Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Мондзаэмон Тикамацу
«Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей»

РЕЖИССЕР ВЛАДИСЛАВ ПАЗИ
ХУДОЖНИК АЛЛА КОЖЕНКОВА
ХОЕОГРАФИЯ НИКОЛАЯ РЕУТОВА
Премьера состоялась 24.02.1995
Пьеса «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» была написана японским драматургом Тикамацу Мондзаэмон в 1720 г. в жанре дзёрури для кукольного театра, а затем адаптирована для театра Кабуки.

Сюжет. Кохару (Малая весна), юная гетера, влюбилась в Дзихэя, молодого торговца бумагой. Хозяин дома любви зорко следит за печальной Кохару, чтобы не сбежала с пылким возлюбленным своим. Когда богатый купец Тахэй предлагает выкуп за юную красавицу, чтобы увезти ее в Итами, влюбленные понимают, что судьба их предрешена, воссоединение влюбленных возможно только в смерти.

В тяжелые постперестроечные времена, после смерти Рубена Агамирзяна, новый художественный руководитель Театра им. В. Комиссаржевской Виктор Новиков стремился ввести труппу в расширенный творческий контент. Приглашая в театр на постановки разных по стилю режиссеров не только «местных», ленинградской группы крови (таких, как Владимир Воробьев, Александр Белинский, Лев Стукалов, Александр Товстоногов, Владислав Пази), но и Михаила Козакова из Израиля, Вениамина Смехова из США.
Ученик М. Сулимова и Г. Товстоногова Владислав Пази вернулся в родной Ленинград из Бишкека и также был приглашен на постановки в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Здесь он поставил три спектакля: «Игрок» по роману Ф.Достоевского, «Дама с камелиями» А. Дюма-младшего и, наконец, «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей».

История.
Виктор Новиков:
«Мне не хотелось ограничивать театр одной фигурой, хотелось сохранить свободу творческого маневра и разнообразия. Я всегда отдавал себе отчет: да, я не умею ставить спектакли, это не мое дело. Но я чувствовал, что могу понять, что хорошо и что плохо, какая пьеса прозвучит и кто может идеально ее поставить, найти общий язык с труппой. Мне казалось, надо иметь решимость принимать решения самому и самому отвечать за них. В худсоветах советской поры было что-то от парткома, месткома, от всей формальной чепухи. … Была короткая, но яркая эпоха Владислава Пази с двумя безусловными победами – «Дамой с камелиями» и «Самоубийством влюбленных на острове Небесных сетей»…(из интервью О.Скорочкиной).и
з Спектакль был выдвинут на «Золотую Маску», но пот технологическим причинам показать его в Москве не представлялось возможности, поэтому был исключен из номинантов на высшую театральную премию России.

А. Коженкова:
«В моей жизни имели большое значение не только режиссёры. Юрий Алексеевич Шварцкопф пригласил в трудный момент Славу Пази и меня сделать «Даму с камелиями» в театре Комиссаржевской. Мы это сделали. На спектакль пришли все, включая Собчака. …В театре Комиссаржевской мы сделали и другой, гениальный спектакль, каких больше не было, нет и не будет — «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей». Отлично понимаю, что без Юрия Алексеевича спектакль этот бы не состоялся, чтобы летать, как я задумала, над зрительным залом, надо было долбить какую-то историческую стену, т. е. трудности непреодолимые. Он нам дал эту возможность, и я получила «Золотой софит»…» (Из интервью А. Коженковой Дм. Родионову. – В кн.: Алла Коженкова. Неопознанные объекты. М., 2016.)

Н. Старосельская:
«Сюжет двойного самоубийства влюбленных – чрезвычайно популярен для японского искусства того времени. Существует легенда о том, что Тикамацу услышал о самоубийстве влюбленной пары, торговца и девушки из чайного домика, в тот же день, когда это событие произошло: вместе с друзьями он коротал время за рюмкой сакэ, когда вошедший в чайный домик человек рассказал о происшедшем и обратился к драматургу с просьбой поскорее написать об этом событии. Тикамацу, как гласит легенда, немедленно отправился домой и взялся за перо, а спустя две недели кукольный театр уже играл спектакль, а взволнованные зрители награждали драматурга и кукловодов несмолкаемыми аплодисментами. Сложилось даже мнение, что творчество Тикамацу поспособствовало распространению моды на самоубийства среди влюбленных: «Описанные им переживания в момент подготовки к смерти были настолько обворожительными, что некоторые недоумки, считая это очередной «забавой», горели желанием лично испытать, что же это такое, ничуть не заботясь о непоправимых последствиях», — писал один из исследователей.
Уже на склоне лет Тикамацу написал пьесу «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей» — она была необычайно изобретательно и интересно поставлена некогда Владиславом Пази в Ленинградском театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Здесь рассказывалась та же, по сути, история любви торговца и девушки из чайного домика, но заканчивалась она пронзительным признанием драматурга в том, что ничего нельзя исправить в жизни и несчастные влюбленные сами не осознают того, что оказываются пойманными «в сеть высшего возмездья»: «И слезы // Невольно набегают на глаза //У каждого, // Кто слышит эту повесть…» (пер. В.Марковой). Воистину – «нет повести печальнее на свете…»
(Н. Старосельская. «И слезы набегают на глаза…» / Страстной бульвар. 2009. №2.)