«НЕ ИЗМЕНЯЙТЕ ИДЕАЛАМ ЮНОСТИ»  — ВИКТОР НОВИКОВ НЕ ИЗМЕНИЛ….

На один из юбилеев близкий друг Виктора Абрамовича Новикова Михаил Барышников прислал шуточное поздравление, которое называлось «За что я не люблю Виктора Новикова», где он писал про то, что Виктор Абрамович всю жизнь работает в одном театре, живет с одной женщиной, у него один ребенок, и он ничего в своей жизни не меняет – ни город, ни страну, ни жену, ни театр…

Вся его жизнь в театре была пронизана почти нечеловеческой любовью к своему театру, Театру вообще и людям, которые в нем работают. Его творческий путь никогда не был устлан розами – но сила его любви родила поистине нечеловеческое терпение. Он, как никто другой, умел прощать  – ошибки, обиды, промахи и даже подлости.  Как-то директор театра про него сказал, что Виктор Новиков – «тонкокожий, поразительно быстро «включается» в другого человека, его чувства, проблемы. Он умел помогать — не просто сочувствием и советом, а реальным делом, не забудет, не «замотается», а, порою, сам увидит и спросит, что произошло…

Его творческий путь четко рассекается на два этапа: 1968-1991 гг. Виктор Новиков служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал  художественным руководителем театра.

Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, ставшего близким другом Новикова. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х гг. отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии. О редком умении Новикова хранить дружбу ходили легенды.

После смерти Р. С. Агамирзяна — в переломное для страны время, в 1991-г.  — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие  1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Нови­ков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический».

Для Виктора Новикова главным критерием в театре являлось со-творчество, взаимо-действие, и СПЕКТАКЛЬ  — как со-единение талантов, творческих идей и всего коллектива для любимого дела.

Не единожды в отношении Виктора Абрамовича звучало слово «легендарный»….Почему легендарный? Не только потому, что именно ему удавалось «литовать» запрещенные пьесы, не только потому, что он «открыл» многих молодых драматургов, не только потому, что круг его друзей — невероятно широк и говорит сам за себя — Михаил Швыдкой, Давид Смелянский, Михаил Барышников, Лев Додин, Вениамин Смехов, Эдуард Кочергин, Елена Алексеева, Николай Буров, Сергей Паршин, Владимир Гусев, Александр Калягин и многие другие… Уже нет Михаила Жванецкого, Григория Горина, Валерия Гаркалина, Георгия Тараторкина, Юрия Темирканова. Теперь к ним примкнул и Виктор Новиков…Это были и есть круг шестидесятников, определивших развитие российской культуры на десятилетия.

Всего полтора месяца назад, 12 декабря, мы отмечали 55 лет творческой деятельности Виктора Абрамовича.

Виктор Новиков легендарен не только потому, что  55 лет он служил в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (24 года — завлитом крупного российского режиссера Рубена Агамирзяна, а после его смерти более 30 лет — художественным руководителем). И даже не потому, что Театр им. В. Ф. Комиссаржевской — это бренд, это символ Ленинграда-Петербурга и своей историей, и своими спектаклями.

Главное заключается в том, что Виктор Новиков сумел не только удержать модель «театра-дома», не будучи режиссером-постановщиком. Он сумел выстроить редкую систему «семейных» отношений внутри театра, когда каждый (буквально каждый!) мог прийти в его открытый кабинет за помощью, когда человеческие взаимоотношения важнее, чем должностная иерархия, когда в театре служат десятилетиями, попав сюда однажды…

В чем секрет его руководства? — наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви — к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь. Он никогда не стремился к наградам, званиям, не забывая, тем не менее, артистов и работников своего театра. Он всегда был невероятно скромен в своих потребностях и для себя ничего не просил. Он никогда не стремился к славе, признанию, известности, всегда оставаясь немножко в тени. И, тем не менее, его любили, любят и будут любить очень многие люди — и в родном театре-доме, и в родном Ленинграде-Петербурге, и в Москве, в России и за ее пределами.

Из биографии:

Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в  театре им. В.Ф. Комиссаржевской — заведующий литературной частью. 1991 – 2024 гг —  художественный руководитель театра. Заслуженный деятель искусств России, лауреат премий им.А.Толубеева, «Петрополь».

             ИЗ ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ
ДРУЗЬЯ И АКТЕРЫ О ВИКТОРЕ АБРАМОВИЧЕ

 «Я считаю, что  на протяжении многих лет театральную политику в городе  во многом определял Виктор. Он складывал  общественное мнение вокруг театра, потому что  театр – это, прежде всего, среда. Если возникает общая среда артистов, режиссеров, театроведов, критиков, друзей театра, писателей, драматургов,  — то возникает и философия театра. Сейчас, спустя время, я могу с ответственностью сказать: Виктор — один из значительных родителей театральной культуры города. Оглянитесь вокруг: таких мало. Виктор  вырос на спектаклях театра, он создатель атмосферы и имиджа театра. Он делатель культуры театра. Это очень ценно. Есть люди, которые мешают процессу, а он помогает.  Капризов, выражения собственного «я» — в нем этого нет. Он не просто сухой, ограниченный  делатель, существующий на  страже имиджа своего  театра. Витя интересуется  общим процессом, я  не могу представить себе  без него свои  премьеры или выставки. Он ходит на  все  новое, происходящее в городе: на премьеры, новые выставки в Русском музее, Эрмитаже — он в курсе всей культурной жизни города.  Потрясающее качество:  открыв Америку, он открывает ее другим, в силу профессиональной заинтересованности. У него есть желание, чтобы получилос — не только у себя, но и вообще в городе. Это  любопытство  живет в нем до сих пор.  Я часто обращаюсь к нему по разным вопросам, потому что уверен: Виктор знает ответ. В культурологическом  плане  он  незаменим, а такие люди в  истории запоминаются. Сулержицкий, например, был человеком энциклопедических знаний. Виктор относится именно к такого сорта   деятелям. К тому же  у него потрясающее чувство юмора, и за это свойство в театре надо приплачивать. И еще – у него природный абсолютный вкус. А в отношении всех, с кем он работал – это постоянство. В жизни часто случаются перипетии, особенно в театре. Друзья становятся чужими, а вот Виктор как был для меня  родным человеком, так и остался. Ни с кем мне не бывает так легко, как с ним. Я испытываю к нему огромную человеческую симпатию. Он постоянен в своих дружбах и абсолютно надежный человек — не продает, не предает и никогда не откажет в помощи.  Это важно и для театра, для руководителя. Витя остался для меня положительным гением места. Он мне родной по философии и по способу мышления, и по человеческим качествам, по душевной близости. Может быть, ему не хватает железной руки или еще чего-то, но главное – это доброта и внимание к тем мелочам, из которых делается театр, жизнь  и сам человек» (ЭДУАРД КОЧЕРГИН).

