Project Description

Анекдот первый. Случай с метранпажем

Постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова

Сценография Анвара Гумарова

Костюмы Натальи Дружковой

Художник по свету – Денис Москвитин

Педагог по вокалу – Анна Чернова

Александр Вампилов в цикле “Провинциальные анекдоты” объединил две пьесы. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит спектакль “Двадцать минут с ангелом” по первой пьесе дилогии – “Случай с метранпажем”.

Действие  первого «анекдота» происходит в провинциальной гостинице “Тайга”. Мелкий хам  – администратор гостиницы  – напуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства» – метранпажа. Почти гоголевская комическая ситуация провоцирует целый каскад театральных превращений, гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета.

Режиссер Леонид Алимов:

“Притча, которая «творится» на наших глазах  в советской гостинице «Тайга» под Иркутском  – это вся Россия, мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами – в этом  и есть вневременная данность российской действительности.  У каждого без исключения, даже у самого маленького персонажа, есть в этой истории «момент истины» – каждый, в силу необычайных обстоятельств что в одной, что в другой пьесе  сбрасывает  с себя какую-то шелуху, броню, всё наносное – и мы видим человека – незащищенного, слабого, наивного, всегда вынужденного играть какую-то роль  И это наша жизнь, и в этом правда…»

Премьера состоялась 28 июля 2021 года
Продолжительность спектакля — 1 ч. 40 мин. без антракта

Действующие лица и исполнители:

Калошин: администратор гостиницы “Тайга” з.а. России Владимир Богданов
Потапов: командированный,
по профессии метранпаж
Александр Анисимов
Рукосуев: врач, приятель Калошина Родион Приходько
Камаев: молодой человек,
преподаватель физкультуры
Егор Шмыга/
Богдан Гудыменко
Марина: жена Калошина,
официантка ресторана “Тайга”
з.а. России Елена Симонова/
Елизавета Нилова
Виктория: девушка, устраивающаяся на работу Ангелина Столярова/
Екатерина Карманова
Базильский: скрипач, прибывший на гастроли Константин Демидов
Медведи Василий Гетманов (стажёр)
Вадим Лунгу (стажёр)

Пресса о спектакле

Советский винтаж и порочные страсти: в сентябре в театре Комиссаржевской премьера «Двадцати минут с ангелом»

На сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской вырос таежный лес, по которому гуляют медведи. Прямо среди елок разместились гостиничные номера с кроватями, люстрами и радиоприемниками, чемоданами постояльцев и единственным проводным телефоном. Здесь готовятся к выпуску нового спектакля по мотивам «Провинциальных анекдотов» Александра Вампилова, которые автор охарактеризовал, как притчи и сам не увидел ни одной из них на сцене. Предпремьерные показы первой части постановки главного режиссера театра Леонида Алимова «Двадцать минут с ангелом» можно посмотреть 28 и 29 июля 2021 года. Остальное — осенью в начале нового 80-го сезона.

Вся Россия — наша тайга

Действие пьесы разворачивается в гостинице «Тайга» под Иркутском рядом с озером Байкал в советское время. Именно поэтому у художника-постановщика Анвара Гумарова в альянсе с режиссером родилось такое сценографическое решение. Зрителям должно быть сразу ясно — это и есть наша Россия, все мы живем в тайге и по волчьим законам… Но сюжет все-таки вневременной, актуальный и острый, а жанр все-таки комедийный.

— Пьеса, хоть и привязана к тому времени, когда в гостиницах были определенные запреты, но человеческие взаимоотношения и страсти остались прежними. Театру нужна была комедия очень хорошего качества и наш художественный руководитель Виктор Абрамович Новиков принял решение взять именно эту дилогию Вампилова к постановке. Мы все благодарны ему. Для любого артиста Вампилов — подарок. По драматургии это уровень Шекспира, Островского, Гоголя и Чехова. Текст пьесы не просто говоришь, а ты буквально дышишь этим тестом. Мы все с удовольствием погрузились в материал. Автор был тридцатилетним человеком и так невероятно тонко чувствовал! Все его герои узнаваемы для каждого, — признается заслуженная артистка России Елена Симонова, исполняющая роль официантки Марины, которая крутит роман с молодым любовником на глазах у престарелого мужа.

