2 марта на малой сцене спектакль «Страсти по дивану» будет сыгран в 100-ый раз. 4 актрисы (народная артистка России Тамара Абросимова, заслуженные артисты России  Валентина Панина и Нелли Попова, артистка Александра Сыдорук) бессменно и в едином составе играют этот спектакль вот уже почти 10 лет (премьера состоялась 22 мая 2010 года). И до сих пор эта простая и драматическая история женского одиночества, переходящая из поколения в поколение, вызывает жгучий и, к сожалению, неизбывный интерес зрителей.

Спектакль —  участник фестиваля «Встречи в Одессе» в рамках международного фестиваля «Встречи друзей». В 2013 году спектакль с большим успехом гастролировал в 10-и городах Америки  ( Вашингтон Д.С., Филадельфия, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Бостон, Чикаго, Пало-Альто, Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Сан – Диего).

«На Малой сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской  — спектакль «Страсти по дивану» по пьесе драматурга-дебютанта Майи Тульчинской. Ее сюжет — из тех, которых так не хватает современному театру: история четырех женщин одной семьи.

В «Страстях по дивану» право голоса реализуют четыре поколения женщин: современное юное создание в исполнении Александры Сыдорук, ее несчастная одинокая мать — Нелли Попова, мать матери, такая же одинокая и несчастная, — Валентина Панина. И наконец, мать, бабушка, прабабушка, самая старшая в роду героиня Тамары Абросимовой, чью нелегкую женскую долю, как эстафету, протестуя и рыдая, но не в силах сбросить с плеч тяжелую ношу, волокут все ее наследницы по прямой. В пьесе есть нежность, любовь, слезы, бунт, отчаяние и надежда и нет ни одного мужчины. Впрочем, какой-то один возникает в воспоминаниях — как существо, которое не умело мыть окна, постоянно оставляя на них разводы…»

…в названии закодирован некоторый сюрреализм — ведь фактически оно означает, что рассказ ведется от лица предмета мебели, впитавшего в себя слезы и судьбы тех, кто его эксплуатировал» (Ж.Зарецкая. Сердца четырех/ Вечерний Петербург, 14 мая 2010)

Необычная композиция пьесы, напоминающая музыкальную форму «рондо», не дает осознать сразу, что все четыре героини – члены одной семьи, и большая часть пьесы – это воспоминания о том, чего уже нет и о тех, кого уже нет. Между первым и вторым действием проходит двадцать лет. Героини, легко узнаваемые, находящиеся практически в одном пространстве, переживают смену эпох и кризисы, их быт и сознание меняется вместе со временем. Неизменно только то, что они любят друг друга и не пытаются это понять….

 Заслуженная артистка России Валентина Панина: 

Когда я была молодой актрисой и меня спрашивали, мечтаю ли я сыграть образ своей современницы, я говорила – нет, потому что эти наши сегодняшние страсти мне казались не так интересны. И вот наступило время, когда у меня возник интерес к женщине, которая живет сейчас, здесь, рядом со мною – к моей современнице. Я поняла, что это такая бездна материала! Когда мы начали работать, было и отрицание, и неприятие: в этой пьесе отношения матери и дочери совсем не такие, как у меня с моей дочерью. В этих отношениях нельзя командовать — нужно понять и поддержать, и мне кажется, я сумела избежать в жизни то, что есть в пьесе — любовь-муку.

В этой пьесе есть символ, связывающий все поколения женщин – старый диван. В нашей семье такого символа нет, но я до сих пор храню у себя папино письмо к маме: «Наночка, пошел в магазин, не волнуйся», и мама ему отвечала: «Витенька, мой родной …». Уже в моем возрасте они писали друг другу такие записочки…

Заслуженная артистка России Нелли Попова:

Жизнь летит стремительно: не успеешь оглянуться,  а у тебя уже подрос сын или дочка, и вот они уже хамят тем, кто их вырастил… Мы, женщины, все время идем по кругу и повторяем друг друга. Приходит возраст, и ты сама не замечаешь, как становишься своей мамой и ничего не можешь с этим поделать, потому что это сильнее нас. Моя героиня из женщины среднего возраста становится старухой: она уже многое вынесла, что-то себе запретила, на чем-то поставила крест, у нее вставные зубы и седые волосы, она живет с возом проблем и забыла, что такое улыбаться, как и большинство российских женщин. На наших женщин всю жизнь давит груз бытовых и социальных проблем, все время думаешь, как отдать долги и кредиты, в чем-то себе отказываешь, на чем-то экономишь. И если утром посмотришь в метро, то увидишь, что все российские бабы  — на одно лицо. Может быть, хотя бы у кого-то, посмотревшего наш спектакль, что-то екнет внутри, он вспомнит про свою маму и подумает: «Зачем же я ей это сказал, дай-ка позвоню…»

 Актриса Александра Сыдорук: 

Поначалу репетировать было очень тяжело – я воспитывалась по-другому. Хотя, наверное, знала, что бывают подобные взаимоотношения, такие ситуации у матери и дочери. Но дети иногда бывают гораздо умнее своих родителей.  В этом спектакле со мною работают удивительные люди, и я всех их люблю и уважаю, но иногда кажется:  если бы в этом спектакле со мною работал какой-то неприятный человек – было бы легче сыграть те ситуации,  те отрицательные эмоции,  которые заложены в пьесе. Это же родные люди! – почему они так мучают друг друга? Может быть, дело в эгоизме, нежелании что-то поменять в своей жизни. Именно в своей, потому что изменения происходят сначала внутри себя.

Режиссер – народный артист России Георгий Корольчук:

Любить легко – сложно выбираться из того, что мы натворили. Полюбить, значит уступить себя – а вот этого-то как раз «я не хочу». А хочу я иметь над тобой власть, взнуздать тебя, но вначале мне нужно поймать момент, когда ты перестанешь быть собой, перестанешь себя контролировать, то есть тебя разнуздать. Это не я сказал – «разнуздать, чтобы взнуздать».  Святые говорят: «За унижением ближнего следует иссекновение любви».  Вот про это пьеса.