«…он стал борцом  за права не только своего театра, но и всего театрального Петербурга. Он беспощаден в отношениях: если ему что-то не нравится, он умеет – это, кстати, счастливая тоже история, — иметь не только замечательных друзей. Он умеет иметь и врагов, что, в общем-то, большая редкость, потому что очень много людей избегают прямых высказываний. Так, за спиной что-то сказать  — это с удовольствием, а вот чтобы выступить и определить свою позицию – это гораздо труднее и реже. Виктор Абрамович никогда не стеснялся обнаружить свою позицию, пойти на обострение, если он считал, что что-то не так. Мне кажется, что за последнее время ему удалось вырастить интересный слой актеров – тех,  которые сегодня относятся к возрасту середняков. Многие из них еще успели поучиться у Агамирзяна. Новикову удалось собрать и интересную молодежь – а на сколько лучшую или не лучшую – это уже пусть судят узкие специалисты, а я  — зритель. Всегда с радостью бываю в этом театре,  — я дружил с актерами, людьми старшего поколения из этого театра, моими любимыми старшими товарищами, которых уже никого на этом свете не осталось, а память осталась самая добрая и благодарная. Самое главное  — то, что до сегодняшнего дня Комиссаржевка продолжает сохранять свое особенное лицо» (НИКОЛАЙ БУРОВ)

            Лет двадцать назад Михаил Швыдкой назвал статью о нем «Литейщик». Речь шла о коллеге-театроведе, который пришел на должность завлита в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской в самые застойные времена, то главным его делом поначалу было «литование» пьес. В чем он достиг вершин виртуозности. Умел провести через цензуру, именуемую Горлит, вещи, с точки зрения бдительных редакторов, явно требовавшие если не запрета, то решительных купюр.  Зовут этого мастера-литейщика Виктор Новиков. В театре, куда пришел после окончания ЛГИТМиКа пятьдесят пять лет назад, он работает по сей день. При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. По сути, Новиков как был завлитом, так им и остался. Только круг забот расширился. Перестав быть «литейщиком», из горячего цеха он не ушел. И все время норовит обжечься – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах…» (ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА)

«…в моем представлении он продолжает оставаться все тем же юным Витей Новиковым, с которым мы познакомились, а потом подружились в давние годы нашего соученичества в тогда еще Ленинградском театральном институте имени Александра Николаевича Островского. В моем восприятии Виктор ничуть не изменился. И это, может быть, одно из самых главных его достоинств. Виктор всё так же остроумен, парадоксален в мышлении, в поступках, блестящ на слово. Виктор все так же любит литературу и с каждым годом становится все более блистательно образованным и знающим литературу и искусство человеком. Виктор все так же любопытен ко всему, что происходит в мире, и особенно ко всему, что происходит в мире искусства. Витя все так же беспафосен, ироничен и внутренне очень серьезен и целостен. Витя может с юмором и с иронией говорить о многом, но внутренние его ценностные установки всегда остаются все теми же, они всегда подчинены верности, благородству, честности, человеческой доброте. Витя — замечательный друг и нежный товарищ; знать, что его плечо всегда где-то недалеко, очень важно для жизни всех его друзей.

Виктор долгие годы был заведующим литературной частью, незаменимым помощником Рубена Сергеевича Агамирзяна, и это был, может быть, чуть ли не единственный заведующий литературной частью в опыте моей жизни, от которого я ни разу не слышал ни одного недоброго слова ни о своем прямом начальнике, ни о своем Театре. Таким же Витя остался, когда стал художественным руководителем Театра, который он мужественно и последовательно ведет уже много лет той дорогой, которой считал верной его наставник Рубен Сергеевич. Может быть, в глубине души Витя понимает и сложности и проблемы, с которыми сталкивается Театр, с которыми он сталкивался еще и раньше, когда был совсем молодым, но он, верный полузабытой сегодня уже художественной этике, решает эти проблемы внутри себя и внутри своего, любящего его, я уверен, коллектива.

Виктор Абрамович — один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово значит многое и для многих. Для меня, например, те или иные оценки им моих работ — всегда одна из самых главных и немногих мне интересных и важных точек зрения. И я благодарен Вите и Ларе, что они бывают на всех наших премьерах, много, горячо, искренне общаются с нашими артистами и сотрудниками. Словом, Виктор Новиков — многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжелые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков — неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа» (ЛЕВ ДОДИН).

Виктор – очень крупная личность. Человек такой выделки, которая масштабна. Он сформировался среди людей очень мощных, очень серьезных и глубоких –он сформировался среди настоящих личностей: с одной стороны Товстоногов, Агамирзян, Володин, а с другой стороны – Барышников, Бродский, Жванецкий. И он в каком-то смысле был и остался им равен. И самодостаточен внутренне. И то, что в Петербурге остаются такие крупные личности – для города это очень важно.

За исключением одного года в Ленконцерте, Витя проработал в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской всю свою жизнь. Вообще такого однолюба мне встречать больше не приходилось. Во-первых, они очень рано поженились с Ларисой и всю жизнь прожили в согласии и счастье. Во-вторых, он всю жизнь проработал в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской – это тоже надо обладать особым чувством привязанности к месту, к делу, к истории этого театра, уникального по-своему. Он, придя туда практикантом, редактором литературной части (это был конец 60-ч ), остался там навсегда.

