Фотографии из спектаклей Театра им.В.Ф.Комиссаржевской разных лет по пьесам Григория Горина

О.Машкова. Замолвите слово о бедном шуте/ Интервью с Александром Баргманом перед премьерой спектакля «Дом, который построил Свифт»// Free тайм, 24 ноября 2015
Главный режиссер Театра им. Комиссаржевской взялся поставить одну из самых знаменитых пьес Григория Горина – “Дом, который построил Свифт”. Учитывая, что не так давно Александр Баргман поставил в Театре имени Ленсовета спектакль про Дон Кихота, можно заметить, что борьба с ветряными мельницами продолжается… Впрочем, слово Баргману.

ТЕАТР ГОРИНА
– Идеи прилетают… О пьесе Григория Горина “Дом, который построил Свифт” мне напомнили мои тюменские друзья. Конечно, я знал о ее существовании, видел в юности фильм, но как-то никогда не думал о ней. И вдруг, когда я собираюсь ставить в Комиссаржевке совсем другой спектакль, мне говорят о “Свифте…”. Я перечитал пьесу, и она меня потрясла. К тому же я вспомнил о связи Григория Горина с этим театром, ведь со времен “…забыть Герострата!” здесь, по-моему, шли все его пьесы: “Тиль”, “Феномены”, “Шут Балакирев”…

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
– Особым трагическим импульсом для меня стал уход моего учителя Арсения Овсеевича Сагальчика (ставил в Александринском театре, на Литейном, в ТЮЗе; “открыл” Анатолия Солоницына, привел в театр Альфреда Шнитке. – Прим. ред.) Прошло полгода, и до сих пор эта боль не проходит. Как бы страшно и странно это ни прозвучало – сам факт его ухода уверил меня в правильности выбора материала. Сагальчик – человек невероятно талантливый, остроумный, скромный, правильно и вовремя молчащий и неправильно, не вовремя говорящий, человек, в чьей жизни было так много боли – он расцвечивал пространство вокруг себя, влюблял в себя людей. В этом он был похож на горинского Свифта. Мне его очень не хватает, и этот спектакль – мое внутреннее посвящение Арсению Овсеевичу…

ВРЕМЯ ШУТОВ
– Размышляя о будущем спектакле, я много читал, смотрел интервью с Гориным. Вглядывался в его огромные грустные глаза, слушал, что он говорит о времени, о смирении, о вечной теме шутовства, кочующей из пьесы в пьесу – ведь у него шут и Тиль (Уленшпигель, с пьесы о котором началась история захаровского “Ленкома”. – Прим. ред.) и Мюнхгаузен, а не только Балакирев. Именно шуты во все времена имели смелость говорить правду о мире, их окружающем, и о власть имущих. И как ни странно, правителям были необходимы эти люди. Наверное, от знания правды шуты всегда были самыми трагическими людьми на свете. И я думаю, Свифт – это тоже шут. Уставший шут. Видевший оборотную сторону реальности. Таким был и Горин…

– Внутри меня мне все время идет диалог. И с Гориным и со Свифтом. Свифт вообще персона загадочная, для меня, во всяком случае. Исследователи жизни и творчества Свифта путаются в противоречивой информации. Был ли для него сан декана собора Святого Патрика в Дублине высшей точкой карьеры, или он расценивал это назначение как ссылку? Как бы то ни было, он “памятник себе воздвиг”: почти в каждом окошке Дублина еще при жизни Свифта были выставлены его портреты. Есть даже легенда о том, что его профиль чеканили на монетах.

– Свифт – сатирик. А сатира всегда борется с властью, она всегда “несогласная”. И Горин выражал свое несогласие в пьесах и сценариях. При этом грустный человек Горин находил возможность забавляться – и в своих пьесах, и в юмористической телепрограмме “Белый попугай”, которую вел Юрий Никулин, и просто “травя” анекдоты и рассказывая байки в тесном кругу друзей.

ДОМ И ТЕ, КТО В НЕМ
– Такие спектакли можно делать только с единомышленниками. Мне повезло, у меня есть несколько друзей-коллег, которым я доверяю. Они могут и после репетиции, да и во время репетиции выражать сомнения, делать мне замечания. Это известный балетмейстер Николай Реутов, художники Анвар Гумаров и Ника Велегжанинова, стилисты Сергей Данишевский и Инна Лукина. И выражают они свое мнение по-разному – с нежностью, с терпением, а порой и прожигая взглядом… Почему я говорю именно об этих людях? Потому что с ними мы прошли длинный путь, они знают, на что я способен или неспособен. Мне есть чему у них учиться.

– Зрителям, которые придут на наш спектакль, я хотел бы напомнить о том, как важно понятие “дом”. И если этот дом наполнен неординарными людьми, что ж, тем интереснее.

Театр – это тоже “дом”. И во многом чудо театра заключается именно в его “обитателях”: сумасшедших, странных, необычных, но главное, одаренных людях…

– И знаете, после выпуска “Дома, который построил Свифт” я сразу хочу начать новую работу: “Прикинь, что ты – Бог”.

О ЧЕМ
В доме декана и писателя Свифта обитают герои его сочинений: это царство йеху и лилипутов, великанов и гуигнгнмов. Реальное и фантастическое переплетены так, что границу между ними уже провести нельзя. Для излечения Свифта от недуга нанимают психиатра. И доктор Симпсон заодно с публикой становится свидетелем невероятных, нелепых, забавных и трагичных событий, которые произойдут в этом доме и приоткроют внутренний мир одинокого гения.

Ольга Машкова