова Сахалин. И эта историческая деталь очень важна, так как поездка на Сахалин разделила творчество и жизнь Чехова на две части. Эта поездка стала гражданским подвигом великого писателя, имеющего больные легкие (ах, как же это созвучно окружающей нас реальности!). Основной задачей, которую себе поставил Чехов, стала масштабная перепись населения. Благодаря этому Антон Павлович смог посетить все тюремные камеры и лично поговорить с каждым каторжным. Изучал он и местных чиновников, а также состояние больниц, виды принудительного труда и наказаний.
В 1891 году писатель создал всего два текста — «Остров Сахалин» и «Дуэль».

Режиссер Леонид Алимов:
И с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов – за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин. В итоге получилась, на мой взгляд, важнейшая книга о переломном моменте в развитии и нашей страны, и Европы, и мира в целом.

Действительно, после Сахалина перед нами уже писатель-новатор. Дуэль у Чехова в отличии от его классических предшественников ничем не заканчивается, в ней нет трагедии, она только повод для разговора. Вместо трагедии тут пикник. Ведь, как известно, в жизни стреляются не каждую минуту. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни…»

Для Леонида Алимова в данной повести Чехова главное не любовная линия, а социальный конфликт, который особенно обостряется в эпоху самоизоляции и гаджетов. Что ж, авторам постановки удалось попасть в самый нерв и создать чрезвычайно актуальный спектакль с абсолютно современной сценографией, который отзывается на текущие события в России и в мире.

Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова
Художник — постановщик Анвар Гумаров
Художник по костюмам Марина Агапова
Художник по свету Тарас Михалевский
Педагог по вокалу Анна Чернова
Хореограф Римма Саркисян
Звуковое оформление Елены Лосевой
Художник по гриму Анна — София Китаева

Продолжительность спектакля – 2 ч.40 мин. с антрактом

В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук; заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Александр Вонтов; артисты Кристина Кузьмина, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Александр Анисимов, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Александр Макин, а также студенты СПбГИКиТ Василий Гетманов, Вадим Лунгу, Алексей Бондаренко

На сцену Театра им. В. Ф. Комиссаржевской вышли герои повести А. П. Чехова «Дуэль».

Тема дуэли – одна из самых популярных в отечественной литературе. Весь XIX век насквозь пронизан дуэлями. У Пушкина и Лермонтова, Льва Толстого и Достоевского на поединках держатся главные произведения. Замыкают этот парад Куприн и Чехов. И от них эхо еще до сих пор раздается на просторах русской словесности. «Дуэль не состоялась или перенесена, / А в тридцать три распяли, но не сильно…» – это уже из Высоцкого.

Но сегодня речь о Чехове. Тему, столь навязчивую и трагическую, он обойти не может, но замыкает век дуэли с изрядной долей иронии, а порой и цинизма. Об убитом на дуэли бароне Тузенбахе в «Трех сестрах» говорится: «Одним бароном больше, одним меньше – не все ли равно?».

Режиссер и автор инсценировки Леонид Алимов с пьесами Чехова хорошо знаком. Будучи актером МДТ, сам играл в спектаклях Льва Додина. Не потому ли финал спектакля «Дуэль» он густо оснащает прямо-таки горстями реплик чеховских персонажей, подчеркивая их родство. Действительно, из «Дуэли» вышло множество тем, типов, сюжетов, в более поздней прозе и в пьесах яснее и глубже прописанных. Повесть, которую он вывел на сцену, – талантливый эскиз будущих шедевров. В монологах Лаевского слышатся стенания дяди Вани о пропавшей жизни. В образе доктора Самойленко есть сходство и с Чебутыкиным, и Симеоновым-Пищиком, и с Астровым, и с десятком чеховских докторов, которых писатель щедро наделил опытом своей врачебной практики. Отголоски черного юмора фон Корена позже перейдут даже к Соленому с его злой шуткой: «Если бы этот ребенок был мой, то я бы изжарил его на сковородке и съел бы»…

Наблюдая за настроениями конца своего века, размышляя о «герое нашего времени», Чехов предвидит еще более масштабные разочарования века будущего.