Я как-то писал про него заметку, она называлась «Литейщик Новиков», потому что в советское время он удивительным образом пробивал «литы», т.е. через цензуру он пробивал пьесы, которые в Москве невозможно было пробить, хотя в Ленинграде цензурная ситуация была жестче, чем в Москве. А Витя знал, как через цензуру провести самые сложные пьесы. Поэтому, когда появлялась какая-то сложная пьеса Шатрова или Горина, он умудрялся получить ленинградский лит. А ленинградский лит (разрешение на постановку) действовал на всю страну, в том числе и на Москву. И поэтому, как только появлялась пьеса «с трудной судьбой», обращались к нему.  А Виктор делал это  абсолютно виртуозно.

В третьих, Виктор Новиков — очень верный друг. Если он с кем-то связывал свою жизнь, то это было навсегда. Например, дружба с Барышниковым, что по тем временам было достаточно опасно.  Понятно, когда приехал Миша Жванецкий с Ромой, Ильченко и Карцевым, то они оказались тоже в его квартире на Исаакиевской.

Надо сказать, что очень мало людей из нашего театроведческого цеха становятся руководителями театров. На моей памяти крайне редко. Павел Александрович Марков в какой-то момент стал художественным руководителем МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве. Были 40-е годы, и он возглавил театр. Но вообще театровед, возглавляющий театр практически – это крайне редко. Это разные профессии совсем. Но были люди и в Ленинграде, как, например, театровед Юра Смирнов-Несвицкий, основавший         театр «Суббота».

С моей точки зрения феномен Новикова в том, что он абсолютно, до мозга костей, до последней капли крови – театральный человек. И он – театральный человек, который понимает, как вести театр, понимает, куда двигаться. Он человек идейный, потому что всю жизнь имел дело с драматургией, со словом, и в этом смысле театр для него  — это такой театр-послание.

Он принял театр в очень трудное время. И сумел его сохранить. Потому что стать художественным руководителем театра в начале 90-х, когда люди с трудом выживали – это подвиг. Во многом это получилось благодаря его умению дружить с людьми. Он не старался специально. У него нет разделения: вот тут я работаю,  а тут я живу. Сам творческий процесс и само дело, которому он служит – и есть жизнь, в которую вовлекаются разные люди. Мы столько лет с ним дружны – страшно сказать. И я хочу сказать, что это для меня огромное счастье, большой подарок судьбы.

Витя очень остро чувствует литературу. За годы своего завлитства он научился очень точно понимать, что есть литература, а что нет. Доказать, что Бабарыкин пишет хуже Чехова, как известно, невозможно. Это надо только обладать каким-то особым чутьем. Это крайне редкое качество, но оно в нем есть. Поэтому он очень точно чувствует людей, чувствует, с кем он хочет общаться, а с кем не хочет. Он разборчив в связях.

Когда в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской поставили Жванецкого (спектакль «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого), то ставили большого русского писателя. И для него Жванецкий – это большой русский писатель, связанный с южнорусской школой литературы, с Олешей, с Катаевым, с Бабелем, с Ильфом и Петровым. И он к Жванецкому действительно относился как к писателю, что было для Михаила Михайловича необычайно важно. Он чувствовал себя писателем и был писателем по-настоящему, потому что он, конечно же, запечатлел эпоху. Витя и театр Комиссаржевской поставили Жванецкого тогда, когда его другие не ставили.  Потому что для того, чтобы разглядеть большую литературу и большие смыслы в казалось бы малой прозе, нужно обладать огромной тонкостью и глубиной.

Одно время я пытался переманить его в Москву, объяснял, что все уже уехали, что художественная жизнь в Петербурге потеряла то напряжение, которым она обладала. Но он – ленинградский человек до мозга костей. Он работает в театре, который связан с одной из самых трагических страниц в истории, с блокадой, и этот Блокадный театр – это тоже какой-то знак притяжения, такой якорь.

«Поразительным образом Витя, проработавший в театре пятьдесят пять лет, не утратил бесконечной расположенности  к людям и к искусству. Театр – это особенное место, где все проявления – демонстративно преувеличены, не только на сцене, но и за кулисами.  К нему это не имеет никакого отношения. Наш Абрамыч сохранил такую искренность и естественность, такую удивительную способность в любых предлагаемых обстоятельствах оставаться самим собой, что свойственно только настоящим интеллигентным людям. Он нужен всем, — друзьям и недругам, людям театра и публике, — как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки» (МИХАИЛ ШВЫДКОЙ)

ВО-ПЕРВЫХ, ОН  — ЧЕЛОВЕК….

 Народная артистка РФ Тамара Абросимова

«Перебирая в памяти былое…»

Мне хочется сказать несколько слов благодарности. Прежде всего за то, что когда ты занял эту должность, старые артисты театра почувствовали твоё доброе отношение к ним. Ты очень много им помогал, когда дело касалось здоровья и не только; они были благодарны тебе и за давно заслуженные звания, и за новые роли в спектаклях, поставленных специально для них.

А сколько сил, терпения, изворотливости нужно было проявить в начале ХХI века, чтобы успешно провести реконструкцию и ремонт нашего театра, вернуть в союзе с художниками, строителями и реставраторами его зрительному залу, интерьерам исторический облик!

И, наконец, как мне не оценить предоставленную возможность создания моноспектакля, существующего уже больше десяти лет, постановки «Двенадцать месяцев», с которой случилась прекрасная поездка в Японию. Ещё раз спасибо! Желаю тебе здоровья, сил и новых успехов театру.

Народный артист РФ Иван Краско

Любые дифирамбы с моей стороны в адрес Виктора Абрамовича можно выразить одним словом: благодарность. Иначе об этом человеке я не могу сказать.

Он поддерживает меня в творческих делах, я доверяю его вкусу. Уважаю за то, что он не лезет в режиссуру: не поставил ни одного спектакля, хотя он — художественный руководитель, хозяин театра. И это правильно. Он не реформатор – сохраняет традиции, и это, на мой субъективный взгляд, абсолютно верный путь. При этом с каждым новым режиссёром он привносит новый дух – и это тоже совершенно правильно, иначе театр не был бы живым. Виктор Абрамович любит артистов, знает каждому цену и никогда никого не выгонит из личных или корыстных соображений. Напротив, он доведёт артиста до окончания жизненного пути, не только творческого. Он никогда не действовал с позиции подлости – это человек справедливый, объективный, и главное, не боится в лицо сказать то, что думает. Часто это оказывается правдой, потому что он человек мудрый.

