Александр Большаков – этапы жизни и творчества

Заслуженный артист России Александр Большаков – актер несомненно талантливый: тонкий, проницательный, брутальный и очень музыкальный. Каждую свою роль он выстраивает, как музыкальную партитуру, каждый свой жест продумывает, четко, «по школе» определяя мысль автора и воплощая замысел режиссера.

Закончив в 1996 году СПГАТИ (курс проф. И. Малочевской), он в 1998 году пришел в  театр  им. В. Комиссаржевской и за короткий срок занял ведущее место в труппе, сыграв более двадцати ролей, в основном – главные. Первыми из них  были роли в спектаклях «Преступление на Козьем острове» У.Бетти и «Контрабас» П.Зюскинда.

Актер хорошей петербургской театральной школы, подробный и внимательный, он  является еще и актером «быстрого реагирования».

В «Безымянной звезде» (режиссер В.Фильштинский) он исполняет роль Грига, циничного пресыщенного игрока, прожигающего жизнь в казино, для которого жизнь состоит из череды внешних светских ритуалов. Жесткий актерский стиль заставляет говорить не только о яркой индивидуальности, типаже, но и о психологической глубине. Александр Большаков способен передать  нерв своего времени.

Еще в роли Чичикова (спектакль «Чичиков», реж. А.Исаков, 2002) Большакову удалось выразить  зловещий абсурд нашего времени, гоголевский навязчивый морок, скрещенный с булгаковским мистицизмом. Он очертил формулу  нового человека с хваткой сильного хитрого афериста экстракласса – будущего хозяина жизни.

За несколько лет до спектакля К. Райкина Большаков блистательно сыграл в  «Контрабасе» П. Зюскинда. В сценической исповеди актеру удалось раскрыть образ «мятущийся, хаотичный и страстный», отобразить «процесс утраты  иллюзий музыканта, стремящегося слиться с инструментом в  гармоническом экстазе».

Значимыми в его творчестве по праву считались работы в «Воре в раю» Э. де Филиппо и «Страхах царя Соломона» Э. Ажара. Роль простодушного итальянского воришки, решившего «договориться» со святым Петром в своих махинациях, критика признала безоговорочно: «Одна из главных удач спектакля — молодой актер Александр Большаков в заглавной роли. В спектакле возник причудливый элемент «неонеореализма»: состоялось точное попадание ак­терской психофизики в задачи роли». А про спектакль «Страхи царя Соломона» критика писала: «Не случайно на роль Жана выбран А. Большаков, единственный в труппе  театра актер, обладающий  тем самым «животным магнетизмом», о котором пишет Ажар, и сочетающий в себе  брутальность с наивностью». Именно  эти качества актера использовал  режиссер А. Морфов  в постановке (2007 г.) «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира,  где Большаков  сыграл  две роли: Оберона  и Тезея. Его «кошачья» пластика в сочетании с сильной мужской энергией, умение «быстро думать», действовать и четко определять задачу роли делают актера кумиром многих зрителей. Обладая музыкальным образованием, Александр точно чувствует «партитуру» пьесы, «партитуру» спектакля. Его исполнение не фальшиво и  музыкально, если этот термин применим к драматической роли. Кроме того, актер  имеет красивый лирико-драматический баритон, а также владеет несколькими музыкальными  инструментами. Эти навыки активно используются в постановках с его участием. В рок-спектакле А. Морфова  «Ваал» А. Большаков блистательно исполнял зонги, одаривая зрителей своей магической энергией.

