16+

Моноспектакль по мотивам произведений Владимира Бибихина

Автор инсценировки и исполнительница – Кристина Токарева
Художественный руководитель постановки – Борис Павлович
Художник по костюмам – Екатерина Евсеева
Продюсеры – Ольга Каммари, Екатерина Евсеев

Это не совсем спектакль  — скорее, иммерсивное действо-размышление в интерьерах театра – от входа до Большого фойе, —   или представление в формате site specific-театр.

Спектакль, навеянный старинным духом Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, является частью большого проекта Бориса Павловича «Лес»:  в городе в самых необычных местах возникают спектакли — «акты» (в бутик-отеле, на чердаке, в баре, в театре, в катакомбах церкви, в учебной аудитории и пр.), и эти части, как деревья, не имеют иерархии и последовательности, но вдохновлены философией Владимира Бибихина, российского философа и филолога.

Актриса ходит по зданию театра, «вглядываясь в прошлое словно в будущее». Постепенно пространство «оживает» и начинает говорить с настоящим голосами прошлого. Мерцающей тенью вторгаются в монолог Кристины Токаревой реплики Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Биография и судьба величайшей актрисы русской сцены каким-то магическим и необъяснимым образом становятся рифмой к актерской исповеди, попытке самопознания…

Премьера состоялась 14 ноября 2021 года
Продолжительность спектакля — 1 ч. без антракта

Действующие лица и исполнители:

Исполняет Кристина Токарева

Пресса о спектакле

Премьера спектакля-экскурсии «Лес. Актриса»

14 ноября состоялась премьера моноспектакля «Лес. Актриса»: он играется в интерьерах театра – от входа до Большого фойе. Спектакль, навеянный старинным духом Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, является частью большого проекта Бориса Павловича «Лес».

Актриса ходит по зданию театра, «вглядываясь в прошлое словно в будущее». Постепенно пространство «оживает» и начинает говорить с настоящим голосами прошлого. Мерцающей тенью вторгаются в монолог Кристины Токаревой реплики Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Биография и судьба величайшей актрисы русской сцены каким-то магическим и необъяснимым образом становятся рифмой к актерской исповеди, попытке самопознания, вдохновленной философией Владимира Бибихина.

«В Древней Греции, — говорит Владимир Бибихин, — театр чаще всего располагался посередине между храмом, расположенным наверху, и рынком, находящимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», дух и материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру».
О том, что это за роль, о сущности актера размышляет в своем моноспектакле Кристина Токарева, поверяя теорию личным опытом. С исследовательским педантизмом она пытается найти отражение древней мудрости в разных гранях своей профессии. Идеальным местом для такого исследования стало здание Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, построенное по уникальному архитектурному проекту. Здесь в буквальном смысле сошлись в одной точке мир материальный (торговые ряды магазина «Пассаж») и мир духовный (театр).

«Вчера был мой бенефис, и был для меня истинным триумфом. Театр был битком, за два дня не было билетов, подношения и вызовы без конца. Страшно была счастлива. Получила много депеш с пожеланием успеха… Откровенно говоря, ждала от Вас». (Из письма В. Ф. Комиссаржевской 1894 г.)
О спектакле-альманахе «ЛЕС» Бориса Павловича:
В городе в самых необычных местах возникают спектакли — «акты» (в бутик-отеле, на чердаке, в баре, в театре, в катакомбах церкви, в учебной аудитории и пр.), и эти части, как деревья, не имеют иерархии и последовательности, их можно смотреть в любом порядке.
У спектакля, как у леса, нет границ и плана, но есть общая экосистема.
Куратор проекта — Борис Павлович, режиссёр, лауреат национальной премии «Золотая маска», руководитель театральной компании «Разговоры» фонда «Alma Mater».

История «ЛЕСА» началась с неформальных философских встреч петербургских актеров и режиссера Бориса Павловича, которые на карантине читали произведения Владимира Бибихина. По мнению режиссёра, философский метод этого мыслителя имеет много общего с механизмом театрального искусства. Театр также стремится рассказать чужую историю, чтобы стать в этом рассказе самим собой.

Владимир Вениаминович Бибихин (1938 — 2004) — советский и российский переводчик, филолог и философ. Кандидат филологических наук. Наиболее известен переводами Хайдеггера. Читал авторские курсы лекций на философском факультете МГУ.

Автор инсценировки и исполнительница — Кристина Токарева
Художественный руководитель постановки — Борис Павлович
Художник по костюмам — Екатерина Евсеева
Продюсеры — Ольга Каммари, Екатерина Евсеева
Продолжительность – 1 ч. без антракта

Текст статьи

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской прошла премьера моноспектакля «Лес. Актриса».