Был как-то просмотр нашего экспериментального спектакля «Тише, афиняне», и Виктор Абрамович настолько глубоко его принял, что я в своей ролевой тетрадке даже записал: «Такого-то числа был комнатный прогон спектакля. Виктор Абрамович благословил». Я подумал тогда – как хорошо, что театром руководит такой человек!

У нас нет подводных ходов, мы открыты друг перед другом и перед коллективом. Это, кстати, залог того, что в коллективе здоровый нравственный климат. Театр – это человеческое дело, глубоко человеческое! Если люди, которые занимаются актёрскими делами, сами не гуманисты, со сцены не будет веять любовью. Гуманист – хорошее слово, и оно относится к Виктору Абрамовичу.

Ещё меня всегда поражала его дружба с талантливыми драматургами, такими, как Григорий Горин, Нодар Думбадзе. Думаю, что для художественного руководителя — это одна из главных тропинок к настоящему творчеству и новым веяниям в театральной жизни.

Он очень уважаемый в городе человек. И когда я навещаю его, сижу с ним в кабинете, телефонный звонки не прекращаются. Многим людям он даёт дельные советы, говоря мне: «Ну, Вань, у меня опыта больше».

Ещё я люблю и очень уважаю их союз с Ларисой Романовной. Видимо, они исповедуют, что брак – это дело небесное. Они любят, ценят друг друга и берегут.

Артист Владимир Крылов

Кто для меня Виктор Абрамович? Это Фидель Кастро. Бессменный, любимый и родной. Он практически отец для всех нас – если что-то непредвиденное происходит, то мы бежим к нему. Виктор Абрамович хорошо знает нас, таких горячих и творческих. Он может либо остудить и помочь советом, либо сам с жаром пойдёт за нас в еще большее пекло. У него много друзей (кстати, я ни разу не слышал о том, что у него есть враги). Это удивительно, но он со всеми может найти общий язык. Он знает огромное количество выдающихся людей.

Ещё Виктор Абрамович знает бесконечное количество анекдотов и блистательно их рассказывает, а это, я считаю, огромное умение. Виктор Абрамович всегда в театре, когда бы я ни зашел к нему, а если его нет, то мы знаем, где он. Так же, как и он всё всегда знает – кто болеет, кто снимается в кино, кто чем недоволен или в чем отличился. Как тонкий психолог, он всегда находит нужные слова, чтобы поддержать тебя, никогда не скажет «нет» без аргументов.

Он открыт к диалогу – советовался с нами, когда театр нуждался в главном режиссере. Он давал шанс многим из нас попробовать себя не только в качестве актеров, но и на режиссёрском поприще. Безусловной победой Виктора Абрамовича (он сам об этом говорит, и мы так же считаем) является открытие для нас и нашего города Александра Морфова. С него в театре началось новое времяисчисление, новое мышление, другой воздух и вкус. Каждый «предпоказ», каждую премьеру Виктор Абрамович переживает вместе с нами. Мы понимаем, что бывают и неудачные спектакли, но я никогда не слышал от него, что увиденное — ужасно. Нет, он всегда находит точные слова, которые помогут спектаклю и не обидят нас, артистов.

Наверняка многие будут говорить о плюсах Виктора Абрамовича, которые нельзя сосчитать. Но главное достижение и главный плюс Виктора Абрамовича, конечно же, заключается в том, что он взял в театр меня.

Артист Константин Демидов

Виктор Абрамович совершенно потрясающий. Во-первых, он — Человек. Что мы вкладываем в это понятие? Он не знает, что такое подлость, он умеет дружить. Чтобы уметь дружить, нужно иметь определённый набор качеств – ценить другого, уважать, помогать ему и прощать. Все эти качества он не растерял за весь период своего художественного руководства. Не место красит человека, а человек — место. Он остался верен ценностям своей юности и зрелости, будучи уже «мэтром».

Как ленинградец и петербуржец, Виктор Абрамович очень уважает традиции театра, его блокадный статус. Театр уникален от рождения, и эту уникальность необходимо сохранять. А при помощи каждого из нас он привносит сюда новый дух, понимая и культивируя понятие «театр – большая семья», «театр-дом», которое началось с нашего мастера, Рубена Сергеевича Агамирзяна. И все последующие поколения в театре воспитаны уже в этой этике взаимоотношений. В семье можно и поругаться, и обидеться, но результат всегда будет уникален – театр всегда будет живым, не деланным, специально сконструированным. Эти взаимоотношения бесценны и их невозможно купить ни за какие деньги. Мы между собой уважаем друг друга настолько, что ощущаем некое равенство – вне зависимости от возраста и от успеха, который очень непостоянен. Для артистов, у которых, кроме таланта, есть ещё и гордыня, это очень сложный момент. Наш театр силён и отличается от других смирением гордыни во имя целого ансамбля. И тогда в спектаклях получается человеческая история.

В этом весь Виктор Абрамович: если случилось что, кто-то что-то натворил, но всё прошло плавно и без скандала – ну и хорошо. Не бывает ли в нашей жизни проступков? Бывают на каждом шагу! В нём есть умение простить, причём честно, по большому счёту простить и не попрекать потом человека этим – мол, «помнишь, я тебе пять лет назад простил?» Нет, ничего этого в нём нет. Что мне простил Виктор Абрамович? Я председатель профкома, и он мне прощает всё – мою наглость, моё непонимание ситуации, когда идёт борьба по животрепещущим вопросам, касающимся труппы, отдельного артиста или цехов. Он говорит, что Демидов может быть и не прав, но он всегда честен даже в заблуждении. И я ему за это очень благодарен. Я, конечно, в своей жизни массу крови ему попортил…

Виктор Абрамович понимает ценность четырёх поколений артистов, воспитанных Рубеном Агамирзяном. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской отличается уважительным отношением к старшему поколению, и это является важным воспитательным моментом для молодёжи. Такой атмосферы, на самом деле, нет нигде.