Спектакль начинает человек с ружьем – Ачмианов (Александр Ганелин). Он фланирует по горизонту сцены, игриво прицеливаясь то в одну мишень, то в другую. Вот оно, то самое чеховское ружье, которое должно когда-нибудь выстрелить. Но пока в южном городке у моря царит сонная атмосфера, которую взрывает лишь горячий монолог главного героя Лаевского. Владимир Крылов давно пристрастился к ролям мизантропов и нарушителей спокойствия. Недовольство жизнью, собою и окружающими – это ему близко и знакомо. С изрядной пылкостью, даром что с похмелья, Лаевский отчаянно и громко жалуется на жизнь. Вынести вопли неврастеника и неудачника в состоянии только сердобольный доктор. А вот терпение зрителя довольно быстро иссякает.

Между тем симпатиям публики нужно на что-то опереться. Доктор в исполнении Владимира Богданова хорош, но как-то слишком снисходителен к слабостям человеческим. Мрачный резонер фон Корен в исполнении Александра Макина – фигура невнятная, и ему не избежать сравнений с Владимиром Высоцким, сыгравшим этого героя в кино. Кристина Кузьмина (Надежда Федоровна) неотразима как в домашнем платье, так и в купальном костюме, но – причина многих бед главного героя – как-то уж слишком похожа на людоедку Эллочку…

Среда, которая заела главного героя, чиновно-пляжное общество обрисованы, пожалуй, излишне сатирически. В знойном воздухе витает идея, что, мол, все беды от баб. Для подкрепления этой не лишенной оснований мысли на сцену выплывает мадам Битюгова в исполнении примадонны характерного амплуа Маргариты Бычковой. Несомненная любимица публики, актриса мгновенно берет все внимание зала, и мы забываем о страданиях Лаевского и о назревающей дуэли. Что ж, у Чехова сказано, что женщина играет в жизни «роковую, подавляющую роль». В данном случае «шерше ля фам» относится к бенефису актрисы, превратившей эпизодическое лицо в центральное. Едва ли это идет на пользу спектаклю в целом, но свои аплодисменты артистка срывает.

Немалого труда стоило режиссеру вернуться к серьезному разговору о смысле жизни, о моральных ценностях – истинных и мнимых. Резкая смена тона и стиля во втором акте помогла главному герою реабилитироваться. Добиться такого внимания, как мадам Битюгова, он, конечно, не смог, но все же страх и отчаяние героя на краю бездны вызвали у зрителей сочувствие. Дуэль обернулась фарсом, однако и на сцене, и в зале воцарилось напряжение, которого и ждешь от чеховских спектаклей. Герои пережили метаморфозу, ради которой, наверное, и была написана эта повесть.

Перемены, произошедшие с персонажами, подчеркнула стильная сценография Анвара Гумарова. Игрой света художник передал красоту южной природы, лодки, выброшенные на берег и выбеленные солнцем, реально воплотили формулу «любовная лодка разбилась о быт» – крушение надежд, идеалов. Но ближе к финалу кельи-лодочки обретают очертания часовен, намекая на шанс духовного возрождения…

Каждый интерпретатор классики сегодня – постмодернист. Вступая в диалог с первоисточником, кто-то пляшет на костях великих авторов, кто-то старается поставить «как в оригинале». Режиссер Алимов выбрал третий путь, понимая, что поединок с Чеховым легко проиграть. Время действия он приблизил к нашим дням (без пошлого осовременивания). Позволил героям бушевать и комиковать в начале, чтобы затем подчеркнуть ирреальность ситуации, в которую они себя загнали. Этот ход сработал.

Однако неплохо бы и артистам помнить о природе комического у Чехова. Автор «Дуэли» настойчиво называл свои пьесы комедиями, но Антошей Чехонте уже не был.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (6857) от 04.02.2021 под заголовком «Дуэль не состоялась, но…».

Повесть «Дуэль» была написана Антоном Чеховым в 1891 году, когда тема барчуков-тунеядцев достаточно широко обсуждалась в литературе. Стали модны образы дворян-тружеников типа Евгения Базарова в «Отцах и детях» Ивана Тургенева. В «Дуэли» подобная работящая натура воплощена в персоне молодого зоолога Фон Корена (актер Иван Васильев), который на Черном море изучает фауну. Ему противопоставлен образ Ивана Лаевского (Владимир Крылов), типичного «прожигателя жизни», сбежавшего на Кавказ из Петербурга с чужой женой Надеждой Федоровной и вызвавшего этим поступком справедливый гнев своей богатой матери. Так, в глуши, в деревне, на Кавказе встречаются человек дела и «осколок крепостничества, неудачник, лишний человек», совершенно не желающий работать. Столкновение типажей неизбежно и естественно. Как в повести, так и на сцене закипают страсти, возникает конфликт темпераментов, взглядов, характеров.

«Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплан