ЭТО РАЗУМНОЕ ВОЛШЕБСТВО….
(к юбилею народного артиста России, актера Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Ефима Каменецкого)
27 июля – юбилей народного артиста России – Ефима Каменецкого. Этот день у всех комиссаржевцев ассоциируется с началом отпуска, лета, солнца. И, может быть, такое совпадение неслучайно. Ефим Каменецкий – негромкий, трепетный и мягкий человек, обладающий при этом «солнечным» талантом.
В этом сочетании – «Ефим» и «Каменецкий» — уже есть какое-то противоборство: мягкость и острота, нежность и пронзительность, легкость и страстность. Всё это и свойственно обладателю этих качеств. Есть в нем еще какая-то лучистость и тихая, спокойная доброта, глубокий ум, врожденная интеллигентность, невероятная детскость и редкий дар мудрости.
Так случилось, что накануне своего юбилея Ефим Каменецкий сыграл главную роль в премьерном спектакле Театра им. В.Ф.Комиссаржевской – «Бесконечный апрель». И вот здесь соединилось всё – и его личные качества, и удивительный актерский дар, и то, что пришлось пережить, прожить и принять совсем недавно, и дар прощения, смирения, и острое желание творить, играть, быть….

Из отзывов в прессе:
«Собственно, это и делает актера выдающимся, личностью, эпохой. Когда с первой секунды происходит погружение, когда существование «от» и «до» забирает, несмотря на обстоятельства, здоровье, возраст. Когда внутри одной истории всегда существует еще и внутренняя история — актерская, личная, и она наполняет, надстраивает (…) таким образом, что ты считываешь его судьбу — того человека, который стоит на сцене…(…). Эта встреча, мне кажется, и состоялась в спектакле «Бесконечный апрель», где народный артист России Ефим Каменецкий в канун своего юбилея (…) проводит полтора часа на сцене, проходя по лабиринту времен, ведя свою очень точно сыгранную тему.» (Е.Строгалева. Петербургский театральный журнал).

«Про эту работу Ефима Каменецкого хочется сказать одно – «дотронулся до сердца» (М.Шикова. Вести)

«Безграничную любовь, это поле, оберегающее человека от рождения до смерти, оказывается, можно сыграть на сцене» (Е. Омецинская. Невское время)

«Каменецкому и его партнерам удается просто и точно, без наигрыша, за полтора часа прожить на сцене целую жизнь, штрихами обрисовать поколения, честно признаться в страхах, покорно осознать безвозвратные потери (…). И в этой работе столько глубоко личного, что хочется каждого обнять – и не стесняться собственных слез.» (М. Кингисепп. Инфоскоп).

ИЗ ОТЗЫВОВ КОЛЛЕГ:
Н.а. России Борис Соколов:
Мы познакомились в Риге в 1969 году, когда Фима со своей женой Галей приехал работать в Рижский театр драмы, где сыграл большие, значимые роли. Я очень хорошо помню его Монахова из «Варваров» М.Горького – это было глубоко и серьезно, чувствовалось, что за этим человеком большая тайна и большая жизнь. Потом его пригласил он уехал в Ленинград к Игорю Владимирову, а еще через несколько лет мы встретились в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской. С Фимой всегда — просто: искренне и естественно. И на сцене с ним очень хорошо: спокойно и гармонично. И, как мне кажется, на сцене он решительнее, увереннее, чем в жизни. Он умный актер и очень внимательный человек, он больше других видит и больше знает. Я ему желаю одного – здоровья, здоровья, здоровья. В конце концов, мы живем в театре, и театр – это и жизнь, и разумное волшебство — всё вместе.

Художественный руководитель театра им. В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков:
В своей жизни я не встречал таких скромных людей, таких тружеников, которым ничего не надо – только работать в театре, играть роли, любить своих близких, отдаваться полностью тому делу, как это ни громко, которому ты служишь – а он действительно подлинно служит театру. Ему совсем не надо этих наград, привилегий, различного рода «отметин» — и это не кокетство и не поза: это такое внутреннее состояние, которое характеризует подлинность человека. Что бы Фима не играл: будь то «Кин IV», «Шут Балакирев» Г.Горина, «Недалеко от Бога» Г.Слуцки, «Дни Турбинных» М.Булгакова, или роли в «царских» спектаклях А.Толстого («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис»), или «Идиот» Достоевского — он всегда прекрасен и всегда точен…А последняя его работа в «Бесконечном апреле» — это великолепное соединение таланта и мастерства, души человеческой и мудрости опыта…