Он хороший человек. Он дал нам возможность несколько десятилетий жить мирно, развиваться, делать очень интересные вещи, которые «всегда бывают иногда». Да, абсолютные творческие победы бывают нечасто, но среда, в которой они могут возникнуть, здесь есть.

У Виктора Абрамовича очень крепкие любимые тылы. Ему безумно повезло – он во взаимной любви живёт всю жизнь: со своей замечательной супругой, дочерью потрясающей, многочисленными друзьями — он искренне любим очень многими людьми! И ему не жалко, он делится этой любовью со всеми окружающими — у него этого добра вон сколько! Я желаю, чтобы эта любовь и любовь к жизни была с ним всегда.

А еще он очень любит дарить подарки. Но самый главный его подарок — длинной в тридцать лет моей жизни здесь, в театре. Подарок длиной в театральную жизнь.

Заслуженная артистка РФ Валентина Панина:

Здесь есть ощущение свободы, и в то же время заботы, от этого возникает желание делать больше, чем ты можешь. Есть уют, рядом работают любимые люди. Некоторые считают, что театр без конфликта драматургии не бывает, но Виктор Абрамович всегда говорит, что, независимо от наших личных болей, неудач, трагедий, от того, что происходит за стенами, мы способны сами создавать в театре атмосферу семьи. Мне нравится, что здесь есть возможность быть услышанным. Иногда что-то не получается, но мы всегда дорожим друг другом и искренне радуемся успехам. И такое отношение бумерангом отзывается на молодёжи – я вижу контактность, обоюдную симпатию, уважение и интерес друг к другу. Причём всё это сочетается с какой-то удивительной способностью Виктора Абрамовича искать и находить новых режиссёров, делать неожиданные репертуарные решения в театре. При всех сложностях, о которых я, наверное, и не догадываюсь, он умудряется поддерживать высокую планку. Меня восхищает его отношение к делу.

Доброту его я лично испытала на себе, когда у меня были трудные моменты в жизни: его поддержка была мне очень важна. А в день рождения он всегда набирает номер и звонит, находит вдруг слова, от которых становится тепло и приятно.

Я благодарна ему за прямоту и откровенность. Как-то раз я пришла к нему, когда у меня возникла пауза в работе. Он мне жестко тогда сказал: «Артистов много, будет работа – будешь работать, если у тебя сейчас есть дело – делай, помощь нужна – приходи, что смогу сделаю». Мне, слава Богу, хватило ума понять, что ситуации бывают разные, что в театре есть очень хорошие актрисы, которые работали и до меня, есть ученики Агамирзяна, у которых вся жизнь здесь прошла – и у них тоже возникают паузы в работе. Я это приняла и поняла.

Думаю, что Театр им. В.Ф. Комиссаржевской занимает какую-то особенную нишу в Петербурге, но об этом лучше судить тем, кто смотрит со стороны. Внутри – это семья, родня, которую я очень люблю. И сколько даст мне Господь силы, столько я смогу с любовью служить этому театру. Я всегда иду сюда с радостью, у меня даже настроение поднимается, когда захожу сюда: «Боже мой, здравствуйте!»

Виктор Абрамович, я уверена, чувствует любовь от окружающих его людей, даже от тех, кто ему об этом не говорит. Пусть это приносит ему радость. Я желаю ему здоровья! Желаю, чтобы он радовался тому, что есть, несмотря на проблемы. Желаю, чтобы у него хватало силы вдохновлять людей, которые рядом. Мне кажется, что Виктор Абрамович идёт интересным путём в своей работе. Театр – это его детище, кровное создание, и пусть любовь всегда будет взаимной.

Заслуженный артист РФ Евгений Ганелин

С Виктором Абрамовичем я познакомился раньше, чем он думает, поскольку наши отцы были коллегами и друзьями. Ещё тогда я слышал, что сын крупного ленинградского философа Абрама Израилевича Новикова выбрал поприще, которое отец не очень одобрил: специалистам в области театра в то время приходилось прикладывать немало усилий, чтобы заниматься делом и в то же время «быть на плаву». И когда мы вместе с моим сокурсником Володей Богдановым пришли в Комиссаржевку, то уже знали, что идём не только к Рубену Агамирзяну, но и в добрые руки Новикова.

Сказать, что Виктор Абрамович был просто завлитом – не сказать ничего. Этот человек прекрасно ориентируется в драматургическом литературном процессе, он всегда снабжал Агамирзяна самым свежим и лучшим. Ещё мне в руки как-то попались записи уроков и репетиций Рубена Сергеевича, которые Виктор Абрамович прилежно вёл. Он всегда безумно любил сидеть на репетициях, для него это — абсолютно органичный процесс. В других театрах завлит и репетиции – вещи несовместимые, я не видел этого нигде, кроме, пожалуй, БДТ. Причём он никогда не даёт замечаний, но по его носу – вздёрнутому вверх или опущенному к полу, — мы понимаем, нравится ему это или нет. И более того, побаиваемся, когда он начинает «посапывать» – это значит, что ему не нравится.

Справедливость – очень хрупкое чувство, сложно сказать, что в жизни справедливо, а что нет. Виктор Абрамович справедлив. Он может быть разъярён, раздосадован чем-то, но по природе своей не поступит по отношению к человеку несправедливо. И это качество перенимают все, кто работает в театре. Поэтому Комиссаржевку иногда называют «домом отдыха для артиста» в душевном смысле: здесь нет группировок, склок и интриг, которые, к сожалению, заражают то один, то другой театр.

Виктор Абрамович хранит идею «театра-дома», и, думаю, поэтому наш театр – собрание приличных людей. И я прекрасно знаю, сколько у меня недостатков в характере, знаю, сколько их у моих коллег… Но он находит особый стиль поведения для каждого, продолжая традиции Рубена Сергеевича. И он очень искренен. Думаю, что в этот театр фактически невозможно попасть, если ты — законченный гадёныш. Благодаря тому нравственному отношению, которое Виктор Абрамович распространяет, здесь люди очень ценят друг друга. Я второго театра такого не знаю, поэтому здесь и работаю.