Театр лишь предоставил свое пространство — от входа до Большого фойе — проекту Бориса Павловича «Лес». Вернее, части проекта, состоящего из дюжины частей, которые, подобно деревьям в лесу, «прорастают» в городе: то в Петрикирхе, то в бутике, а то вот  — в дружественном театре. «Лес. Кастинг», «Лес. Книга», «Лес-Молитва», «Лес. Застолье»… Основывается проект на трудах философа Владимира Бибихина, а именно цикле его лекций «Лес», о чем уже сообщала читателям наша газета. Обязательно ли читать эти сложнейшие философские тексты перед просмотром очередного спектакля? Наверное, нет. Я, например, перед «Актрисой» успела почитать только о самом Бибихине. Да и моноспектакль Кристины Токаревой, признаюсь, заинтересовал меня не столько как часть сложного проекта, а как посвящение Вере Федоровне Комиссаржевской.

Начался он в пустом гардеробе, где одиноко болтался на вешалке темно-синий жакет с золотым шитьем на рукавах. Собравшаяся публика в ожидании сначала болтала, делала селфи… И

вдруг кто-то громко и четко сказал, почти крикнул: «Театр!». Все замолчали. В гардеробе стояла девушка. Ровесница пестро и ярко одетых зрительниц с розовыми и зелеными волосами, рыжими дредами, легкими платьицами ,в сочетании с тяжелыми ботинками. Но совсем на них не похожая. Когда актриса Кристина Токарева остановилась у плаката «Театр начинается с Веры», а котором использован знаменитый портрет Комиссаржевской — вполоборота, смотрит на нас из-за плеча, — я поразилась сходству.

Кристина — Вера ходила по театру, увлекая за собой нас, зрителей, четко шагая по паркету, легко взлетая по застланной мягким бархатом лестнице, читая монолог, в котором перемешаны мысли о ремесле актера, цитаты из ее писем, обращенных к тем, кого любила.

А вот в Большом фойе она подошла к огромному окну, смотрит вниз на универмаг «Пассаж» и цитирует Бибихина: «В Древней Греции театр чаще всего располагался посередине между храмом, расположенным наверху, и рынком, находящимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», дух и материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру…».

Иногда в монолог актрисы, где всё про работу, искусство, любовь — про жизнь, — вторгаются строки Блока, написанные на ее смерть: «Умер вешний голос. Погасли звезды синих глаз…». Словно прорывается будущее, где ее смерть в Ташкенте от черной оспы. Как тут не вспомнить Сегодняшние реалии — ковид, маски, QR-коды…

А потом актриса говорит о свободе, раскрепощении актера, снимает жакет, распускает волосы и начинает кружиться в своей балетной юбке-«шопенке». Так долго, что уже я чувствую легкое головокружение, хотя сижу на стуле, а она — сохраняет равновесие.

Спектакль длится час. И все это время актриса крепко держит внимание зрителей, демонстрируя то сочетание хрупкости, «кукольности» и силы воли, которое было свойственно Вере Комиссаржевской. И есть в этом спектакле еще один герой — сам театр, его сцена, его стены, его лестницы, которые помнят так много.

Спектакль определен как иммерсивный, предполагающий более активное участие зрителя, чем когда он просто сидит в зале и смотрит на сцену, погружение его в эпоху, историю, жизнь персонажа. В случае «Леса. Актрисы» мы, зрители, гуляя по старинному театру, играли роль… зрителей. И нынешних, и тех, что аплодировали Комиссаржевской сто с лишним лет назад.

Следующие спектакли состоятся е декабре.

З.Арсеньева. Не гаснут звезды синих глаз// Вечерний Санкт-Петербург, 25 ноября 2021

Пойти в театр, чтобы попасть в лес и написать книгу. Разбираем самый необычный театральный проект сезона

Специально для «Фонтанки» спектакль-альманах режиссера Бориса Павловича посмотрел и объясняет критик, профессор кафедры русского театра РГИСИ, Николай Песочинский.

06.12.2021 19:06

Более необычный театральный проект, чем «Лес», разыгрывающийся в десятках точек Петербурга в течение целого месяца, невозможно себе представить. Лес — метафора, иносказательный образ живых явлений, собранных в одном, хотя и огромном, пространстве, существующих вместе и всё же невидимо связанных друг с другом. Этот образ подсказан книгами переводчика и философа Владимира Бибихина. Но он не думал, собственно, о театре, а режиссёр Борис Павлович и увлеченная его идеями актерская команда в многосоставном проекте предлагают осмыслить явление театра как такую экосистему.

«Осмыслить» тут главное слово. Мы редко задумываемся о существе самого явления театра, когда сидим перед сценой, смотрим разнообразные спектакли, переживаем или негодуем. А на самом деле что и почему здесь происходит? Кто и зачем выходит на сцену, кто притворяется не собой, говорит чужие слова, смотрит на нас, обращается к нашим чувствам, а мы как бы верим в придуманные автором события и сочувствуем несуществующим людям (или реальным перформерам, которые перед нами)? Что тут настоящее, что наигранное? Что серьёзное, что баловство, профессия, игра, коммерция, высказывание? Чем что измерить?..