А в роли Антипова-Стрельникова в спектакле «Доктор Живаго» актеру действительно удалось «раздвоиться» : он сумел сыграть и влюбленного, любящего мужчину, и жестокого солдата революции, готового расстреливать «врагов». Примечательна в этом ключе сцена Живаго-Стрельникова, где в психологическом поединке не побеждает ни один, где есть только побежденные, и жалость испытываешь не только к главному герою, но и к потерявшемуся во времени и пространстве Стрельникову-Антипову. Его брутальная манера, жесткая речь не смогли скрыть ту рефлексию сомневающегося человека, способного не только командовать, но и любить, страдать и быть несчастным…

Сегодня актера можно увидеть в спектаклях: «Доктор Живаго», «Сон в летнюю ночь», «Буря», «Безымянная звезда», «Двенадцать месяцев», «Мыльные ангелы»

Народный артист РФ Ефим Каменецкий:

Актер Саша Большаков – актер подлинной, совершенно определенной индивидуальности. Я всегда думал, что его ждет очень  определенная творческая дорога. Много лет назад мои друзья в Театре За Черной речкой готовили спектакль «Капитанская дочка». Я тоже участвовал в этом. Искали актера на роль Пугачева. А у меня тут же – с этой лысиной, с его безбородьем –возник Саша Большаков. Я подумал – вот настоящий Пугачев без всяких наклеек. И он очень хорошо сыграл.

Совсем недавно в театре случилась премьера «Доктор Живаго», где Саша сыграл роль Антипова. Это его роль,  она очень на него «ложится», и он отдает себе в этом отчет. Саша играет Антипова хорошо, но я знаю, что есть роли, которые он может играть блестяще.

Саша – это прежде всего – мужчина. В нем настоящая мужская основа, что по нашим временам очень ценно. И он должен быть мужчиной во всем, потому что ему все это дано.

Как-то меня подвозил на машине один человек и сказал, что два дня назад он был в нашем театре  на спектакле «Безымянная звезда», где я играю роль крестьянина, а Саша – Грига. Случайный попутчик поделился, что спектакль ему понравился, особенно когда приезжает  тот лысый (т.е.Саша). Ныне покойный Михаил Казаков задавал несколько иную типажность в образе Грига, а Саша совершенно другой.  И он в этом очень убедителен.

Заслуженная артистка РФ Маргарита Бычкова:

Мы с Сашурой одного года рождения – 1968 – и это у нас как пароль. Саша все время говорит: «68-ой не подводит!». Еще он очень гордится, что родом из города Вятка и абсолютно такой русский человек. Он учился у замечательного мастера Малочевской и тоже этим гордится. Надо отдать должное – Саша очень хорошо обучен, у него потрясающая школа, очень большая ответственность по отношению к театру,  ролям, спектаклям, репетициям. Он всегда собран и всегда готов. Он очень хороший, безотказный  друг и очень хороший папа.

Впервые в театре я увидела его на спектакле «Козий остров». Он на меня произвел сумасшедшее впечатление, потому что невероятно брутален и красив,  внятен и понятен на сцене.  Что касается срочных вводов – Саша всегда готов. Он сильный крепкий артист, и для него не существует маленьких ролей.

При своей определенной внешности и лысой голове, Саша  может быть очень разным. Я обожала его с Анной Вартаньян в спектакле «Любовник»,  мне нравился его моноспектакль «Контрабас». И там он был разный: с его мужественной внешностью  он играл одинокого, забитого, загнанного (собой, прежде всего) человека со своими страстями и комплексами…

Замечательный образ Оберона,  царя фей и эльфов, создал Саша в спектакле «Сон в летнюю ночь». Там он во всей своей красе, обворожителен, невероятно сексуален, а как замечательно он читает стихи!  Я его обожала в Ваале, где он пел замечательно.  У него абсолютное какое-то кошачье нутро – я бы сказала – лев. Лев без гривы…

Большаков – это принадлежность театра им.В.Ф. Комиссаржевской. Думаю, что в городе знают все, что Большаков служит в нашем театре и это правильно — он наш такой парень…

 Актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Елизавета Нилова:

Саша существует уже давно в моей жизни через дружбу с моим папой. И ко времени моего прихода в театр мы уже были отчасти друзьями.

Всегда добродушный,  внимательный, всегда улыбнется, со всеми поздоровается, всех спросит, как дела, как себя чувствуешь, как настроение.

Сейчас для меня Саша — абсолютно родной человек. Он актер, как сейчас говорят, старой школы, который очень серьезно относится к профессии, к делу. Он очень «капучий» в хорошем смысле этого слова. Если ему что-то важно, он будет задавать вопросы,  будет спрашивать, не будет просто функцией.  Потому что важно понимать про что, зачем, ведь именно ему выходить на сцену, к зрителям.