У нас работают артисты старшего поколения, их никто не может уволить – и в этом огромная заслуга Вити. Когда молоденький артист приходит сюда после института, он понимает, что здесь на сцену выходят Валентина Панина или Иван Краско, и держит себя уже соответственно уровню, который они задали. До этого была Дора Моисеевна Вольперт, Михаил Сергеевич Храбров, Николай и Сергей Боярские, я не буду сейчас перечислять имена всех блистательных артистов, которые здесь работали… Есть грустное выражение «смена поколений», но в нашем театре она происходит естественно, не определяется приказами, которые, слава Богу, Виктор Абрамович никогда и не издаёт.

После ухода Агамирзяна на должность художественного руководителя никого другого и избрать было нельзя. Это было абсолютно естественное решение, и до настоящего момента мне даже подумать страшно, что здесь может быть другой человек, кроме Вити. И не потому, что Витя — общий друг, нет, он не общий друг – он сам по себе очень достойный человек. Когда, не дай Бог, у кого-то возникают проблемы со здоровьем, многое решает Витя — договаривается, ищет врачей, помогает. Словом, это колоссальная часть его повседневной жизни – следить за тем, чтобы артисты были в форме, здоровы и довольны.

Я хочу пожелать Виктору Абрамовичу успехов в его нелёгком и неблагодарном деле, которое у него замечательно получается. Витя, держись! Мы всё равно будем тебе пить кровь, терпи, дорогой! Твой кровопилушка Ганелин.

Заслуженная артистка РФ Евгения Игумнова

Виктор Абрамович всегда был креативным человеком — увидев меня, сразу же взял в театр. А Александр Аркадьевич сразу поставил спектакль, где я играла главную роль. Сегодня космополитизм более развит в театральной среде, а тогда в русском театре это было новаторством… Так Виктор Абрамович сделал первый заход к европейскому стилю, и на сцене нашего театра стали играть люди разных национальностей.

Виктор Абрамович сразу же располагает к себе, и человек чувствуют себя с ним безопасно. Чувства опасности не возникает и тогда, когда он сердится. Либо он такой и есть, либо он — большой хитрец. Я думаю, что он великий дипломат – это и национальное, и интеллигентское. Он воспитывался в интеллигентной и образованной семье, и такая же атмосфера сохраняется в его семье: атмосфера абсолютной любви, взаимопонимания и общности интересов.

Многие творческие люди устроены так, что самое главное для них – это творческий результат и только. Какими путями он добьётся успеха – неважно. Для Виктора Абрамовича успех важен, но для него есть вещи не менее важные. Например, как люди общаются, в каких условиях они работают. Он, я бы сказала, человек-опекун. В нашем театре я сохранила себя как личность благодаря тому, что не проходила через жесткое испытание нелюбовью и была принимаема всегда даже со своими ошибками.

Я хотела бы пожелать Виктору Абрамовичу оставаться молодым и вдохновенным, сохранять амбиции руководителя, которые позволяют ему совершать невероятное. Я желаю ему полёта. В нём много жизнелюбия и нереализованных «мечт», которыми он вдохновляет нас. Всё, что он создаёт и всё, что у него получается, добавляет ему здоровья, сил, хорошего настроения и лет жизни. Желаю, чтобы он жил долго и счастливо!

Заслуженная артистка РФ Татьяна Кузнецова

После института в 1985 году в театр им. В.Ф. Комиссаржевской меня взял мой учитель Рубен Сергеевич Агамирзян. Потом я уходила в Александринский театр, и через десять лет Виктор Абрамович взял меня обратно со словами: «у нас тут, конечно, много актрис разных, но ты — своя». За это я ему безмерно благодарна!

Мы всегда знали, что Виктор Абрамович знаком со многими драматургами и пишущими людьми, со всей талантливой интеллигенцией, поэтому часто первенство постановки каких-то новых произведений отдавалось нашему театру. Возможно потому, что у него есть потрясающее качество – умение дружить, а значит — умение любить.

У Виктора Абрамовича удивительная семья. С Ларисой Романовной они вместе более пятидесяти лет, почти со школы – это сейчас это большая редкость.

Комиссаржевка всегда отличалась тем, что при любых творческих экспериментах со сцены идёт тепло. Это зависит и от наших учителей, и от труппы, и от тех, кто сейчас приходит в театр. А набирает труппу всё-таки Виктор Абрамович. И здесь возникает момент семейственности, потому что как-то вдруг в театре выросли и вышли на эту сцену уже наши дети.

Я всегда буду благодарна ему за помощь, протянутую вовремя руку. Иногда он появляется и спасает, как ангел с небес. Я желаю ему здоровья в первую очередь, потому что остальное у него есть. Пусть семья радует его по-прежнему, пусть все любимые и друзья будут рядом. И мы будем стараться его не подвести.

Артист Егор Бакулин

Когда я пришел в театр, среди моих ровесников ходило много шуток о том, что на самом деле Виктор Абрамович — мой родной дядя. А всё потому, что я из Саратова, а он когда-то жил в Саратовской области. На самом деле меня взяли в театр абсолютно классически – после дипломного спектакля.

Он очень театральный человек и понимает абсолютно всё. Причём не поверхностно, а до самых глубин понимает природу актёра. Недаром среди нашего поколения мы между собой называем его «Деда». Виктор Абрамович не вмешивается в творческий процесс. Он может подсказать, посоветовать, но не более. Тем не менее, мы всегда знаем, что на каждом выпуске спектакля Виктор Абрамович всегда присутствует в зале –смотрит, слушает, о чём-то общается с режиссёром, с некоторыми артистами, «выпускает» спектакль вместе с нами.

Я хочу пожелать Виктору Абрамович организовать гастроли в Саратов, чтобы мы с ним вместе оказались на нашей малой родине.  Желаю, чтоб у Виктора Абрамовича всегда было хорошее настроение, от него зависит самочувствие – и его, и наше, и театра.

Заслуженная артистка РФ Нелли Попова

Впервые я пришла в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, будучи студенткой третьего курса, когда театром руководил Рубен Сергеевич Агамирзян. А потом, окончив институт, вернулась сюда, как домой. Александр Аркадьевич Белинский привёл меня к Виктору Абрамовичу и сказал: «Хочу, чтобы эта актриса была занята в моём спектакле «Цезарь и Клеопатра». С тех пор я служу здесь тридцать лет, ровно столько, сколько Виктор Абрамович является художественным руководителем. Всю свою сознательную творческую жизнь я верна этому театру, своему дому, которым руководит Виктор Новиков.

