Театру им.В.Ф.Комиссаржевской – 81!

18 октября 2023 года Театру им.В.Ф.Комиссаржевской исполнится 81 год. Театру, труппа которого образовалась в 1942 году из оставшихся актеров блокадного города; одним из инициаторов его создания стала  Ольга Берггольц  — «Голос блокадного города». Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным.

 18 октября 2023 г. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской приглашает вечером на спектакль «Я вернулся в мой город», посвященный Петербургу-Петрограду-Ленинграду.

Это признание в любви своему городу, восхищение его стойкостью в страшные дни блокады, его героизмом. В концерте  — стихи Ольги Берггольц («Третье письмо на Каму» в исполнении н.а.России Тамары Абросимовой), Анны Ахматовой («Птицы смерти в зените стоят…» в исполнении Светланы Слижиковой), Давида Самойлова «Жил в Ленинграде странный малый», исп. Егор Шмыга), Алика Ривина («Вот придет война большая», исп. Богдан Гудыменко), блокадные воспоминания Елены Алешиной и песня «Служили два друга» в исполнении Георгия и Алексея Корольчуков, песня «Ленинград мой» в исполнении всего состава спектакля и другие фрагменты, посвященные страшным дням блокады и войны.

 Здание на Итальянской

В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Судьба его уникальна и хранит отпечаток бурных эпох.

Когда-то это здание являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И. Эссен-Стенбок–Фермором (графский шведский род, находящийся в родстве со шведской короной) по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Славу «Пассажу» принесли не сколько  торговля,  — сколько развлечения, а с 1860 года Пассаж превратился в культурно-просветительский центр, где проходили лекции видной профессуры, а также литературные вечера с участием И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, Т.Г. Шевченко. В 1900-1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке и — стал Театром, на сцене которого работали антрепризы разного достоинства. Именно здесь, в 1904 году, открыла  свой  Драматический театр  -«театр свободного актера, театр духа» — великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Несмотря  на  короткую жизнь, этот театр оставил в истории глубокий след. После того, как театр Веры Комиссаржевской переехал в здание на Офицерской улице, на сцене Пассажа гастролировали украинские оперно-драматические коллективы, оперетты, детская труппа И. А. Чистякова, московские антрепризы, труппа Сабурова. После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам и режиссерам. Здесь была студия Акдрамы, где ставили свои режиссерские опыты ученики Л. Вивьена. Наконец, именно здесь в 1930-е (и до начала 1942 года) работал Театр Сергея  Радлова.

 Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Начало

В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу К.Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль  решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным».  С  1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить  имя  В. Ф. Комиссаржевской. Первым директором и  режиссером его был С. Морщихин.

Из воспоминаний Ольги Берггольц: «Письма, которые  получила  я  зимой 1941/42 года на свои  передачи, останутся  для меня  на всю жизнь  самой высокой наградой. В радиокомитет  приходили  заявки на чтение  классической  и советской литературы. Из (январских) передач  — «Чтения с продолжением»  — постепенно  родился «Театр у  микрофона», где артисты  радиокомитета  стали  разыгрывать  целые пьесы, преодолевая  голод, слабость, быструю утомляемость. (…) К концу  сорок второго года из артистов радиокомитетского «Театра у микрофона» и артистов 1-й  фронтовой  агитбригады в осажденном  городе  родился  под  вой  и свист  снарядов и бомб новый театр, где все (…) были  самыми подлинными  и рядовыми   защитниками  Ленинграда».

Так, театр ведет свой отсчет с того самого момента, когда кучка голодных актеров стала играть спектакли в осажденном городе. Именно эти актеры составили первую труппу будущего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. В тяжелые годы становления в театре часто менялись режиссеры, стилистика, творческая позиция. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич, З. Корогодский, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров.  Свои первые шаги делали молодые    актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих,  блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса и «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тётя Иосифа Бродского) и множество замечательных личностей.

