9, 10 НОЯБРЯ в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской представят премьеру спектакля «ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…» по пьесе Э.-Э.Шмитта «Если начать сначала».

Премьера приурочена к 55-летию творческой деятельности народной артистки России Тамары Абросимовой.

«В один прекрасный вечер будущее вдруг оказывается прошлым,  и тогда мы оглядываемся назад — и видим свою молодость.»  Луи Арагон

пер. с фр. Александра Браиловского

Режиссер-постановщик – Олег Куликов

Художник-постановщик – Елена Орлова

Хореограф – Анастасия Конина

Художник по свету — Елена Филимонова

Видео оформление – Павел Макушев

В спектакле заняты: народная артистка России Тамара Абросимова,  заслуженный артист России Евгений Иванов,  артисты Инна Анциферова, Екатерина Панасюк,  Екатерина Карманова,  Игорь Андреев, Евгений Чмеренко. 

У каждого из нас есть «точки судьбы», которые определяют дальнейший коридор жизни. И иногда мы мысленно возвращаемся туда, чтобы понять, было ли у нас право выбирать, тот ли выбор мы совершили и что было бы с нашей жизнью, если  на этой развилке мы пошли бы другой дорогой. А впрочем, история не терпит сослагательного наклонения….Спектакль «Если бы знать» — попытка отправиться в это невероятное приключение.

 Режиссер ОЛЕГ КУЛИКОВ: «У каждого человека в определенный момент времени жизни смещается акцент. В начале, в молодости, мы стремимся вперед. Мы не помним прошлого,  не замечаем настоящего. Мы «летим» вперед – и это абсолютно нормально. Потом, в какой-то момент, нам хочется остановиться и почувствовать сегодняшний день, ту секунду, в которой живешь. А потом наступает время, когда все, кого ты любил, уходят. И у тебя остаются только воспоминания. Так в определенный момент начинаешь жить прошлым, с этим ничего не поделать, оно становится единственным временем жизни…

Странным образом смыкается с самой пьесой жизнь сегодняшней творческой группы спектакля. Время Тамары Михайловны – одно, время вчерашних выпускников курса Бызгу, которые буквально два месяца назад получили дипломы, — другое, а мое время – где-то посередине. Когда мы  репетируем, общаемся, я почти что кожей чувствую, как пьеса обретает какую-то живую «плоть»: как эти ребята – вчерашние студенты – смотрят на театр, на жизнь, на репетиции, на время; как смотрит Тамара Михайловна на все эти вещи, и как смотрю я…

В этой пьесе ставятся вопросы и не дается ни одного ответа. Правильно ли поступил главный герой, неправильно? — если бы знать… Вот эта чеховская фраза из «Трех сестер» определила и название нашего спектакля. Если бы знать, если бы можно было одну жизнь прожить начерно, а другую – набело, если бы знать, как правильно…

Анатолий Васильевич Эфрос когда-то очень правильно говорил, что в репетициях надо получать удовольствие прежде всего от человеческого общения, потому что наша жизнь – это, по существу, репетиция, другой жизни у нас нет, и поэтому по возможности нужно проживать ее счастливо».

 Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, где училась у знаменитых педагогов. В Театр им.В.Ф.Комиссаржевской актриса пришла сразу после окончания учебы в 1963 году и осталась здесь навсегда. Вот уже 55 лет Тамара Михайловна служит родному театру – срок воистину удивительный и самый продолжительный в труппе Комиссаржевки. Но назвать ее старейшиной ни у кого не возникнет соблазна, потому что Тамара Абросимова – молодая, прекрасная, невероятно талантливая, тонкая, интеллигентная, великолепно образованная и  увлекающаяся. Она преподает театральное мастерство студентам Консерватории, постоянно путешествует по миру, имеет множество друзей среди людей самого разного поколения, много читает, в том числе и современную драматургию. Про таких говорят  — «быстра на подъем».

Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова  снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях  родного театра: «…о жизни, смерти и любви», «Страсти по дивану» и теперь – в спектакле «Если бы знать…».

Э.-Э. Шмитт: «Я написал эту пьесу, потому что все время задаю себе один и тот же вопрос. Мне все время хочется вернуться в прошлое – ни для того, чтобы изменить свою жизнь, а чтобы спросить себя: а сделал бы я сейчас такой выбор?

Я много вижу постановок по всему миру – в том числе по моим пьесам, но очень редко можно встретить такую целостную гармонию: В Германии играют умом и телом, но не сердцем; во Франции играют умом и сердцем, но без тела; а в России – всем сразу – и это прекрасно!

Когда я нахожусь в Петербурге, я не могу точно сказать, где я: в Европе, в России? – я в Петербурге: это какая-то отдельная страна…

«Всё течёт, всё изменяется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот»,  —  написал философ Гераклит. А вдруг в жизни все поправимо, и  ошибки молодости можно исправить, как в школьном диктанте, переписав его набело?

Новая пьеса Э.-Э. Шмитта, премьера которой с успехом прошла в 2014 году в парижском Театре комедии на Елисейских Полях, увлекла и Петербург. Творческая команда Театра им. В.Ф Комиссаржевской —  это режиссер  Олег Куликов,  художник Елена Орлова,  артисты Тамара Абросимова, Инна Анциферова, Екатерина Панасюк,  Екатерина Карманова Евгений Иванов, Илья Антонов, Евгений Чмеренко.