Народный артист России Иван Краско
Его исполнение ролей отличается особой чуткостью к режиссеру, партнерам, людям вокруг. Чтобы сыграть любую роль, он хорошо изучает биографию героя, подходит не с налета, а изнутри, его роли всегда психологически обоснованы, а форма, тем не менее, при всей его человеческой скромности, актерски очень острая, потому что Фима обладает прекрасным чувством юмора. Хочется пожелать Фиме здоровья и счастья, доброты и любви вокруг…

Театральный критик, профессор СПбГАТИ Надежда Таршис:
Ефим Каменецкий – большой актер. Таких мало. От его работ остается длительное послевкусие, продолжает звучать благородная нота душевной неуспокоенности живой мысли. В спектакле театра Ленсовета «Последний отец» по пьесе И.Дворецкого от его героя было невозможно оторваться – зал от мала до велика был им словно усыновлен. А его работа в знаменитых «Людях и страстях»? Сложный сплав: ужас перед сынишкой – готовым доносчиком, брезгливость нормального человека, и ирония артиста, играющего Брехта. Это то, что остается жить в памяти, составляет реальную историю театра, — так же, как его филигранная работа в «Преступлении и наказании», где ёрничество Порфирия Петровича отдавало горечью…. Значителен Ефим Каменецкий и позже, в театре им. В.Ф.Комиссаржевской. В «Андорре» М.Фриша, «Колыме» И.Дворецкого, «Днях Турбиных» и «Чичикове» М.Булгакова… Его появление на сцене всегда задает высокую планку профессионализма.

Заслуженная артистка России Валентина Панина:
Ефим Каменецкий для меня – это такое человеческое чудо. У меня давнее обостренное внимание к его личности, к индивидуальности актерской и человеческой. Он человек внутренне многоэтажный. Чтобы проехать в лифте несколько этажей, — нужно в него попасть. Так просто пролезть не получится. А вот через творчество — можно. Меня его судьба волновала всегда, и то, как он упорно справляется с трудностями, как умеет их преодолевать. Кто-то мудрый сказал: «возраст – состояние души, не совпадающее с телом иногда…». А вот его я воспринимаю молодым. Может быть, мы взрослеем и стареем по-разному?
В новых работах он часто меня удивлял непохожестью на предыдущее. Думаю, у него много «ингредиентов», и в нем много всего намешано…
Я пошла на спектакль «Бесконечный апрель» с тревогой и ожиданием, волновалась ужасно, зная проблемы Ефима Александровича, из-за которых люди иногда опускают руки, уходят из профессии. А он все время находится в тренинге – работает над голосом, по-прежнему много читает, изучает, смотрит.
Первое слово, которое он сказал в спектакле – МАМА… — и все, что есть во мне из детства, любви — всё всколыхнулось нежностью невероятной, и я смотрела на одном вздохе. А дальше пошел набор состояний личных, и от его глаз лучистых, пронизывающих, как иллюминаторы, было не оторваться…..Этот спектакль поразил меня еще добротой и человечностью и наших актрис. Материал был переосмыслен и перечувствован так, что даже через плохое в героях (а на это способно искусство), через переживание, пусть по касательной, тяжелых времен, — проявляется что-то светлое. В этом «Бесконечном апреле» возникает щемящее ощущение доброты, нежности, любви – всех тех качеств, без которых жизнь стала бы адом.

Директор театра им. В.Ф.Комиссаржевской Вадим Зайцев
Ефим Александрович потрясал и потрясает меня тем, как он ценит и любит поэзию в драматическом театре. Он умеет слушать и слышать время. Часто, когда мы встречаемся и, перебивая друг друга, цитируем Бродского, — оба получаем от этого огромное удовольствие. Он любит, знает стихи, поэтов, и может процитировать что-то особо подходящее на каждый случай.
Ефим Каменецкий умеет дружить, умеет любить и ценить то, что преподносит ему жизнь… Он прекрасный человек, замечательный артист. Горжусь тем, что дружим и рад тому, что мы – современники.