4 декабря 2016 года театральный Петербург отметит юбилей любимого артиста, режиссера, педагога детей и студентов – заслуженного артиста России, актера Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Сергею Бызгу – 50!
Почти сразу Сергей Бызгу завоевал Петербург в двух ипостасях: как театральный актер трагикомического дарования и уникальный педагог театральной студии для детей «Театр-класс».
Сегодня СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БЫЗГУ – Мастер актерского курса в РГИСИ, руководитель самой известной в северной столице детской театральной студии «Театр-класс», заслуженный артист России, актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, артист и режиссер нашумевших петербургских спектаклей. А также — многократный лауреат и номинант премии «Золотой софит», лауреат Приза зрительских симпатий в номинации «Лучший актер года», Лауреат Независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика, Лауреат фестиваля памяти Достоевского, обладатель Диплома фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям», лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», лауреат премии фестиваля «Балтийский дом», любимец детей, их родителей и всех петербургских зрителей.

Выпускник И.Горбачева Сергей Бызгу, успевший к тому времени сыграть «Митрофанушку» в «Недоросле» (Александринский театр) и поставить студенческий спектакль «Нахлебники», казалось, был рожден из всего комического: маленький, пластичный и нелепый одновременно. По словам критика И.Катаевой, уже в первой своей крупной роли Митрофанушки Бызгу был «той самой кошкой, которую невозможно переиграть».
Впервые о нем заговорили как об одном из актеров нового театра «Фарсы» (1991). После второго спектакля «Фарсы» — «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (1995) Бызгу стали сравнивать с героем Чарльза Спенсера Чаплина. Главное качество его персонажей в первых спектаклях – феерическое веселье и одновременно — способность к душевному лиризму. Со спектаклем «Фантазии…» С.Бызгу вошел в петербургский театральный мир как «лирический комик».
У каждого талантливого актера есть своя музыкальная формула, своя лейттема в творчестве и конкретном спектакле. Тему С.Бызгу можно сравнить с музыкой Моцарта – солнечной и трагической одновременно.
«То ли чаплинский бродяга, то ли парижский клошар, опять не поладивший с правосудием, он скитается меж ночлежкой и кутузкой, пытается бодриться и последним куском хлеба подкармливает прожорливых прибрежных чаек», — писал в 1999 году петербургский критик Л. Попов о комическом актере С.Бызгу.
Путь от философствующего Митрофанушки к сегодняшнему «Графоману» в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской оказался неблизок. В спектакле «Фарсы» С.Бызгу «жонглировал» чередой масок. В «Фантазиях» — это был маленький смешной человечек, не утративший связь с детством. И эта роль явно перекликается с его Скапеном в Молодежном театре на Фонтанке, Полонием из спектакля «Гамлет» (театр «Фарсы») и Питером Пнем из «Сна в летнюю ночь» в Театре им.В.Ф.Комисаржевской. О колоритнейшем Ефреме из спектакля «Вохляки из Голоплеков» (театр «Фарсы») писали много. Продолжением этой линии «площадного театра» возникнет Сосед в «Очень простой истории» ТЮЗа им.Брянцева. Новым поворотом в творческой судьбе актера станут роли Фомы Опискина и г-на Трусоцкого в спектаклях «Село Степанчиково и его обитатели» (реж.В.Крамер, театр «Фарсы»), «Обняться и заплакать» (реж.Г.Васильев). Здесь герои С.Бызгу «взрослеют»: смешные и трогательные, они приобретают все больше интонаций трагических, неконкретная маска клоуна обретает человеческое грустное лицо…
В спектакле «Мыльные ангелы» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Сергей Бызгу – бывший клоун в цирке, глотающий шпаги и балансирующий на канате. Их трагикомический дуэт с Маргаритой Бычковой – настоящее театральное пиршество, достойное пера историков театра.
Герои С.Бызгу не могут быть злодеями по определению. Однако в его творчестве был спектакль «Сиротливый Запад» (реж. В.Крамер, Театр им.В.Ф.Комисаржевской), где дуэт А.Баргман-С.Бызгу представлял братьев — «отморозков». Мучительно, с огромным трудом братья учились любви, обретая друг друга и веру в человеческое…
Роль скромного инженера Мокина в спектакле «Графоман» театра им.В.Ф.Комиссаржевской — новый виток в творчестве актера. Это смелая и удачная попытка обнажить настоящее лицо артиста Сергея Бызгу, смыв клоунский грим с «чаплинского бродяги» и поставив его прямо перед зрителем…
«Сергей Бызгу замечательно играет такого человека. Он прямо–таки создан для этого Мокина — у него самая обыкновенная, нисколечко не героическая внешность, но притом Бызгу — необыкновенный артист. И он необыкновенно передает, как может творческое одушевление преображать заурядную материальную оболочку: «О сердце, полное тревоги, /О, как ты бьешься на пороге /Как бы двойного бытия!..» (Тютчев). Стихи рождаются, подступают к горлу, становятся естественной речью — он начинает ими органично разговаривать…»(Д.Циликин. Деловой Петербург)
«Хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина. Поначалу он грустен и печален, непривычно для Бызгу спокоен и немолод. «Все уехали в гости, дружно сидят в гостях…» А дальше, выпив, его Мокин мечется и мучится открыто, нелепо, беззастенчиво, прося поддержки у зала, обращаясь к нему. Сергей Бызгу здесь — подлинный проводник внутреннего горячечного володинского ритма, ритма его стихов, которые во многом составляют текст роли. Трагикомическая актерская природа Сергея Быгзу такова, что даже пафос (а был, был у Володина пафос!) выходит у него мучительно-подлинным.» (Е.Гриневецкий. Петербургский театральный журнал).
О Сергее Бызгу можно писать много и долго. Он «рассыпан» праздничным фейерверком по всему Петербургу. В послужном списке артиста – спектакли Академического театра им.Пушкина (Александринский), театра на Литейном, Молодежного театра на Фонтанке, «Русской антрепризы» им.А.Миронова, «Белого театра», «Балтийского дома», ФМД-театра, «Комедиантов», БТК, Театра Комедии им.Акимова и ТЮЗа им.Брянцева. С 2005 года актер служит в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, вот уже более 20 лет руководит детским «Театр-классом», является Мастером актерского курса в Театральной Академии, ставит спектакли, в редкие свободные минуты снимается в кино. Он – любимец театральных критиков, зрителей, детей и студентов. Как говорит худрук Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков: «Сережа Бызгу по натуре — клоун. А у клоунов особые отношения с людьми…».