Здесь впервые ставились пьесы Г.Горина И.Думбадзе, А.Галича, И. Дворецкого, Д.Гранина, Л.Зорина, Э.Брагинского, М.Шатрова, О.Берггольц  и пр.

Лидеры

Несмотря  на громкие имена и талантливые постановки послевоенного времени, театру не удавалось обрести  творческое лицо  до  той поры, пока  не появился  художественный  лидер. Им стал Рубен Сергеевич Агамирзян — режиссер, актёр, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел  построить театр-дом со своей  уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. Будучи фронтовиком, Рубен Агамирзян ставил много спектаклей про военное время. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а.РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра.

Комиссаржевка сильна своей преемственностью. Сегодня в труппе – ученики Тамары Абросимовой и Ефима Каменецкого, Сергея Бызгу, Маргариты Бычковой, Евгения Иванова, Евгения Ганелина. Нередко ученики выходят на сцену вместе со своими учителями.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).

Коллектив театра  — активный участник лучших фестивалей страны и мира.  Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Интерьеры  театра, бережно отреставрированные в 2003 году, поражают  своей красотой. Это и похожий на дорогую шкатулку зрительный зал с удобными дубовыми  креслами, и светлые фойе с анфиладой легких залов, и знаменитое окно  Большого фойе с великолепной панорамой на галерею Пассажа.

В малом фойе театра, там, где  когда-то  располагалась гримуборная Комиссаржевской,  расположена фотовыставка, посвященная всем  периодам  театральной жизни —  до наших дней.  С противоположных стен смотрят друг на друга   глаза актеров  прошлого  и  тех, кто сегодня  царит  на сцене.

В 2018 году на пост главного режиссера Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова. За короткий период новый главреж поставил  значимые спектакли по произведениям русских классиков. Также в театре ставят спектакли режиссеры разных поколений. Ярким направлением стали спектакли болгарского режиссера Александра Морфова, в которых притягательная карнавальная легкость соседствует с глубоким смыслом, и спектакли  Александра Баргмана, где внутренний мир человека — на острие чувств. Этапными стали спектакли Григория Дитятковского.

Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише — более 30 спектаклей по пьесам классиков и произведениям современников, есть место поискам и экспериментам.

В 2018 году на пост главного режиссера театра Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова. За короткий период новый главреж поставил  значимые спектакли: «Доктор Живаго» по роману Пастернака, «Дуэль» по повести А.Чехова, «Беглянки» К. Дютюрона, «Двадцать минут с ангелом» по «Провинциальным анекдотам» А.Вампилова, «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана, «Обломов» по роману И.Гончарова, концерт-признание городу «Я вернулся в мой город…».

Также здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише — спектакли по пьесам и произведениям зарубежных классиков и современных авторов (У.Шекспир, С.Моэм, Ш.де Лакло, Г.Ибсен, В.Гауф, Ж.-Б.Мольер, К.Бизё,  Н.Круз, К.Дютюрон, Э.Кинтеро, М.Себастиан, Ги де Мопассан, И.Вилквист, М.Вишнек, Э.-Э. Шмитт, Х.Левин, К.Бизё, ), по произведениям русских классиков и современных российских авторов (Н.Гоголь, А.Островский, А.Чехов, А.Вампилов, И.Гончаров,  А.Володин, С.Маршак, В.Шукшин, Б.Пастернак, М.Жванецкий, Г.Горин, Я.Пулинович, С.Буранов, Ю.Вознесенская, В.Красногоров, М.Тульчинская).

Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Сильная театральная школа петербургских педагогов Рубена Агамирзяна, Александра Белинского, Льва Додина, Вениамина Фильштинского, Игоря Владимирова, Владимира Петрова и других замечательных мастеров скрещивается с выпускниками московских школ и яркими актерами из провинции.