Это непростая должность – быть художественным руководителем. Нужно отвечать за всё – за творчество, за труппу за её развитие. Это большая ответственность, и он справляется с этим блестяще. Многие уже говорили про его удивительный талант дружбы. И эта не та краткосрочная дружба – выгода, когда один человек пользуются другим, а потом забывает, как его зовут. Нет, он умеет дружить по-настоящему, у него по всему миру есть друзья. Благодаря такой дружбе, такому своему таланту, он не даёт театру остановиться. Как и у любого художественного руководителя, у Виктора Абрамовича бывают сложные моменты, но он всё время находится в поиске новых личностей, приглашает их. Орбиту Александра Морфова в России раскрутил Виктор Абрамович, и благодаря нашему театру этого режиссёра узнали в Москве, а потом в Израиле. Для многих актёров работа с этим режиссером стала творческим скачком. Мы не стоим на месте, мы движемся, потому что Виктор Абрамович умеет рисковать. Да, мы не всегда «стреляем в десять», но один такой выстрел стоит нескольких. Ещё очень многим режиссёрам Виктор Абрамович дал толчок, первый шаг.

А потом, к Виктору Абрамовичу придёшь с любой бедой, с любым несчастьем… У Виктора Абрамовича есть своя гражданская позиция – это человек, у которого болит сердце за город, за страну, за мир. Он – неравнодушный человек. Равнодушные люди не могут работать в театре.

Заслуженный артист РФ Анатолий Худолеев

Мы с Виктором Абрамовичем знакомы уже сорок пять лет, вот такой вот маленький срок. И как незаметно он прошел! Виктор Абрамович – один из «старейшин» этого театра, он служит ему уже более пятьдесяти лет. И я хорошо помню его в годы работы заведующим литературной частью: он вообще не выходил из своего кабинета и, как крот, выглядывал из-за груды пьес. Сколько он читал, сколько пьес предложил Рубену Сергеевичу! В этом смысле он — большой трудяга. Имея большой вкус и понимание драматургии, он говорил Рубену Сергеевичу, на что стоит обратить внимание и поставить в театре. Пьесы Шатрова, Горина, Друцэ…

В 1991 году мы лишились Рубена Сергеевича и неожиданно остались без руля. Встал вопрос – кто может руководить театром? Кандидатура Виктора Абрамовича возникла сразу. И, слава Богу, что художественным руководителем стал именно он. В 90-е годы в России был полный разброд и неразбериха. Стране было не то, что не до театра, — было не до народа. А народ думал, где бы хоть копейку заработать – всем было плохо и неуютно. И уже тогда Виктор Абрамович проявил свои организаторские способности, чтобы сохранить труппу, найти режиссёра. Труппе он тогда сказал, что сам никогда спектакли ставить не будет. Надо было на какое-то время сохранить старый репертуар, но годы шли быстро, и старшее поколение стало уходить. А вместе с ним уходили спектакли. Но прошло несколько лет, и незаметно у нас стали появляться режиссёры, которых находил и приглашал Виктор Абрамович. Он открыл Александра Морфова, когда в России его никто не знал. Были и другие режиссёры. Раньше мы работали только с Агамирзяном, и перестроиться на работу с разными режиссёрами было непросто. Но жизнь берёт своё, в театре стали появляться молодые актёры, за последние годы поменялась практически вся труппа. Среднее поколение у нас сейчас весь репертуар держит на своих плечах, и надо отдать ему должное, крепко держит.

В человеческом плане Виктор Абрамович удивительный. Во-первых, он большой сердечной щедрости человек, это очень редко в наше время. Для него каждый человек важен, он участвует в его судьбе, первый помогает в беде. Позвонит, узнает, положит в больницу, достанет лекарства. В 90-е у меня случились проблемы с сердцем, и спасти мог только кардиостимулятор. В стране они только стали появляться и стоили заоблачную цену, а Виктор Абрамович мне помог.

Его телефон забит не сотнями, а тысячами номеров абонентов по всему миру. Он, конечно, личность. Мне трудно представить, что вместо него мог бы быть кто-то другой. И пусть всё это сохраняется, пока мы живы и здоровы. Одиноким везде пустыня. Я рад, что Виктор Абрамович не знает этого состояния. Ничего нет больнее и страшнее одиночества, и я желаю, чтобы в его жизни пустыни не было никогда.

Артист Родион Приходько

В театре им. В.Ф. Комиссаржевской я живу с 1989 года. Ещё будучи студентом Тамары Михайловны Абросимовой, я участвовал в спектакле «Дни Турбиных». После института была армия. Когда уже я заканчивал службу в армии, театр направлял туда специальные письма, чтобы меня отпускали на репетиции. Тогда у меня и состоялось близкое знакомство с Виктором Абрамовичем. Кстати, это был непростой момент в моей биографии: я сомневался, стоит ли дальше заниматься этой профессией. Виктор Абрамович с большим пониманием отнёсся к моим проблемам, к поискам и вопросам, дал мне время. И сегодня тем, что я служу в этом театре, занимаюсь этой профессией, я во многом обязан ему.

Рубен Сергеевич Агамирзян вырастил четыре поколения артистов, которые друг с другом связаны, иногда даже родственно. И Виктор Абрамович был частью этого организма. Конечно, он пришел не на пустое место и продолжил традицию. Но не просто продолжил, а сформулировал в те сложные девяностые идею «театра-дома». Многое пришлось пережить тогда всему обществу, и огромная заслуга Виктора Абрамовича в том, что он смог не только сохранить традиции режиссёрского театра, но главным образом — людей.

Он человек добрый. Мы вместе уже тридцать лет, и я вижу, как он становится мудрее, вижу, как он внимателен ко всему, что с нами происходит. Можно прийти к нему в кабинет, поговорить о своих проблемах, и он всё поймёт.