Первая наша встреча сцене была в спектакле «Двенадцать месяцев», где я играю Падчерицу, а Саша играет месяц Февраль. А вот «Доктор Живаго» — это наша первая близкая партнёрская работа, в которой мы играем мужа и жену.

Саша очень деликатен, и никогда не навязывается в помощники или подсказчики, не пытается советовать как играть, что-то поправлять или делать замечания. Тем не менее, он всегда очень внимателен, даже если что-то не получилось или не сложилось – всегда поддержит и скажет: «да что ты переживаешь, всё было прекрасно, всё по живому – сегодня так, а завтра по-другому…».

Для артиста очень важна речь, а так, как Саша работает с голосом и со своим речевым аппаратом – стоит поучиться многим. У него все чётко, ясно, слышно. Голос глубокий, пронзительный! Как-то на спектакле «Доктор Живаго» у  меня были гости, и после, делясь впечатлениями, говорили о сцене, где Сашин герой Антипов с песней уходит на войну: «как только он запел — полилась такая мощь, такая энергия буквально с первой строчки, что моментально «прошибло» до мурашек…»

Наша актерская профессия требует всегда быть в тонусе: театры, репетиции, спектакли, кино. У нас нет возможности позволить себе болеть. Мне хочется прежде всего пожелать Саше здоровья: слава Богу он человек крепкий и следит за собой, всегда ходит пешком,  проходит в день несколько километров, не ездит на транспорте, поэтому в свои 50 — в прекрасной форме, стройный и подтянутый.

Недавно я наткнулась на одну из самых первых серий «Улицы разбитых фонарей», где ему там всего 25 – шикарный красавчик с добрыми глазами — одно удовольствие на него смотреть! Вот прошло ещё 25 лет, а он не изменился!

У Саши, слава Богу, есть всё: семья, любимая женщина, дети, кино, родной театр, есть работы и на других театральных площадках — он востребован! Но наверняка у него есть неосуществимая мечта, вдруг он ещё не сыграл роль, «ту самую», которая его ждёт. И если такая есть — пусть придёт тот режиссёр, с которым они будут на одной волне, с которым будут задавать одни на двоих вопросы, с которым они вместе «докопаются» до нужной истины и родится что-то большое, как сам Александр Большаков!

Актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Варвара Репецкая:

В театре я уже служу 5-6 лет, но каждый раз Саша при встрече мне говорит: «Здравствуй, ребенок». Я помню его еще в «Безымянной звезде», когда я была совсем юная и бегала смотреть этот один из любимых моих спектаклей. Мне там нравилась музыка,  казалось, что на сцене  магия какая-то происходит,  тогда я и предположить не могла, что сама попаду в эту работу.  На сцене был какой-то невероятный красавец-мужчина, я была влюблена в него, и сейчас тоже: каждый раз, когда я выбегаю ученицей и говорю, что «там красивый и элегантный господин», то всегда произношу это с большим удовольствием.

 Режиссер Олег Куликов:

Мне посчастливилось с Сашей быть однокурсником — мы с ним учились вместе в театральном институте, поэтому я его знаю со студенческой скамьи. Саша всегда для меня был прежде всего — мужчина, и это, я считаю, всегда большая ценность и редкость на сцене не только в России,  но и во всех странах. Вся мировая драматургия посвящена, прежде всего, взаимоотношениям мужчины и женщины, поэтому всегда, когда есть на сцене мужчина – это очень ценно и радостно, тогда возникает конфликт со знаком «плюс» или со знаком «минус» во взаимоотношениях с женщиной. Также я считаю и знаю, что у Саши потрясающие вокальные данные, что довольно ценно для артиста. Ну а то, что Саша – прекрасный артист, мы все знаем,  — он это доказал во многих работах.

Мне кажется, что человечески Саша отличается тоже сегодня очень редким качеством, которое называется «доброта». Он очень добрый человек при всей своей внешности брутальной, он — брутальный мужчина  с большим добрым сердцем.