В декабре 2020 г. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской был удостоен высокой награды.  Совет международного конкурса «Созвездие талантов»,  основанном почетными гражданами Санкт-Петербурга — академиком Д.С.Лихачевым, скульптором М. К. Аникушиным и композитором А.П. Петровым, принял решение «Удостоить высшей награды конкурса «Звезды академика Дмитрия Сергеевича Лихачева» Санкт-Петербургский академический драматический театр им.В.Ф. Комиссаржевской — за стойкость и неоценимый вклад в поднятие духа несгибаемых ленинградцев в годы фашистской осады города на Неве, а также за сохранение и развитие лучших образцов мировой театральной культуры».

В августе 2022 г. на телеканале «Звезда» вышел фильм, посвященный Блокадному театру.

 В период пандемии артисты театра подготовили цикл фильмов, посвященных своему театру и любимому городу в годы войны:

 20 ДНЕЙ ДО ПОБЕДЫ: ВОСПОМИНАНИЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РОССИИ ВАЛЕНТИНЫ ПАНИНОЙ

https://youtu.be/rYS-gIVIlbY

Онлайн-концерт «IN MEMORIAM» (В память…)

https://youtu.be/UarAGKiKJD0

ФРОНТОВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР НИКОЛАЯ БОЯРСКОГО. Читает заслуженный артист России Александр Вонтов.

https://youtu.be/gKn4zR5yUno

Фильм «ПОСРЕДИ ПОБЕДНОЙ ТИШИНЫ…»

https://youtu.be/2nHLFNTP6VQ

ПЕСНЯ О ЗЕМЛЕ: ВОЕННЫЙ ЦИКЛ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

https://youtu.be/Qyii23RJ_LM

Фильм-послесловие «ЭХО ПОБЕДЫ»

https://youtu.be/5zsGTxjip_U

ВСЁ

https://youtube.com/playlist?list=PLYypXycVF3jSR2mUFkD5JnKC6sord3dTl

 

Интересное:

Здание театра когда-то являлось частью Пассажа. В концертно-лекционном зале, «выполненном в изящном греческом стиле», устраивали литературные вечера и игрались любительские спектакли. Занавес концертного зала снимался в аренду купцами для размещения рекламы. Когда в 1904 года здесь заработал Новый драматический театр Комиссаржевской, первое, что сделала Вера Фёдоровна, —  отказалась от «рекламного» занавеса.

В нашем театре случились первые постановки первой и последней пьес Горина. Первая – «Забыть Герострата…» — была открытием молодого драматурга Г.Горина тогда завлитом Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктором Новиковым. Последнюю  — «Шута Балакирева» — он передал театру за три дня до своей смерти. Премьера спектакля вышла 23 мая 2001 года, режиссером выступили Ю. и Л.Панич, художником спектакля стал Э.Кочергин.

В фойе театра — роскошная старинная люстра. На самом деле – их две. Когда небо темное, через великолепное историческое арочное окно можно увидеть такую же люстру в Пассаже. Кто-то скажет, что это – иллюзия, а кто-то поверит в настоящее волшебство. Кстати, эта хрустальная люстра действительно старинная.  В этом же Большом фойе, где висит знаменитая люстра, есть зеркала напротив друг друга, ломающие пространство. Посмотришь в них – как будто в зеркальный лабиринт попадаешь… То есть чудо театра уже начинается с фойе. И ты понимаешь, что ты приходишь в необыкновенное место. А задача актерская – зрителя не обмануть.

16 декабря 2016 г. театр представил премьеру спектакля «В осколках собственного счастья» по произведениям нашего современника – писателя, философа-сатирика Михаила Жванецкого. Сам Жванецкий  по приглашению своего друга-шестидесятника – художественного руководителя Комиссаржевки – Виктора Новикова – приехал лишь на пятый спектакль – очень нервничал и боялся. Автор с большой опаской все-таки приехал на спектакль и был счастлив, что спектакль ему понравился. «Я аплодировал, шумел, вскакивал и, по-моему, подымал публику, чтобы она также аплодировала вашему спектаклю. Они видели меня, и, наверное, отдали должное вам, потому что ваша драматургия совсем другая, режиссёрская».