Наш театр пронизан ленинградской культурой. Ещё в строю те артисты, которые составляли и составляют пласт ленинградской интеллигенции, которых знает город. Некоторые писатели, поэты, литераторы и другие деятели культуры сейчас живут за границей, и Виктор Абрамович поддерживает связь с очень многими из них, потому что это его друзья ещё с юности, и он хочет, чтобы они тоже были частью нашей театральной жизни. Вообще, его деятельность на посту художественного руководителя уникальна – в силу своих возможностей он открыл театр для мира. Благодаря Виктору Абрамовичу, наш театр знают в Америке, Германии, в Израиле, на Балканах, потому что он экспериментирует и не замыкается на одном авторе, одном режиссёре. Всегда, начиная какую-то работу, он говорит: «Я думаю, что вам это будет интересно».

Заслуженная артистка РФ Наталья Четверикова

Виктор Новиков! Я бы назвала его Человеком Мира, потому что в любом уголке земного шара можно найти его друзей. Он всё и всех знает, всё читал и смотрел, что ни спроси. С ним интересно, весело и никогда не бывает скучно. Бездна юмора, добра и сочувствия. А главное, он очень любит Театр и бесконечно любит и понимает артистов. И артисты обожают его. И это взаимное понимание создаёт в театре особую ауру, особый уют. Для всех нас театр им.В.Ф.Комиссаржевской – второй дом, и это заслуга Виктора. Дверь его кабинета всегда открыта, можно зайти к нему в любую минуту и поделиться радостью, горем, решить проблему. Он отзывчив, готов помочь и посоветовать. Но он не терпит предательство и ложь. Его нежное и бережное отношение к пожилым артистам достойно уважения.

Дорогой Витенька! Я с тобой работаю более сорока лет и не перестаю восхищаться тобой. Ты всегда ровен, спокоен, приветлив, отзывчив. Ты душа театра. Спасибо тебе за всё.

Артистка Светлана Слижикова

Лёгкий, остроумный, ироничный, дружелюбный – таким мы увидели Виктора Абрамовича будучи студентами второго курса, когда в 1975 году пришли участвовать в спектакле «Если бы небо было зеркалом». Пришли мы не просто в театр, а в Дом, в Семью, к Учителю Рубену Сергеевичу Агамирзяну. Прошли годы, Учителя уже нет, приходят молодые, талантливые ребята. А дом, где радости разделяют с тобой, а в беде подставляют плечо, остался таким же. И это уже заслуга Виктора Абрамовича. Он из того любимого моего поколения, когда «возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Не слова, а суть. Так и прошли перестройку – тяжелые времена для всех театров, так идём и ныне.

Талант сплачивать вокруг себя, заряжать своей энергией, верить в лучшее… Он может быть жестким, но мы знаем, что он отходчив. Если что-то не клеится в роли, он увидит проблему и подскажет, порой мимоходом, но ты сразу понимаешь, в чём суть. Умный, начитанный, в глубинном смысле образованный, щедрый, способный на шалости и детские поступки…

Народный артист РФ Георгий Корольчук

Мы пришли в театр к Рубену Сергеевичу Агамирзяну в один год: Витя в литературную часть, я, студентом, в массовку. Мы оба выросли из театра Агамирзяна. Работать в мастерской такого крупного таланта совсем не просто. Витя был на мой субъективный взгляд завлитом экстра-класса, с невероятно цепкой и объёмной памятью (я и сейчас ею поражаюсь, но у руководителя и должна быть такая), нечеловеческой трудоспособностью и талантом помощника. Это главное. Не слугой (Агамирзян слуг не любил), а соратником, собеседником. Он умел быть рядом на определённой дистанции – это было единение нераздельного.

И вот с тех самых «семидесятых» мы вместе в театре, в худсовете, в армейских поездках в Германию, в Афганистан, в Монголию, на гастролях в России и за рубежом… В самой сложной неразберихе, в самых «пиковых» ситуациях Витя всегда оставался надежным мужиком и верным другом.

Виктор Абрамович умеет создавать атмосферу любви. Будучи человеком необыкновенного юмора, он всегда «поднимает настроение в войске», с ним никогда не бывает скучно. Когда его видят, не говорят просто «здравствуйте», а бросаются целоваться. Но, несмотря на кажущуюся доступность, в принципиальных вопросах чести он нелицеприятен. По отношению к нему существует внутренний пиетет, не позволяющий переходить черту уважения. Никогда ни один артист и не артист, обращавшийся к Вите за помощью, не оставался без неё. Никогда. Чего стоит только его записная книжка на миллион абонентов. Виктор Абрамович каждого помнит, и каждый помнит Виктора Абрамовича. Если собрать все «спасибо за помощь», обращённые к нему, и сказать разом, никакие иерихонские трубы не сравнились бы. А талант никому не залезать в душу? А заявление: «Чтó они (артисты) — дети что ли, что я буду их наказывать? Это же их унизит»! А если тебе дарят при встрече кусочек своей любви, как не ответить тем же?

Умение держать в руках академический репертуарный театр и труппу за счёт своих волевых, интеллектуальных и человеческих качеств выдают в Викторе Абрамовиче крупного театрального деятеля «чистой воды». А сколько идей рождается у него! Но кроме этой способности, есть и способность отказываться от идей, оказывающихся беспочвенными.

Мы с Витей друзья, поэтому я не могу быть объективен. Но мне кажется, что тогда, в начале 1992 года, выбор был сделан правильный. Мы все знаем, как трудно бывает театрам выбираться из ямы, образующейся после ухода мощного (а если еще и любимого!) мастера, а у нас ямы не было, была вмятина, потому что осталась в театре любовь к ушедшему мастеру и поставлен хранитель этой любви. Если мы приходим в театр и заявляем, что пришли заниматься искусством, а при этом забываем, что мы люди и что создаём произведения искусства для людей – ничего толкового не получится. Мне лично смотреть на мёртвые изыски неинтересно. Нас Бог создал не только разумными, но и общественными существами. Значит, нам надо быть вместе, значит надо помогать друг другу, то есть надо быть людьми. В нашем театре это возможно. При другом руководителе, наверное, было бы иначе. Здесь тайна. Любовь всегда тайна. Тайна, позволяющая жить и чувствовать себя человеком.