— Пока все мы находимся около определения точного жанра. Ищем оттенки комедии, которая очень многогранна. Каждый пока играет в свой театр. Но окончательное решение, думаю, придет на зрителях, на премьере. Режиссер поставил задачу слегка размыть советскую эпоху, но в тоже время какие-то детали сохранить. Я, например, играю врача, и мне достали тонометр того времени со столбиком. Решили, что столбика не нужно, но крючки на рукаве оставим, чтобы было узнаваемо для зрителя, — делился впечатлениями актер Родион Приходько.

— Это очень хорошо, когда артист сомневается и ищет. Родион Приходько замечательный актер, он невероятно серьезно подходит к созданию образа, — добавляет Леонид Алимов. — Он консультировался с практикующими врачами, и я убежден – через некоторое время врачи, сидящие в заде, будут узнавать в нем «своего».

Сибирской дальней стороной

Артисты размещаются на площадке, кому и как следует по рисунку роли — стоя, сидя, лежа. Главная задача — отработать каждую мизансцену, отточить диалоги и оценки, проверить движение декорации и фонографических звуков, правильность реквизитного и костюмного наполнения сцен. Важно все: от галстука до семейных трусов.

— Возьми бутылку, чтобы тебе удобней было, она уже початая. Лера, Лиза, слышите меня? Его реплика: «За это надо выпить!». А ты у него отбираешь. Мишки, дирижеру не хлопаем, встали и нога в ногу ушли. Ясно? Снимите пока головы, жарко, — комментирует в микрофон режиссер из глубины зала.

Все идет по плану и по началу выглядит, как развеселый капустник. Актеры дурачатся, разыгрывая людские истории на вечные темы, предлагают режиссеру новые идеи, танцуют индийские танцы, хором поют. Но под конец, когда деревья на сцене неожиданно превращаются в пеньки и начинает звучать пронзительным многоголосьем любимая песня Вампилова, которую он сам указал в пьесе «Глухой, неведомой тайго-о-ою Сибирской дальней стороной / Бежал бродяга с Сахали-и-ина / Звериной узкою тропой…», становится понятно, что весь этот сатирический балаган на самом деле эпическая поэма.

— Конечно, более счастливыми будут те зрители, которые увидят спектакль, уже состоящий из двух частей. А пока мы готовим первую и забрасываем все мосты и крючки во вторую часть постановки. Там все будет происходить в той же гостинице, только на другом этаже. И эти же самые артисты сыграют совершенно противоположных персонажей. В одном спектакле им придется дважды перевоплощаться. Сложная задача, но увлекательная, — уверяет Леонид Алимов. — Вторая часть вся про очищение, про совесть, про осмысление жизни. Драматург был родом из Иркутска и писал про эти места. А сейчас мы все хорошо знаем, что вокруг Байкала чудовищная экологическая ситуация. Едешь по дороге, вроде стоит лес. А если пройти вглубь этого леса на 50 метров, увидишь там одни пеньки…

28 и 29 июля Театр имени В. Ф. Комиссаржевской представит первую часть дилогии «Двадцать минут с ангелом»

Этой премьерой театр закроет свой 79-й и откроет юбилейный 80-й сезон

В основе новой постановки лежит знаменитая пьеса Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты». Всего их два. Первый называется «История с метранпажем», ее-то и покажут под занавес сезона. Второй – «Двадцать минут с ангелом».

Два анекдота

Примечательно, что каждый из анекдотов первоначально был опубликован самостоятельно. Точно так же, считают в театре, можно смотреть и спектакли. В каждом из них – разная история, объединенная только местом – небольшой гостиницей, многозначительно названной автором «Тайга».

Неоднозначно и слово «анекдот». С одной стороны, оно соединяет в себе старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» – невыдуманный, но экстраординарный случай. С другой – предполагает и его современную трактовку – это короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

Действие первого «анекдота» происходит в провинциальной гостинице «Тайга». Ее администратор, мелкий хам, напуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства», ведь это сам метранпаж. Кто это такой, он представляет смутно и по проводному телефону пытается выяснить (действие происходит в советское время, когда никаких гаджетов еще не было), что же все-таки означает это слово. Почти гоголевская «конфузная ситуация» провоцирует целый каскад театральных превращений, гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета.