Задумавший эту серию перформансов режиссёр Борис Павлович, неоднократно номинированный и награжденный такими премиями, как «Золотая маска» и «Золотой софит», кроме своих «обычных» постановок много раз уже показывал, как можно эту «обычность» увлекательно разрушать — в нетеатральных пространствах, с совсем другими участниками, на совсем другом словесном материале, чем «обычно» бывает. И теперь он превращает зрителей в участников проекта, которые, наблюдая театр как бы изнутри и со стороны, обнаружат в нём общие законы существования. Такие законы, о которых писал любимый философ режиссёра — Владимир Бибихин.

Некоторые рассуждения из этих философских книг включены в текст всех перформансов и соединяются «без швов» с письмами знаменитых людей, со специально написанными текстами — монологами актрис, и с живыми разговорами, возникающими спонтанно во время действия. В двенадцати сериях проекта — разные перформеры, разные голоса, ситуации жизни и отражения природы театральной игры.

Лес. АктрисаФото: Ева Пчёлкина / предоставлено пресс-службой

В части, названной «Актриса», не входя в зрительный зал, мы бродим по пространству театра, в котором больше ста лет назад играла Вера Комиссаржевская, любимая зрителями, признанная, легендарная при жизни и притом чрезвычайно драматично относившаяся к тому, что здесь, именно здесь, с ней происходило. Фразы из её писем соединяются с монологом современной артистки, которую мы видим, — Кристины Токаревой. Содержание ориентируется на тезис мыслителя: «Узнай себя — это ты». Рассуждение о природе чувств человека, о миссии быть на сцене. Что чувствует актриса, выходя к публике, и что считает своим успехом? Как спектакль связан с её реальной жизнью и реальными людьми? Где в нём техника, где искусство, где природа, что можно разглядеть в сценической игре?

Рядом, за дверями зала, идёт репетиция, и мы слышим фоном монолога артистки голоса её товарищей по цеху, играющих свои роли, в окнах фойе отражается торговая галерея. Визуализируется мысль Бибихина о том, что место театра в древнем городе было между храмом и рынком. Не только по локации, но и по сути. Хорошо, что исполнительница не пытается играть роль Комиссаржевской и философские афоризмы произносит чуть ли не комически. Смысл передаётся зрителям не словесным, не логическим, а театральным способом, ассоциациями, собственными рассуждениями в этом пространстве, в этой ситуации, спровоцированными у всех произвольно разными строчками текста и образами игры.

В другой части проекта — «Кастинг» — раскрывается центральный для проекта образ человека, заблудившегося в «лесу». Лес — иносказание. Человек теряется в жизни, человек искусства теряется в творчестве. Алина Король играет успешную кинозвезду, теряющую роль. Актрисе нечего сказать человечеству, когда ей представляется такая возможность. Ей приходится разбираться в обстоятельствах, в ориентирах, в окружающем ландшафте, искать свой путь.

Ландшафт в данном случае гламурный. Перформанс играется в интерьерах пятизвёздочного отеля. Это как бы соответствует стилю фильма мечты, в котором можно было бы участвовать. Фон для кинопроб внешне прекрасен, но по сути он не отличается от чащи леса, потому что осмысленного маршрута героиня найти не может. На пути ей встречается Спасатель (артист Егор Щедров), он пытается дать ориентиры выхода из «леса». Это в перформансе сделано эффектно и с юмором: Актриса и Спасатель принадлежат совершенно разному «кино»: она из итальянской «новой волны», а он из советского реализма. Но это не отменяет диалога: опасность заблудиться грозит любому, состояние творческой немоты может настигнуть каждого. Мы идём за актрисой, пытаемся найти — вместе — путь выхода из глуши и отчаяния. Лес нас объединяет, в философском смысле в глобальном «лесу» человеческое сообщество неразделимо.

Из одной почвы (философских работ Бибихина, размышлений о театре, артистах, зрителях, образах, значениях, смыслах) вырастают разнообразные художественные объекты. Борис Павлович давно овладел жанром спектаклей-разговоров («Квартира. Разговоры», «Исследование ужаса») и привлекает зрителей к дискуссии. Эта дискуссия гипотетически может стать книгой. На каждом перформансе зрители могут взять фирменную тетрадку и записать (зарисовать) в ней свои рассуждения по ходу увиденного, вступить в полемику с предыдущим автором. Кстати, это тоже происходит из почвы рассуждений Бибихина о проблемах понимания, выражения мысли, языка, средств общения.

