Творческие юбилеи актрисы ВАЛЕНТИНЫ ПАНИНОЙ

В июне-июле у заслуженной артистки России Валентины Паниной — две символичные даты: полвека служения сцене и 30 лет служения родному театру им.В.Ф.Комиссаржевской.

Ее появление в далеком 1970 г. в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» вызвало восторг у мужской части зрителей и восхищение – у женской. Далее были знаменательные роли в фильмах «Звезда пленительного счастья», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ослиная шкура», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие, сегодня ее узнают по фильмам «Одна тень на двоих», «Любовь как любовь», «Татьянин день» и пр. Свою актерскую карьеру она начала на старейшей сцене Александринского театра. Среди ее партнеров были Бруно Фрейндлих, Александр Борисов, Василий Меркурьев, Игорь Горбачев, Юрий Толубеев, Константин Адашевский. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Невольницы» А.Островского (реж. Г.Корольчук), «Страсти по дивану» М.Тульчинской (реж. Г.Корольчук), «Костюмер» Р.Харвуда (реж. А.Утеганов), «Прикинь, что ты – Бог» М.Вишнека (реж. А.Баргман).

СЕГОДНЯШНИЕ ГЕРОИНИ СПЕКТАКЛЕЙ С УЧАСТИЕМ
ВАЛЕНТИНЫ ПАНИНОЙ:
В спектакле «Страсти по дивану» она сыграла одну из четырех женщин, чьи истории вплетаются в линию целого рода. Героиня Валентины Паниной — капризная, непримиримая, раздувающая конфликт с дочерью, ведет постоянный внутренний диалог с матерью, которой уже нет в живых. Она, как ребенок, жалуется, просит прощения, переживает за то, что не успела сказать… Ее персонаж узнаваем каждой женщиной – в нем есть та горькая правда и сладкие слезы, которые позволяют нам в этом мире оставаться людьми, вспоминать тех, кто ушел; думать о тех, кто рядом…

Про ее экономку, Марфу Севастьяновну в спектакле «Невольницы», критика писала: «Примой в спектакле, бесспорно, является Валентина Панина: осанистая, величественная, громогласная, не экономка — королева. Такие люди, как Марфа-Панина всегда уверены, что именно они – истина в последней инстанции, и именно они лучше всех знают, как должно жить. Актриса играет известный род прислуги, чувствующей себя в хозяйском доме подлинной властительницей (…)У нее в руках и барин с барыней, с которых она берет мзду за их же собственную глупость» (Е.Омецинская. СПб курьер)

В спектакле «Костюмер» ее Миледи, верная спутница Сэра Джона, полифонична в многообразии актерских масок-настроений. В первой же своей сцене она буквально примеряет на себя усы, бороду и корону Короля Лира – атрибуты роли Сэра Джона. И в этой театральной игре заложен изначальный трагизм: сэр Джон уже не выйдет на сцену – это понимает не Миледи, а чувствует ее сердце.
За масками иронии, нарочитой бодрости и, порою, суетливости прячется предощущение беды, трагедии, горя. И все эти маски, надетые для мужа и актеров труппы, складываются в единственную главную мелодию – в один необъятный любящий взгляд, которым она окутывает и защищает смертельно больного мужа от бомб, от сумасшествия, от утомительных разговоров и груза лишних мыслей. Как игрушку для ребенка, она дает возможность сэру Джону флиртовать с молоденькими актрисами, потому что только это и еще – громадное чувство долга — держит его на этом свете.
Дуэт Валентины Паниной и Ивана Краско великолепен своей точностью, сыгранностью двух больших актеров, отсутствием всего лишнего, ненужного, тонкостью и глубиной.

В спектакле «Прикинь, что ты — Бог»: “И если человек «находится в состоянии глубокой комы», ожидая «спасительного землетрясения», то Бог продолжает жить вопреки приговору Ницше. В двенадцатой новелле «У меня ничего не болело, и я ждал смерти» великолепная Валентина Панина становится перед пюпитром, а все остальные артисты садятся перед ней на авансцене плечом к плечу, образуя еще один зрительный ряд. Она читает монолог Иисуса на кресте мерным, бесстрастным голосом, стараясь ничем не нарушить тот единственно верный трагический регистр, в котором нет пафоса и фальши. И ей удается донести мысль Иисуса до думающего зрителя. Христос, как и мы, растерянно всматривается в неизвестность.”. (Е.Омеличкина. Новеллы жизни// Театральный город/ Проспект премьер, №13. 2016)

…Борис Пастернак в стихотворении «Актриса» дал гениальное определение таланту: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». Талантливо сыгранные роли — это успех и признание, о которых так мечтают актеры. Но талантливая жизнь — это нечто значительно большее.

Житейский анекдот «от Паниной»:
Окончив Щепкинское училище, Валя прибыла на берега Невы. Её сразу приняли в театр имени Пушкина (ныне Александринский). Перспектива казалась заманчивой. Но многие обещания, увы, так и остались пустыми хлопотами.
По приезде в Ленинград она поселилась на улице Декабристов. В коммунальной квартире было 12 комнат и кухня с шестью плитами. В первый же вечер там собралось человек сорок, чтобы познакомиться с новой соседкой. Валя более двух часов рассказывала об училище, о спектаклях, о сыгранных ею ролях. Когда силы были на исходе и возникла пауза, Марья Васильевна, старожил коммуналки, спросила: «Я не поняла, ты, милая моя, поёшь или танцуешь?»