«Притча, которая «творится» на наших глазах в советской гостинице «Тайга» под Иркутском, – это вся Россия. Мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами – в этом и есть вневременная данность российской действительности», – объясняет главный режиссер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской и постановщик этой пьесы Леонид Алимов.

Не разочаруетесь!

Во втором анекдоте выходка двух командировочных приводит к явлению «ангела», безвозмездно предлагающего страждущим сто рублей на опохмел…

«Здесь, вроде бы в непритязательном анекдоте, – история вневременная. В пьесе на самом деле есть одно-единственное обстоятельство (требование администратора гостиницы разойтись по своим номерам в 23 часа) и две цифры, указывающие на то, что действие происходит в какие-то не «наши» времена – это 3 рубля, которые ищут «на опохмел» командировочные, и 100 рублей, которые хочет подарить им агроном Хомутов…» – комментирует Леонид Алимов.

Интересно, что эту пьесу Вампилова долго не брал ни один московский театр. И только в Ленинграде нашлись два смельчака, это Георгий Товстоногов (БДТ) и Ефим Падве (худрук Ленинградского областного драматического театра, ныне МДТ – Театр Европы), которые рискнули-таки осуществить эту постановку.

Правда, их автору Александру Вампилову, увы, так и не довелось увидеть свое творение на сцене. За два дня до 35-летия драматург, без постановок которого не обходится сегодня ни один российский театр, утонул в озере Байкал.

«Вампилов принадлежит к числу моих самых любимых авторов. И первая, и вторая истории мне очень близки. Они вызвали живой отклик у артистов еще и тем, что наполнены библейским подтекстом. При этом всё это звучит современно, без указующего перста и невероятно проникновенно – как могут, наверное, только русские писатели об этом писать…» – объяснил свой интерес к пьесе Леонид Алимов.

В спектакле заняты актеры нескольких поколений: Елена Симонова, Родион Приходько, Елизавета Нилова. В главной роли Владимир Богданов. «Все, кто любит наш театр и этих актёров, приходите, не разочаруетесь!» – приглашает режиссер.

Встречи друзей

Вторую часть пьесы «Двадцать минут с ангелом» покажут уже в новом, юбилейном 80-м сезоне, который откроется в сентябре и будет богат на премьеры.

Как рассказал «Петербургскому дневнику» художественный руководитель Академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков, в новом сезоне начнет работать Александр Баргман над комедией Ханоха Левина «Заставь моё сердце трепетать». Оформит спектакль Анвар Гумаров. Также ведутся переговоры с молодым и уже известным режиссером Романом Габрией о постановке им чеховского «Дяди Вани».

«Еще я очень надеюсь, что Александр Морфов, находящийся пока в Петербурге, найдет возможность и сделает новую редакцию «Дон Жуана» Мольера с молодыми артистами театра», – рассказал худрук.

Кроме того, по словам Виктора Новикова, театр продолжит традицию временных выставок в Большом фойе, посвященных событиям и людям. Тем более что следующий сезон станет юбилейным не только для театра, но и для народной артистки России Галины Короткевич, которая в августе отметит свой 100-летний юбилей.

Также пройдут читки пьес современных драматургов на Малой сцене, цикл представлений «Театральные встречи на Итальянской» и «Встречи друзей».

«Надеюсь, что в следующем сезоне нам удастся возобновить наши балканские встречи в Македонии, Сербии, Болгарии, Хорватии, Черногории и посетить известные международные фестивали с нашими спектаклями», – не теряет надежды Виктор Новиков.

Леонид Алимов: «Без живого общения нет театра»

Разговор с главным режиссером Театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоялся накануне необычной премьеры: Леонид Алимов выпускает первую часть дилогии по «Провинциальным анекдотам» Александра Вампилова – спектакль «Двадцать минут с ангелом. Анекдот I. Случай с метранпажем». Второй «анекдот» ждет своей встречи со зрителем уже в новом, 80-м по счету сезоне. Мы поговорили с Леонидом Александровичем о спектакле, о русском язык