На особую территорию «Леса» приходят люди, посмотревшие другие перформансы. Одна из частей проекта — «Книга» — полностью отдана разговорам, причём для каждой встречи выбирается новая тема. Например, также подсказанная философией Бибихина тема «дна», той точки усталости сознания, внутренней опустошенности, на которой наступает ощущение исчерпанности и кризиса. Павлович рассуждает о том, как это происходит у режиссёра, актриса Ксения Плюснина — о том, как артисты попадают на своё творческое «дно», что при этом ощущается.

Лес. КнигаФото: Ева Пчёлкина / предоставлено пресс-службой

Когда в разговор включаются собеседники (назвать их привычно «зрителями» неверно, в данном случае это полноправные участники действия), оказывается, что признаки пребывания на дне могут быть очень разными, как и способы со дна всплыть, кризис преодолеть. Ключевые слова записывают на бумажном свитке. Мысли формулируются и фиксируются, развиваются, объединяются, расходятся. Рефлексия всегда является частью театрального события для зрителей, бывает она и у создателей спектаклей. В этой части проекта «Лес» рефлексия превращается в текст. Оказывается, что внутренние механизмы существования театра не так уж отличаются от законов других форм человеческого бытия, и искусство можно видеть как часть жизни в целом.

Проект «Лес» собирает людей, подтверждая рассуждения Бибихина о противоположности обособления, отгораживания, самостоятельности личности — опыту единения с другими людьми, с миром. А это и природа театра. Даже тогда, когда он совсем не похож на то, что обычно театром считается.

Николай Песочинский, специально для «Фонтанки.ру»

Актриса на алтаре искусства

13.12.2021

Каждый раз, когда начинает казаться, что в рамках театральной жизни  Петербурга уже вряд ли случится нечто неповторимое, невероятное, непредсказуемое, на горизонте обязательно возникает ни на что не похожая работа. Режиссер Борис Павлович представил свой новый сложносочиненный проект «Лес», мощно вдохновленный философским миром идей Владимира Бибихина. Отдельные фрагменты этого красочного пазла способны впечатлить в полном объеме, и даже небольшая часть всей широкомасштабной истории позволяет испытать непередаваемые эмоции.

Спектакль «Лес. Актриса», кажется, абсолютно ничем не похож на сценическое повествование. При желании в нем можно, конечно, найти больше сходства с познавательной экскурсией, чем с театральной историей. Но впечатление это весьма обманчивое. Здесь практически на физическом уровне ощущается уникальный дух театра как культурного феномена, сама его мощная древняя корневая природа захватывает зрителей без остатка, увлекая с головой. Удивительное тут получается зрелище: монологические рассуждения о Платоне и Аристотеле сменяются биографическими фактами великой русской актрисы  Веры Федоровны Комиссаржевской, но все-таки тут не совсем про это конкретно.  Все реплики и фразы лишь формальный повод для их существования, глубинных черт и деталей намного больше. Масштаб размышлений здесь гораздо выше, он соизмерим с космическим метауровнем: роль театра возводится до высших философских категорий. Через его призму в этом внесценическом действе пытаются понять истинную суть бытия, постичь важнейшие смыслы.  И тут же на противоположном полюсе  рассматривается судьба конкретного человека как отчаянная попытка познать (как завещали, кстати, все те же древние греки!) и понять самого себя.

Кажется, что в чистом и светлом служении миру театра – высшее счастье, величайшее благо. Так-то оно так, но только вот оборачивается оно порой невыносимым внутренним опустошением, уничтожающим все на своем пути. Все страхи, сомнения, вопросы к самому себе – до чего же мучительны они! Привычная рефлексия становится истинной пыткой, способной свести с ума, причинить практически осязаемую боль. Отделить себя от профессии не получается, и вот уже главный смысл жизни вовсе не кажется таковым. Впрочем, все это бег по замкнутому кругу, ситуация из рода безвыходных. Но, кажется, именно такова предначертанная судьба актрисы – принести себя в жертву, положить свою жизнь на алтарь искусства.

В спектакле совершенно удивительно играет дополнительными смыслами пространство: гулкие коридоры полупустого театра им. Комиссаржевской становятся таинственным чертогом, хранящим незримый дух великой актрисы, нарочитая броская роскошь убранства с лепниной и сусальной позолотой вступает в невидимый антагонизм с рассуждениями о философских категориях и высших материях. Прибавьте к этому еще одну деталь: из окна фойе зрителям замечательно видны неоправданно дорогие торговые ряды легендарного «Пассажа», и мы смотрим из храма искусства на храм золотого тельца, пристально разглядывая пустую суету внизу. Актриса Кристина Токарева на протяжении всего действа – словно обнаженный нерв, уровень открытости публике – пределен. Повествование обволакивает ее незримым облаком, и она словно бы в своем отдельном мире. Зрителям же остается созерцать, не двигаясь и не дыша. Потому что «Лес» не терпит шума, пустого и бессмысленного.

Марина Константинова специально для Musecube