Идея параллельных миров — «альтернативная» история – излюбленный прием писателей, позволяющий объяснить путешествие во времени, называемое иногда «парадоксом убитого дедушки».

По дороге  в Стокгольм для получения Нобелевской премии известный ученый Александр  Суше заезжает в особняк своего детства. Александру предстоит вступить в диалог с самим собой и оказаться на развилке судьбы в «самый страшный день своей жизни»…

 ЭРИК-ЭММАНЮЭЛЬ ШМИТТ родился в 1960 году, в детстве с большим увлечением занимался музыкой, намеревался стать композитором, но оставил эту затею, поступив в колледж, где поощряли его литературный талант. Тем не менее, параллельно с занятиями в колледже, он продолжал посещать уроки музыки при Лионской Консерватории. Окончил факультет философии в одном из самых престижных высших учебных заведений Франции, защитил докторскую диссертацию «Дидро и метафизика» и в течение нескольких лет преподавал философию в лицее Шербура и университете Шамбери.

Первые же его пьесы стали открытием: «Ночь в Валони» — современные вариации о судьбе Дон Жуана, и «Посетитель», действие которой происходит в кабинете Зигмунда Фрейда во время Второй мировой войны и представляет беседу Фрейда с неизвестным. Успех пьесы «Посетитель» был отмечен тремя премиями «Мольер и стал решающим событием в карьере Шмитта.  В дальнейшем Э.-Э.Шмитт пробует себя в жанре романа, пишет либретто к операм и сценарии к фильмам, эссе, повести и новеллы. Спектакли по его произведениям не сходят со сцен многих театров всего мира.

Э.-Э.Шмитт – лауреат самых престижных литературных и театральных премий (премии Академии Бальзака, театральной премии Французской Академии, премии «Мольер» и пр.).

Тема возврата в прошлое давно волнует известного писателя. В 2001 году он пишет роман «Другая судьба», который вызвал бурную критику. В нём описываются два параллельных мира: в одном из них Адольф Гитлер успешно сдаёт вступительные экзамены в Венскую академию изобразительных искусств в 1908 году и не становится диктатором, а в другой Шмитт описывает реальное историческое развитие событий.

Творчество Эрика-Эмманюэля Шмитта оказалось очень близким петербуржцам. Почти в каждом театре идут его пьесы. По роману «Оскар и Розовая Дама» (из «Цикла незримого») был поставлен легендарный спектакль с Алисой Фрейндлих, который помнят многие театралы.

В 2014 году автор произведений «Оскар и Розовая дама», «Ибрагим и цветы Корана», «Евангелие от Пилата», «Женщина в зеркале», «Кики ван Бетховен», сборника новелл «Одетта Тульмонд», «Мечтательница из Остенде», «Концерт «Памяти ангела», «Два господина из Брюсселя», пьес «Загадочные вариации», «Распутник», «Фредерик, или Бульвар преступлений» и многих-многих других приезжал в Санкт-Петербург на фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге», организованный Молодёжным театром на Фонтанке.

Здесь были творческие встречи с читателями, показ спектаклей по произведениям автора («Четыре танго о любви» и эскиз к спектаклю «Если начать сначала» Молодежного театра на Фонтанке,  последний показ спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений» театра Ленсовета, спектакль «Libertin» (Распутник) Московского театра на Малой Бронной), показ кинофильма «Оскар и Розовая дама» в режиссуре самого Эрика-Эмманюэля Шмитта.

  «Есть тексты, которые — при всей своей неприхотливости — ломают и выворачивают тебя наизнанку. Шмитт — юморист по природе. Его герои попадают в сложные ситуации, с честью из них выходят, и все это — весело, оригинально, экстравагантно, по-французски изящно. Но любой большой писатель — трагический нерв своего времени, и сколько бы он ни смеялся, наступает время, когда вместо лукавой улыбки либертена Дидро перед ним встают совсем иные фигуры». (Михаил Бударагин «Двое в комнате: я и Зигмунд»/ new3.novgorod.ru)

  Цитаты из пьесы «Если начать сначала…»

—  Какой ужас! Умерла – и даже не заметила!..

— Детство не одно, их несколько. Смотря в каком возрасте вспоминаешь.

— порой любовь убивают сомнения, мою же убила уверенность.

— Думаешь, старость — это у меня нервное?

— Молодость – это когда думаешь, что завтра будет лучше, чем сегодня, а старость – когда сегодня чувствуешь себя хуже, чем вчера.

— Когда человек предчувствует, что ничего не добьется в реальной жизни, он выдумывает себе другую жизнь, воображаемую, настолько высокую, что не добиться успеха ТАМ – дело вполне нормальное. Он, в сущности, даже не стремится к триумфу, – он просто заранее скрывает свое поражение… Саша, твоих сегодняшних знаний вполне достаточно, чтобы послужить и обществу, и близким. Зачем гоняться за химерами?

— Любовь кормится незнанием, сомнениями, страхами, надеждами, двусмысленностями… Поклоняться можно лишь таинству. Юные личики гораздо более привлекательны, чем лица пожилые, – не потому, что они круглее, свежее и энергичнее, нет, просто в них присутствует тайна. Ведь на них почти ничего нельзя прочесть… Потом, с годами, они становятся понятнее – и вдохновляют куда меньше… В сущности, самая любимая женщина – всегда незнакомка…

— Если не знаешь, которую из двух выбрать, значит не любишь ни ту ни другую. Иначе бы ты не колебался. Так что мне им сказать, этим двум?